Цели урока:
- систематизировать, обобщить знания учащихся, проверить уровень усвоения данной темы;
- воспитывать любознательность, стремление познать новое, расширять кругозор;
- развивать логическое и критическое мышление, творческое отношение к делу, самостоятельность, внимание;
- учить грамотной математической речи.
Ход урока
Актуализация знаний, постановка задач урока.
- Устная работа (презентация прилагается): найдите лишнюю дробь и поясните почему.
- Историческая справка (рассказывает учитель или подготовленный ученик ).
- Задача урока – доказать, что дроби не смогут поставить нас в трудное положение. Будем уверенно их складывать, а помогут нам в этом следующие задания.
а) ; ; ; .
б) ; ; ; .
в) ; ; ; .
г) ; ; ; .
д) ; ; ; .
Лишними дробями закодировано слово “дробь”.
В русском языке это слово появилось лишь в 8 веке. Происходит слово “дробь” от слова “дробить, разбивать, ломать на части”. В первых учебниках дроби назывались “ломаные числа”. Современное обозначение дробей берёт своё начало в древней Индии; дробная черта появилась в записи дроби лишь около 300 лет назад. Названия “числитель” и “знаменатель” ввёл в употребление греческий монах учёный-- математик Максим Пеануд. Долгое время дроби считались самым трудным разделом математики. У немцев даже сложилась поговорка “попасть в дроби”, что означает попасть в трудное положение.
Систематизация и обобщение знаний и умений учащихся.
- Вычислите: (ученик работает у доски, комментируя выполнение заданий).
- Учащемуся даётся индивидуальное задание для самостоятельной работы.
- Вычислите, собрав логическую цепочку из геометрических фигур.
- Физкультминутка: все учащиеся делятся на две группы: числители и знаменатели. Встают. Если числитель меньше знаменателя, то ученики-числители приседают, а ученики-знаменатели поднимают руки вверх; если числитель больше знаменателя, то ученики-знаменатели приседают, а ученики-числители встают и поднимают руки вверх; если числитель равен знаменателю, то все стоя хлопают один раз в ладоши над головой.
- Проверка (прослушивание) индивидуального задания: задачи.
- Задача. Мама может почистить картофель на ужин за 6 минут, бабушка за 15 минут, а дочка за 30 минут. Какую часть картофеля они смогут почистить за 1 минуту, работая вместе?
а) +
б) +
в) +
г) +
д) +
Задача. Мама купила кг конфет, а бабушка на кг больше. Сколько кг конфет они купили?
; ; ; ; ; ; ; ; ; ; ; ; ; ; ; .
Самостоятельная работа
(Работа даётся на два уровня; первая часть – тестовые задания с выбором ответа; вторая часть – подробное решение задачи.)
Первый уровень.
1 Вариант.
- Вычислите и выберите правильный ответ:
1) +
а) ; б) 1; в) .
2) +
а) ; б) ; в) .
3) +
а) ; б) ; в) .
4) +
а) ; б) ; в) .
5) +
а) ; б) ; в) .
- Решите задачу: До обеда продали т картофеля, а после обеда на т больше. Сколько тонн картофеля продали за день?
2 Вариант.
- Вычислите и выберите правильный ответ:
1) +
а) ; б) 1; в) .
2) +
а) ; б) ; в) .
3) +
а) ; б) ; в) .
4) +
а) ; б) ; в) .
5) +
а) ; б) ; в) .
- Решите задачу: В пакете кг печенья, а в коробке на кг больше. Сколько кг печенья в пакете и коробке вместе?
Второй уровень.
3 Вариант.
- Вычислите и выберите правильный ответ:
1) +
а) ; б) 1; в) .
2) +
а) ; б) ; в) .
3) +
а) ; б) ; в) .
4) +
а) ; б) ; в) .
5) +
а) ; б) ; в) .
- Решите задачу: Одна машинистка может перепечатать рукопись за 3 часа, вторая – за 4 часа, а третья – за 12 часов. Какую часть рукописи перепечатают они за 1 час, если будут печатать вместе?
4 Вариант.
- Вычислите и выберите правильный ответ:
1) +
а) ; б) 1; в) .
2) +
а) ; б) ; в) .
3) +
а) ; б) ; в) .
4) +
а) ; б) ; в) .
5) +
а) ; б) ; в) .
- Решите задачу: Один тракторист может вспахать поле за 4 часа, второй – за 6 часов, а третий – за 12 часов. Какую часть поля они могут вспахать за 1 час, если будут работать вместе?