Традиционно школа отражает новые социальные тенденции. Она всегда воспроизводила стандарт знаний, умений и навыков, ценностей и форм поведения, выполняя социальный заказ государства. В настоящее время Россия переживает базисные экономические изменения. В этой ситуации принципиально меняются цели образования. Теоретические, по сути, и энциклопедические по широте знания, которые долгое время были главной целью образовательного процесса, теперь становятся средством.
Знания, которые мы даём, используя традиционные методы обучения, не готовят выпускников наших российских школ к практической жизни. Поэтому необходимы внесения изменений в систему образования. Другими словами, знаниевый подход отечественной школы сменяется компетентностно-ориентированным.
Одним из перспективных направлений по формированию ключевых компетентностей учащихся является информатизация общего среднего образования. Это процесс, направленный на максимально эффективное использование информационного обеспечения с помощью современных компьютерных и Интернет-технологий.
Практической значимостью использования информационной технологии на уроках географии для повышения качества образования по предмету является:
- стимулирование мотивации детей на приобретение знаний;
- оперативное и объективное выявление уровня освоения материала учащимися;
- открытие для учащихся возможности лучше осознать характер изучаемого объекта, процесса, явления, активно включаясь в процесс его познания, самостоятельно изменяя как его параметры, так и условия функционирования;
- обеспечение возможности каждому ученику продвинуться в предмете настолько глубоко, насколько он хочет и может;
- максимальное включение ребёнка во все формы активности, расширение его реального опыта.
Поэтому внедрение информационных технологий в образование можно охарактеризовать как логичный и необходимый шаг в развитии современного информационного мира в целом.
Мультимедийные технологии превратили учебную наглядность из статистической в динамическую. Вашему вниманию предлагается разработка урока географии в 9 класса по теме: «Калининградская область». Успешная апробация этого урока на методическом семинаре учителей географии Бугурусланского района Оренбургской области в 2007-2008 учебном году позволяет его автору успешно его предлагать на суд учителей-единомышленников.
Содержание разработанного урока разнообразно по форме работы с учащимися: презентация буклета: «Санкт-Петербург в поэзии и прозе», презентации: «Продолжительность жизни населения большого города», «Достопримечательности города Санкт-Петербург», «Достопримечательности города Калининграда», «Путешествие по Пскову», работа со статистическим материалом (составление диаграммы).
Разрабатывая такие уроки, ставлю перед собой следующие цели:
- расширить кругозор учащихся, используя материал разных источников информации (учащиеся могут работать по группам, всем классом или индивидуально);
- дифференцировать урок, давая возможность детям с различными интересами и способностями выбрать нужный и необходимый материал;
- активизировать познавательную деятельность учащихся – получить и представить на суд одноклассников как можно большую информацию за меньшее время.
Тема: Калининградская область
Цели:
- формирование информационно-коммуникативных умений при защите творческих и исследовательских работ учащихся;
- выяснить особенности ЭГП района;
- оценить влияние природных условий и ресурсов на развитие хозяйства;
- объяснить особенности специализации Калининградской области;
- выявить проблемы области и наметить пути их решения;
- продолжать развитие умений общения и деятельности при групповой работе;
- воспитывать бережное отношение к изучаемому материалу, к географическим объектам.
Категориальный аппарат усвоения:
-
ЭГП Калининградской области;
-
анклав;
-
влияние природных условий и ресурсов на развитие хозяйства;
-
рекреация;
-
специализация хозяйства;
-
отрасли специализации;
-
свободная экономическая зона;
-
Куршская коса.
Способы действия учащихся:
-
защита творческих и исследовательских работ,
-
анализ картографических материалов для выявления уникальности ЭГП области,
-
составление диаграмм при работе со статистическими материалами приложения,
-
совместный поиск решения при групповой работе.
Ценностный компонент урока:
-
значение Калининградской области в экономике и культуре России;
-
создание ситуаций ценностного противоречия между противоположными смыслами и значениями;
-
выяснить отношение учащихся к проблемам области.
Оснащение урока:
-
карты атласы,
-
контурные карты,
-
таблицы,
-
компьютеры.
