Северодвинская городская гимназия специализируется на изучении иностранных языков. При углубленном изучении английского языка и ряда предметов на нем, ученику дается возможность в рамках основной школы изучить второй язык (немецкий, французский) и третий на занятиях элективных курсов (интенсив) в 10 и 11 классах.
Лингвистическая нагрузка учащихся стимулирует учителей других предметов использовать новейшие образовательные технологии для получения высоких результатов по своим дисциплинам. Индивидуальная траектория ученика в рамках личностно-ориентированного обучения оказалась наиболее эффективной при работе по предметам естественно-математического направления.
Организация обучения по индивидуальной образовательной траектории требует особой методики и технологии. А современный подход к решению этой задачи претерпевает значительные изменения в связи с новыми требованиями к проектированию содержания образования, которое учитывает не только традиционные ЗУНы и способы деятельности, но и формирование ключевых компетенций в структуре разрабатываемого стандарта. В качестве ключевых выделяются следующие компетенции: ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая, личностное самосовершенствование.
Этапы индивидуальной образовательной траектории:
1 этап. Выявление учителем уровня развития и степени выраженности личностных качеств учеников.
2 этап. Фиксирование каждым учеником, а затем учителем фундаментальных образовательных объектов в образовательной области и ее теме.
3 этап. Выстраивание системы личного отношения ученика с предстоящей к освоению образовательной областью или темой.
4 этап. Ученик с помощью учителя выступает в роли организатора своего образования.
5 этап. Реализация учениками намеченных программ.
6 этап. Демонстрация личных образовательных продуктов учеников и коллективное их обсуждение.
7 этап – рефлексивно-оценочный.
Этапы реализации индивидуальной траектории сформулированы метапредметно. Эта технология может быть использована не только на уроках математики, но и в процессе обучения любому предмету школьного курса.
На учителях математики лежит груз ответственности за успешную сдачу экзамена в форме ЕГЭ всеми выпускниками школы. Такое изменение формы итоговой аттестации сделало необходимым пересмотреть всю систему повторения и конструирования уроков подготовки к экзамену. Вводное, текущее, поддерживающее, итоговое систематизирующее – каждый из этих видов повторения позволяют преодолеть феномен забывания школьниками учебного материала.
Задания уровня С позволяют каждому ученику реализовать себя в поисках различных способов решения одного и того же сложного задания. В результате рождаются оригинальные идеи и решения.
Предлагаем презентацию заданий уровня С (Приложение 1).
Совместный труд учителя и ученика выводит учащихся на новый качественный уровень подготовки к экзамену, что подтверждается результатами ЕГЭ по математике.