Введение
Народное искусство слова – героический эпос, сказки, легенды, песни, пословицы, загадки – обычно называют фольклором. В переводе с английского языка это значит «народная мудрость, знание». Возникшее в глубокой древности произведения устного народного творчества и в настоящее время сопровождают нас в повседневной жизни. Народные песни, сказки, загадки, пословицы знают дети и взрослые.
Фольклор возник в глубокой древности, когда человечество не имело письменности. Труд двигал вперед человеческую мысль, труд вызвал к жизни первые сказки и песни.
Мы не знаем имен далеких творцов, сложивших много веков назад занимательные сказки, поэтические песни, занятные загадки, мудрые пословицы. Но с полным основанием можно сказать, что автор фольклора – гениальный, вечно живой и вечно молодой поэт – народ.
Для устного народного творчества характерно большое разнообразие жанров. Художественный талант народа находил свое выражение и в таких крупных поэтических жанрах, как былина, сказка, историческая песня, и в таких уникально малых жанровых формах, как пословица и поговорка, прибаутка и загадка.
Есть в народном творчестве удивительный жанр. Удивляет он своей лаконичностью и одновременно глубиной и емкостью содержания. Это – пословица, краткое устойчивое выражение, прочно вошедшее в разговорную речь. Как правило, она содержит важную и вполне законченную мысль, воплощенную в образ.
В ней вполне «словам тесно, а мыслям просторно». «Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей!» - писал А.С. Пушкин. Высоко ценил народную мудрость Н.В. Гоголь. Он находил в пословицах необыкновенную «полноту ума, умение сделать все своим орудием: иронию, насмешку, наглядность, меткость живописного выражения».
Пословица – это художественное произведение, которое содержит широкое обобщение и воплощает его в предельно краткой форме.
Как писал К.Д. Ушинский, в пословицах отразились «все стороны жизни народа: домашняя, семейная, полевая, лесная, общественная; его потребности, привычки, его взгляд на природу, на людей, на значение всех явлений жизни».
Соответственно велико тематическое разнообразие пословиц: о Родине, о доме, семье, о труде, о дружбе, об уме и глупости, книге и грамоте, о здоровье и болезни, о душевных свойствах людей и их поведении и многом другом.
Пословицы оттачивают мысль, они учат, воспитывают, направляют, активно приобщают человека к богатствам народного языка.
В основе всякой пословицы лежит конкретный случай, предмет, факт, явление и т.п. Но это конкретное возведено на уровень широкого обобщения, типичности, а потому позволяет приложить его к множеству сходных явлений, фактов.
Работая над пословицами с учащимися, учитель решает следующие задачи:
- понимание учеником прямого и переносного смысла, заключенного в пословице;
- владение известным запасом произведений данного жанра;
- умение соотносить содержание пословицы с конкретной стороной жизни или явления и, наоборот, в каком-то факте или проявлении действительности увидеть то главное, что может быть охарактеризовано соответствующей тематической группой пословиц, и отобрать среди них ту, в которой это главное определяется с наибольшей полнотой и точностью;
- выработка умения обоснованного употребления пословиц в речи.
Цели:
- Продолжить знакомить учащихся с многообразием устного народного творчества русского народа; изучить жанр «пословица».
- Развивать умения видеть скрытый смысл и значение пословиц; развивать воображение; выработать умения обоснованного употребления пословиц в речи.
- Прививать интерес к устному народному творчеству.
Оборудование: учебник «Литературное чтение», (сост. Л.А. Ефросинина), репродукция к картине В. Шевандроновой «В сельской библиотеке», «живой цветок» - схема фольклор, дидактические игры: «Собери пословицу», «Доскажи пословицу», презентация «Пословица – народная мудрость», выставка книг.
