Введение
Виток спирали информатизации раскручивается все выше и выше. Информационные образовательные ресурсы должны не заменить педагогические технологии, а помочь быть более результативными. Они призваны оптимизировать трудозатраты преподавателя, чтобы учебный процесс стал более эффективным. Очень важно, чтобы новые информационные технологии применялись не вместо, а вместе с традиционными, классическими образовательными технологиями.
Учитывая особенности нашего образовательного учреждения, введение в курс начальной школы программ развивающего обучения и введение новых образовательных курсов, для преподавания факультатива по информатике в 4-х классах я решила воспользоваться программой "Информатика: основы компьютерной грамоты. Начальный курс для 5-6 классов" под редакцией Н.В.Макаровой, которая выстроена в доступной и оригинальной форме. Учитывая возрастные особенности наших учащихся, обучение в процессе игры, эвристический интерес к информатике, а так же продвинутость данный курс мне пришлось адаптировать, что позволило совместить темы, сделать их более интересными и привлекательными. Изложение новой темы в форме мультимедийной презентации позволяет учащимся усваивать материал, работать в интерактивном режиме, быть включенными в образовательный процесс. Данная модификация программы имеет свои результаты, учащиеся самостоятельно выполняют проекты, участвуют в конкурсах компьютерных рисунков, участвуют в научно-практических конференциях, занимают призовые места.
2005-2006 уч. год
- 1 место в Городской научно-практической конференции "Ломоносовские чтения - Юниор"
- 2 место в региональной научно-практической конференции "Шаг в будущее - юниор" с работой "Создание мультфильма в среде программирования Macromedia Flash "Подвиг Добрыни Никитича"
2006-2007 уч.год
- 2 место в Городской научно-практической конференции "Ломоносовские чтения - Юниор"
2008-2009 уч. год
- участие в региональном фестивале "Мы и безопасность"
Сейчас, Ядрышниковы Антон и Никита учатся в 7 классе.
Наиболее интересные работы и рисунки учащихся вставлены в презентацию как наглядный пример. Дополнительно к презентации есть раздаточный материал, который включен и в саму презентацию.
Продолжительность уроков у нас составляет 40 мин, 20 минут идет презентация на экране через проектор. На большом экране объясняется новый материал и показывается последовательность действий текущего урока, физкультминутка 5 минут, 15 минут работа на компьютере. К этому времени презентация загружена на всех ученических компьютерах и через гиперссылку учащиеся заходят в нужный файл. Если требуется к уроку раздаточный материал, он раздается на листах А4., В папке "Дополнительный материал" собраны картинки, выполненные учениками. Есть папка, где хранятся рисунки для работы.
Работа начинается с презентации "4 класс Макарова", рядом расположены текстовые файлы в которых переведена рабочая тетрадь в электронный вид. В эти файлы можно попасть по гиперссылке из презентации. Папка "Дополнительный материал" содержит материалы, которые я использовала на уроках.
Пояснительная записка
Адаптированная программа "Информатика: основы компьютерной грамоты. Начальный курс" под редакцией Н.В.Макаровой, допущенная Министерством образования Российской Федерации. Учащиеся будут пользоваться учебниками Макаровой "Информатика. 5-6 класс". Государственная программа адаптирована для изучения основ компьютерной грамотности в 4 классах.
Техническое обеспечение.
- Компьютерный класс PentiumIV
Программное обеспечение.
- ОС Windows 2000
- MS Office 2000
Литература:
- Н.В.Макарова Учебник по информатике . 5-6 класс . С-Пб,: Питер, 2001.
- Приложение к газете "1 сентября" - "Информатика", 1997 - 1999.
- Журналы "Информатика и образование", 1994 - 1998.
- Б.П.Никитин "Ступеньки творчества или развивающие игры", Москва, Просвещение, 1990.
Содержане курса
Раздел 1. Обучение работе на компьютере
Тема 1.1. Освоение системной среды Windows
- Назначение основных устройств компьютера. Правила работы за компьютером.
