Внеклассные материалы по истории "Сибирь — мое Отечество"

Разделы: Внеклассная работа


Изучение региональной истории позволяет учащимся представить более полную картину окружающего мира и сформировать понимание единства всеобщности человеческой истории.

Программа адресована учащимся 6 - 7 классов общеобразовательной школы.

При разработке настоящей программы автор исходил из следующих условий:

  • программа должна обеспечивать интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка;
  • программа направлена на развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
  • формирование ключевых компетентностей в процессе исследовательской деятельности.

Цели программы -

  • привлечь внимание воспитанников к изучению истории региона и показать ее связь и влияние с историей Российского государства,
  • включение воспитанников в поисковую исследовательскую деятельность.

Задачи программы:

  • расширить у воспитанников основу знаний по истории Среднего Прииртышья в контексте целостной картины отечественной истории;
  • формировать и развивать навыки и умения самостоятельной работы в процессе исследовательской деятельности;
  • создать комфортные условия для ребенка в процессе работы кружка;

В соответствие с данными задачами предлагается следующее построение курса:

I блок: Введение. "Исторические источники".

II блок: "История Среднего Прииртышья с древности и до настоящего времени" (вехи истории).

Программа обучения в кружке рассчитана на воспитанников 6 - 7 классов на 2 года обучения. Занятия проводятся с одной группой воспитанников по 2 и 2,5 часа в неделю, что составляет 162 часа в год (72 занятия в год).

Содержание

(1 год обучения)

Введение в программу (5 часов):

"История - наука о людях во времени".

История возникновения и развития герба Омской области. Герб г. Омска.

Вехи истории Омского Прииртышья с древнейших времен (50 часов):

Боги Ямала, Легенда о Сихиртя, Чертово озеро, Дорога Татвы, "Самозахоронение народа сибер" (ханты-мансийская легенда), "Основание Кашлыка" (татарское предание), "Ермак - сибирский уроженец" (легенда русских переселенцев), "Серебряные струи" (легенда соратников Ермака), "Могила у ледяной пещеры" (предание приуральцев), "На добро - добром" (татарское предание), "Гром в ясный день" (мансийское предание), "Последний бой Чингиз-хана" (татарская легенда), "Знамя, устрашившее Кучума " (татарское предание), "Сокровища подземного узилища" (татарская легенда), "Мыс семи девушек" (татарская легенда), "Чудодейственный камень" (легенда о Ташетканах).

Основные понятия: герб, религия, легенда, предание

Воспитанники должны знать: основные понятия, периодизация

Воспитанники должны уметь: соотносить причины и следствия, составлять план

Формы подведения итогов: геокешинг, викторина

Историческая география Сибири легендарного периода (секреты топонимики):

Каменный пояс (Уральские горы); Чингиз-хан (около 1155 - 1227 гг.) - основатель и Великий хан Монгольской империи; Тюмень (1586 г.) от татарского "тюмен", что значит "десять тысяч"; Кашлык (Искер) - "старое место", "старый город"; Аксу (Белый); Кип - куллары; угры; озеро Рахтаво (от "вода" по имени татарина Ракка); урман (татарское слово "дремучий лес").

Основные понятия: топонимика, урман, угры, хан, империя

Воспитанники должны знать: географические названия карты Сибири

Воспитанники должны уметь: работать с картой, составлять хронологию

Формы подведения итогов: составление хронологической таблицы

Русские летописи о Сибири и народах ее населяющих:

Есиповская летопись (н.17 века), основное содержание;

Погодинская летопись (н.18 века).

Основные понятия: летопись, Сибирь

Воспитанники должны знать: основные документы по истории Сибири

Воспитанники должны уметь: пересказывать документ

Формы подведения итогов: составление плана

Русские историки и публицисты о Сибири:

С. У. Ремезов (1642 - 1720) "История Сибири", "Чертежная книга Сибири", Строительство тобольского кремля;

Иловайский Дмитрий Иванович (1832 - 1920) "История России" 5 т.

