Цели:
- способствовать формированию представлений о композиционном построении узоров; развитию познавательного интереса к предмету;
Задачи: познакомить с историей вышитого орнамента;
- объяснить смысловые значения изображения орнамента;
- дать определение основным понятиям;
- познакомить с видами орнамента;
- продолжить воспитание эстетического вкуса.
- закрепить полученные знания путем построения композиции или орнамента.
Оборудование и материалы:
Методы: словесный; наглядный; практическая работа под контролем учителя.
Объект труда:
Межпредметные связи: математика, черчение – построение чертежа, литература – выразительный рассказ.
Ход урока
1.Организационная часть – 3 мин.
1.1. Контроль посещаемости.
1.2. Проверка готовности к занятию.
1.3. Сообщение темы и цели, задач урока.
2. Смысловые значения.
Человек, любуясь матушкой Природой, получает информацию для воображения (слайд № 3)
1. Поверхность земли.
2. Горы.
3. Вода.
3. Композиция (слайд № 4).
Композиция – это объединение элементов изображения в одно художественное целое, имеющее единую форму и содержание.
Форма и содержание зависят:
- от того, какие швы будут использованы (крест, полукрест, счетную гладь, роспись, гобелен и др.);
- от назначения изделия (полотенце, скатерть, комплект постельного белья и т.д.)
- от расположения узора на изделии (в центре, в углу изделия, по краю);
- от выбора цвета для его выполнения (чередование ярких и ослабленных тонов)
4. Счетные швы (Слайд № 5).
Техника вышивания крестом или крестиком известна давно, но широко распространилась во второй половине ХIХ века. Сейчас это одна из самых популярных вышивок.
Техника вышивания крестом относится к счётным швам, так как стежки выполняются строго по счёту нитей ткани. По этому вышивать крестом лучше всего по канве (специальной ткани, переплетения нитей которой образуют клетки разной величины). Крест косой в два хода.
5. (Ученица).
Искусство вышивки развивалось вместе с человеком и зачастую служило средством выражения его отношения к окружающему миру. Именно поэтому узоры вышивки порой символичны и связаны с верованиями и обрядами того или иного народа. В древние времена различные виды вышивки имели свое предназначение.
(Слайд № 6,7) В культуре славянских народов вышивка также играла важную роль. Одежду расшивали разного рода орнаментами, которые не только украшали ее, но и служили оберегами от зла. Такими знаками были руны – магические символы, в дальнейшем способствовавшие происхождению письменности. Неслучайно вышивка располагалась на вороте, подоле, краях рукавов, то есть именно в тех местах, где тело человека было открыто. Определенные узоры предназначались для украшения праздничных и свадебных нарядов, ритуальной одежды. На Руси существовал обычай развешивать вышитые полотенца вокруг зеркал, окон и икон. Вышитые изделия считались оберегами, поэтому их дарили на свадьбу, рождение ребенка.
В Х-ХII вв. вышивку стали использовать не только в ритуальных целях, но и для украшения различных вещей (сарафанов, головных уборов, полотенец, скатертей, занавесок, постельного белья и т. д.). В то время рукодельницы умели вышивать самые различные узоры, начиная от простых геометрических фигур и заканчивая сценками из жизни. Соревнуясь между собой в мастерстве, они постоянно совершенствовали приемы вышивки. Одним из наиболее распространенных видов стала вышивка крестиком.
6. Картина (слайд № 8)
7. Орнаменты (слайд № 9,10,11)
Орнамент – последовательное повторение отдельных узоров или целой группы. Термин происходит от латинского слова “украшение” (условные знаки, символы, обозначающие выражение человеком своего отношения к явлениям природы).
Раппорт – повторяющиеся элементы в орнаменте.
Главным предметом одежды была рубаха (сорочка). Длина ее доходила до щиколоток, фасон (покрой) отличался простотой, надевалась через голову, т. е. рубаха не была распашной (разрезной). Спереди вверху у неё делали небольшой разрез.
В России до ХIV века любую одежду называли порты, а мастеров, её сшивших, — портными. Так, в завещании одного из первых московских князей Ивана 1Калиты сказано: “А из порт из моих моему Семёну; кожух червлёный (красный) жемчужный (расшитый жемчугом), шапка золотая”.
