Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.
Формы организации деятельности учащихся: фронтальная и групповая.
Методы обучения: словесно-наглядный, частично-поисковый, взаимное обучение через сверстников (проектная деятельность)
Цель урока: содействовать формированию навыков проектной деятельности в раскрытии методов изучения генетики человека у учащихся.
Задачи:
- Образовательные: показать специфику изучения генетики человека как существа социального; раскрыть основные методы изучения генетики человека, не затрагивающие здоровья и естественных прав человека.
- Воспитательные: раскрыть значение науки, могущество и силу человеческого познания; продолжить профессиональную ориентацию учащихся.
- Развивающие: развивать основные коммуникативные умения, навыки поиска информации в различных источниках; проверить умение учащихся делать теоретические обобщения на основе анализа характеристики методов исследования генетики человека.
Оборудование: проектор для показа презентаций, таблицы, дидактический материал на каждую парту, на доске плакат:
Опорные точки урока
Ход урока
1 этап: Организационная часть. Слово учителя
Эпиграф урока:
Детство мое постой,
Погоди, не спеши.
Дай мне ответ простой,
Что там впереди?
А впереди окончание школы, выбор профессии, учеба, создание семьи. В кабинет врача вошли двое. Он и Она. В нерешительности остановились на пороге. На вопрос о цели визита молодые люди начали рассказывать. Знакомы они со школьной скамьи и любят друг друга, хотят пожениться. Молодые люди считают себя здоровыми. Но у родственников молодого человека ребенок плохо ходит, отстает в умственном и физическом развитии. И их волнует вопрос: "Если они вступят в брак, не родится ли у них такой ребенок?"
Серьезность проблемы очевидна, поскольку вся ответственность за здоровье будущего ребенка зависит от родителей, а желание видеть его здоровым естественно и понятно.
Человек - часть природы, высшая ступень в развитии органического мира, поэтому нельзя отрицать роль биологических факторов в жизни человека. Можно изменить идеи человека, но нельзя его лишить свойств, выработанных в процессе эволюции. Следовательно, законы генетики, которые являются общебиологическими, относятся к человеку.
Сейчас успешно развивается генетика человека. Каждый человеческий генотип своеобразен и неповторим. По программе "Геном человека" расшифрованы все гены человека. Но человек - существо социальное, живет в обществе, и к человеку не применимы методы экспериментальной генетики. Нельзя, например, заставить людей вступить в брак с целью изучения какого-нибудь признака. Генетика человека имеет свою специфику и ее изучение представляет собой известные трудности: человек размножается медленно, каждая супружеская пара имеет небольшое число детей, генотипы людей преимущественно гетерозиготны.
Наука располагает особыми методами изучения генетики человека, которые не нарушают здоровья и естественных прав человека.
Для знакомства с этими методами были созданы творческие группы, которым было дано задание: используя различные источники информации, создать мини-проект, в котором на конкретных примерах раскрыть сущность одного из методов генетики человека. Для этого были розданы инструкции для работы в группах
Цель работы: формирование навыка
работы - с новой информацией, используя различные источники; - работы в группе; - проектной деятельности. Задание: 1) найти информацию по соответствующему вопросу (понятия, доказательства, примеры); 2) сформулировать тезисы, раскрывающие суть вопроса; 3) создание мини - проекта, который оформляется в виде презентации и сопровождается защитой. Этапы работы: 1) Распределение обязанностей внутри группы 2) Поиск информации 3) Подготовка к защите 4) Защита проекта |
Распределение обязанностей внутри
группы Ф.И. Координатор корректирует работу группы, следит за выполнением обязанностей всех ее участников Секретарь - записывает все версии, мнения, предложения, тезисы Лаборант-программист отвечает за техническое обеспечение работы группы, поиск информации, оформление результатов в виде презентации Спикер - защищает проект |
2 этап: Презентация учащимися материала по обоснованию проблемы, поставленной учителем.
Задание для учащихся: по ходу урока кратко заполнить таблицу и тетради сдать в конце урока. Выполняя работу, помните Козьму Пруткова "Зри в корень"
Название метода | Сущность метода | Примеры |
1.Генеалогический | ||
2.Близнецовый | ||
3.Цитогенетический | ||
4.Биохимический |
Защита мини - проектов.
Генеалогический метод - это метод составления родословных с последующим их анализом.
А) Выступление спикера (Приложение 1 стр.- 1)
Б) Закрепление (решение задачи -Приложение 2 стр.- 1)
В) Выводы: в настоящее время врачи, которые проводят медико-генетические консультации, считают, что всем родителям, желающим избежать наследственных болезней у детей, следует изучать свою родословную и анализировать ее.
2. Близнецовый метод - это метод, при помощи которого выясняют значение влияния наследственных факторов и факторов среды на формирование нормальных и патологических признаков человека.
А) Выступление спикера (Приложение 1 стр.- 2, Приложение 3)
Б) Закрепление (решение задачи - Приложение 2 стр.1)
В) Выводы: проанализировав данные таблицы, следует сказать, что на формирование признаков организма влияют наследственные факторы и факторы окружающей среды. Образование, условия жизни, увлечения, работа - все это накладывает на человека отпечаток. В течение жизни одни способности развиваются, другие затухают, не найдя нужных условий.
3. Цитогенетический метод - это метод, при помощи которого изучают структуру количество хромосом.
А) Выступление спикера (Приложение 1 стр.- 3)
Б) Закрепление (решение задачи - Приложение 2 стр.- 2)
В) Выводы: известно около 100 аномалий, связанных с нарушением формы и числа хромосом.
4. Биохимический метод - это метод, который позволяет обнаружить в биохимических параметрах изменения, связанные с изменением генотипа.
А) Выступление спикера (Приложение 1 стр.- 3)
Б) Закрепление (Приложение 2 стр.- 2)
В) Выводы: определитесь, по какой специальности вы хотели бы учиться в Ульяновском фармацевтическом колледже. В этом вам поможет "Справочник для абитуриентов УФК"
Вопрос учащихся: А лечат ли врачи наследственные болезни или человек навсегда обречен?
Ответ учителя: Да, лечат.
При заболевании обмена веществ (фенилкетонурия) назначают специальную диету.
При сахарном диабете проводят заместительную терапию (введение в организм недостающих веществ).
Медикаментозная терапия - больным создают условия, не влияющие на психику.
Дородовая диагностика - диспансеризация беременных женщин.
Хирургия - операционное вмешательство (заячья губа, дефекты зрения, гемофилия)
Вернемся к молодым людям, беспокойство которых за свое потомство привело в медико-генетическую консультацию. После генетического обследования, которое включало: уточнение диагноза, по поводу которого консультируется семья; расчет риска рождения больного ребенка; объяснение прогноза результаты показали, что заболевание ребенка не носит наследственного характера. Молодые люди, узнав об этом, успокоились, и их жизнь вернулась в обычное русло.
3 этап: Заключительная часть.
Мы все сегодня убедились в ваших познаниях, в успехах генетики и медицины. Хочется сказать самые добрые и теплые слова в адрес ученых и врачей - людей самой гуманной и удивительной профессии.
Организация работы по завершению заполнения таблицы "Методы генетики человека" и решения задач из Приложения 2 "Дидактические материалы".
Заполнение бланка "Самооценка"
Ф,И______________________________________
Я принимал (а) участие :
1. В подготовке презентации________________ балл
2. В работе с дидактическим материалом______балл
3 В заполнении таблицы___________________ балл
4. В обсуждении проблем урока_____________ балл
5. Моя оценка урока_______________________балл
Мой балл_________