Ход урока
Структура урока | Содержание урока | Примечание |
---|---|---|
I. Организация класса. | - Здравствуйте, ребята! Сейчас мы посчитаем, какой ряд сядет первым. На кого укажу, сядете тихонько. Катилось яблоко Мимо сада. |
|
II. Проверка домашнего задания. | - Скажите, что я использовала, чтобы посадить вас за парты? (Вы использовали считалки) - Считалка – это жанр чего? (Жанр устного народного творчества) - Объясните, что значит «устное народное творчество»? (То, что люди передали из уст в уста; то, что они рассказывали, передавалось из поколения к поколению. У устного народного творчества нет определенного автора. Этот автор - народ.) - Как по-другому называют устное народное творчество? (фольклор) |
|
На доске. | ||
- Какие жанры устного народного творчества вы уже знаете? (Сказки, былины, скороговорки, считалки, песни, пословицы, потешки загадки, поговорки) | ||
В конце ответа на доске появляется «живой цветок». | ||
- Дома вам нужно было подобрать народные считалки и одну выучить наизусть. - Давайте поиграем в игру «Кошки и Мышки». Выбираем Кошку и Мышек с помощью считалок, которые вы выучили. |
||
Физминутка. | Играем один раз. Молодцы! Вы выучили много разнообразных считалок. И они помогли нам провести интересную игру. |
|
III. Сообщение темы и цели. | - Ребята, прочитайте, пожалуйста, предложения, которые написаны на доске. | |
Поспешишь – людей насмешишь. Вся семья вместе – так и душа на месте. Кто грамоте горазд, тому не пропасть. |
На доске. | |
- Как называются эти предложения? (Эти предложения называются пословицами)
- Правильно. Сегодня на уроке мы поговорим о пословицах. Узнаем, какой смысл они в себе несут, когда и как можно их употреблять в повседневной речи. |
||
IV. Работа по теме. 1. Понятие «пословица». |
- Какие пословицы вы знаете? (Без труда не вытащишь и рыбку из пруда) - Как вы понимаете смысл пословицы? (Чтобы что-то получилось, надо хорошо потрудиться) и т.п. - Как вы думаете, что такое пословица? (Устное народное творчество, народная мудрость. Пословицы учат нас быть трудолюбивыми, любить свою семью, Родину.) |
|
2. Работа по учебнику. | - Открываем учебник страница № 23. | |
- Вы рассказали то, что знаете о пословицах, а теперь читаем понятие «пословица». - Ребята, вот это понятие «пословица» дается в «Детской Энциклопедии». |
Презентация «Пословица – народная мудрость» Слайд 2. | |
В слайде 3 дается понятие «пословица» взятая у В. Даля. Использование его на уроке на усмотрение учителя. | ||
- А понятие, которое вы видите ниже, дается в «Литературном справочнике» | Слайд 4. | |
- Давайте посмотрим, что во всех этих понятиях общего. (Пословица – законченное предложение, которое несет в себе народную мудрость) - Пословицы бывают разной тематики. Читаем пословицы о Родине, написанные в учебнике. Оговариваем смысл пословиц. |
||
Физминутка. | ||
3. Пословица и ее место в нашей речи. | - Прочитайте, какие пословицы о Родине есть еще. | Слайд 5. |
- По-хорошему, по-доброму говорят люди о Москве. - Почему так тепло народ отзывается о Москве? |
Слайд 6. | |
Читаем пословицы в учебнике и в ЦОР, раскрываем смысл пословиц. Слайды 7 - 12. |
||
- Значит, пословицы – это мудрые изречения. Они учат нас многому: каким нужно быть человеку в труде, дружбе, учении, как он должен относиться к матери, к Родине, к старшим. - Поднимите руку те, кто из вас любит читать книги. - Где вы берете книги? (в библиотеке) - В каждой школе, клубе, городе и в деревне есть библиотеки, и там много читателей. |
||
На картине В. Шевандроновой «В сельской библиотеке» нарисованы читатели – школьники. Посмотрите, с каким нетерпением девочка ждет, когда ей подберут интересную книгу. |
||
