Цели:
- Объяснить происхождение отдельных имен.
- Познакомить детей с историей возникновения имен.
- На доступном уровне показать влияние на этот процесс различных культур, влияние отдельных эпох, смены языковых ориентаций.
- Научить детей самостоятельно находить и использовать необходимый материал в дополнительной литературе.
Подготовительная работа:
Подбор скороговорок с использованием имен. Разучивание песен, танцев и стихотворений. Оформление словарика имен с указанием их происхождения и значения.
Составление кроссвордов и творческих заданий. Оформление стенгазет. Подготовка выставки книг. Создание слайд-шоу, сопровождающего все мероприятие (или используемое в конце праздника).
Ход проведения мероприятия:
Учитель:
– Добрый день, дорогие дети, уважаемые родители, коллеги и гости. Отгадайте, пожалуйста, загадки.
- Хорошо там и тут, где по имени зовут.
- Нас не было – оно было, нас не будет – оно будет; никто ни у кого его не видел, а у каждого оно есть. Правильно! Это «имя»!
Сегодня у нас необычный день – праздник имени! У каждого из вас есть прекрасное имя, но не все знают, что оно обозначает, откуда появилось. Много загадок у наших имен. Давайте сегодня отгадывать их вместе. Сейчас вы все получите от шефов памятные таблички с вашим именем. Прочитав, что на них написано, вы узнаете о происхождении и значении своего имени.
Кто хочет поделиться с другими своим впечатлением?
( дети по очереди, по желанию выходят и читают значения своих имен).
Учитель:
– Ну что, открыли мы тайну своего имени? Теперь вы знаете, что у одних имена греческие, у других латинские, у третьих славянские. Но у всех очень – очень красивые! Но оказывается, что это не единственная тайна вашего имени!
Вот послушайте стихотворение и попытайтесь разгадать еще одну загадку:
Сколько имен у подружки у Оли?
Как бы друзья не запутаться тут.
Ольгой частенько зовут её в школе,
Оленькой папа и мама зовут.
Олюшкой тетя её называет,
Олька — кричит озорник во дворе…
Кто же, скажите-ка мне, подсчитает,
Сколько имен у подружки моей?
Учитель: – А вы, ребята, догадались, сколько имен у Оли? Конечно, одно, только в разных вариантах. Одно имя называется полным, а остальные уменьшительными, ласкательными, домашними.
– Какое имя полное? (Ольга)
– Назовите свои полные имена (по желанию, по очереди).
– Ребята, а почему «Олька», кричит озорник во дворе?
– Хорошо ли называть друг друга Юлькой, Петькой, Сашкой?
Игра: «Подбери полное имя к сокращенному имени».
Вадя – Вадим,
Алик – Альберт, Александр,
Леша – Алексей,
Леня – Леонид,
Паша – Павел,
Вова – Владимир,
Яша – Яков,
Коля – Николай и т.д.
Учитель:
– Ребята, сейчас почти не употребляется такое прекрасное имя, как Дуся (полное имя – Евдокия). Это имя царское. Так звали жену царя Петра I. А если мы изменим первую букву в этом имени, то получим – Туся. Это сокращенное имя Наталья.
– К сожалению, мы забываем многие прекрасные имена. Вот сейчас ребята расскажут нам такие скороговорки, в которых упоминаются сокращенные имена.
Если вы догадаетесь, то скажете потом полное имя, если нет, то не страшно, мы спросим у ваших родителей и шефов. Просто некоторые имена очень редко в последнее время стали использоваться в жизни, но мы их встречаем в художественной литературе, в кино и т.д.
Скороговорки с использованием имен:
У Сени и Сани в сетях сом с усами. (Семен, Александр)
Дали Грише простокваши, а Глаше – каши. (Григорий, Глафира)
Валин валенок провалился в проталинок. ( Валентина)
Тимошка Трошке крошит в окрошку крошки. ( Тимофей, Трофим)
Съел Валерик вареник, а Валюшка – ватрушку. (Валерий, Валентина)
Съел Слава сало, да сала было мало. (Вячеслав)
В поле полет Фрося просо, сорняки выносит Фрося. ( Ефросинья)
Ест Федька кисель с редькой, ест редька с киселем Федьку. (Федор)
Везет Сеня Саню с соней на санках. Санки - скок! Сеню – с ног! Саню – в бок! Соню – в лоб! С санок все в сугроб! (Семен, Александр, София)
Неделю Емеле прясть короб кудели. А Емеленой дочке – прясть одну ночку. (Емельян)
Тимошкина шавка тявкнула на Пашку. Бьёт Пашка Тимошкину шавку. (Тимофей, Павел)
Как на горке на пригорке стоят 33 Егорки: раз Егорка, два Егорка и т.д. (Егор)
(призы за правильные ответы).
