Композиционное построение узора

Разделы: Технология


Цели:

  • способствовать формированию представлений о композиционном построении узоров; развитию познавательного интереса к предмету;

Задачи: познакомить с историей вышитого орнамента;

  • объяснить смысловые значения изображения орнамента;
  • дать определение основным понятиям;
  • познакомить с видами орнамента;
  • продолжить воспитание эстетического вкуса.
  • закрепить полученные знания путем построения композиции или орнамента.

Оборудование и материалы:

Методы: словесный; наглядный; практическая работа под контролем учителя.

Объект труда:

Межпредметные связи: математика, черчение – построение чертежа, литература – выразительный рассказ.

Ход урока

1.Организационная часть – 3 мин.

1.1. Контроль посещаемости.
1.2. Проверка готовности к занятию.
1.3. Сообщение темы и цели, задач урока.

2. Изложение нового материала – 15 мин.

2. Смысловые значения.

Человек, любуясь матушкой Природой, получает информацию для воображения (слайд № 3)

1. Поверхность земли.
2. Горы.
3. Вода.

3. Композиция (слайд № 4).

Композиция – это объединение элементов изображения в одно художественное целое, имеющее единую форму и содержание.

Форма и содержание зависят:

  • от того, какие швы будут использованы (крест, полукрест, счетную гладь, роспись, гобелен и др.);
  • от назначения изделия (полотенце, скатерть, комплект постельного белья и т.д.)
  • от расположения узора на изделии (в центре, в углу изделия, по краю);
  • от выбора цвета для его выполнения (чередование ярких и ослабленных тонов)

4. Счетные швы (Слайд № 5).

Техника вышивания крестом или крестиком известна давно, но широко распространилась во второй половине ХIХ века. Сейчас это одна из самых популярных вышивок.

Техника вышивания крестом относится к счётным швам, так как стежки выполняются строго по счёту нитей ткани. По этому вышивать крестом лучше всего по канве (специальной ткани, переплетения нитей которой образуют клетки разной величины). Крест косой в два хода.

5. (Ученица).

Искусство вышивки развивалось вместе с человеком и зачастую служило средством выражения его отношения к окружающему миру. Именно поэтому узоры вышивки порой символичны и связаны с верованиями и обрядами того или иного народа. В древние времена различные виды вышивки имели свое предназначение.

(Слайд № 6,7) В культуре славянских народов вышивка также играла важную роль. Одежду расшивали разного рода орнаментами, которые не только украшали ее, но и служили оберегами от зла. Такими знаками были руны – магические символы, в дальнейшем способствовавшие происхождению письменности. Неслучайно вышивка располагалась на вороте, подоле, краях рукавов, то есть именно в тех местах, где тело человека было открыто. Определенные узоры предназначались для украшения праздничных и свадебных нарядов, ритуальной одежды. На Руси существовал обычай развешивать вышитые полотенца вокруг зеркал, окон и икон. Вышитые изделия считались оберегами, поэтому их дарили на свадьбу, рождение ребенка.

В Х-ХII вв. вышивку стали использовать не только в ритуальных целях, но и для украшения различных вещей (сарафанов, головных уборов, полотенец, скатертей, занавесок, постельного белья и т. д.). В то время рукодельницы умели вышивать самые различные узоры, начиная от простых геометрических фигур и заканчивая сценками из жизни. Соревнуясь между собой в мастерстве, они постоянно совершенствовали приемы вышивки. Одним из наиболее распространенных видов стала вышивка крестиком.

6. Картина (слайд № 8)

7. Орнаменты (слайд № 9,10,11)

Орнамент – последовательное повторение отдельных узоров или целой группы. Термин происходит от латинского слова “украшение” (условные знаки, символы, обозначающие выражение человеком своего отношения к явлениям природы).

Раппорт – повторяющиеся элементы в орнаменте.

Главным предметом одежды была рубаха (сорочка). Длина ее доходила до щиколоток, фасон (покрой) отличался простотой, надевалась через голову, т. е. рубаха не была распашной (разрезной). Спереди вверху у неё делали небольшой разрез.

В России до ХIV века любую одежду называли порты, а мастеров, её сшивших, — портными. Так, в завещании одного из первых московских князей Ивана 1Калиты сказано: “А из порт из моих моему Семёну; кожух червлёный (красный) жемчужный (расшитый жемчугом), шапка золотая”.