Основные понятия: кремль, чертеж

Воспитанники должны знать: произведения омских и российских краеведов

Воспитанники должны уметь: составлять тезисы

Формы подведения итогов: викторина

Российские историки и омские краеведы:

Бударин Михаил Ефимович - пьеса "Ермак", статьи, посвященные Сибири;

Шихайлов Иван - статьи, посвященные городу Омску;

Гвоздев Борис - "Ключи от прошлого";

Головнев А. В. (омский этнограф) "Этнографические записки"

Основные понятия: этнография, народ, пьеса

Воспитанники должны знать: основные этапы освоения Сибири

Воспитанники должны уметь: соотносить события российской и региональной истории

Формы подведения итогов: составление записей по определенному периоду

"Этнографическое окно" Сибири: загадки северных народов, народы Сибири: северные ханты, чукчи, селькупы, эвенки, татары, русские (этнографический цикл передач).

Основные понятия: этнография, краеведение

Воспитанники должны знать: названия разных народов Сибири и их специфику

Воспитанники должны уметь: систематизировать материал по определенному признаку

Формы подведения итогов: подготовка презентации

Сибирские города (55 часов)

Строительство русских городов: Тюмень (1586 г.), Тобольск (1587 г.), Тара (1594г.).

Острог - разновидность русских деревянных крепостей;

Добровольное присоединение к Российскому государству Томского острога (1604г.);

Южная граница российских владений 17в. - н.18в. - царево Городище (современный город Курган, слобода Абацкая на Ишиме, остроги Тара, Томск, Кузнецк);

Последствия победы над Кучумом и завершение первого этапа присоединения Сибири;

Отношения с южными соседями (алтайским племенем телеутов ("белые калмыки"), барабинскими, шутинскими татарами, а также с тувинцами). Отношения с Джунгарским государством. Из истории монетного обращения России и Сибири. Восточная политика России в XVII веке и отношения с англичанами за освоение северных территорий Сибири;

Управление Сибирью и функции воеводы (Казанский приказ, Сибирский приказ). Служилые люди сибирских острогов (городов) и выполнение ими поставленных государством задач (строительство и обращение аборигенов в русское подданство, поиски новой "землицы"). Звания, чины, награды, титулы, знаки различия. Социальный этикет в Сибири.

Особенности социального состава населения. Основные формы протеста: подача жалоб и челобитных, посылка холопов, самовольные переселения, побеги, бунты.

Генерал-губернаторы Омской области. Основание городов в Сибири при Петре I в I четверти XVIII в.

Укрепление позиций России в Западной Сибири в XVIII веке. Борьба с Джунгарским ханством. Строительство крепостных линий на юге Западной Сибири: Иртышская, Горьковская. Строительство новой Омской крепости (1768 г.). Личность генерала И. Шпрингера и основание Омской азиатской школы (1789 - 1870). Архитектурные и фортификационные особенности новой Омской крепости. Распространение грамотности в Сибири в XVII веке. Появление духовных, гарнизонных и гражданских школ в XVIII веке. Развитие научных знаний о Сибири. Экспедиции Г. Ф. Миллера, Н. С. Паласа, И. П. Фалька. Особенности культурной жизни омичей: круг чтения, появление частных библиотек, создание самодеятельного театра в Омске (И. Андреев).

Обобщение: Место Сибири в истории Российского государства (2 часа).

Архитектурные особенности омского градостроительства в XIX - н. XX вв. Чернавинский проспект, Московские торговые ряды. История Омского кинематографа к н. XX века.

Участие Омской губернии в Парижских выставках. Западно-Сибирская торговля и лесная выставка (П. С. Комиссаров 1911 г.). Создание общества любителей изящных искусств. История Омской фотографии. Развитие просветительства (братья Знаменские).

История Омской областной научной библиотеки (открыта 26 января 1889 года при "Обществе попечения о народном образовании"). Омская периодическая печать: первые печатные издания "Акмолинские областные ведомости", "Степной край", "Степной голос", "Степной вестник" и т.д.

Городское самоуправление: учреждение Омской городской Думы (1840 г.).

