Применение метода проектов на уроках технологии

Разделы: Технология


Цели урока.

  • Научить ориентироваться в ассортименте текстильных материалов, использовать свойства тканей.
  • Развивать интерес к исследовательской деятельности, способности креативного мышления; расширять кругозор учащихся.
  • Содействовать воспитанию самостоятельности, трудолюбия, взаимопомощи.

Содержание, методы и формы обучения.

  • Для повторения выбраны основные понятия и определения курса "Материаловедение" за 5-7 классы.
  • Методы: словесный (беседа, объяснение), демонстрационный (наглядно- иллюстрированный),
  • проблемно-поисковый (экспресс-проект).
  • Формы обучения и контроля - фронтальные и индивидуальные на всех этапах урока - дают возможность учащимся выполнить практическое задание, уложившись во времени.
  • При подведении итогов используется единая карта контроля с учетом поэтапного выполнения задания (Приложение 1).

Дидактический материал.

Оснащенность урока наглядными пособиями и раздаточным материалом способствует достижению цели урока. Наличие справочно-информационной литературы обеспечивает научность и достоверность теоретического содержания проекта.

Наглядные пособия: образцы тканей, образцы волокон.

Раздаточный материал: журналы мод, таблица сравнительных характеристик свойств текстильных волокон.

Справочно-информационная литература: СМИ, СD, учебник "Технология" и пр.

ТСО, материалы и инструменты.

  • Компьютер, принтер, сканер
  • Ножницы для бумаги, ножницы для ткани, линейка, карандаш, клей ПВА, переводная бумага, лоскут в ассортименте.

Межпредметные связи.

  • Русский язык и литература (умение четко выражать свою мысль).
  • Математика (умение пользоваться линейкой, видение геометрических фигур).
  • ИЗО (подбор цветовой гаммы).
  • Ботаника, биология (знания о растениях и животных).
  • История (сведения о появлении и развитии текстильной промышленности).
  • Технология (дизайн, знание ассортимента одежды, свойств тканей).
  • ОБЖ (техника безопасного труда при работе с колющим и режущим инструментом).
  • Информационные технологии (навыки работы на ПК).

Культура труда, научная организация и охрана труда.

"Команды" создаются с учетом совместимости характеров, уровня теоретической подготовки и практических навыков. Необходимо объяснить девочкам, что сбалансированность всех этих качеств дает возможность бесконфликтного содружества в "команде", обеспечивает четкую организацию труда (распределение обязанностей, взаимопомощь и ответственность каждого за выполняемую работу).

Чтобы учащиеся не потерялись во времени, следует озвучить временную разбивку занятия и периодически обращать их внимание на то, что время не стоит на месте.

Приемы безопасного труда обеспечиваются правильной организацией рабочего места и знанием правил поведения в мастерской.

Организация контроля.

Контроль со стороны учителя: постоянный, фронтальный, индивидуальный на всех этапах выполнения практической работы, во время обхода рабочих мест с целью проверки и оказания помощи (методической и практической).

Самоконтроль учащихся: в процессе работы - промежуточный, по окончании работы - контроль качества.

Взаимоконтроль в "команде": в процессе работы, в случае возникновения неуверенности в правильности технологического решения.

Планирование занятия

Занятие рассчитано на два урока по 45 минут с 10 минутным перерывом и делится на следующие этапы:

Организационный момент (3 минуты).

Вступительное слово учителя (тема, мотивация - 2 минуты).

Повторение, обобщение, контроль пройденного материала (15 минут).

Практическая работа (выполнение экспресс проекта - 55 минут).

Подведение итогов (представление и оценка проектов - 10 минут)

Уборка рабочих мест (5 минут).

Ход урока

1. Организация урока:

- проверка готовности учащихся к уроку;

- организация рабочего места.

2. Мотивация учебной деятельности.

(Вступительное слово учителя).

Очень часто здоровье семьи, ее благополучие зависят от того, чему научилась хозяйка на уроках технологии, в частности, изучая материаловедение.

Согласитесь, что учитывая определенные свойства текстильных волокон, можно без труда выбрать одежду, в которой мы будем надежно защищены от воздействия внешней среды, выбрать постельное белье, которое поможет снять усталость, выбрать материал для мытья полов, материал для сбора пыли и т.д.

Конечно, с годами женщина способом проб и ошибок накопит опыт в этих вопросах. Но зачем терять время? Давайте проведем ревизию ваших знаний.

3. Повторение и обобщение пройденного материала с целью контроля знаний по теме "Текстильные материалы"

Учитель. Не правда ли, в наши дни трудно представить себе жизнь без ткани? Всегда ли существовала ткань?

Ткань существует давно, но первой одеждой для человека служили :..

Учащиеся дополняют рассказ учителя : шкуры убитых животных, листья растений и травы, сплетенные между собой.

Учитель. Развитие таких видов человеческой деятельности как охота, земледелие, да и желание сделать свой костюм удобным и красивым, побудили человека мыслить и экспериментировать, и, наконец, люди научились делать ткани. По крайней мере шесть тысяч лет тому назад человек уже знал и использовал четыре важнейших природных волокна :: Учащиеся дополняют рассказ учителя::.. лен, хлопок, шерсть, шелк.

Задание учащимся: показать образцы названных волокон.

Учитель. Сегодня ассортимент выпускаемых тканей значительно увеличился, но по-прежнему основой для их производства служат:.

Учащиеся дополняют рассказ учителя :.. волокна.

Учитель по ответам учащихся восстанавливает схему

Учитель. Как из отдельных волоконцев получить ткань?

(Повторение темы "Производство ткани" устно)

Вывод: Процесс получения ткани можно представить в виде простейшей схемы:

Учитель. Как же различать ткани? Как не ошибиться при выборе ткани на пальто, летний сарафан или на детскую рубашечку? Нужно помнить, что ткани классифицируют не только волокнистому составу, но и по назначению:

Контрольное тестирование (Приложение).

Вопросы к учащимся. Почему нужно учитывать волокнистый состав при выборе ткани?

От вида волокон зависят свойства ткани?

О каких свойствах идет речь?

Контрольное тестирование.

Учитель. Мы изучили, повторили и обобщили сведения о тканях. Попробуйте применить ваши знания на практике.

4. Практическая работа "Применение текстильных материалов"

Учитель предлагает учащимся составить и записать в тетрадь алгоритм выполнения экспресс-проекта.

1. Определить проблему (область применения ткани).

2. Исследовательская часть проекта:

- обосновать выбор;

- составить историческую справку по теме;

- провести экологическую экспертизу;

- составить рекомендации по уходу за изделием;

3. Практическая часть проекта:

- выполнить дизайн-проект (Рисунок 1, Рисунок 2).

4. Презентация проекта:

- представить проект.

Учащиеся делятся на команды (по 3 человека). Каждая команда получает папку, в которую вложены:

- карточка-задание (приложение 3:)

- бланк-справка (приложения 4,5)

- оценочный лист (приложение 6)

Учитель проводит текущий инструктаж по БТ, дополнительный инструктаж по использованию информационных материалов. Призывает к аккуратности в работе и взаимопомощи.

В процессе работы учитель обходит рабочие места учащихся с целью контроля за БТ и оказания методической и практической помощи.

5. Подведение итогов урока.

Рефлексивная оценка решения проблемы:

- определение актуальности темы;

- выявление ошибок и неточностей, рекомендации по их устранению;

- оценка работ;

- демонстрация лучших работ.

Домашнее задание: используя собранный информационный материал по теме экспресс-проекта, сделать "Презентацию" на CD-R/RW.

Презентация.