Урок литературного чтения по теме "Пословица — народная мудрость"

Разделы: Начальная школа


Введение

Народное искусство слова – героический эпос, сказки, легенды, песни, пословицы, загадки – обычно называют фольклором. В переводе с английского языка это значит «народная мудрость, знание». Возникшее в глубокой древности произведения устного народного творчества и в настоящее время сопровождают нас в повседневной жизни. Народные песни, сказки, загадки, пословицы знают дети и взрослые.

Фольклор возник в глубокой древности, когда человечество не имело письменности. Труд двигал вперед человеческую мысль, труд вызвал к жизни первые сказки и песни.

Мы не знаем имен далеких творцов, сложивших много веков назад занимательные сказки, поэтические песни, занятные загадки, мудрые пословицы. Но с полным основанием можно сказать, что автор фольклора – гениальный, вечно живой и вечно молодой поэт – народ.

Для устного народного творчества характерно большое разнообразие жанров. Художественный талант народа находил свое выражение и в таких крупных поэтических жанрах, как былина, сказка, историческая песня, и в таких уникально малых жанровых формах, как пословица и поговорка, прибаутка и загадка.

Есть в народном творчестве удивительный жанр. Удивляет он своей лаконичностью и одновременно глубиной и емкостью содержания. Это – пословица, краткое устойчивое выражение, прочно вошедшее в разговорную речь. Как правило, она содержит важную и вполне законченную мысль, воплощенную в образ.

В ней вполне «словам тесно, а мыслям просторно». «Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей!» - писал А.С. Пушкин. Высоко ценил народную мудрость Н.В. Гоголь. Он находил в пословицах необыкновенную «полноту ума, умение сделать все своим орудием: иронию, насмешку, наглядность, меткость живописного выражения».

Пословица – это художественное произведение, которое содержит широкое обобщение и воплощает его в предельно краткой форме.

Как писал К.Д. Ушинский, в пословицах отразились «все стороны жизни народа: домашняя, семейная, полевая, лесная, общественная; его потребности, привычки, его взгляд на природу, на людей, на значение всех явлений жизни».

Соответственно велико тематическое разнообразие пословиц: о Родине, о доме, семье, о труде, о дружбе, об уме и глупости, книге и грамоте, о здоровье и болезни, о душевных свойствах людей и их поведении и многом другом.

Пословицы оттачивают мысль, они учат, воспитывают, направляют, активно приобщают человека к богатствам народного языка.

В основе всякой пословицы лежит конкретный случай, предмет, факт, явление и т.п. Но это конкретное возведено на уровень широкого обобщения, типичности, а потому позволяет приложить его к множеству сходных явлений, фактов.

Работая над пословицами с учащимися, учитель решает следующие задачи:

  1. понимание учеником прямого и переносного смысла, заключенного в пословице;
  2. владение известным запасом произведений данного жанра;
  3. умение соотносить содержание пословицы с конкретной стороной жизни или явления и, наоборот, в каком-то факте или проявлении действительности увидеть то главное, что может быть охарактеризовано соответствующей тематической группой пословиц, и отобрать среди них ту, в которой это главное определяется с наибольшей полнотой и точностью;
  4. выработка умения обоснованного употребления пословиц в речи.

Цели:

  1. Продолжить знакомить учащихся с многообразием устного народного творчества русского народа; изучить жанр «пословица».
  2. Развивать умения видеть скрытый смысл и значение пословиц; развивать воображение; выработать умения обоснованного употребления пословиц в речи.
  3. Прививать интерес к устному народному творчеству.

Оборудование: учебник «Литературное чтение», (сост. Л.А. Ефросинина), репродукция к картине В. Шевандроновой «В сельской библиотеке», «живой цветок» - схема фольклор, дидактические игры: «Собери пословицу», «Доскажи пословицу», презентация «Пословица – народная мудрость», выставка книг.

Ход урока

Структура урока Содержание урока Примечание
I. Организация класса. - Здравствуйте, ребята!
Сейчас мы посчитаем, какой ряд сядет первым. На кого укажу, сядете тихонько.
Катилось яблоко Мимо сада.
Мимо сада,
Мимо града.
Кто поднимет,
Тот и выйдет!

Конь ретивый
С длинной гривой
Скачет по полям
Тут и там.
Где проскачет он,
Выйди вон!
 