Основные понятия: острог, городище, слобода, джунгары, воевода, Приказ, служилые люди, челобитная

Воспитанники должны знать: понятия, основные события региона изучаемого периода

Воспитанники должны уметь: пересказывать материал в хронологической последовательности

Формы подведения итогов: эссе

8) Предпринимательство в Сибири в к. XIX - н. XX вв. (30 часов)

Омск - "окно в Азию" после постройки Транссибирской железной дороги. Приток иностранного капитала в Сибирь и основание иностранных фирм: "Сибирская компания" (Дания), "Международная компания жатвенных машин в России" (США).

Крупные омские предприниматели: М. Я. Мариупольский, Н. П. Ковалев, Н. А. Смирнов (хлебная торговля), скотопромышленник В. И. Зайцев, торговец маслом и сельскохозяйственными машинами С. Х. Рандруп, продавцы мануфактуры М. А. Шанина, братья Волковы и др.

Биржевое общество - Ф. Ф. Штумпф, Г. Я. Серебряков. Благотворительность в предпринимательской среде. "Сибирский Чикаго и "блеск" буржуазного Омска. История Омска в названиях омских улиц.

Основные понятия: иностранный капитал, компания, биржа, буржуазия

Воспитанники должны знать: факты, особенности капитализма в Сибири

Воспитанники должны уметь: сравнивать, обобщать

Формы подведения итогов: краеведческая игра

9) Династия Романовых и Омск. (20 часов)

Посещение Омска (1868 г.) великим князем Владимиром Александровичем и присвоение ему звания "Почетный гражданин Омска". В 1891 г. посещение г. Омска цесаревичем Николаем Александровичем. "Царская дорога". Инспекция Сибирского кадетского корпуса великим князем Константином Константиновичем.

Архитектурные памятники, связанные с императорской фамилией (Серафимо-Алексеевская часовня и Успенский Кафедральный Собор). Видеофильм "Пребывание цесаревича Н. А. в Омске".

Основные понятия: инспекция, цесаревич, великий князь, собор

Воспитанники должны знать: связь региональной и российской истории

Воспитанники должны уметь: подготовить небольшие выступления

Формы подведения итогов: эссе

10) Омск и войны (50 часов)

Омичи в русско-японской войне. Сибирская казачья дивизия; выпускники Сибирского кадетского корпуса, участвовавшие в войне. Л. Г. Корнилов. Мужество и героизм, проявленные в войне, в т. ч. 4, 5, 7, 8 Сибирскими полками. Ф. Е. Михайлов. Деятельность Омского Красного Креста.

Омичи в Отечественной войне 1812 года. Вклад солдат и офицеров из Омска в победу над Францией. Поручик Е. Р. Андреев (Тара) - участник Смоленского сражения, при Бородино, прапорщик М. Беляев (Тюкалинск) - участник взятия Парижа, Путлев и др. Благотворительная деятельность. Кроссворд "Страницы боевой славы омичей". Омичи и Первая мировая война 1914 года (июль). Массовая патриотическая манифестация. Начало массовой мобилизации в Омске (июль 1917 г.). Деятельность Омской городской думы. Создание комитета по оказанию помощи беженцам (осень 1914 г.). Благотворительная деятельность.

Омск в вихре Гражданской войны. Иностранцы в Гражданской войне на территории Омской области (Гайда Родола, Иосип Броз Тито). М. Н. Тухачевский, 5-я Армия и освобождение г. Омска в октябре 1919 г.

