Изучая музыку, дети начинают понимать, что они изучают саму жизнь. Поэтому музыка подвластна законам жизни и поэтому она существует, развивается и воздействует на людей. Музыка доступна всем людям. Она, также как и литература и изобразительное искусство, решительно вторгается во все области воспитания и образования детей, являясь могучим и ничем не заменимым средством формирования их духовного мира.
Основополагающая задача учителя – помочь формированию в своих воспитанниках музыкальных, духовных, нравственных взглядов на жизнь, увлечь их музыкой вообще. Без увлеченности невозможно воспитать в ребенке музыкальную культуру, поэтому учитель должен вести урок как живую свободную импровизацию. Дети дошкольного возраста лучше усваивают предлагаемый им материал в форме игры. Поэтому учитель должен быть не только музыкально образованным, любить музыку, но еще и уметь в доступной форме через игру, через выдумку, донести до своего ученика то, что необходимо усвоить. В сознании детей должен постепенно накапливаться запас музыкальных впечатлений, понятий и терминов, приобретаться слуховой опыт. С первых уроков развития слуха, памяти, чувства ритма, понимания выразительных и изобразительных возможностей музыки выработка исполнительских навыков происходит, опираясь на такие музыкальные жанры, как марш, танец и песня.
В ДМШ №2 г. Сергиева Посада открылось эстетическое отделение для детей 3-5 лет. Программа включает в себя несколько развивающих занятий: слушание музыки, хоровое пение, ритмика, индивидуальное занятие (основы музыкальной грамоты, развитие музыкального слуха, памяти, ритма и т.д.), английский язык, ИЗО, - и рассчитана на 2 года обучения.
Занятия проходят в игровой форме, интересно, дети очень увлечены. Преподаватели постоянно ищут и применяют новые приемы в обучении: на хоре дети поют и играют на свирели; на слушании учатся слышать и рассуждать о музыке, исполняют несложные народные песни на деревянных ложках; на занятиях ИЗО дети занимаются лепкой, аппликацией, рисуют; индивидуальные занятия включают в себя не только пение несложных попевок, детских песенок, но и первые знания в области музыкальной грамоты (звуки, звуковысотность, мажор-минор, ритм, темп, пауза, ноты, длительности нот и т.д.). На всех занятиях используется дидактический материал, работа с любимыми игрушками.
За период работы с детьми данного возраста можно отметить заметный прогресс в их эстетическом развитии. Если в начале обучения они только слушали и выполняли несложные задания, то сейчас они стали более активны, все больше детей смело отвечают на уроках, фантазируют, рассуждают, говорят по-английски, сами просят спеть любимую песенку, послушать детскую оперу или поиграть на ложках, очень любят играть в музыкальные игры с движением. Дети хорошо усвоили длительности нот, точно могут прохлопать ритмический рисунок по заданию преподавателя или по примеру из нотного сборника, безошибочно слышат мажор-минор, отвечают музыкальными терминами, поют с помощью ручных знаков по нотам.
Можно с уверенностью сказать, что эстетическим развитием детей необходимо заниматься очень серьезно и как можно раньше (с 3-х лет), так как сейчас сама жизнь показала, что произошло большое упущение в этом направлении. У большинства детей, поступающих в 1 класс, слабая память, они с трудом запоминают стихи, не хотят читать, у них снижено внимание, страдает поведение. Преподаватели нашей школы старательно помогают привить маленьким детям всё то, что им будет необходимо в школе и жизни вообще.
На занятиях слушания музыки дети учатся различать характеры трех девочек - резвушки, плаксы и злюки, характеры героев музыкальных сказок «Кошкин дом», «Волк и семеро козлят», «Три поросенка», «Голубой щенок» и др. По характеру мелодии без труда определяют колыбельную или шуточную игровую песенку, танцевальную или маршевую.