- Сопоставление роли и назначения компьютерного и реального рабочего стола. Назначение объектов компьютерного Рабочего стола.
- Освоение приемов работы с мышью.
- Представление о графическом интерфейсе системной среды.
- Понятие компьютерного меню. Освоение технологии работы с меню.
- Знакомство с назначением и функциями Главного меню. Технология запуска программ из Главного меню и завершения работы программы.
- Представление об окне как объекте графического интерфейса. Технология работы с окном.
- Освоение клавиатуры. Назначение служебных клавиш.
Учащиеся должны знать:
- назначение основных устройств компьютера;
- правила работы за компьютером;
- назначение Рабочего стола;
- понятие графического интерфейса;
- назначение компьютерного меню и Главного меню;
- роль окна при работе в системной среде Windows;
- назначение служебных клавиш на клавиатуре.
Учащиеся должны уметь:
- работать мышью;
- выбрать пункты меню;
- запускать программу и завершать работу с ней;
- изменять размеры и расположение окна.
Тема 1.2. Простейшая технология работы с текстом
- Назначение текстового редактора. Структура графического интерфейса текстового редактора (на примере Блокнота). Назначение основного меню. Команды основного меню текстового редактора.
- Технология ввода текста. Редактирование текста: вставка, удаление и замена символов; вставка и удаление пустых строк.
- Назначение буфера обмена. Действия с фрагментами текста: выделение, копирование, удаление, перемещение.
Учащиеся должны знать:
- основные правила набора текста;
- назначение основного меню;
- основные операции редактирования;
- назначение буфера обмена.
Учащиеся должны уметь:
- вводить и редактировать текст;
- копировать, перемещать, удалять фрагмент текста.
- назначение программы Калькулятор;
- технологию работы с программой Калькулятор.
Тема 1.3. Вычисления на компьютере с помощью Калькулятора
- Исторические примеры различных приспособлений для выполнения арифметических операций. Технология вычислений с помощью программы Калькулятор.
Учащиеся должны знать:
- назначение программы Калькулятор;
- технологию работы с программой Калькулятор.
Учащиеся должны уметь:
- приводить исторические примеры приспособлений, используемых для расчетов;
- выполнять расчеты с помощью программы Калькулятор.
Тема 1.4. Представление о составленном документе
- Работа с несколькими окнами, Создание составного документа с использованием двух программ.
Учащиеся должны уметь:
- располагать окна на Рабочем столе и поочередно в них работать;
- создавать составной документ.
Раздел 2. Компьютерная графика как средство развития творческого потенциала
Тема 2.1. Освоение среды графического редактора Paint
- Что такое компьютерная графика. Основные возможности графического редактора Paint по созданию графических объектов. Интерфейс графического редактора и его основные объекты. Панель Палитра. Панель Инструменты. Настройка инструментов рисования. Создание рисунков с помощью инструментов.
Учащиеся должны знать:
- назначение и возможности графического редактора;
- назначение объектов интерфейса графического редактора.
Учащиеся должны уметь:
- настраивать панель Инструменты;
- создавать простейшие рисунки с помощью инструментов.
Тема 2.2. Редактирование рисунков
- Использование команды Отменить. Использование инструмента Ластик.
- Понятие фрагмента рисунка, Технология выделения и перемещения фрагмента рисунка. Примеры создания графического объекта из типовых фрагментов. Сохранение рисунка на диске. Понятие файла. Открытие файла с рисунком. Практикум по созданию и редактированию графических объектов.
Учащиеся должны знать:
- понятие фрагмента рисунка;
- понятие файла.
Учащиеся должны уметь:
- выделять и перемещать фрагмент рисунка;
- создавать графический объект из типовых фрагментов;
- сохранять рисунок в файле и открывать файл.
Тема 2.3. Точные построения графических объектов
- Построение геометрических фигур. Использование клавиши Shift при построении прямых, квадратов, окружностей. Понятие пиксела. Редактирование графического объекта по пикселам. Понятие пиктограммы. Создание и редактирование пиктограммы по пикселам.
