Урок математики в 5-м классе по теме "Сложение дробей"

Разделы: Математика


Цели урока:

  • систематизировать, обобщить знания учащихся, проверить уровень усвоения данной темы;
  • воспитывать любознательность, стремление познать новое, расширять кругозор;
  • развивать логическое и критическое мышление, творческое отношение к делу, самостоятельность, внимание;
  • учить грамотной математической речи.

Ход урока

Актуализация знаний, постановка задач урока.

  • Устная работа (презентация прилагается): найдите лишнюю дробь и поясните почему.
  • а) ; ; ; .

    б) ; ; ; .

    в) ; ; ; .

    г) ; ; ; .

    д) ; ; ; .

    Лишними дробями закодировано слово “дробь”.

  • Историческая справка (рассказывает учитель или подготовленный ученик ).
  • В русском языке это слово появилось лишь в 8 веке. Происходит слово “дробь” от слова “дробить, разбивать, ломать на части”. В первых учебниках дроби назывались “ломаные числа”. Современное обозначение дробей берёт своё начало в древней Индии; дробная черта появилась в записи дроби лишь около 300 лет назад. Названия “числитель” и “знаменатель” ввёл в употребление греческий монах учёный-- математик Максим Пеануд. Долгое время дроби считались самым трудным разделом математики. У немцев даже сложилась поговорка “попасть в дроби”, что означает попасть в трудное положение.

  • Задача урока – доказать, что дроби не смогут поставить нас в трудное положение. Будем уверенно их складывать, а помогут нам в этом следующие задания.

Систематизация и обобщение знаний и умений учащихся.

  • Вычислите: (ученик работает у доски, комментируя выполнение заданий).
  • а) +

    б) +

    в) +

    г) +

    д) +

  • Учащемуся даётся индивидуальное задание для самостоятельной работы.
  • Задача. Мама купила кг конфет, а бабушка на кг больше. Сколько кг конфет они купили?

  • Вычислите, собрав логическую цепочку из геометрических фигур.
  • Физкультминутка: все учащиеся делятся на две группы: числители и знаменатели. Встают. Если числитель меньше знаменателя, то ученики-числители приседают, а ученики-знаменатели поднимают руки вверх; если числитель больше знаменателя, то ученики-знаменатели приседают, а ученики-числители встают и поднимают руки вверх; если числитель равен знаменателю, то все стоя хлопают один раз в ладоши над головой.
  • ; ; ; ; ; ; ; ; ; ; ; ; ; ; ; .

  • Проверка (прослушивание) индивидуального задания: задачи.
  • Задача. Мама может почистить картофель на ужин за 6 минут, бабушка за 15 минут, а дочка за 30 минут. Какую часть картофеля они смогут почистить за 1 минуту, работая вместе?

Самостоятельная работа

(Работа даётся на два уровня; первая часть – тестовые задания с выбором ответа; вторая часть – подробное решение задачи.)

Первый уровень.

1 Вариант.

  • Вычислите и выберите правильный ответ:

1) +

а) ; б) 1; в) .

2) +

а) ; б) ; в) .

3) +

а) ; б) ; в) .

4) +

а) ; б) ; в) .

5) +

а) ; б) ; в) .

  • Решите задачу: До обеда продали т картофеля, а после обеда на т больше. Сколько тонн картофеля продали за день?

2 Вариант.

  • Вычислите и выберите правильный ответ:

1) +

а) ; б) 1; в) .

2) +

а) ; б) ; в) .

3) +

а) ; б) ; в) .

4) +

а) ; б) ; в) .

5) +

а) ; б) ; в) .

  • Решите задачу: В пакете кг печенья, а в коробке на кг больше. Сколько кг печенья в пакете и коробке вместе?

Второй уровень.

3 Вариант.

  • Вычислите и выберите правильный ответ:

1) +

а) ; б) 1; в) .

2) +

а) ; б) ; в) .

3) +

а) ; б) ; в) .

4) +

а) ; б) ; в) .

5) +

а) ; б) ; в) .

  • Решите задачу: Одна машинистка может перепечатать рукопись за 3 часа, вторая – за 4 часа, а третья – за 12 часов. Какую часть рукописи перепечатают они за 1 час, если будут печатать вместе?

4 Вариант.

  • Вычислите и выберите правильный ответ:

1) +

а) ; б) 1; в) .

2) +

а) ; б) ; в) .

3) +

а) ; б) ; в) .

4) +

а) ; б) ; в) .

5) +

а) ; б) ; в) .

  • Решите задачу: Один тракторист может вспахать поле за 4 часа, второй – за 6 часов, а третий – за 12 часов. Какую часть поля они могут вспахать за 1 час, если будут работать вместе?

Итог урока.

Домашнее задание.