Интегрированный урок (физическая культура + математика) в 4-м классе "Элементы техники в баскетболе"

Разделы: Начальная школа


  1. Предметная дифференциация облегчает процесс познания, но сказывается на его качестве. У обучающихся возникает такое представление о мире, в котором не все связано и зависимо и многое существует само по себе. Так у обучающихся возникает потребность в межпредметных связях учебных дисциплин, в объединении знаний разных наук об одних и тех же объектах действительности.
  2. Интегративный урок – это особый тип урока, объединяющего в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления. В таком уроке всегда выделяются: ведущая дисциплина, выступающая интегратором, и дисциплины вспомогательные, способствующие углублению, расширению, уточнению материала ведущей дисциплины.
  3. Интегративный урок относится к группе технологий «воспитания в процессе жизни», которая представляет собой стремление уйти от крайней дифференциации предметного обучения и привести его в естественную органическую связь с жизнью.
  4. Интегративные уроки могут объединять дисциплины в полном их объёме, а могут включать лишь отдельные составляющие – содержание, методы. Такие уроки проводятся нечасто – 2-3раза в год. Продолжительность урока может быть разной. Чаще всего для него используют два или три урочных часа, объединённых в один урок.
  5. Взаимодействие двух и более педагогов может строиться по-разному. Оно может быть с равным долевым участием каждого из них; один из них может выступать ведущим, а другой ассистентом; весь урок может вести один учитель в присутствии другого как активного наблюдателя и гостя. Затевая интеграцию, педагоги сами определяют место своего участия в уроке. При этом они должны давать себе отчёт, что их ждёт большой труд и немалые затраты времени и сил, гораздо большие, чем при подготовке и проведении раздельных уроков.
  6. Поставив цель интеграции, педагоги отбирают материал для объединения его в одном уроке и делят его на основной и вспомогательный. Основной материал становится системообразующим компонентом урока. Таким компонентом становятся отдельные понятия, законы, идеи, методы или средства обучения. Системообразующий компонент определяет материал, который надо интегрировать в урок, чтобы его полнее раскрыть, точнее объяснить или найти причины его появления.
  7. Форма интегрирования зависит от цели урока и выбора системообразующего компонента, т.е. от того, вокруг чего будет проводиться итеграция.
  8. Между интегрируемыми блоками знаний следует установить связи. Связи—это устанавливаемые или восстанавливаемые последовательные зависимости интегрируемых компонентов между собой (внутрипредметные, межпредметные, межцикловые).
  9. Структура интегративного урока может быть разной. Можно составить один большой урок из мини-уроков, можно его сделать целостным с единой методической структурой, можно построить интегративный урок как серию модулей, а можно интегрировать не весь урок, а лишь его часть. Интегративный урок в силу своей сложности требует сценария, а не простого плана или конспекта.

Цель: развитие умения владения мячом.

Задачи: совершенствовать технику ведения и передачи мяча; активизировать умственные способности обучающихся через использование различных математических заданий; развивать координационные способности, быстроту реакции, логическое мышление при выполнении заданий; воспитывать дисциплинированность, самостоятельность, внимание.

Инвентарь: баскетбольные мячи, гимнастические коврики, фишки, обручи, печатный материал в виде карточек, плакатов, маркеры.

Ход урока

Вводная часть (10-12минут)

Построение, приветствие, сообщение задач урока. Измерить пульс. Напомнить правила техники безопасности. Обратить внимание на осанку. Строевые упражнения на месте.

Ходьба на передней части стопы, пятках, внешней стороны стопы с различным положением рук (одновременно дети отвечают на вопросы: назвать последующее, предыдущее число). Бег и его разновидности. Измерить пульс. Упражнение в ходьбе с восстановлением дыхания. Ходьба и перестроение в колонну по четыре.

Общеразвивающие упражнения на гимнастических ковриках (под музыкальное сопровождение).

  1. И.п. – о.с. 1 – руки вверх, правую назад на носок, прогнуться; 2 – и.п.; 3-4 – то же с левой.
  2. И.п. – стойка руки на пояс. 1 – поднять правое плечо; 2 – и.п.; 3 – левое плечо; 4 – и.п.; 5-8 – и.п. – сед, упор на локтях. 1 – согнуть колени; 2 – поднять выпрямленные ноги вверх; 3 – согнуть колени; 4 – и.п.
  3. И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 – наклон туловища вправо, левая рука вверх; 2 – и.п.; 3 – наклон влево, правая вверх; 4 – и.п.
  4. И.п. – тоже. 1 – наклон вперёд, руки вперёд; 2 – поворот вправо; 3 – наклон вперёд; 4 – поворот влево.
  5. И.п. – о.с. 1 – выпад вперёд, руки вверх; 2 – и.п.; 3-4 – тоже с другой ноги.
  6. И.п. – сед. Попеременное сгибание и разгибание стоп.
  7. И.п. – сед, упор на локтях. 1 – согнуть колени; 2 – поднять выпрямленные ноги вверх; 3 – согнуть колени; 4 – и.п.
  8. Упражнение «кошечка».
  9. И.п. – стойка руки на пояс. 1 – прыжок ноги врозь, хлопок над головой; 2 – и.п.
  10. Ходьба на месте, упражнения на растяжку мышц.

Измерить пульс.

Основная часть урока (20-22 минуты)

1. Упражнения с баскетбольными мячами:

  • броски и ловля мяча на месте и в движении;
  • круговые вращения мячом из руки в руку, вокруг туловища влево, вправо;
  • мяч в руках за спиной; поочерёдные подбрасывания мяча из-за спины вправо, влево и ловля его двумя руками перед собой;
  • ведение мяча правой и левой рукой;
  • ведение с изменением направления движения.

Перестроение в колонну по три. Напомнить правила техники безопасности при выполнении эстафет.

2. Эстафеты:

  1. Команда рассчитывается по порядку. Учитель задаёт математическое выражение (таблица умножения). Значение выражения соответствует порядковому номеру при расчете. Сделав подсчеты, ученик под этим номером должен добежать до обруча, взять мяч, оббежать фишку, положить мяч обратно в обруч и вернуться к команде. Прибежавший первым получает очко. Побеждает команда, набравшая большее количество очков.
  2. По сигналу учителя, первый номер выполняет ведение мяча по прямой до доски. Добежав, ученик решает одну из задач( предлагаются простые задачи на вычисление периметра, площади фигуры, нахождение скорости, времени, расстояния).Возвращается к команде, выполняя ведение мяча. Передаёт мяч из рук в руки следующему участнику.
  3. По сигналу первый номер выполняет ведение мяча «змейкой» между фишками до доски. Ученик выполняет задание: соединить маркером на рисунке одну из геометрических фигур с ее названием. Возвращается обратно с мячом в руках, становится последним в колонне и передаёт мяч первому по полу между ног участников команды.
  4. По сигналу учителя ученики составляют названную геометрическую фигуру (участникам команды можно держаться за руки). Побеждает команда, которая быстрее выполнит задание.
  5. Командам раздаются карточки с числами от 1 до 100 (всего по количеству участников). Побеждает команда, которая быстрее построится в порядке возрастания чисел.

Подведение итогов эстафет. Построение класса в одну шеренгу.

Заключительная часть урока (6-8минут)

Игра на внимание «Класс» на математическом материале. Упражнение на осанку «Гора».

Подведение итогов урока.

Домашнее задание. Составить кроссворд, используя спортивную и математическую терминологию.