Цели:
- рассмотреть свойства прямоугольных треугольников;
- научить решать задачи на применение свойств прямоугольных треугольников.
Оборудование: компьютер, мультимедиа-проектор, экран, компьютерная презентация.
Раздаточный материал: листы с чертежами к задачам самостоятельной работы, листы для ответов к задачам самостоятельной работы.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Сообщаю тему урока и поставленные задачи (Слайды 1, 2)
II. Изучение нового материала
(Фронтальная работа с классом по готовым чертежам на слайдах)
Вспомним определение прямоугольного
треугольника и название сторон в этом
треугольнике. (Слайд 3).
Вычислим сумму острых углов прямоугольного
треугольника (Слайд 5).
Доказываем свойство катета, лежащего против угла
в 30°, равном половине гипотенузы (Слайд 6)
и обратное свойство: если катет в прямоугольном
треугольнике равен половине гипотенузы, то угол,
лежащий против этого катета равен 30° (Слайд 7).
(Закрепление теоретического материала)
По учебнику п.34 читаем формулировки свойств и стараемся запомнить.
III. Применение изученного материала
1. Предлагаю решить устные задачи по готовым чертежам (Слайды 8, 9, 10).
(Фронтальная работа с классом).
2. Задача из учебника № 257.
Один ученик рассказывает решение задачи, работая в тетради. На экране появляется условие задачи, чертёж и решение. (Слайд 11). Остальные учащиеся работают в тетрадях.
3.Обучающая самостоятельная работа. (Слайды 12,13)
Предлагаю ребятам самостоятельно решить
задачи по готовым чертежам, записать решение,
ответы в тетради. Для желающих быть оцененными за
данную
работу предлагаю записать ответы на бланках и
сдать на проверку учителю.
Лист для ответа к самостоятельной работе.
Фамилия, имя______________________________
1).ВС =
2).ОS =
3) угол EDF = , угол E =
4).угол В = , угол А =
5). ВС =
6).КS =
7).RE = ).
Для учащихся, затрудняющихся в решении задач на экране появляются подсказки к самостоятельной работе, а затем и ответы к задачам. (Слайды14, 15) Все учащиеся проверяют свою работу в тетрадях.
IV. Итог урока (Слайд 16)
Формулируем свойства прямоугольного треугольника.
V. Домашнее задание (Слайд 17)
П.34 выучить свойства прямоугольных треугольников с доказательством, решить задачи №256, №258.
В классе разбираем условие задачи, что надо найти. Планируем построение чертежа.
На экране появляются условие задачи и чертеж. (Слайды 18, 19). Для желающих учащихся предлагаю решить задачу из математической шкатулки.
Дополнительное домашнее задание (Слайд 20)
Решение задачи из математической шкатулки.
1. Угол DCE равен 60° из равностороннего
треугольника DCE.
2. Угол BCE равен 150° (как сумма углов BCD и DCE).
3. Угол CBE равен 15° из равнобедренного
треугольника CBE.
4. Угол ABE равен 75° как разность углов ABC и CBE .
5. Угол AEB равен 30° из равнобедренного
треугольника AEB.
6. Угол AEC равен 45° как сумма углов AEB и BEC.
Ответ: угол AEC равен 45°.
Литература:
1. Атанасян Л.С. Геометрия. Учебник для 7–9
классов. Москва. «Просвещение».2005.
2. Гаврилова Н.Ф. Поурочные разработки по
геометрии. Москва «ВАКО» 2006.
3. Рабинович Е.М. Геометрия 7–9. Задачи и
упражнения на готовых чертежах. Москва–Харьков
«Илекса» «Гимназия» 1999.
4. Нагибин Ф.Ф. Математическая шкатулка.
Москва «Просвещение» 1984.