"Создание мультфильма в среде программирования Macromedia Flash". Пропедевтический курс в 4-м классе

Разделы: Информатика


Введение

Виток спирали информатизации раскручивается все выше и выше. Информационные образовательные ресурсы должны не заменить педагогические технологии, а помочь быть более результативными. Они призваны оптимизировать трудозатраты преподавателя, чтобы учебный процесс стал более эффективным. Очень важно, чтобы новые информационные технологии применялись не вместо, а вместе с традиционными, классическими образовательными технологиями.

Учитывая особенности нашего образовательного учреждения, введение в курс начальной школы программ развивающего обучения и введение новых образовательных курсов, для преподавания факультатива по информатике в 4-х классах я решила воспользоваться программой "Информатика: основы компьютерной грамоты. Начальный курс для 5-6 классов" под редакцией Н.В.Макаровой, которая выстроена в доступной и оригинальной форме. Учитывая возрастные особенности наших учащихся, обучение в процессе игры, эвристический интерес к информатике, а так же продвинутость данный курс мне пришлось адаптировать, что позволило совместить темы, сделать их более интересными и привлекательными. Изложение новой темы в форме мультимедийной презентации позволяет учащимся усваивать материал, работать в интерактивном режиме, быть включенными в образовательный процесс. Данная модификация программы имеет свои результаты, учащиеся самостоятельно выполняют проекты, участвуют в конкурсах компьютерных рисунков, участвуют в научно-практических конференциях, занимают призовые места.

2005-2006 уч. год

  • 1 место в Городской научно-практической конференции "Ломоносовские чтения - Юниор"
  • 2 место в региональной научно-практической конференции "Шаг в будущее - юниор" с работой "Создание мультфильма в среде программирования Macromedia Flash "Подвиг Добрыни Никитича"

2006-2007 уч.год

  • 2 место в Городской научно-практической конференции "Ломоносовские чтения - Юниор"

2008-2009 уч. год

  • участие в региональном фестивале "Мы и безопасность"

Сейчас, Ядрышниковы Антон и Никита учатся в 7 классе.

Наиболее интересные работы и рисунки учащихся вставлены в презентацию как наглядный пример. Дополнительно к презентации есть раздаточный материал, который включен и в саму презентацию.

Продолжительность уроков у нас составляет 40 мин, 20 минут идет презентация на экране через проектор. На большом экране объясняется новый материал и показывается последовательность действий текущего урока, физкультминутка 5 минут, 15 минут работа на компьютере. К этому времени презентация загружена на всех ученических компьютерах и через гиперссылку учащиеся заходят в нужный файл. Если требуется к уроку раздаточный материал, он раздается на листах А4., В папке "Дополнительный материал" собраны картинки, выполненные учениками. Есть папка, где хранятся рисунки для работы.

Работа начинается с презентации "4 класс Макарова", рядом расположены текстовые файлы в которых переведена рабочая тетрадь в электронный вид. В эти файлы можно попасть по гиперссылке из презентации. Папка "Дополнительный материал" содержит материалы, которые я использовала на уроках.

Пояснительная записка

Адаптированная программа "Информатика: основы компьютерной грамоты. Начальный курс" под редакцией Н.В.Макаровой, допущенная Министерством образования Российской Федерации. Учащиеся будут пользоваться учебниками Макаровой "Информатика. 5-6 класс". Государственная программа адаптирована для изучения основ компьютерной грамотности в 4 классах.

Техническое обеспечение.

  1. Компьютерный класс PentiumIV

Программное обеспечение.

  • ОС Windows 2000
  • MS Office 2000

Литература:

  1. Н.В.Макарова Учебник по информатике . 5-6 класс . С-Пб,: Питер, 2001.
  2. Приложение к газете "1 сентября" - "Информатика", 1997 - 1999.
  3. Журналы "Информатика и образование", 1994 - 1998.
  4. Б.П.Никитин "Ступеньки творчества или развивающие игры", Москва, Просвещение, 1990.