Из множества звучащей вокруг нас музыки мы слышим ее интонации (мягкая, спокойная песня, призывный сигнал и др.), а также музыкальные интонации, связанные с человеческой речью (интонации стона, крика, злобы, нежности, печали, радости и т.д.). Интонации, выражающие внутренний мир человека, его разнообразные движения (шаг, прыжки, бег, танец) равно как и интонации, заимствованные из звуков природы, животного мира, звуков города и т.д. – безграничны. Слушая музыку, дети вслушиваются в ее тайны, звуки и открывают внутри себя новый мир, воплощенный в звуках, в мелодических интонациях.
Формирование у подрастающего поколения духовно-нравственных ценностей, эмоциональной отзывчивости, ответственного отношения к любому делу является основой образования. Занимаясь хоровым пением, ребенок, прежде всего, знакомится с живой, образной разговорной речью, учится видеть красоту слова, его звучность, напевность.
Пение является самым массовым и доступным видом искусства, а песня – одно из ценнейших средств нравственно-эстетического воспитания, благодаря единству музыкального и литературного текста. Занятия хоровым пением развивают эмоционально-чувственную сферу, художественно-образное, ассоциативное мышление, фантазию, поэтому в системе дополнительного образования хоровому обучению отводится особая роль.
Занятия с детьми дошкольного возраста в музыкальной школе очень интересны. Ведь ребенок еще только учится познавать мир. Ему интересно буквально все. Каждый урок для него открытие, он задает массу вопросов, искренне переживает, глубоко чувствует и очень мудро рассуждает. На всех занятиях эстетического воспитания мы ставим задачи как воспитательные, так и образовательные. Тесная связь с родителями помогает развивать у детей творческие навыки. Родители тоже включились в этот увлекательный творческий процесс и вместе с детьми занимаются тем, что предлагают преподаватели – рисуют, поют, помогают выполнять задания в музыкальных прописях и по инструменту.
В конце каждого полугодия мы проводим урок-концерт для родителей, и это становится уже традицией. Готовимся к уроку очень тщательно: отрабатываем весь отобранный заранее материал для него. Это не просто концерт, а урок общения с детьми и их родителями. Родители должны наглядно увидеть и услышать, как занимаются музыкой их дети, а преподаватели черпают для себя методические приемы этих уроков, накапливают опыт их проведения. На урок-концерт могут быть приглашены и другие ученики школы, которые могут исполнить музыкальную пьесу, спеть вокальное произведение и т.д. Это будет являться новым музыкальным впечатлением. С любого творческого урока дети уходят с хорошим настроением, но урок-концерт для них – это настоящий праздник музыки!
Цель урока:
- Показать внутреннюю взаимосвязь различных граней музыки и её воздействие на формирование, и воспитание творческой личности ребёнка.
- Приобщать родителей к участию в разностороннем развитии детей: музыкально-творческом и личностном.
Задачи урока:
- Воспитательная: культура поведения учащихся на концерте.
- В атмосфере концертного зала на примерах хорового пения, игры на музыкальных инструментах, музыкальной ритмики, выставки творческих работ по рисунку дать детям почувствовать радость, любовь и уважение к музыке.
План урока.
- Организационная часть.
- Основная часть. Демонстрация материала урока с комментариями преподавателей: хоровое пение; игра на музыкальных инструментах; музыкально-ритмическая миниатюра; выставка рисунков, творческая работа.
- Обобщение урока, вывод.
Репертуар.
- «Непогодица», сл. и муз. Е. Болдыревой.
- «Утята и ребята», сл. и муз. В. Пьянкова.
- «Любитель-рыболов», муз. М. Старокадомского.
- «Итальянская полька» С. Рахманинова.
- «Кузнец» – народная песня-игра.
- «Украсим елку» - творческая работа.
- «Собачка» - югославская народная песня.
- «Зайчик», «Умница» – автор И. Королькова.
- «Коза», «Скороговорка», «Считалочка» – автор И. Королькова.
