Программа спецкурса в начальной школе "Славянская культура"

Разделы: Внеклассная работа


Данная программа предназначена для обучающихся I-IV классов. Годы обучения в школе - это период человеческой жизни, специально отведенный для усвоения основ научного, эстетического, этического и других видов опыта человечества. Судьба ребенка во многом зависит от того, что он усвоит из социального опыта и как усвоит. Данная программа призвана восстановить единство и целостность в изучении исторического культурного процесса развития человеческого общества. Интегрированный курс славянской культуры объединяет уроки чтения, природоведения, художественного труда, фольклора, танца, изобразительной деятельности. Содержательную основу курса составляют материалы сказок, народных песен, потешек, мифов и легенд, исторических рассказов. Курс преподносится в устной форме, на слух, и в письменной - раскрашивание тетради, оформление рисунков и т.д., а также в форме движений через танец. Новизна курса состоит в глубоком изучении русского фольклора в сопоставлении с фольклором белорусского, украинского и польского народов, что предполагает глубокое изучение культуры этих народов, а также в изучении исторического и культурного наследия России. Программа не ставит четких границ и не обозначает время прохождения темы, так как учитель идет от учета интереса детей, а это требует глубокой и детальной проработки отдельных тем.

ЦЕЛЬ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА - создание благоприятных условий для решения образовательных и психологических задач.

Цель преподавания курса славянской культуры младшим школьникам реализуется в ходе решения следующих задач:

  • Формирование представлений о русском фольклоре, так как нельзя жить в России и не знать ее истоков, ее культуры.
  • Изучение белорусского, польского и украинского фольклора на сопоставлении с русским.
  • Формирование представлений о временных масштабах истории, ее длительности, заполненности событиями и деяниями, опытом людей, творящих историю.
  • Формирование знаний (в минимуме фактов и в большой мере в представлениях) об основных этапах культурного наследия России.

Реализация возможностей общего развития младших школьников:

  • Развитие их кругозора и ориентации во времени
  • Развитие нравственности - в связи с приобретением знаний о деятелях и творцах истории - ее героях и антигероях.
  • Развитие мышления, памяти при сопоставлении того, что было раньше, с тем, что происходит теперь, при выявлении причин и следствий исторических и культурных явлений, событий.
  • Развитие художественного вкуса.
  • Развитие музыкального слуха.
  • Развитие умения движений в танце.
  • Создание благоприятного психологического климата для формирования познавательной деятельности младших школьников.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ, которые следует использовать в работе по спецкурсу:

  1. словесный
  2. репродуктивный
  3. сравнительный
  4. метод создания поисковой ситуации
  5. метод сравнительной мифореставрации

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ учащихся на занятиях по славянской культуре:

  • слушание
  • рисование
  • пение
  • танец
  • лепка
  • вышивание
  • драматизация
  • и другие

ФОРМЫ УРОКА славянской культуры самые разнообразные:

  • урок-лекция
  • урок-семинар
  • урок-диспут
  • урок-экскурсия
  • урок-спектакль
  • урок-праздник
  • урок-концерт
  • конкурсные уроки (в 3-4 классах проводят сами ребята)
  • и другие

Особое значение имеет внеклассная работа. Теоретические знания воплощаются в жизнь в игровой форме. Ребенок ощущает себя героем разных эпох, играя роль богатыря, царя и т.д. Игры и праздники, которые проводятся в течение всего курса, сплачиваю ребят, их родителей в единый дружный коллектив. За 4 года обучения ребята знакомятся с главными обрядовыми праздниками Руси: Рождество, Крещенье, Масленица, Пасха, Красная горка, Троица, праздник Урожая (Осенины).

ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Формирование начальных знаний по славянской культуре осуществляется в 4 курсах:

1 класс "История и культура в сказках и песнях"

2 класс "Культурное наследие древних"

З класс "Преданье старины глубокой"

4 класс "Великая Русь"

  I четв. II четв. III четв. IV четв. Всего
1 класс 7 час 7 час 10 час 8 час 32 час
2 класс 7 час 7 час 10 час 8 час 32 час
З класс 7 час 7 час 10 час 8 час 32 час
4 класс 7 час 7 час 10 час 8 час 32 час

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

I класс История и культура в сказках и песнях (32 часа)

Введение в предмет. Изучение произведений устного народного творчества: русская народная сказка, русская народная песня, пословицы, поговорки, загадки, потешки, дразнилки, украинский, польский и белорусский фольклор. Жанры сказок. Авторская сказка. Исторические и культурные события, отражены в сказках, а также быт людей. Народные игры.

Литературный ряд предполагает изучение русского, украинского и белорусского фольклора, сказок

А.С. Пушкина:

  • "Сказка о царе Салтане"
  • "Сказка о ноне и работнике его Балде"
  • "сказка о мертвой царевне и семи богатырях"
  • "Сказка о золотом петушке"

К.д. Ушинского:

  • "Слепая лошадь"
  • "Два плуга"
  • "Ветер и солнце"
  • "Два козлика"
  • "Охотник до сказок"
  • "Не ладно скроен, да ладно сшит"
  • "Жалобы зайки"
  • "Лиса и козел"
  • "Петух да собака"
  • "Плутишка кот"

Роль этих произведений велика: они рассказывают нравственно-эстетическую сторону развития учащихся.

Музыкальный ряд: "Времена года" П.И. Чайковского

Изобразительный ряд: И. Билибин "Репродукции к сказкам", В. Васнецов "Аленушка", "Иван-царевич на сером волке".

Хореографический ряд: Народные танцы

К концу первого года обучения учащиеся должны знать и уметь:

  • Определять жанр сказки (волшебная, бытовая, о животных)
  • Различать русский, украинский и белорусский фольклор
  • Знать наизусть не менее 10 народных песен
  • Уметь играть в 2-З народные игры
  • Уметь "видеть" в сказке, песне историческую эпоху
  • Уметь пользоваться при общении правилами речевого этикета
  • Уметь рисовать словенскую картинку к любой сказке с использование слов и выражений из текста
  • Уметь составлять устный рассказ от имени одного из сказочных персонажей
  • Уметь танцевать 2-З народных танца.

II класс Культурное наследне древнах (32 часа)

Первобытный человек, наскальные рисунки, первые "музеи". Библейская версия сотворения мира. История вещей: что могут вещи рассказать о себе, о своих хозяевах (зеркало, гребень, скатерть, венчальное покрывало). Одежда в разные времена. деньги. Письменность. Мой город. Моя родословная. Письменные памятники, как источник сведений о языческой мифологии славян. Византийский писатели, восточные путешественники. Фольклор как источник сведений по славянской мифологии. Мифологические представления славян о животных и растениях. Мифология славян. Языческие праздники. Русь языческая. Русь двоеверная. Герои древней Руси.

Литературный ряд:

  • Е. Осетров "Живая древняя Русь"
  • С. Лагерлеф "Легенда о Христе"
  • М. Забылин "Русский народ"
  • Б. Путилов "древняя Русь в лицах"
  • Т. Волошина, С. Астапов "Языческая мифология славян"
  • В. Иванов "Повести древних лет"

Музыкальный ряд:

И. Стравинский "Весна священная", церковные песнопения, музыка Березовского, Чеснокова, Кастальского

Изобретательный ряд:

  • Первые рисунки первых людей
  • "Человек во времени" (репродукции картин русских художников о человеке и его быте)
  • Доре "Иллюстрации к библейским историям"
  • М. Врубель "Жемчужина"
  • Фотографии Томска

Хореографический ряд: народные танцы

К Концу 2 года обучения учащиеся должны знать:

  • Виды исторических источников (вещественные, письменные, устные)
  • Легенды о Томске
  • Библейские рассказы о сотворении мира
  • Мифы славян
  • Языческие праздники

Уметь:

  • Петь народные песни
  • Танцевать народные танцы

III класс Преданье старины глубокой (32 часа)

Славянские мифы. Легенды славян. Книга Велеса. Первые русские князья, былинные богатыри и поленницы, языческие верования, крещение Руси, древняя Москва - в живописи, музыке, скульптуре. Рюрик, Олег Вещий, Святослав, благоверные князь Владимир, Нестор - летописец, Сергей Радонежский, Андрей Рублев, Максим Грек. Земледельческий календарь.