II. Проверка домашнего задания.

- Скажите, что я использовала, чтобы посадить вас за парты? (Вы использовали считалки)

- Считалка – это жанр чего? (Жанр устного народного творчества)

- Объясните, что значит «устное народное творчество»? (То, что люди передали из уст в уста; то, что они рассказывали, передавалось из поколения к поколению. У устного народного творчества нет определенного автора. Этот автор - народ.)

- Как по-другому называют устное народное творчество? (фольклор)

 
На доске.
- Какие жанры устного народного творчества вы уже знаете? (Сказки, былины, скороговорки, считалки, песни, пословицы, потешки загадки, поговорки)  
В конце ответа на доске появляется «живой цветок».
- Дома вам нужно было подобрать народные считалки и одну выучить наизусть.
- Давайте поиграем в игру «Кошки и Мышки». Выбираем Кошку и Мышек с помощью считалок, которые вы выучили.
 
Физминутка. Играем один раз.
Молодцы! Вы выучили много разнообразных считалок. И они помогли нам провести интересную игру.
 
III. Сообщение темы и цели. - Ребята, прочитайте, пожалуйста, предложения, которые написаны на доске.  
Поспешишь – людей насмешишь.
Вся семья вместе – так и душа на месте.
Кто грамоте горазд, тому не пропасть.
На доске.
- Как называются эти предложения? (Эти предложения называются пословицами)

- Правильно. Сегодня на уроке мы поговорим о пословицах. Узнаем, какой смысл они в себе несут, когда и как можно их употреблять в повседневной речи.

 
IV. Работа по теме.
1. Понятие «пословица».

- Какие пословицы вы знаете? (Без труда не вытащишь и рыбку из пруда)

- Как вы понимаете смысл пословицы? (Чтобы что-то получилось, надо хорошо потрудиться) и т.п.

- Как вы думаете, что такое пословица? (Устное народное творчество, народная мудрость. Пословицы учат нас быть трудолюбивыми, любить свою семью, Родину.)

 
2. Работа по учебнику. - Открываем учебник страница № 23.  

- Вы рассказали то, что знаете о пословицах, а теперь читаем понятие «пословица».

- Ребята, вот это понятие «пословица» дается в «Детской Энциклопедии».

Презентация «Пословица – народная мудрость» Слайд 2.
  В слайде 3 дается понятие «пословица» взятая у В. Даля. Использование его на уроке на усмотрение учителя.
- А понятие, которое вы видите ниже, дается в «Литературном справочнике» Слайд 4.

- Давайте посмотрим, что во всех этих понятиях общего. (Пословица – законченное предложение, которое несет в себе народную мудрость)

- Пословицы бывают разной тематики.

Читаем пословицы о Родине, написанные в учебнике. Оговариваем смысл пословиц.

 
Физминутка.    
3. Пословица и ее место в нашей речи. - Прочитайте, какие пословицы о Родине есть еще. Слайд 5.
- По-хорошему, по-доброму говорят люди о Москве.
- Почему так тепло народ отзывается о Москве?
Слайд 6.
  Читаем пословицы в учебнике и в ЦОР, раскрываем смысл пословиц.
Слайды 7 - 12.

- Значит, пословицы – это мудрые изречения. Они учат нас многому: каким нужно быть человеку в труде, дружбе, учении, как он должен относиться к матери, к Родине, к старшим.

- Поднимите руку те, кто из вас любит читать книги.

- Где вы берете книги? (в библиотеке)

- В каждой школе, клубе, городе и в деревне есть библиотеки, и там много читателей.

 

На картине В. Шевандроновой «В сельской библиотеке» нарисованы читатели – школьники. Посмотрите, с каким нетерпением девочка ждет, когда ей подберут интересную книгу.
 
Хорошую книгу читать не в тягость, а в радость.
Книга не пряник, а к себе тянет.
Книга не самолет, а за тридевять земель унесет.
На доске выписаны пословицы.

- Посмотрите, какая из предложенных пословиц подходит к ожиданию девочки. (Хорошую книгу читать не в тягость, а в радость)

- А рядом с ней примостился малыш, видимо ее братишка. Подберите пословицу. (Книга не пряник, а к себе тянет)

- Видите, как мальчишки у окна увлеклись интересной книгой. Они ничего не замечают вокруг. Как бы вы тут сказали? (Книга не самолет, а за тридевять земель унесет)

- О чем эти пословицы? (Они о книгах)

 
- Посмотрите, какие пословицы о книгах есть еще. Слайд 13.