Запомни эту “золотую шапку” — ведь она не что иное, как знаменитая впоследствии “шапка Мономаха”, регалия, символ царской власти, ею стали “венчать на царство”.

В ХVI веке появилось новое слово для обозначения любой одежды — платье, а портами стали называть только брюки. Портных именовали по-разному, в зависимости от того, что они шили: сарафанниками, кафтанчиками, шубниками, шапочниками.

8. Современная вышивка (слайд № 12).

9. Юбки (слайд № 13).

Сегодня вышивка не утратила своей популярности. Это прекрасный способ придать обыденным вещам и одежде оригинальный и неповторимый вид.

10. Для композиции характерны не только отдельные предметы, но и цветовое решение. (Сайд № 14).

11. Необходимые инструменты. (Сайд № 15).

Понадобятся пяльцы, нитки мулине (в три нити), игла для вышивания и напёрсток.

Пяльцы — специальное приспособление для натягивания ткани при вышивании. Бывают металлические, бывают пластмассовые пяльцы различной формы.

Напёрсток должен плотно обхватывать средний палец рабочей руки, но не сжимать его.

12. Физминутка (Слайд № 16).

13. Работа по инструкционной карте.

(См. ИТК)

14. Безопасные приемы труда на рабочем месте (Слайд № 17):

  • класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя;
  • передавать ножницы только с сомкнутыми лезвиями и кольцами вперед;
  • игла должна находится в игольнице после работы;
  • убрать рабочее место.

15. Практическая работа “Выполнение двойного шва крест”.

15.1. Вводный инструктаж:

- демонстрация эталонного изделия;
- показ трудовых приемов.

15.2. (Слайд № 18) А Вы знаете, что женщины после трудового дня, собирались в одном доме деревни, пели песни, рассказывали различные истории.

(Ученица) Очень часто с помощью вышивки подчеркивалось социальное положение. Так, на найденном в Египте одеянии фараона, наряду с цветочным орнаментом, вышиты узоры, которые имели право изображать на своей одежде только особы, принадлежащие к царскому роду. Вышивка была распространена не только в Древнем Египте, но и в Древней Греции. Свидетельством тому служит найденная при раскопках ваза, датируемая V веком до н. э., на которой изображена женщина, вышивающая на пяльцах. Примерно к той же эпохе относятся сохранившиеся до нашего времени искусные китайские вышивки, выполненные на шелке с помощью золотых и серебряных нитей.

Сначала узоры для вышивки переходили из рук в руки и копировались самими вышивальщицами, что нередко представляло им большие затруднения; после изобретения книгопечатания узоры сделались более общедоступны, они собирались и издавались в специальных с этой целью книгах. Первый сборник такого рода издан был в Кёльне в 1527 г. Петром Квинти (Pierre Quinty). В изыскании новых моделей для вышивок рисовальщики старались ближе подходить к природе и перенимать все оттенки живых цветов и растений. Заметив это, некто Жан Робэн (Jean Robin) вздумал устроить специальный сад для этой цели и стал разводить в нем самые разнообразные чужестранные и редкие растения. Его затея имела громадный успех; вскоре его цветочное заведение куплено было Генрихом IV и, сделавшись принадлежностью правительства, стало называться "королевским садом". В 1626 г. ученому Гюи де ла Бросс (Guy de la Bross) пришла счастливая мысль воспользоваться этим садом с его многочисленными растениями для научного обучения студентов-медиков. Так основан был первый ботанический сад (Jardin des Plantes) с его музеем естественных наук: вышивка косвенным образом оказала помощь и услугу науке.

15.3. Текущий инструктаж - целевой обход:

- проверить организацию рабочих мест;
- соблюдение безопасных приемов труда;
- правильность выполнения трудовых приемов;
- самоконтроль;
- провести приемку и оценку работ;
- выдать дополнительную работу наиболее успевающим ученицам.

Что необычного произошло в классе?

Правильно, появился стенд “Подиум успеха”.

Мне бы очень хотелось, если Вы почувствовали, что создали свою композицию, то прикрепите ее на стенд.

15.4. Заключительный инструктаж:

- анализ характерных ошибок;
- домашнее задание.

16. Уборка рабочих мест.

Презентация

Рисунок