Цель: способствовать расширению кругозора учеников, формировать у них умение работать с информацией, развивать исследовательскую, творческую активность. Углубить и расширить имеющиеся у них знания о сказке, о биографии П.П.Ершова. Формировать у детей читательский интерес. Воспитывать уважение и любовь к своей истории, литературе. Ценить добрые семейные отношения. Помочь учащимся овладеть навыками работы с дополнительными информационными источниками: словарями, справочниками, газетами и журналами; Интернетом.
Оборудование: слайд- шоу, выставка книг (разные издания), рисунки детей. Костюм для ведущего: сарафан, лента на голову. Мешочек с бочонками (на них № вопроса) к конкурсу «Заморочки из мешочка».
Ход занятия
Ведущий: Здравствуйте, уважаемые родители и дети. Мы очень рады, что вы несмотря на бесконечные дела и заботы, пришли сегодня к нам в школу, чтобы отдохнуть и поучаствовать в конкурсе «Мама, папа, я – читающая семья».
Семья для каждого из нас- самое главное в жизни. И если в семье царит взаимопонимание, доверие и тепло – это настоящее счастье. Не случайно 2008 год признан годом семьи.
Именно такие семьи пришли сегодня к нам в гости, в нашу страну читлию.
Представление семей:
- Ишмухаметовы
- Метелиных
- Щедриных
- Ярковых
- Степановых
И пусть он вас и нас с вами подружит книгой еще больше. И чтоб ваша эрудиция и смекалка были сейчас с вами.
Удачи вам всем!
Сегодня наш конкурс будет оценивать совет мудрейших:
- Вера Александровна – зав. по воспитательной работе,
- Надежда Григорьевна – директор школы,
- Валентина Яковлевна – методист,
- Людмила Васильевна – зав. по воспитательной работе.
- А сейчас, каждую семью прошу показать свои визитки.
1. В некотором царстве, в некотором государстве –
В славном городе Тобольске, жил-был сказочник.
Как его звали? Кто звал тот и знал, а мы его завем П.П.Ершовым.
Красна сказка сказом, а дело ладом.
И я хочу вас испытать, внимателъно ли вы сказку «Конек- Горбунок» прочитали.
Я скажу - вы отвечайте,
Всех героев угадайте.
Конкурс «Лови удачу за хвост»
«Лови удачу за хвост»
- О ком идет речь? Чьи слова?
1. Ночь ненастная настала;
На него боязнь напала,
И со страху наш мужик
Закопался под сенник.
(Данило)
2. Ночь холодная настала,
Дрожь на малого напала,
Зубы начали плясать;
Он ударился бежать –
И всю ночь ходил дозором
У соседки под забором.
(Гаврило)
3. Малахай свой надевает,
Хлеб за пазуху кладет,
Караул держать идет.
(Иван)
4. Вдруг приходит дьявол сам,
С бородою и с усам;
Рожа словно как у кошки,
А глаза-то что те плошки!
(Кобылица)
5. «Гости, лавки отпирайте,
Покупайте, продавайте»
(Городничий.)
6. Я с повинной головою,
Царь явился пред тобою,
Не вели меня казнить,
Прикажи мне говорить.
(Спальник)
7. «Погоди же ты, злодей!
Не минуешь ты плетей!..»
(Царь)
8. «Велика беда, не спорю;
Но могу помочь я горю…»
(Конек-Горбунок)
9. стали бегать, и кричать,
И пшено с вином клевать.
(Жар птицы)
10. «Гей хозяин! полно спать!
Время дело исправлять!»
(Конек-Горбунок)
11. «Если хочешь взять меня,
То достань ты мне в три дня
Перстень мой из окияна»
(Царь девица)
12. «Так нельзя ль, отцы родные,
Вам у солнышка спросить:
Долго ль мне в опале быть
И за кои прегрешенья
Я терплю беды-мученья?»
(Рыба Кит)
13. «…Трое суток не спала,
Крошки хлеба не брала…»
(Месяц Месяцович)
14. «Ах, злодей!
Вздумал в семьдесят жениться
На молоденькой девице!»
(Месяц Месяцович)
15. «Как по моречку, по морю,
По широкому раздолью,
Что по самый край земли,
Выбегают корабли...»
(Гребцы)
16. «Ладно, ладно! для дружка
И сережку из ушка!
Отыщу я до зарницы
Перстень красной Царь девицы»
(Кит)
16. «Я шутить ведь не люблю,
Разом всех переколю!»
(Ерш)
17. «Смирно! черти б вас побрали!
Вишь, содом какой подняли,
Словно важные бойцы!»