Хорошую книгу читать не в тягость, а в радость. Книга не пряник, а к себе тянет. Книга не самолет, а за тридевять земель унесет. |
На доске выписаны пословицы. | |
- Посмотрите, какая из предложенных пословиц подходит к ожиданию девочки. (Хорошую книгу читать не в тягость, а в радость) - А рядом с ней примостился малыш, видимо ее братишка. Подберите пословицу. (Книга не пряник, а к себе тянет) - Видите, как мальчишки у окна увлеклись интересной книгой. Они ничего не замечают вокруг. Как бы вы тут сказали? (Книга не самолет, а за тридевять земель унесет) - О чем эти пословицы? (Они о книгах) |
||
- Посмотрите, какие пословицы о книгах есть еще. | Слайд 13. | |
- А как вы понимаете смысл пословицы: «Азбука – наука, а ребятам – бука». - Почему же азбука – ступенька мудрости, а для детей – бука? Эта пословица сложена о старой школе. Буквы имели трудные названия: аз, буки, веди. Детям было трудно выучить буквы, а потом складывать слова. Слово книга, например, читались так: како – наш – иже – глаголь – аз. Недаром говорят: «Аз, буки, веди страшат, что медведи». - Пословицы не только делают нашу речь выразительной, яркой, но и помогают нам узнать то, что было раньше. - Люди давно заметили могущество слова, его силу. - Заметил народ и тех, кто безумно бросается словами: - На все случаи жизни созданы народом пословицы. |
||
Эти пословицы вы можете прочитать в тех книгах, которые находятся у нас на выставке. | Учитель обращает внимание учащихся на подборку книг о пословицах, фольклоре. | |
Физминутка. | (деление на группы)
В классе только девочки, |
|
V. Закрепление изученного. Работа в группах. |
ИГРА для 1 группы: «Составь пословицу»
На словах и так и сяк, покажи делом. - Какой темой можно объединить все эти пословицы? (Пословицы о слове) ИГРА для 2 группы: «Доскажи пословицу» Землю солнце красит, а человека… (труд) - Какой темой можно объединить эти пословицы? (Пословицы о труде) ИГРА для 3 группы: «Собери пословицу» (Не пляши под чужую дудку – ноги надсадишь. Не живи чужим умом, свой потеряешь.) |
Игры, предложенные в презентации «Пословица – народная мудрость», можно использовать на этом уроке, если осталось время или на следующем при проверке домашнего задания. |
VI. Итог. | - Что такое пословица? - Чему учит нас пословица? |
|
Домашнее задание. | Домашнее задание дифференцированное: Сильным – написать мини-сочинение по пословице. (Примеры работ учащихся) |
Литература
- Детская энциклопедия. / под ред. Благой Д.Д., Тимофеева Л.И., Леонтьева А.А. – М.: Издательство «Педагогика» 1976.
- Ласковое слово, что солнышко в ненастье. Народное образное слово ./ Сост. Г. Науменко. – М.: «Детская литература», 1979. – 32с.
- Литературное чтение: Учебник для 2 класса четырехлетней начальной школы: В 2 ч. Ч. 1 / Авт.-сост. Л.А. Ефросинина. – М.: Вентана – Графф, 2002. – 160с.
- Обучение во 2 классе. Пособие для учителя четырехлетней начальной школы. В 2 кн. Кн. 1. / Т.Г. Рамзаева, Е.Н. Соколова, Л.Я. Желтовская. Под ред. Б.И. Фоменых. – М.: Просвещение, 1989. – 431с.
- Познавательные кроссворды на уроках в начальной школе. – М.: ИКЦ «МарТ», 2005. – 195с.
- Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. Популярное пособие для родителей и педагогов. / Сост. Т.И. Тарабарина, Н.В. Елкина. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004. – 224с.
- Русские народные загадки, пословицы, поговорки. / Сост. Ю.Г. Круглов. – М.: Просвещение, 1990. – 335с.
- Стрекалова М.В. Русский язык. Рабочая тетрадь для 3-4 класса четырехлетней начальной школы. – Челябинск. Издательский центр «Взгляд», 2003. – 116с.
- Чистяков А.Ф. Пословица не зря молвится. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1998. – 176с.