Содержане курса

Раздел 1. Обучение работе на компьютере

Тема 1.1. Освоение системной среды Windows

  • Назначение основных устройств компьютера. Правила работы за компьютером.
  • Сопоставление роли и назначения компьютерного и реального рабочего стола. Назначение объектов компьютерного Рабочего стола.
  • Освоение приемов работы с мышью.
  • Представление о графическом интерфейсе системной среды.
  • Понятие компьютерного меню. Освоение технологии работы с меню.
  • Знакомство с назначением и функциями Главного меню. Технология запуска программ из Главного меню и завершения работы программы.
  • Представление об окне как объекте графического интерфейса. Технология работы с окном.
  • Освоение клавиатуры. Назначение служебных клавиш.

Учащиеся должны знать:

  • назначение основных устройств компьютера;
  • правила работы за компьютером;
  • назначение Рабочего стола;
  • понятие графического интерфейса;
  • назначение компьютерного меню и Главного меню;
  • роль окна при работе в системной среде Windows;
  • назначение служебных клавиш на клавиатуре.

Учащиеся должны уметь:

  • работать мышью;
  • выбрать пункты меню;
  • запускать программу и завершать работу с ней;
  • изменять размеры и расположение окна.

Тема 1.2. Простейшая технология работы с текстом

  • Назначение текстового редактора. Структура графического интерфейса текстового редактора (на примере Блокнота). Назначение основного меню. Команды основного меню текстового редактора.
  • Технология ввода текста. Редактирование текста: вставка, удаление и замена символов; вставка и удаление пустых строк.
  • Назначение буфера обмена. Действия с фрагментами текста: выделение, копирование, удаление, перемещение.

Учащиеся должны знать:

  • основные правила набора текста;
  • назначение основного меню;
  • основные операции редактирования;
  • назначение буфера обмена.

Учащиеся должны уметь:

  • вводить и редактировать текст;
  • копировать, перемещать, удалять фрагмент текста.
  • назначение программы Калькулятор;
  • технологию работы с программой Калькулятор.

Тема 1.3. Вычисления на компьютере с помощью Калькулятора

  • Исторические примеры различных приспособлений для выполнения арифметических операций. Технология вычислений с помощью программы Калькулятор.

Учащиеся должны знать:

  • назначение программы Калькулятор;
  • технологию работы с программой Калькулятор.

Учащиеся должны уметь:

  • приводить исторические примеры приспособлений, используемых для расчетов;
  • выполнять расчеты с помощью программы Калькулятор.

Тема 1.4. Представление о составленном документе

  • Работа с несколькими окнами, Создание составного документа с использованием двух программ.

Учащиеся должны уметь:

  • располагать окна на Рабочем столе и поочередно в них работать;
  • создавать составной документ.

Раздел 2. Компьютерная графика как средство развития творческого потенциала

Тема 2.1. Освоение среды графического редактора Paint

  • Что такое компьютерная графика. Основные возможности графического редактора Paint по созданию графических объектов. Интерфейс графического редактора и его основные объекты. Панель Палитра. Панель Инструменты. Настройка инструментов рисования. Создание рисунков с помощью инструментов.

Учащиеся должны знать:

  • назначение и возможности графического редактора;
  • назначение объектов интерфейса графического редактора.

Учащиеся должны уметь:

  • настраивать панель Инструменты;
  • создавать простейшие рисунки с помощью инструментов.

Тема 2.2. Редактирование рисунков

  • Использование команды Отменить. Использование инструмента Ластик.
  • Понятие фрагмента рисунка, Технология выделения и перемещения фрагмента рисунка. Примеры создания графического объекта из типовых фрагментов. Сохранение рисунка на диске. Понятие файла. Открытие файла с рисунком. Практикум по созданию и редактированию графических объектов.

Учащиеся должны знать:

  • понятие фрагмента рисунка;
  • понятие файла.

Учащиеся должны уметь:

  • выделять и перемещать фрагмент рисунка;
  • создавать графический объект из типовых фрагментов;
  • сохранять рисунок в файле и открывать файл.