(Дельфины ершу и карасю)
18. Но взгляни-ка, ты ведь сед;
Мне пятнадцать только лет…
(Царь девица)
19. Вот уж служба, так уж служба!
Тут нужна моя вся дружба
2. Мешочек полным–полон мой,
В мешочке есть вопрос любой,
Вопросы буду задавать,
Вам нужно верно отвечать.
Конкурс «Мешочки из мешочка»
«Заморочки из мешочка»
- Вопросы по биографии и творчеству П.П.Ершова.
1. Кому принадлежат эти слова: «Этот Ершов владеет русским стихом, точно своим крепостным мужиком» (А.С.Пушкин.)
2. Алябьев в споре как-то с Ершовым сказал ему шутя, что в музыке он, Ершов не смыслит ни уха, ни рыла.
- Ну, брат, докажу тебе на первой репетиции, что ты ошибаешься! - возразил Ершов. Выиграл ли спор с композитором Ершов? Каким образом?
3. Какой талантливый российский композитор написал балет «Конек-Горбунок?» (Родион Константинович Щедрин)
4. Назовите автора оригинального проекта скульптура П.Ершова с Коньком-Горбунком. (Около музея книги) Московский скульптор Михаил Переяславец. К какому празднику была установлена эта скульптура? (К празднованию 420 г. Тобольска.)
5. На каком музыкальном инструменте играл П.П.Ершов, и почему предпочтение было отдано именно ему? Кто был его учителем музыки?(Флейта, орган. Иосиф Карлович Гунке)
6. Какая песня Ершова стала популярной и даже считалась народной? Кто написал музыку к песне? (песня старика Луки из драматической повести Ершова «Фома - кузнец» а также «Русская песня», «Уж не цвесть цветку в пустыне», «Как на дубе на зеленом» по стихотворению «Молодой орел»)
7. Какое воспоминание детства воплотилось впоследствии в сказочный персонаж Конька – Горбунка? (Верблюды и ослик. Горбатые животные словно сказочные существа, неделями и могли обходиться без пищи и воды, преодолевая пустыни и горы.)
8. Немало мальчик слышал по дороге сказок, легенд, пословиц, загадок, связанных с рыбьим царством и его представителями, особенно любимым героем народных произведений был… (Ерш-забияка)
9. Как мог рассказ А. И. Нижегородцева послужить реальной основой для создания П.Ершовым неповторимого образа «державного кита»? Расскажи об этой легенде.
10. Кому принадлежат эти слова: «Теперь этот род сочинений можно мне и оставить». О каких сочинениях идет речь? (А.С.Пушкин. Сказки.)
11. Кто из декабристов был близким другом П.Ершова? (Вильгельм Карлович Кюхельбекер)
3. Ох, Беда, беда, беда,
В огороде – лебеда,
А в нашей сказке - путаница.
Вы, ребятушки, мне помогите,
Все слова на места верните.
Конкурс «Путаница»
Семьи выполняют задание на листочках и сдают жюри. Зрители после сдачи работ читают правильно строчки по слайду.
Путаница.
Братья сеяли столицу
Да возили в град-пшеницу.
И с набитою домой
Возвращалися сумой.
Вот, как стало лишь сбираться,
Начал старший брат смеркаться.
Огонек горит скорее,
Горбунок бежит светлее.
Напоследок, в день густой,
Приезжает в лес осьмой.
Чем тебя я полюбил?
Али тем, что огорчил?
Глядь: в пруде, под карасем,
Ерш дерется с камышом.
Коль себя помолодеешь,
Ты опять не пожалеешь.
Вот он в платье поклонился,
Царь-девице нарядился.
Тут царица показала,
На Ивана замолчала.
4. Героев много в сказке есть,
Их описаний мне не счесть,
Даю я вам задание:
Узнать их по описанию.
Конкурс «Угадай героя по описанию»
Продолжи фразу.
Вам часто на уроке приходилось описывать героев. А сейчас, я хочу вас попросить по описанию, сказать о ком идет речь?
Вареная, студеная - это… (водица)
Горбатый, ушастый - это… (конек)
Ленивые, трусливые - это… (Братья)
Ослепительная – это… (жар птица)
Сладкоголосая, бесподобная – это… (Царица)
Обжорливый – это…(кит)
Крикливый, драчливый – это… (ерш)
Находчивый, удачливый – это …(Иван)
5. Музыкальная пауза.
Ребенок поет песню из кинофильма «Летучий корабль» «Мечта».
5. Скоро сказка, сказывается,
Да не скоро дело делается,
Сказка продолжается,
Гостья появляется.
