Цели урока.
Содержание, методы и формы обучения.
- Для повторения выбраны основные понятия и определения курса "Материаловедение" за 5-7 классы.
- Методы: словесный (беседа, объяснение), демонстрационный (наглядно- иллюстрированный),
- проблемно-поисковый (экспресс-проект).
- Формы обучения и контроля - фронтальные и индивидуальные на всех этапах урока - дают возможность учащимся выполнить практическое задание, уложившись во времени.
- При подведении итогов используется единая карта контроля с учетом поэтапного выполнения задания (Приложение 1).
Дидактический материал.
Оснащенность урока наглядными пособиями и раздаточным материалом способствует достижению цели урока. Наличие справочно-информационной литературы обеспечивает научность и достоверность теоретического содержания проекта.
Наглядные пособия: образцы тканей, образцы волокон.
Раздаточный материал: журналы мод, таблица сравнительных характеристик свойств текстильных волокон.
Справочно-информационная литература: СМИ, СD, учебник "Технология" и пр.
ТСО, материалы и инструменты.
Межпредметные связи.
- Русский язык и литература (умение четко выражать свою мысль).
- Математика (умение пользоваться линейкой, видение геометрических фигур).
- ИЗО (подбор цветовой гаммы).
- Ботаника, биология (знания о растениях и животных).
- История (сведения о появлении и развитии текстильной промышленности).
- Технология (дизайн, знание ассортимента одежды, свойств тканей).
- ОБЖ (техника безопасного труда при работе с колющим и режущим инструментом).
- Информационные технологии (навыки работы на ПК).
Культура труда, научная организация и охрана труда.
"Команды" создаются с учетом совместимости характеров, уровня теоретической подготовки и практических навыков. Необходимо объяснить девочкам, что сбалансированность всех этих качеств дает возможность бесконфликтного содружества в "команде", обеспечивает четкую организацию труда (распределение обязанностей, взаимопомощь и ответственность каждого за выполняемую работу).
Чтобы учащиеся не потерялись во времени, следует озвучить временную разбивку занятия и периодически обращать их внимание на то, что время не стоит на месте.
Приемы безопасного труда обеспечиваются правильной организацией рабочего места и знанием правил поведения в мастерской.
Организация контроля.
Контроль со стороны учителя: постоянный, фронтальный, индивидуальный на всех этапах выполнения практической работы, во время обхода рабочих мест с целью проверки и оказания помощи (методической и практической).
Самоконтроль учащихся: в процессе работы - промежуточный, по окончании работы - контроль качества.
Взаимоконтроль в "команде": в процессе работы, в случае возникновения неуверенности в правильности технологического решения.
Планирование занятия
Занятие рассчитано на два урока по 45 минут с 10 минутным перерывом и делится на следующие этапы:
Организационный момент (3 минуты).
Вступительное слово учителя (тема, мотивация - 2 минуты).
Повторение, обобщение, контроль пройденного материала (15 минут).
Практическая работа (выполнение экспресс проекта - 55 минут).
Подведение итогов (представление и оценка проектов - 10 минут)
Уборка рабочих мест (5 минут).
Ход урока
1. Организация урока:
- проверка готовности учащихся к уроку;
- организация рабочего места.
2. Мотивация учебной деятельности.
(Вступительное слово учителя).
Очень часто здоровье семьи, ее благополучие зависят от того, чему научилась хозяйка на уроках технологии, в частности, изучая материаловедение.
Согласитесь, что учитывая определенные свойства текстильных волокон, можно без труда выбрать одежду, в которой мы будем надежно защищены от воздействия внешней среды, выбрать постельное белье, которое поможет снять усталость, выбрать материал для мытья полов, материал для сбора пыли и т.д.
Конечно, с годами женщина способом проб и ошибок накопит опыт в этих вопросах. Но зачем терять время? Давайте проведем ревизию ваших знаний.
3. Повторение и обобщение пройденного материала с целью контроля знаний по теме "Текстильные материалы"
Учитель. Не правда ли, в наши дни трудно представить себе жизнь без ткани? Всегда ли существовала ткань?
Ткань существует давно, но первой одеждой для человека служили :..
Учащиеся дополняют рассказ учителя : шкуры убитых животных, листья растений и травы, сплетенные между собой.
Учитель. Развитие таких видов человеческой деятельности как охота, земледелие, да и желание сделать свой костюм удобным и красивым, побудили человека мыслить и экспериментировать, и, наконец, люди научились делать ткани. По крайней мере шесть тысяч лет тому назад человек уже знал и использовал четыре важнейших природных волокна :: Учащиеся дополняют рассказ учителя::.. лен, хлопок, шерсть, шелк.
Задание учащимся: показать образцы названных волокон.
Учитель. Сегодня ассортимент выпускаемых тканей значительно увеличился, но по-прежнему основой для их производства служат:.
Учащиеся дополняют рассказ учителя :.. волокна.
Учитель по ответам учащихся восстанавливает схему
Учитель. Как из отдельных волоконцев получить ткань?
(Повторение темы "Производство ткани" устно)
Вывод: Процесс получения ткани можно представить в виде простейшей схемы:
Учитель. Как же различать ткани? Как не ошибиться при выборе ткани на пальто, летний сарафан или на детскую рубашечку? Нужно помнить, что ткани классифицируют не только волокнистому составу, но и по назначению:
Контрольное тестирование (Приложение).
Вопросы к учащимся. Почему нужно учитывать волокнистый состав при выборе ткани?
От вида волокон зависят свойства ткани?
О каких свойствах идет речь?
Контрольное тестирование.
Учитель. Мы изучили, повторили и обобщили сведения о тканях. Попробуйте применить ваши знания на практике.
4. Практическая работа "Применение текстильных материалов"
Учитель предлагает учащимся составить и записать в тетрадь алгоритм выполнения экспресс-проекта.
1. Определить проблему (область применения ткани).
2. Исследовательская часть проекта:
- обосновать выбор;
- составить историческую справку по теме;
- провести экологическую экспертизу;
- составить рекомендации по уходу за изделием;
3. Практическая часть проекта:
- выполнить дизайн-проект (Рисунок 1, Рисунок 2).
4. Презентация проекта:
- представить проект.
Учащиеся делятся на команды (по 3 человека). Каждая команда получает папку, в которую вложены:
- карточка-задание (приложение 3:)
- бланк-справка (приложения 4,5)
- оценочный лист (приложение 6)
Учитель проводит текущий инструктаж по БТ, дополнительный инструктаж по использованию информационных материалов. Призывает к аккуратности в работе и взаимопомощи.
В процессе работы учитель обходит рабочие места учащихся с целью контроля за БТ и оказания методической и практической помощи.
5. Подведение итогов урока.
Рефлексивная оценка решения проблемы:
- определение актуальности темы;
- выявление ошибок и неточностей, рекомендации по их устранению;
- оценка работ;
- демонстрация лучших работ.
Домашнее задание: используя собранный информационный материал по теме экспресс-проекта, сделать "Презентацию" на CD-R/RW.