Тема 2.3. Точные построения графических объектов

  • Построение геометрических фигур. Использование клавиши Shift при построении прямых, квадратов, окружностей. Понятие пиксела. Редактирование графического объекта по пикселам. Понятие пиктограммы. Создание и редактирование пиктограммы по пикселам.

Учащиеся должны знать:

  • точные способы построения геометрических фигур;
  • понятие пиксела;
  • понятие пиктограммы.

Учащиеся должны знать:

  • точные способы построения геометрических фигур;
  • понятие пиксела;
  • понятие пиктограммы.

Учащиеся должны уметь:

  • использовать при построении геометрических фигур клавишу Shift;
  • редактировать графический объект по пикселам;
  • рисовать пиктограммы.

Тема 2.4. Представление об алгоритме

  • Понятие алгоритма. Примеры алгоритмов из окружающей жизни.
  • Понятие последовательного (линейного) алгоритма. Представление о циклическом алгоритме. Примеры построение графических объектов на основе циклического и линейного алгоритма.
  • Построение графических объектов с помощью метода последовательного укрупнения копируемого фрагмента.

Учащиеся должны знать:

  • понятие алгоритма;
  • понятие линейного алгоритма;
  • понятие циклического алгоритма.

Учащиеся должны уметь:

  • разработать алгоритм и в соответствии с ним создавать графический объект;
  • использовать при создании графического объекта циклический алгоритм.

Тема 2.5. Конструирование из мозаики

  • Понятие типового элемента мозаики. Понятие конструирования. Меню готовых форм - плоских и объемных. Конструирование с помощью меню готовых форм.

Учащиеся должны знать:

  • понятие конструирования;
  • технологию конструирования из меню готовых форм.

Учащиеся должны уметь:

  • создать меню типовых элементов мозаики (готовых форм);
  • разрабатывать алгоритм конструирования из меню готовых форм;
  • конструировать разнообразные графические объекты.

Тема 2.6. Моделирование в среде графического редактора

  • Модели окружающего мира. Понятие моделирования. Примеры построения моделей в графическом редакторе.

Учащиеся должны знать:

  • что такое модель;
  • в чем суть моделирования.

Учащиеся должны уметь:

  • приводить примеры моделей из окружающей среды;
  • строить модели в графическом редакторе.

Задания к проекту:

Контрольно-тематическое планирование для 4 класса

№П\П Тема Часы Дата
  Обучение работе на компьютере 13  
  Человек и компьютер 1  
  Рабочий стол в реальном и виртуальном виде 1  
  Компьютерная помощница - мышь 1  
  Меню - возможность выбора 1  
  Начните работу с нажатия кнопки "Пуск" 1  
  Окно в компьютерный мир 1  
  Клавиатура - инструмент писателя 1  
  Набор и редактирование текста 1  
  Что скрывается в строке "Меню" 1  
  Действия с фрагментом текста 1  
  Калькулятор - помощник математиков 1  
  Один помощник - хорошо, а два - лучше 1  
  Контрольная работа 1  
  Компьютерная графика как средство развития творческого потенциала 21  
  Инструменты для рисования 1  
  Компьютерная графика 1  
  Создание компьютерного рисунка 1  
  Фрагмент рисунка 1  
  Сборка рисунка из деталей 1  
  Как сохранить созданный рисунок 1  
  Как открыть рисунок, сохранённый на диске? 1  
  Построения с помощью клавиши "SHIFT" 1  
  Что такое пиктограмма? 1  
  Алгоритмы в нашей жизни 1  
  Откуда произошло слово алгоритм 1  
  Компьютерная среда и алгоритмы 1  
  Какие бывают алгоритмы 1  
  Действия с фрагментом рисунка 1  
  Повторяющиеся действия в алгоритмах 1  
  Повторяющиеся элементы вокруг нас 1  
  Конструирование из мозаики 1  
  Меню готовых форм 1  
  Конструирование из кубиков 1  
  Моделирование окружающего мира 1  
  Защита рисунка 1  
Всего   34