- А как вы понимаете смысл пословицы: «Азбука – наука, а ребятам – бука».

- Почему же азбука – ступенька мудрости, а для детей – бука? Эта пословица сложена о старой школе. Буквы имели трудные названия: аз, буки, веди. Детям было трудно выучить буквы, а потом складывать слова. Слово книга, например, читались так: како – наш – иже – глаголь – аз. Недаром говорят: «Аз, буки, веди страшат, что медведи».

- Пословицы не только делают нашу речь выразительной, яркой, но и помогают нам узнать то, что было раньше.

- Люди давно заметили могущество слова, его силу.
Человеческое слово стрелы острее.
Слово горы ворочает.

- Заметил народ и тех, кто безумно бросается словами:
На словах густо, а на деле пусто.
Дело, словом не заменишь.

- На все случаи жизни созданы народом пословицы.

 
Эти пословицы вы можете прочитать в тех книгах, которые находятся у нас на выставке. Учитель обращает внимание учащихся на подборку книг о пословицах, фольклоре.
Физминутка. (деление на группы)
В классе только девочки,
В классе только мальчики.
В классе только… (имена учащихся)
 
V. Закрепление изученного.
Работа в группах.
ИГРА для 1 группы: «Составь пословицу»

На словах и так и сяк, покажи делом.
На словах города берет, а на деле ни шагу вперед.
Не храбрись словами, да скуп на деле.
Щедр на слова, а на деле ни как.

- Какой темой можно объединить все эти пословицы? (Пословицы о слове)

ИГРА для 2 группы: «Доскажи пословицу»

Землю солнце красит, а человека… (труд)
Дерево ценят по плодам, а человека… (по делам)
Без труда жить,… (только небо коптить)
Недаром говорится, что дело… (мастера боится)
Что посеешь,… (то и пожнешь)

- Какой темой можно объединить эти пословицы? (Пословицы о труде)

ИГРА для 3 группы: «Собери пословицу»

(Не пляши под чужую дудку – ноги надсадишь. Не живи чужим умом, свой потеряешь.)

Игры, предложенные в презентации «Пословица – народная мудрость», можно использовать на этом уроке, если осталось время или на следующем при проверке домашнего задания.
VI. Итог.

- Что такое пословица?

- Чему учит нас пословица?

 
Домашнее задание.

Домашнее задание дифференцированное:

Сильным – написать мини-сочинение по пословице. (Примеры работ учащихся)
Средним – прочитать пословицы в учебнике и подобрать свои по каждой теме, нарисовать рисунок к одной из своих пословиц.
Слабым – прочитать пословицы и раскрыть их смысл. Нарисовать рисунок к одной из них.

 

Литература

  1. Детская энциклопедия. / под ред. Благой Д.Д., Тимофеева Л.И., Леонтьева А.А. – М.: Издательство «Педагогика» 1976.
  2. Ласковое слово, что солнышко в ненастье. Народное образное слово ./ Сост. Г. Науменко. – М.: «Детская литература», 1979. – 32с.
  3. Литературное чтение: Учебник для 2 класса четырехлетней начальной школы: В 2 ч. Ч. 1 / Авт.-сост. Л.А. Ефросинина. – М.: Вентана – Графф, 2002. – 160с.
  4. Обучение во 2 классе. Пособие для учителя четырехлетней начальной школы. В 2 кн. Кн. 1. / Т.Г. Рамзаева, Е.Н. Соколова, Л.Я. Желтовская. Под ред. Б.И. Фоменых. – М.: Просвещение, 1989. – 431с.
  5. Познавательные кроссворды на уроках в начальной школе. – М.: ИКЦ «МарТ», 2005. – 195с.
  6. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. Популярное пособие для родителей и педагогов. / Сост. Т.И. Тарабарина, Н.В. Елкина. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004. – 224с.
  7. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. / Сост. Ю.Г. Круглов. – М.: Просвещение, 1990. – 335с.
  8. Стрекалова М.В. Русский язык. Рабочая тетрадь для 3-4 класса четырехлетней начальной школы. – Челябинск. Издательский центр «Взгляд», 2003. – 116с.
  9. Чистяков А.Ф. Пословица не зря молвится. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1998. – 176с.