Актуальность курса.
В современном обществе информационные технологии занимают лидирующее положение на международном рынке труда. Поэтому уже в школе необходимо научить детей применять информационные технологии в различных сферах жизни. В среде информационных технологий важное место отводится программным средствам по работе с графикой.
Предлагаемая программа уроков Adobe Illustrator предназначена как для учащихся- пользователей компьютеров, стремящихся освоить возможности современных компьютерных технологий, так и для учащихся, занимающихся профессионально в области дизайна. Наряду с другими векторными пакетами, данная программа ILLUSTRATOR - продукт фирмы ADOBE - позволяет в ходе работы тесно взаимодействовать с другими графическими пакетами этой же фирмы, такими как PHOTOSHOP, PAGEMAKER, PREMIER, INDESIGN, что открывает новые возможности для работы с растровой и векторной графикой.
Область применения знаний после уроков Adobe Illustrator обширна - полиграфия, дизайн.
Данный курс предлагается использовать в 9 классе в разделе "Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации".
Каковы же особенности данного курса?
В соответствии с программой предлагаемой федеральным базисным учебным планом, на изучении этой темы отводится 15 часов, в которой рассматриваются основные особенности графики (векторной и растровой), особенности работы с графическими изображениями, а также особенности работы с видео и аудио информацией.
В учебнике Н. Угриновича "Информатика и ИКТ базовый курс", 9 класс, предлагается рассмотрение материала касающегося графических объектов на базе программы Paint, Open Office Draw.
Предлагаю рассматривать данную тему на основе векторной графической программы Adobe Illustrator.
В соответствии с программой были разработаны уроки и составлено тематическое планирование.
Основной целью данного курса является - знакомство учащихся с векторным графическим редактором Adobe Illustrator и развитие у детей навыков векторного дизайна.
Основными задачами курса являются:
- изучение методов создания векторных изображений;
- изучение методов создания художественных надписей.
Учащихся знакомятся с основными приемами работы с векторными изображениями в программе Adobe Illustrator. Практическая работа с данной программой позволяет овладеть основными приемами создания иллюстраций.
Курс разработан для учащихся 9-х классов. Продолжительность курса 10 часов по 2 часа в неделю.
По окончании курса учащиеся должны знать:
- интерфейс программы Adobe Illustrator;
- работу инструментов Adobe Illustrator;
- основы работы с объектами;
- особенности работы с простым и фигурным текстом.
По окончании курса учащиеся должны уметь:
- создавать рисунки из кривых;
- создавать векторные изображения, иллюстрации с использованием различных эффектов и методов упорядочения;
Учебно-тематический план
Урок № 1.
Введение. Общие понятия о компьютерном дизайне. Особенности применения в полиграфии. Применение компьютерной графики, графические редакторы. Векторная и растровая графика. Цветовые модели: RGB, CMYK. Программа Adobe Illustrator: состав, особенности, использование в полиграфии и Internet..
Практика: задание 1.
Урок № 2.
Особенности интерфейса Adobe Illustrator, преобразование объектов. Рабочая область программы. Главное командное меню. Панель инструментов TOOL: способы выделения объектов, инструменты группы Scale, Rotate, Warp Tool, Free Transform, Symbolism, Blend Tool, Scissors, Slice Tool, Paint Brush, Gradient Mesh, группа инструментов геометрических объектов. Работа с палитрами: NAVIGATOR, INFO. Создание документов, установка параметров страницы, установка единиц измерения. Режимы отображения.
Практика: задание 2.
Урок № 3.
Природа цвета, способы, окрашивая объектов. Цветовые модели. Способы окрашивания моделей. Палитра Color, цветовые фильтры. Использование шаблонов и градиентов. Конвертирование цветовых моделей. Фильтры Blend. Палитра Stroke. Эффекты. Прозрачность. Режимы наложений.
Практика: создание форм, работа с объектами - проект "Карандаш" (рисунок 1).
Урок № 4.
Градиентные заливки. Создание многоцветных растяжек. Инструмент Gradient. Градиентные сетки - создание и редактирование. Работа с кистями, изменение параметров. Инструменты свободного рисования. Работа с кривыми. Кривые Безье. Создание контуров с помощью инструментов Карандаш, Перо.
Практика: создание объекта с помощью Mesh Tool - выполнение проекта "Сердце 3D", создание проекта "Новогодний колпак" (рисунок 2, рисунок 3).
Урок № 5.
Работа со слоями. Палитра Layers. Создание. Перемещение. Блокировка. Просмотр. Вставка. Объединение.
Практика: создание проекта "Часы" (рисунок 4).
Урок № 6.
Группировка объектов. Работа с отдельными объектами группы. Палитра Pathfinder. Методы создания сложных контуров. Команда Trap. Команда Outline.
Практика: создание проекта "Снежинка"
Урок № 7.