На нее вы посмотрите,
Кто она, мне подскажите?
«Темная лошадка»
Следующий конкурс «Темная лошадка». Догадайтесь, о ком идет речь.
Дверь открою, а за мной гурьбой ребята:
О, побольше б интересных книг.
Не в обиде я, что шуму многовато.
Не в обиде я, что много суетни.
(библиотекарь)
1. В какой деревне родился П.Ершов? (Безруково)
2. Как звали его брата? (Николай)
3. Кто возглавлял гимназию в период учебы Николая и Петра? (Иван Павлович Менделеев.
4. На какой факультет поступил Петр в Петербурге? (Филосовско-юридический)
5. В каком возрасте написал сказку Петр Ершов? (19)
6. Кто первый прочитал сказку? (Петр Александрович Плетнев -профессор русской словесности)
7. Какие события, повлияли на скорейшее написание сказки? (Смерть брата.)
8. Объясните слова из сказки «А глаза-то что те плошки» (Большая круглая плоская посудина, в нее вливалось сало, вкладывался фитиль, который зажигали, горящей плошкой освещали помещение. Крупные глаза сравнивали с горящей плошкой.)
9. Кому принадлежал дом, до того как в нем поселился П.П.Ершов? (Токарев.)
10. Кто автор этой картины? (Чукомин Пантелеймон Петрович.)
6. Жили-были два павлина,
Вот уроку половина,
Стала думать и гадать,
Как же дальше продолжать?
Кто читал и сказку знает,
Дальше сказку продолжает!
Конкурс «Дальше, дальше…
«Дальше, дальше…»
Продолжи фразу.
1. Вдруг о полночь конь заржал…
Караульщик наш привстал,
Посмотрел под рукавицу
И увидел… (кобылицу)
2. Вечер к ночи прибирался;
На ночлег Иван собрался;
Вдоль по улице идет,
Ест краюшку и… (поет)
3. Стало на небе темнеть;
Воздух начал холодеть.
Вот, чтоб им не заблудиться,
Решено… (остановиться)
4. Говорит ему конек:
«Вот уж есть чему дивиться!
Тут лежит перо… (Жар-птицы)
5. Гладит гриву золотую,
И, довольно насмотрясь,
К окружающим: « Эй, ребята!
Чьи такие… (жеребята?)
6. Вот неделей через пять
Начал спальник примечать…
Надо молвить, этот спальник
До Ивана был… (начальник)
7. Свет такой тут заблистал,
Что чуть спальник не вскричал,
И от страху так забился,
Что овес с него… (свалился)
8. Закричал от нетерпенья,
Подтвердив свое веленье
Быстрым взмахом кулака:
«Гей! Позвать мне… (дурака)
9. Что, Иванушка, не весел?
Что головушку повесил?» -
Говорит ему конек.
Помоги мне, горбунок!
Видишь, вздумал царь жениться,
Знашь, на тоненькой… (царице)
10. Тихо море – окиян.
На песке сидит Иван,
Ждет кита из синя моря
И мурлыкает от… (горя)
11. «Пусть не станут и смеяться,
Все не можно нам венчаться,-
Не растут зимой цветы:
Я красавица, а… (ты)
12.Царь не вымолвил ни слова,
Кликнул тотчас… (стремяннова)
7. Сказку вы внимательно читали,
Много новых слов из сказки вы узнали,
Буду я слова те говорить,
Вам же нужно мне их объяснить.
Конкурс «Объясните значение слов»
Объясните значение слов.
Балаган - шалаш, загон с навесом.
Балясы - пустые речи, болтовня, россказни.
Басурманин - иноземец, человек чужой веры.
Варенье - литая металлическая посуда чужеземного литья.
Буерак - яма, овраг.
Глазей – подсматривающий.
Глашатай – человек который объявляет волю царя.
Живот – имущество, добро; «Некорыстный наш живот» - честно заработанный достаток, богатство; жизнь.
Клепать – наговаривать, напрасно, без основания обвинять.
Курево – огонек, костер.
Льзя – можно.
Мед – медовый напиток с добавлением хмеля и пряностей.
Пост – дни, недели в году когда церковью запрещается есть мясную пищу.
Сенник – навес, под которым хранилось сено.
Станичники – разбойники, от слова стан – становище разбойников.
Фата - покрывало из легкой ткани.
Челядь - слуги.
Вот вопросам всем конец кто ответил МОЛОДЕЦ!
Подведение итогов и награждение.
Чтение стихотворения о П.Ершове на фоне слайд-шоу.