Информационные технологии в преподавании уроков географии на примере темы "Калининградская область"

Разделы: География, Информатика


Традиционно школа отражает новые социальные тенденции. Она всегда воспроизводила стандарт знаний, умений и навыков, ценностей и форм поведения, выполняя социальный заказ государства. В настоящее время Россия переживает базисные экономические изменения. В этой ситуации принципиально меняются цели образования. Теоретические, по сути, и энциклопедические по широте знания, которые долгое время были главной целью образовательного процесса, теперь становятся средством.

Знания, которые мы даём, используя традиционные методы обучения, не готовят выпускников наших российских школ к практической жизни. Поэтому необходимы внесения изменений в систему образования. Другими словами, знаниевый подход отечественной школы сменяется компетентностно-ориентированным.

Одним из перспективных направлений по формированию ключевых компетентностей учащихся является информатизация общего среднего образования. Это процесс, направленный на максимально эффективное использование информационного обеспечения с помощью современных компьютерных и Интернет-технологий.

Практической значимостью использования информационной технологии на уроках географии для повышения качества образования по предмету является:

  • стимулирование мотивации детей на приобретение знаний;
  • оперативное и объективное выявление уровня освоения материала учащимися;
  • открытие для учащихся возможности лучше осознать характер изучаемого объекта, процесса, явления, активно включаясь в процесс его познания, самостоятельно изменяя как его параметры, так и условия функционирования;
  • обеспечение возможности каждому ученику продвинуться в предмете настолько глубоко, насколько он хочет и может;
  • максимальное включение ребёнка во все формы активности, расширение его реального опыта.

Поэтому внедрение информационных технологий в образование можно охарактеризовать как логичный и необходимый шаг в развитии современного информационного мира в целом.

Мультимедийные технологии превратили учебную наглядность из статистической в динамическую. Вашему вниманию предлагается разработка урока географии в 9 класса по теме: «Калининградская область». Успешная апробация этого урока на методическом семинаре учителей географии Бугурусланского района Оренбургской области в 2007-2008 учебном году позволяет его автору успешно его предлагать на суд учителей-единомышленников.

Содержание разработанного урока разнообразно по форме работы с учащимися: презентация буклета: «Санкт-Петербург в поэзии и прозе», презентации: «Продолжительность жизни населения большого города», «Достопримечательности города Санкт-Петербург», «Достопримечательности города Калининграда», «Путешествие по Пскову», работа со статистическим материалом (составление диаграммы).

Разрабатывая такие уроки, ставлю перед собой следующие цели:

  • расширить кругозор учащихся, используя материал разных источников информации (учащиеся могут работать по группам, всем классом или индивидуально);
  • дифференцировать урок, давая возможность детям с различными интересами и способностями выбрать нужный и необходимый материал;
  • активизировать познавательную деятельность учащихся – получить и представить на суд одноклассников как можно большую информацию за меньшее время.

Тема: Калининградская область

Цели:

  • формирование информационно-коммуникативных умений при защите творческих и исследовательских работ учащихся;
  • выяснить особенности ЭГП района;
  • оценить влияние природных условий и ресурсов на развитие хозяйства;
  • объяснить особенности специализации Калининградской области;
  • выявить проблемы области и наметить пути их решения;
  • продолжать развитие умений общения и деятельности при групповой работе;
  • воспитывать бережное отношение к изучаемому материалу, к географическим объектам.

Категориальный аппарат усвоения:

  • ЭГП Калининградской области;

  • анклав;

  • влияние природных условий и ресурсов на развитие хозяйства;

  • рекреация;

  • специализация хозяйства;

  • отрасли специализации;

  • свободная экономическая зона;

  • Куршская коса.

Способы действия учащихся:

  • защита творческих и исследовательских работ,

  • анализ картографических материалов для выявления уникальности ЭГП области,

  • составление диаграмм при работе со статистическими материалами приложения,

  • совместный поиск решения при групповой работе.

Ценностный компонент урока:

  • значение Калининградской области в экономике и культуре России;

  • создание ситуаций ценностного противоречия между противоположными смыслами и значениями;

  • выяснить отношение учащихся к проблемам области.