Конкурс на лучшего чтеца скороговорок:
1. Шли три пекаря три Прокопия-пекаря.
Три Прокопьевича. Говорили про пекаря.
Шли три Назара
Встали у базара,
Да заговорили:
Про Прокопа,
Про Прокопиху,
И про маленьких
Прокопиных Прокопят.2. Петр Петрович по фамилии Перепелович
Пошел погулять.
Поймал перепелку,
Понес продавать.
Понес по рынку, просил полтинку.
Подали пятак. Он продал так!
Учитель:
– А теперь вспомним песни, где упоминаются имена. Например: «Антошка» (исполнение песни), (или др., те, что предложат дети)
Учитель:
– Антошка. А как же полное имя? ( Антон).Это русский вариант полного греческого имени Антоний. Значение этого имени до сих пор ученым не совсем ясно. Есть предположение, что оно означает «вступающий в бой, состязание». А теперь давайте поиграем!
«Вспоминаем имена».
Женские имена:
Мужские имена:
«4 по 4»
Мужские имена:
Женские имена:
Женские и мужские имена:
«Кто больше?»
Назвать как можно больше мужских имен, начинающихся с буквы (например: В).
Назвать как можно больше женских имен, начинающихся с буквы (например: А).
«Кто грамотнее?»
Кто грамотнее напишет имена героев сказок:
Дед Мороз, Змей Горыныч, Баба Яга, Белоснежка, Карлсон, Винни Пух, Кощей Бессмертный, Синдбад Мореход, Карлик Нос, Чиполлино, Серый Волк…
Теперь разгадаем несколько ребусов. Приложение 2
Конкурс чтецов
(К.И. Чуковский) «Федотка».
Бедный Федотка – сиротка,
Плачет несчастный Федотка:
Нет у него никого,
Кто пожалел бы его.
Только мама да дядя,
Да тетка,
Только папа, да бабушка с дедушкой.
(Людмила Фадеева)«Отдохнули».
Мокрые волосы, встрепанный вид,
Капелька пота по шее бежит…
Может быть Стасик и Рома, и Сеня
Всю перемену ныряли в бассейне?
Или на них на несчастных напали?
Или их в пасть крокодилу пихали?
Нет!
На перемене они отдыхали!
(Людмила Фадеева) «Выбираю подругу».
Лучше нет Петровой Гали!
Мы по залу с ней скакали!
А Семенов у окошка
Просто так –
Скучал немножко.
Лучше нет Козловой Лили!
Мы в углу на пенье были.
Мне Семенов строил рожи,
И наказан был он тоже.
Лучше нет Смирновой Веры!
Мы решали с ней примеры.
А задача не решалась – очень трудная попалась.
А Семенов не спеша,
Все решал ее, решал.
Получилось пять вагонов.
Как зовут тебя, Семенов?
(Ещё стихи можно посмотреть в Приложении 4)
Учитель:
– Дети, ну так как зовут Семенова? (в стихотворении не сказано). А правильно называть друг друга по фамилиям? А как лучше?
Учитель:
– А теперь посочиняем стихи сами?
Я читаю начало, а вы заканчиваете именем, подходящим для рифмы:
1. Все ребята собирались
В спуске с гор соревновались.
Всех быстрей спустился вниз
Лучший наш спортсмен… (Денис, Борис)
2. Протекала крыша наша
И помог нам мастер…(Саша, Паша)
Починил он крышу быстро.
Дело мастера боится.
3. Назавтра в школу в 3 класс
Подняться надо рано.
Ждет утра, не смыкая глаз
Отличница… (Татьяна, Светлана)
4. (Вася, Валя)…. – непоседа.
Вертелся до обеда.
Достукался, добился,
Со стульчика свалился.
Учитель:
– Молодцы, ребята! В завершение нашего праздника мы с вами просмотрим интересную презентацию, подготовленную вашими группами, с помощью родителей и шефов.
Учитель:
– Дорогие ребята, уважаемые родители, коллеги и гости! Мы провели с вами незабываемое мероприятие. Надеюсь, каждый узнал, что-то новое и унесет частичку хорошего настроения, которым мы попытались сегодня поделиться друг с другом.
Спасибо!
Литература:
- Журнал «Преподавание истории в школе». 1993 г. №1.
- Суслова А.В., Суперанская А.В. О русских именах. – Л., Лениздат, 1985.
- «Введение в историю» книга для учителя. Саплина Е.В., Саплина А.И.
- Справочник классного руководителя (1-4 классы)/ Под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2005.