Ход урока
І. Орг. момент.
ІІ. Проверка домашнего задания.
Проверка домашнего задания проверяется с применением информационных технологий: защита творческих, исследовательских работ по темам:
- «Продолжительность жизни населения Санкт-Петербурга» - презентация (Приложение 1);
- «Путешествие по Пскову»- презентация (Приложение 2);
- «Санкт-Петербург в поэзии и прозе» - буклет (Приложение 3);
- «Достопримечательности Санкт-Петербурга» - презентация (Приложение 4)
ІІІ Знакомство с новым материалом.
План:
- Особенности ЭГП Калининградской области;
- Влияние природных условий и ресурсов на развитие хозяйства области;
- Главные отрасли специализации области.
Запись темы в тетрадь + компьютер учителя (Приложение 5)
Рассказ учителя:
Кроме Северо-Западного экономического района, Россия выходит к Балтийскому морю и в его южной части (атлас + контурная карта, границы). После распада СССР этот участок российской территории стал анклавом (на доске) - часть территории одного государства, окружённая со всех сторон территорией других государств.
Посмотрите на карту атласа и ответьте на вопрос: какими странами ближнего зарубежья от основного массива российских земель отделён анклав? (Литва, Латвия, Белоруссия). В тоже время это наиболее приближённый к Западной Европе российский регион и наиболее удобная база для рыболовства и торговли в Атлантике.
По площади территории (15 тыс. км²) Калининградская область - самая маленькая из всех областей России. Население области около 950 тыс. человек. Почти половина населения - 430 тыс. человек - сосредоточена в областном центре.- (отметить города области). Территория области - равнинная и низменная, климат - переходный от морского к континентальному, с небольшой годовой амплитудой температуры, устойчивый снежный покров, как правило, не образуется. А относительно большое количество осадков при невысокой испаряемости приводит к повышенной увлажнённости, и земледелие возможно лишь при искусственном осушении.
Растительность сильно изменена человеком: 40% лесов имеют искусственное происхождение. Благодаря мягкому климату здесь прижились породы деревьев более южного региона.
ІV Работа в группах. (Приложение 6)
(Каждая группа получает карточку с заданиями, работа выполняется с использованием текста учебника Алексеева А.И. География: население и хозяйство России. Изд-во: Просвещение)
Задания для 1 группы:
-
Охарактеризуйте одну из главных отраслей специализации Калининградской области - рыбную.
-
Оцените природные условия области для рекреационной деятельности.
Задания для 2 группы:
-
Какими предприятиями представлен машиностроительный комплекс?
-
На чём специализируется целлюлозно-бумажная промышленность?
Задания для 3 группы:
- На каких отраслях специализируется сельское хозяйство области?
- Почему для Калининградской области так важны нормальные и дружеские отношения с Литвой?
Задания для 4 группы:
-
Калининградская область известна как «янтарный край». Почему?
-
Проанализируйте таблицу 4 приложения учебника и на её основе постройте диаграмму, раскрывающую отраслевую структуру хозяйства области. (Демонстрация диаграммы с использованием проектора.) (Приложение 7)
V Творческая работа
Демонстрация творческой презентации на тему:
«Достопримечательности Калининграда и изделия из янтаря». (Приложение 8)
VI Закрепление:
- В каком году и из чего образовалась Калининградская область?
- Что такое анклав, полуанклав?
- Что такое СЭЗ?
- Оцените условия для рекреационного хозяйства.
- Что такое Кенигсберг?
- Каковы проблемы развития экономики области?
- Что такое «Янтарь»?
VІI Подведение итогов работы.
Слово учителя: наличие природных предпосылок определило отрасли специализации области: рыбная, машиностроительная и целлюлозно-бумажная промышленности. Сельское хозяйство в настоящее время испытывает конкуренцию со стороны более дешёвой польской продукции.
Главным ресурсом области является её экономико-географическое положение на стыке разных стран Европы. Основное направление развития Калининградской области – расширение её контактных функций, развитие транспортной инфраструктуры.
VIII Домашнее задание.
п. 49. рубрика «Моя точка зрения», стр. 258, работа в контурной карте.