- «Колыбельная», муз. В. Бакланова.
- «Лунный зайчик», муз. С. Соснина, сл. В. Степанова.
- Музыкально-ритмические композиции с цветами, с флажками.
Ход урока.
Атмосфера концертного зала. Детям и родителям представлена выставка рисунков и поделок из пластилина и природного материала, созданная детьми за первое полугодие. Сцена украшена в преддверии Нового года, в центре – детский хор.
Учитель. Добрый вечер, дорогие дети, уважаемые родители! Сегодня мы собрались в этом прекрасном зале. Здесь пройдет наш традиционный урок-концерт. Начнем урок с хорового пения, так как именно с хорового пения необходимо приобщать детей к миру прекрасного. Дети, посещающие хоровые занятия, развиваются творчески: они любят рисовать, сочинять стихи, песни, сказки, танцевать, лепить, у них развивается художественное воображение, эстетический вкус, музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная память, исполнительские данные.
Звучат песни в исполнении хора: «Непогодица», «Утята и ребята», «Любитель-рыболов».
Учитель. На уроке слушания музыки дети вслушиваются в музыкальные произведения, находят в них те струнки, которые пробуждают их внутренний мир, их чувства. Игра на музыкальных инструментах – ложках, бубнах, маракасах – активизирует внимание, развивает чувство ритма, музыкальный слух.
Звучит «Итальянская полька», «Кузнец».
Дети садятся в зале. На доске – елка из бумаги. Преподаватель ИЗО предлагает группе детей украсить ее к празднику при помощи цветной бумаги, фольги, клея и др.
Урок-концерт продолжается. Детям предлагается послушать несколько детских пьес в исполнении учеников 1-го класса на фортепиано.
Учитель. Сегодня на уроке мы увидим и услышим звучание очень тонкого, изящного музыкального инструмента – скрипки. Это струнный смычковый инструмент. Появился этот инструмент очень давно, примерно в XV веке. Сначала скрипка выглядела не так, как сейчас, но мастера Италии, Польши и Франции очень много трудились над тем, чтобы этот инструмент и его звучание довести до совершенства. В XVI-XVIII веках появились даже целые школы скрипичных мастеров. Самым известным считается скрипичный мастер из Италии Антонио Страдивари. По выразительности звучания и тембровым краскам скрипки этих мастеров остались непревзойденными до сегодняшнего дня. Мастера использовали особые, самые «поющие» породы дерева, им были известны секреты изготовления струн и лака, которым они покрывали готовые изделия. На этих скрипках играли знаменитые музыканты, самый известный – Николо Паганини.
Звучит «Колыбельная» в исп. Сениной Алены, 2 класс.
Учитель. Сейчас прозвучит песня «Лунный зайчик». Настя, которая исполнит эту песню, поет не только в хоре, но и занимается вокалом. Вокал – это сольное пение под аккомпанемент музыкального инструмента или без него.
Преподаватель ритмики приглашает детей в центр зала для исполнения музыкально-ритмических миниатюр с флажками, с лилиями.
Готова творческая работа – красиво и оригинально украшенная елка.
Обобщение и вывод.
Учитель. Вот и подошел к концу наш урок-концерт. Очень коротко я постаралась рассказать вам о том, чем мы занимаемся на наших уроках, для чего они нужны и какими будут ваши дети, постоянно приобщаясь к музыке, музыкальному искусству и хоровому пению с раннего детства. Результаты этой работы видны уже сейчас, так как каждый из нас делает всё, чтобы дети приходили в музыкальную школу с желанием, увлеченно занимались музыкой и уходили в хорошем настроении, получив заряд светлых чувств и положительных эмоций.
На сегодняшнем уроке у нас и оценки необычные (каждый получает новогоднюю открыточку). Наш урок-концерт окончен. Благодарим вас за то, что вы пришли и приняли участие в качестве зрителей. До свидания!
Видео урока можно запросить у автора.