Учащиеся должны знать:
- точные способы построения геометрических фигур;
- понятие пиксела;
- понятие пиктограммы.
Учащиеся должны знать:
- точные способы построения геометрических фигур;
- понятие пиксела;
- понятие пиктограммы.
Учащиеся должны уметь:
- использовать при построении геометрических фигур клавишу Shift;
- редактировать графический объект по пикселам;
- рисовать пиктограммы.
Тема 2.4. Представление об алгоритме
- Понятие алгоритма. Примеры алгоритмов из окружающей жизни.
- Понятие последовательного (линейного) алгоритма. Представление о циклическом алгоритме. Примеры построение графических объектов на основе циклического и линейного алгоритма.
- Построение графических объектов с помощью метода последовательного укрупнения копируемого фрагмента.
Учащиеся должны знать:
- понятие алгоритма;
- понятие линейного алгоритма;
- понятие циклического алгоритма.
Учащиеся должны уметь:
- разработать алгоритм и в соответствии с ним создавать графический объект;
- использовать при создании графического объекта циклический алгоритм.
Тема 2.5. Конструирование из мозаики
- Понятие типового элемента мозаики. Понятие конструирования. Меню готовых форм - плоских и объемных. Конструирование с помощью меню готовых форм.
Учащиеся должны знать:
- понятие конструирования;
- технологию конструирования из меню готовых форм.
Учащиеся должны уметь:
- создать меню типовых элементов мозаики (готовых форм);
- разрабатывать алгоритм конструирования из меню готовых форм;
- конструировать разнообразные графические объекты.
Тема 2.6. Моделирование в среде графического редактора
- Модели окружающего мира. Понятие моделирования. Примеры построения моделей в графическом редакторе.
Учащиеся должны знать:
- что такое модель;
- в чем суть моделирования.
Учащиеся должны уметь:
- приводить примеры моделей из окружающей среды;
- строить модели в графическом редакторе.
Задания к проекту:
Контрольно-тематическое планирование для 4 класса
№П\П | Тема | Часы | Дата |
Обучение работе на компьютере | 13 | ||
Человек и компьютер | 1 | ||
Рабочий стол в реальном и виртуальном виде | 1 | ||
Компьютерная помощница - мышь | 1 | ||
Меню - возможность выбора | 1 | ||
Начните работу с нажатия кнопки "Пуск" | 1 | ||
Окно в компьютерный мир | 1 | ||
Клавиатура - инструмент писателя | 1 | ||
Набор и редактирование текста | 1 | ||
Что скрывается в строке "Меню" | 1 | ||
Действия с фрагментом текста | 1 | ||
Калькулятор - помощник математиков | 1 | ||
Один помощник - хорошо, а два - лучше | 1 | ||
Контрольная работа | 1 | ||
Компьютерная графика как средство развития творческого потенциала | 21 | ||
Инструменты для рисования | 1 | ||
Компьютерная графика | 1 | ||
Создание компьютерного рисунка | 1 | ||
Фрагмент рисунка | 1 | ||
Сборка рисунка из деталей | 1 | ||
Как сохранить созданный рисунок | 1 | ||
Как открыть рисунок, сохранённый на диске? | 1 | ||
Построения с помощью клавиши "SHIFT" | 1 | ||
Что такое пиктограмма? | 1 | ||
Алгоритмы в нашей жизни | 1 | ||
Откуда произошло слово алгоритм | 1 | ||
Компьютерная среда и алгоритмы | 1 | ||
Какие бывают алгоритмы | 1 | ||
Действия с фрагментом рисунка | 1 | ||
Повторяющиеся действия в алгоритмах | 1 | ||
Повторяющиеся элементы вокруг нас | 1 | ||
Конструирование из мозаики | 1 | ||
Меню готовых форм | 1 | ||
Конструирование из кубиков | 1 | ||
Моделирование окружающего мира | 1 | ||
Защита рисунка | 1 | ||
Всего | 34 |