Тип урока: обобщение и систематизация знаний
Цели урока:
- Образовательные: организовать деятельность учащихся по общению и систематизация знаний в рамках темы «Умножение и деление положительных и отрицательных чисел», повысить уровень осмысления учащимися изученного материала.
- Развивающие: создать условия для развития у школьников вычислительных навыков, внимания, мышления, памяти.
- Воспитательные: содействовать развитию у учащихся учебно-познавательных и коммуникативных компетенций.
Используемая технология: педагогическая технология В.М.Монахова
Наглядность:
- Математика: Учеб.для 6 класса общеобразоват. учреждений/ М 34 Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбург. – 6-е изд. – М.: Мнемозина, 2000. – 304 с.: ил.
- Рисунки.
- Математическое лото.
Дидактический материал:
- карточки,
- тесты
Технические средства:
- ноутбук,
- ПК
Учебник:
- Математика: Учеб. для 6 класса общеобразоват. учреждений/ М 34 Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбург. – 6-е изд. – М.: Мнемозина, 2004. – 304 с.: ил.
Ход урока
Этапы урока, задачи |
Деятельность учителя |
1.Организационный этап Задача: психологически подготовить учащихся к обобщению на учебном занятии |
«Друзья мои, здравствуйте! Прошу вас присесть. Я рада вас видеть, и очень хочу работать с вами! Удобно ли вам?»
(пауза) Французский писатель 19 столетия Анатоль Франс однажды заметил: «Учиться можно весело… Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом». Пусть эти слова послужат девизом сегодняшнего урока, урока-путешествия в страну положительных и отрицательных чисел. Какое сейчас время года? Назовите первые признаки весны? Какая сегодня температура воздуха на улице? ( +4°С ) Повышение температуры выражается положительным или отрицательным числом? А понижение температуры? Я позволю себе вас спросить, если сегодня температура воздуха равна +4°, то какой будет температура воздуха через двое суток, если каждые последующие сутки она будет повышаться на два градуса? Пожалуйста, ответит … Кто согласен с ответом? |
2 этап. Актуализация
субъектного опыта учащихся
Задачи:
|
Попробуем предположить,
чему же посвящен сегодняшний урок?
Прочитайте, пожалуйста, тему урока, записанную на доске. Ребята, скажите, пожалуйста, а где мы в практической деятельности еще можем использовать знания по нашей теме урока? (при решении задач на определение уровня воды в реке за несколько суток, задачи на движение в положительном и отрицательном направлении, в играх, когда штрафные очки выражаются отрицательными числами, а заработанные очки – положительными числами) Чему же мы будем учиться на уроке? Спасибо за ваши ответы. Да, сегодня мы обобщим и систематизируем знания по умножению и делению положительных и отрицательных чисел. Давайте составим план нашего путешествия на уроке, исходя из предложенной цели. (учитель дополняет план, написанный на доске заранее)
Спасибо. Ребята, а что у нас принято на уроке? А еще сегодня нам на уроке пригодятся:
Проверка д/з. Запишем в тетрадях число ..., классная работа и тему урока. (проверить посадку при письме). Какой вид транспорта мы выберем для нашего путешествия? Это мы узнаем, ответив на несколько вопросов. Отвечаем на поставленный мною вопрос, записывая в тетради лишь первую букву ответа. Из записанных букв составим слово, которое определит вид транспорта
- какой вид транспорта получился? - чтобы быть физически здоровыми, сильными нужно больше двигаться, а в наши рюкзаки мы берем хорошее настроение и знания. |
3 Этап. Обобщение
и систематизация знаний и способов
деятельности.
Образовательные задачи:
|
Внимание, свое
путешествие мы начинаем со станции
«Сигнальная», выполняем работу по
электронным пособиям. Тема «Умножение
и деление положительных и
отрицательных чисел», задания 1-3 на
«удовл.», 1-5 на «хорошо», 1-6 на «отлично».
Прочитайте задание, выполните его
и проверьте себя с помощью
компьютера.
Проверка. Отвечаем «цепочкой». Продолжаем наше путешествие. Ребята, давайте встанем, выйдем из-за парт и пойдем к следующей станции ( шаг на месте под музыку) Прошу вас присесть. Вижу по глазам, что вам отчаянно хочется поскорее узнать задания следующей станции. А станция «Вычислительна» большая, она состоит из нескольких улиц и, чтобы успешно выполнили задания, будем работать в парах. А как же это работать в парах? ( вопрос для учащихся ) Первая улица, на которой мы побываем, называется «Художественной» сюда отправляются ребята 1 группы, экскурсоводом вашей группы будет… (экскурсовод – это специалист, дающий пояснение экскурсантам) (Задания по рядам) 1 группа – нам необходимо раскрасить гномика, выполнив предварительно задания одного из предложенных вариантов. 1 вариант- задание на воспроизведение изученных правил 2 вариант – задания в измененных ситуациях Ваше право выбрать любой вариант, решить его и полученный ответ поможет определить цвет для раскраски отдельных частей гнома. При возникновении вопросов обращайтесь к экскурсоводу. 2 группа (2ряд) переходим на улицу «Строительную». У вас экскурсоводом будет … Предлагается наборное полотно и карточки из пяти заданий. Каждое задание содержит четыре варианта ответов, один из которых – верный. В результате выполнения действий на наборном полотне мы построим «заборчик» из верных ответов. Будем строить «заборчик» в парах. 3 группа побываем на улице «Реставрационной». У вас экскурсоводом будет … Он поможет нам заполнить математическое лото. (Приложение1) Вы имеете право выбрать любой из предложенных вам вариантов, найти значение выражений и закрыть карточкой число на карточке лото, соответствующее вашему ответу, перевернув ее. При правильно выполненном задании у вас получится красивый рисунок. Будем реставрировать рисунок в парах. Внимание! Все три группы встречаются через 6 минут на площади «Домашнего задания» |
4 этап. Контроля и
самоконтроля
Образовательные задачи
|
Но что это такое? Один человек из
этой группы заблудился и попал на
улицу «Информационную», чтобы
выйти с этой улицы он должен
заполнить таблицу, предложенную
электронным учебным пособием и
выполнить самоконтроль.