Запомни эту “золотую шапку” — ведь она не что иное, как знаменитая впоследствии “шапка Мономаха”, регалия, символ царской власти, ею стали “венчать на царство”.
В ХVI веке появилось новое слово для обозначения любой одежды — платье, а портами стали называть только брюки. Портных именовали по-разному, в зависимости от того, что они шили: сарафанниками, кафтанчиками, шубниками, шапочниками.
8. Современная вышивка (слайд № 12).
9. Юбки (слайд № 13).
Сегодня вышивка не утратила своей популярности. Это прекрасный способ придать обыденным вещам и одежде оригинальный и неповторимый вид.
10. Для композиции характерны не только отдельные предметы, но и цветовое решение. (Сайд № 14).
11. Необходимые инструменты. (Сайд № 15).
Понадобятся пяльцы, нитки мулине (в три нити), игла для вышивания и напёрсток.
Пяльцы — специальное приспособление для натягивания ткани при вышивании. Бывают металлические, бывают пластмассовые пяльцы различной формы.
Напёрсток должен плотно обхватывать средний палец рабочей руки, но не сжимать его.
12. Физминутка (Слайд № 16).
13. Работа по инструкционной карте.
(См. ИТК)
14. Безопасные приемы труда на рабочем месте (Слайд № 17):
- класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя;
- передавать ножницы только с сомкнутыми лезвиями и кольцами вперед;
- игла должна находится в игольнице после работы;
- убрать рабочее место.
15. Практическая работа “Выполнение двойного шва крест”.
15.1. Вводный инструктаж:
- демонстрация эталонного изделия;
- показ трудовых приемов.
15.2. (Слайд № 18) А Вы знаете, что женщины после трудового дня, собирались в одном доме деревни, пели песни, рассказывали различные истории.
(Ученица) Очень часто с помощью вышивки подчеркивалось социальное положение. Так, на найденном в Египте одеянии фараона, наряду с цветочным орнаментом, вышиты узоры, которые имели право изображать на своей одежде только особы, принадлежащие к царскому роду. Вышивка была распространена не только в Древнем Египте, но и в Древней Греции. Свидетельством тому служит найденная при раскопках ваза, датируемая V веком до н. э., на которой изображена женщина, вышивающая на пяльцах. Примерно к той же эпохе относятся сохранившиеся до нашего времени искусные китайские вышивки, выполненные на шелке с помощью золотых и серебряных нитей.
Сначала узоры для вышивки переходили из рук в руки и копировались самими вышивальщицами, что нередко представляло им большие затруднения; после изобретения книгопечатания узоры сделались более общедоступны, они собирались и издавались в специальных с этой целью книгах. Первый сборник такого рода издан был в Кёльне в 1527 г. Петром Квинти (Pierre Quinty). В изыскании новых моделей для вышивок рисовальщики старались ближе подходить к природе и перенимать все оттенки живых цветов и растений. Заметив это, некто Жан Робэн (Jean Robin) вздумал устроить специальный сад для этой цели и стал разводить в нем самые разнообразные чужестранные и редкие растения. Его затея имела громадный успех; вскоре его цветочное заведение куплено было Генрихом IV и, сделавшись принадлежностью правительства, стало называться "королевским садом". В 1626 г. ученому Гюи де ла Бросс (Guy de la Bross) пришла счастливая мысль воспользоваться этим садом с его многочисленными растениями для научного обучения студентов-медиков. Так основан был первый ботанический сад (Jardin des Plantes) с его музеем естественных наук: вышивка косвенным образом оказала помощь и услугу науке.
15.3. Текущий инструктаж - целевой обход:
- проверить организацию рабочих мест;
- соблюдение безопасных приемов труда;
- правильность выполнения трудовых приемов;
- самоконтроль;
- провести приемку и оценку работ;
- выдать дополнительную работу наиболее
успевающим ученицам.
Что необычного произошло в классе?
Правильно, появился стенд “Подиум успеха”.
Мне бы очень хотелось, если Вы почувствовали, что создали свою композицию, то прикрепите ее на стенд.
15.4. Заключительный инструктаж:
- анализ характерных ошибок;
- домашнее задание.