Работа с растровыми изображениями. Импорт растровых изображений. Редактирование. Маскирование. Трассировка. Сочетание графики ILLUSTRATOR и PHOTOSHOP: фильтр Object Mosaic, фильтр Photo Crosshatch. Работа с текстом. Ввод текста в документ, выборка свойств, изменение атрибутов. Создание колонок текста. Создание контурного текста. Обтекание текстом изображения. Ввод текста вдоль заданного пути.
Практика: создание открытки (рисунок 5).
Урок № 8.
Печатание и цветоделение. Обзор процесса печати. Печатные устройства. Полутоновые растры. Частота растра. Цветопередача. Создание цветоделений.
Практика: печать полиграфической продукции.
Урок № 9-10.
Разработка и выполнение собственного проекта. (рисунок 6, рисунок 7, рисунок 8).
По окончании курса выставляется итоговая оценка, которая складывается из оценок за:
- практические работы, выполненные на компьютере;
- ответы на контрольные вопросы по каждой теме изучаемого материала;
- итоговые работы в программном продукте;
- итоговую проектную работу.
Используемая литература:
- Собственные разработки.
- сайт "www. DemiArt. ru"
Предлагаю вашему вниманию разработку практического задания по одному из представленных в серии уроков.
Задание к уроку 3. Построить с использованием геометрических фигур - Карандаш на салфетке.
рисунок 1.1
Сначала необходимо построить ряд прямоугольников и треугоьников, образующих форму карандаша
Выполнить разметку - сетки на рабочем листе.
View - Smart guides.- показать направляющие прямые, для боле точного расположения объектов, предлагаем воспользоваться вспомогательными прямыми.
Выберите инструмент прямоугольник и вытяните его таким образом, чтобы получился прямоугольник примерно 5 х15 см.
Нарисуйте еще один прямоугольник внутри первого, чтобы двумя вертикальными линиями воспроизвести ребра карандаша:
установите указатель над центральной точкой фигуры + Alt и начните перетаскивание для создания еще одной фигуры внутри первого прямоугольника (высотой 15 см и меньше по ширине, чем предыущая фигура). или
2 раза click и в появившемся окне установить желаемые размеры фигуры.
Тепрь необходимо создать еще один прямоугольник, с закругленными краями, образующий ластик.
Выберите инструмент с закругленными краями и щелкните в области рисунка, чтобы открыть диалоговое окно Rounded Rectangle.
Введите значение: Width = 52 мм, Height= 40мм, Corner Radius=8мм (для перехода между окнами используйте клавишу Tab). Расположите его в точке пересечения с телом карандаша.
рисунок 1.2
Создадим две формы, которые будут представлять собой металлические кольца, крепящие к ластику карандаша.
Воспользуемся инструментом Rounded Rectangle :
Width = 57 мм, Height= 5 мм, Corner Radius=8 мм.
Для изменения формы и размеров объектов можно воспользоваться инструментом Transform предварительно выделив объект. Копирование объектов можно осуществлять клавишами ctrl+c, ctrl+v.
рисунок 1.3
View-Оutline - виден только контур фигур без заливки, для боле наглядного представления карандаша в каркасном виде.
Нарисуем два треугольника, чтобы изобразить конец карандаша с грифелем.
Выберем инструмент "Многоугольник" и установим указатель над центральной точкой двух прямоугольников. Начните рисовать многоугольник, вытягивая его и не отпуская кнопку мыши. Нажмите клавишу "стрелка вниз" три раза подряд, чтобы уменьшить количество сторон многоугольниа до трех, преобразовава его в треугольник.
рисунок 1.4
Для создания второго треугольника, который будет изображать грифель карандаша, воспользуемся инструментом Scale (Размер)
выполниет слдеующую последовательность действий: Scale + Alt + click в нижней точке треугольника- в появившемся окне установить желаемый размер (30 %- для данного случая) и Copy- создание копии фигуры меньшего размера с одной точкой привязки. Установите его в самой нижней точке основного треугольника (используйте клавишу "стрелка вверх, вниз").
рисунок 1.5
Создание изображения листа бумаги.
Выберите инструмент "Прямоугольник" , установите над центральной точкой корпуса карандаша, удерживая клавишу Shift создайте квадрат, размеры которого должны быть больше карандаша.
Создайте, аналогично квадрат меньших размеров.
Выделите оба квадрата и сгруппируйте их Object- Group.
И затем примените к ним следующие действия Object- Arrange - Send to Back - вставить на задний план
Для поворота салфетки относительно карандаша воспользуйтесь инструментом Transform.
Отделку краев бумаги выполните по своему усмотрению, воспользовавшись геометрическими фигурами, инструментом спираль, размытие объектов.
Выполните раскрашивание карандаша и салфетки, используя основные инструменты заливки.
рисунок 1.6
рисунок 1.7