Земледельческие праздники и обряды.

Литературный ряд:

  • А. Асов "Славянские боги и рождение Руси"
  • "Мифы и легенды славян"
  • А. Нечнолодов "Сказания о русской земле"
  • Б. Путилов "древняя Русь в лицах"
  • "Земледельческий календарь"
  • В. Иванов "Русь великая", "Повести древних лет"

Изобразительный ряд:

Сборник репродукций "Сказки народов мира", "Экскурсия по Эрмитажу", "Художественный календарь", Художественный календарь древняя Москва", видеофильм "Наш Эрмитаж".

Музыкальный ряд:

Музыка Чайковского, Брамса, "Могучая кучка"

Хореографический ряд:

Народные танцы

К концу З класса учащиеся должны знать и уметь:

  • Уметь сопоставлять мифы славян
  • Знать былины о богатырях и уметь различать отдельных богатырей и полениц
  • Знать языческие верования и уметь их объяснить
  • Знать некоторые обрядовые праздники и уметь их различать и объяснять.

IVкласс Великая Русы (32 часа)

Пути предания. Рассказы о православном Предании и народном календаре России. Праздники и обряды Руси. Народные заблуждения: суеверия и ложные убеждения. Приметы. Чары и обычаи. Народная медицина. Народный цветник. Порядки, характер и обычаи русского народа. домоводство. Русские обеды. Одежда. Образ домашней жизни. Музыка и музыкальные инструменты. Русские народные присловия. Старинные и народные песни. Яркие примеры: древнерусские иконописцы, архитекторы и архитектура, волшебная кисть. Фаберже.

Литературный ряд:

  • М. Забылин "Русский народ"
  • Е. Дьякова "Перед праздником"
  • Художественный календарь "Сто памятных дат"
  • Анна Эрши "Живопись интернациональной готики"
  • Т. Г. Иванова "Русские сказители"
  • В. Григорович "Слово о музыке"
  • В. Курбатов "Советская архитектура"

Музыкальный ряд:

Музыкальны произведения русских и советских композиторов.

Изобразительный ряд:

Репродукции картин русских и советских художников: Васнецов, Кончаловский, Петров-Водкин, Врубель, Шишкин, Левитан и другие.

Хореографический ряд:

Народные танцы.

К концу 4 класса учащиеся должны знать и уметь:

  • Знать наиболее важные события в истории России.
  • Знать наиболее яркие примеры культурного наследия Российского государства.
  • Уметь объяснить некоторые термины.
  • Знать праздники и обряды на Руси и уметь их различать.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Программы. Начальные классы (1-4), 1998г
  2. В.П. Аникин "Русские сказители и сказка"
  3. Сборники русских, украинских и белорусских сказок
  4. Сказки А.С. Пушкина
  5. Сказки К.Д. Ушинского
  6. Е. Остеров "Живая древняя Русь"
  7. С. Лагерлеф "Легенды о Христе"
  8. М. Забылин "Русский народ"
  9. Б. Путилов "древняя Русь в лицах"
  10. Т. Волошина, С. Астапов "Языческая мифология славян"
  11. В. Иванов "Повести древних лет"
  12. В. Иванов "Русь великая"
  13. А. Асов "Славянские боги и рождение Руси"
  14. А. Нечволодов "Сказание о Русской земле"
  15. Земледельческий календарь дьякова "Перед праздником"
  16. Художественный календарь "Сто памятных дат"
  17. Анна Эрши "Живопись интернациональной готики"
  18. Т. Иванова "Русские сказители"
  19. В. Григорьевич "Слово о музыке"
  20. В. Курбатов "Советская архитектура".