Оснащение урока:

  • карты атласы,

  • контурные карты,

  • таблицы,

  • компьютеры.

Ход урока

І. Орг. момент.

ІІ. Проверка домашнего задания.

Проверка домашнего задания проверяется с применением информационных технологий: защита творческих, исследовательских работ по темам:

ІІІ Знакомство с новым материалом.

План:

  1. Особенности ЭГП Калининградской области;
  2. Влияние природных условий и ресурсов на развитие хозяйства области;
  3. Главные отрасли специализации области.

Запись темы в тетрадь + компьютер учителя (Приложение 5)

Рассказ учителя:

Кроме Северо-Западного экономического района, Россия выходит к Балтийскому морю и в его южной части (атлас + контурная карта, границы). После распада СССР этот участок российской территории стал анклавом (на доске) - часть территории одного государства, окружённая со всех сторон территорией других государств.

Посмотрите на карту атласа и ответьте на вопрос: какими странами ближнего зарубежья от основного массива российских земель отделён анклав? (Литва, Латвия, Белоруссия). В тоже время это наиболее приближённый к Западной Европе российский регион и наиболее удобная база для рыболовства и торговли в Атлантике.

По площади территории (15 тыс. км²) Калининградская область - самая маленькая из всех областей России. Население области около 950 тыс. человек. Почти половина населения - 430 тыс. человек - сосредоточена в областном центре.- (отметить города области). Территория области - равнинная и низменная, климат - переходный от морского к континентальному, с небольшой годовой амплитудой температуры, устойчивый снежный покров, как правило, не образуется. А относительно большое количество осадков при невысокой испаряемости приводит к повышенной увлажнённости, и земледелие возможно лишь при искусственном осушении.

Растительность сильно изменена человеком: 40% лесов имеют искусственное происхождение. Благодаря мягкому климату здесь прижились породы деревьев более южного региона.

ІV Работа в группах. (Приложение 6)

(Каждая группа получает карточку с заданиями, работа выполняется с использованием текста учебника Алексеева А.И. География: население и хозяйство России. Изд-во: Просвещение)

Задания для 1 группы:

  1. Охарактеризуйте одну из главных отраслей специализации Калининградской области - рыбную.

  2. Оцените природные условия области для рекреационной деятельности.

Задания для 2 группы:

  1. Какими предприятиями представлен машиностроительный комплекс?

  2. На чём специализируется целлюлозно-бумажная промышленность?

Задания для 3 группы:

  1. На каких отраслях специализируется сельское хозяйство области?
  2. Почему для Калининградской области так важны нормальные и дружеские отношения с Литвой?

Задания для 4 группы:

  1. Калининградская область известна как «янтарный край». Почему?

  2. Проанализируйте таблицу 4 приложения учебника и на её основе постройте диаграмму, раскрывающую отраслевую структуру хозяйства области. (Демонстрация диаграммы с использованием проектора.) (Приложение 7)

V Творческая работа

Демонстрация творческой презентации на тему:

«Достопримечательности Калининграда и изделия из янтаря». (Приложение 8)

VI Закрепление:

  • В каком году и из чего образовалась Калининградская область?
  • Что такое анклав, полуанклав?
  • Что такое СЭЗ?
  • Оцените условия для рекреационного хозяйства.
  • Что такое Кенигсберг?
  • Каковы проблемы развития экономики области?
  • Что такое «Янтарь»?

VІI Подведение итогов работы.

Слово учителя: наличие природных предпосылок определило отрасли специализации области: рыбная, машиностроительная и целлюлозно-бумажная промышленности. Сельское хозяйство в настоящее время испытывает конкуренцию со стороны более дешёвой польской продукции.

Главным ресурсом области является её экономико-географическое положение на стыке разных стран Европы. Основное направление развития Калининградской области – расширение её контактных функций, развитие транспортной инфраструктуры.

VIII Домашнее задание.

п. 49. рубрика «Моя точка зрения», стр. 258, работа в контурной карте.