Основные понятия: казачество, кадеты, благотворительность, Красный Крест

Воспитанники должны знать: основную периодизацию региональной истории

Воспитанники должны уметь: работать в сети Интернет по теме

Формы подведения итогов: подготовка презентаций

Результативность образовательной программы

Критерии (оцениваемые параметры) Показатели Уровни проявления критериев (степень выраженности оцениваемого качества) Способы отслеживания (методы диагностики)
Максимальный средний Минимальный
1. Знание теоретических основ изучаемого материала воспитанник должен:

- уметь пересказывать материал;

- запоминать исторические факты и даты;

- выделять общие черты и различия;

- создавать систему по вопросу;

- приводить примеры для подтверждения;

Воспитанник самостоятельно работает с литературой, выполняет работу по собственной инициативе; в основном работает самостоятельно, требуется помощь педагога, допускает ошибки; Требуется частый контроль со стороны педагога; портфолио, создание презентаций, участие в интеллектуальных играх, тесты;
2. Формирование навыков и умения самостоятельной работы воспитанник самостоятельно выполняет творческие задания (эссе, анкетирование, и т.д.); должен уметь создавать систему по теме и самостоятельно ее оформлять в виде таблиц, схем, социологических опросов; самостоятельно оформляет презентации и работает в сети Интернет, обрабатывает информацию и делает выводы и заключения; иногда работает в сети Интернет, требуется помощь педагога, затрудняется обрабатывать информацию и переводить из одной знакомой системы в другую; может работать в группе и выполнять самостоятельную работу на подготовительном этапе; самостоятельно составляет простейшие записки; защита презентаций, участие в конкурсах, портфолио, творческие работы;
3. Развитие ключевых компетентностей воспитанников Воспитанник знает способы взаимоотношений с людьми (коммуникативная компетентность) может избегать конфликтов, перестраиваться в сложной психологической ситуации, умеет вести себя во время выступления; испытывает затруднения в общении, боится ошибаться, не любит публичных выступлений; не умеет защищать свою точку зрения, отказывается от выступлений, но может задавать вопросы; анкетирование, психологический тренинг, игра;
Воспитанник расширяет кругозор об окружающем мире (интеллектуальная компетентность) самостоятельно работает в сети Интернет, в библиотеке, предлагает свой план работы и т.д.; может работать в библиотеке по заданию, не проявляя инициативы; умеет работать по отдельным вопросам, затрудняется при создании системы; интеллектуальные марафоны, конкурсы и т.д.
Воспитанник проявляет интерес к истории региона (ценностно- смысловая компетентность)        

Формы контроля

1. После изучения I блока программы (1 год обучения) проводится геокешинг (образовательная игра, интеллектуальный марафон).

2. При изучении II блока проводятся следующие формы контроля:

  • интеллектуальная игра;
  • краеведческая игра "Служилые люди";
  • интеллектуальный марафон "Исторический пасьянс";
  • конкурс проектов "Омск театральный";
  • геокешинг "По Омским улицам";
  • познавательная игра "Мое родное Прииртышье";
  • викторина "Династия Романовых и Омск".

Методическое обеспечение.

Программа предполагает использование различных форм учебных занятий: экскурсии, ролевые игры, исторические викторины, тесты, геокешинг, научно-практические конференции, интеллектуальные марафоны и т.д.

На занятиях используется фронтальная, групповая, индивидуальная формы организации учебно - познавательной деятельности воспитанников.

Список литературы

Для учителя:

  1. Виббе П. П., Михеев А. П., Пугачева Н. М. Омский энциклопедический словарь. - М.: Отечество, 1994.
  2. Гвоздев Б. С. Ключи от прошлого. - Омск, 1998.
  3. Гончаренко. Наш край. Природа и народы. - Омск, 1998.
  4. Конников Б. А. Омское Прииртышье в древности. - Омск, 1998.
  5. Матюшенко В. И. Древняя Сибирь. - М.: Прогресс, 1999.
  6. Утенков Д. М. Открытие Сибири (историко - географическое повествование). - М.: Прогресс, 1998.

Для учащихся:

  1. Виббе П. П. Занимательное историческое краеведение (рабочая тетрадь).
  2. Гвоздев Б. С. Картины родного края. Ключи от прошлого. - Омск, 1998.
  3. Касьян А. К., Новиков И. Н. История Омской области. - Омск, 1978.
  4. Кузнецова Н. А. История Сибири. - М.:2002.

Приложение 1, приложение 2, приложение 3, приложение 4, приложение 5, приложение 6, приложение 7.