( через 6 мин - самоконтроль по выполненным заданиям, сверка с ответами на доске) Ребята, поднимите руку у кого получились такие же рисунки? А кто допустил ошибки? На какое правило? Повторить еще раз необходимые правила. (Поблагодарить детей за выполненную работу.) А сейчас, ребята, проведем минут отдыха для наших глаз. Сидя, поставьте руки на пояс. Поверните голову направо и посмотрите глазками на локоть правой руки, затем поверните голову прямо, потом налево и посмотрите на локоть левой руки и снова прямо. Выполняем упражнение под счет. Итак, ребята, мы на площади «Домашнее задание». Нам предлагаются задания по уровням. Из ряда чисел 8/9; -5/1; -¾; 3; - 15; ¼; 24 нужно составить с помощью математических знаков всевозможное количество
Условие: использовать только один раз предложенное число. Что необходимо знать для выполнения домашнего задания? Если забудете какое-то правило, то вам на помощь придет учебник. Откроем математику на с.304 – это оглавление, какие темы включены в параграф 7 и на каких страницах мы можем найти необходимые нам правила. |
5 этап. Занимательная
математика
Образовательная задача:
|
Внимание, продолжаем наше
путешествие, выйдем из-за парт и
весело пошагаем.
Прошу всех присесть. Мы на привале, давайте немного отдохнем. Милые знатоки математики, попробуйте решить задачи: «Три человека ждали поезд три часа. Сколько времени ждал каждый?» «Ты пилот, твой самолет летит из Барнаула в Москву. Сколько лет пилоту?» «Что тяжелее, один килограмм железа или один килограмм ваты?» |
6 этап. Связь с жизнью
предмета математики.
Образовательная задача:
|
Итак, перед нами станция «Загадочная»,
чтобы попасть на нее нам нужно
решить задачу.
Прочитаем задачу, написанную на карточке. Вслух читает …
- что известно в задаче? - чему равно значение а? - положительное число показывает повышение или понижение уровня воды в реке? - а что показывает отрицательное число?- что необходимо узнать в задаче? - зная, что уровень воды изменяется за каждый час на 1/4 дм или на -1,6 дм можно ли узнать, как изменится уровень воды в реке за 2 1/3 суток? - как перевести сутки в часы? Какое действие необходимо выполнить? А можно составить выражение к этой задаче? а (2 1/3· 24) (записать на доске)
2 1/3 ·24 = 56 (ч) 1/4 56= 14 (дм) – повысится уровень воды в реке -1,6 56 = - 89,6 (дм) – понизится уровень воды в реке)
Что это значит? - 7/9 ?=1/2 7/49 : ?= - 7 -4*1/4=-1 -3*(-4)= 1/4 |
7 этап. Подведение
итогов учебного занятия.
Образовательные задачи этапа
|
Наше путешествие подошло к концу.
Позвольте спросить, реализовали ли
мы цели урока?
Выполнили ли мы план урока? Учились ли мы общаться друг с другом? А кто из вас научился выбирать задания в соответствии со своим уровнем знаний? Я благодарю вас за сотрудничество на уроке, мне было приятно с вами работать, потому что у вас хорошие знания по теме «Умножение и деление положительных и отрицательных чисел», ответы грамотные, логичные, вы уважаете друг друга, умеете работать в парах, формулировать цели урока и составлять план деятельности на уроке, внимательны , выполняете самоконтроль, проявляете интерес к предложенным заданиям и умеете их выполнять . Вы бы видели, какие у вас красивые лица, когда вы отвечаете. |
8 этап. рефлексия
Образовательные задачи этапа
|
Сегодня вместо оценок за вашу
хорошую работу я дарю вам закладки
для учебников. Они помогут нам
бережно обращаться с книгой и
быстро находить необходимый
материал.
( раздавать закладки и мобилизовать учащихся на рефлексию) А кому из вас понравилось путешествовать? Какие затруднения возникли и как вы их преодолевали? А сейчас давайте, ребята, попробуем заполнить «Рефлексивную карту». (Приложение 2) Спасибо за работу, мне повезло, что я проводила урок в вашем классе. Передайте вашим родителям, что они могут гордиться своими детьми, до свидания. |