Изучение истории России на уроках окружающего мира в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Знакомство с историей России очень важно для младших школьников. Необходимо прививать им гордость за свою страну, свой народ, понимание того, как непросто порой складывалась жизнь людей в давние времена, сколько трудных испытаний выпало на долю наших далёких предков. Чтобы изучение истории было интересным, я использую разные виды работы, разные формы организации познавательной деятельности – групповую, парную, индивидуальную, фронтальную. Помогает мне ярче донести материал до детей моделирование по карте, использование карточек, которые дети заполняют во время урока, получая план-конспект материала. Уроки я стараюсь проводить в виде путешествия на машине времени, а карточка – это путевой дневник. С помощью него ребята могут рассказать дома о своём «путешествии», тем самым подготовиться к следующему уроку, повторить материал.

Тема: Как славяне боролись с половцами.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели:

  • Образовательная – создать условия для знакомства с причинами возникновения войн, борьбой русских князей с половцами под руководством Владимира Мономаха. Показать освободительный характер этой борьбы со стороны Руси, возможность победы только в результате совместных действий.
  • Развивающая – развивать речь, умение анализировать и сравнивать.
  • Воспитательная – воспитывать интерес к родной истории, гордость за свой народ, культуру учебного труда.

Средства обучения: учебник Н.Ф.Виноградовой «Окружающий мир. 4 класс», конверты с карточками – фамилии известных людей, большие карточки с этими фамилиями на доске; репродукция картины, изображающей события Великой Отечественной войны; карточки – причины войн; карта Руси в 9 – 11 веках, стрелки чёрные и красные в виде мечей, отрывки из летописей, портрет Владимира Мономаха; рисунки с изображением русских воинов – конного и пешего; карточка – путевой лист.

ХОД УРОКА

I. Организация начала занятия

– Сегодня отправимся в путешествие во времени. Проверьте свою готовность.

II. Проверка домашнего задания, подготовка к основному этапу.

– Чтобы включить машину времени, выполните задание. Работаем в парах. Вытащите из конверта карточки с фамилиями и разделите на три группы. Проверьте себя по доске.

Левитан
Брюллов
Малевич
Перов

Даль
Чехов
Твардовский

Чайковский
Глинка
Прокофьев

– Что объединяет слова каждой группы. В каждой группе можно выделите 1 фамилию, догадайтесь какую. (Проверка).

– Что узнали о художниках, композиторах и писателях ХХ века? Назовите темы их произведений.

– Рассмотрите репродукцию. Как вы думаете, в каком веке была написана картина? Почему вы так считаете? Какому событию посвящена картина? (Великой Отечественной войне).

III. Усвоение новых знаний

– О каких войнах в истории России вы знаете? Как вы думаете, когда возникли войны?

– Наша машина переносит нас во времена Древней Руси. Здесь мы тоже можем наблюдать войны. Как вы думаете, почему люди воюют?

– Хотите проверить свои предположения? Прочитайте текст в учебнике на стр. 131. Назовите причины войн.

На доске составляется схема:

– Наша машина переносит нас в XI век. Кто правил Русью? (Князь). Посмотрите на карту Руси. Назовите главный город того времени. Вы узнаете о князе Владимире Мономахе и его борьбе с врагами Руси. Что вы уже знаете об этом князе?

– Возьмите листы с отрывками из летописей, переведёнными на современный язык (Приложение 1). Работаем в группах. Каждый читает свой отрывок, рассказывает остальным, что узнал.

– Ответьте на вопросы по прочитанному: Когда и где родился Владимир Мономах? Назовите его знаменитых дедов. Что означает слово Мономах? Чему он учился в детстве? Кто напал на Русь? Какими воинами они были? С какой целью напали? Как жили в то время русские князья? Какую крепость построил Владимир Мономах? Когда стал править в Киеве? За что его уважали русские люди?

IV. Физкультминутка.

Хотите узнать, как удалось Владимиру Мономаху одержать победу над половцами?

V. Моделирование на карте и рассказ учителя

– Половцы нападали на русские земли летом. Они не старались осаждать города-крепости, а грабили и жгли сёла, уводили в плен сильных мужчин и красивых женщин. Они налетали внезапно из степей, которые называли Диким Полем.

(Учитель прикрепляет на доске чёрные стрелы, направленные на карту Руси.)

– Почему не могли русские князья победить половцев? (Дети говорят, что князья воевали друг с другом, учитель прикрепляет на карте стрелы в виде мечей, направляя их друг против друга.)

– Задумал Владимир Мономах дать отпор врагу. Что бы вы ему посоветовали?

– Удалось Владимиру объединить и поднять 7 князей на битву с половцами. Предложил он не ждать, когда враги нападут, а самим выступить в поход в половецкую степь. (Учитель поворачивает стрелки-мечи в одну сторону и выдвигает их в Дикую Степь).

– Отправиться решили ранней весной, когда после зимней бескормицы половецкие кони ещё не набрали силу. Русские кони, кормленные житом – зерном и хлебом – сохраняли силу и выносливость. В поход шли не только дружинники, но и пехота. Вот пришло войско Владимира в половецкую степь. Не ожидали враги такого, стали обороняться. А Владимир выставил вперёд пехоту с тяжёлыми щитами, которые закрывали всего человека. Пускают стрелы половцы, а те не причиняют вреда нашим воинам. Потом в атаку перешла и русская конница. После долгого боя русское войско одержало победу. [1]

– Это была первая и очень важная победа над половцами. Что помогло одержать победу?

VI. Первичная проверка понимания, закрепление

– Возвращаемся из путешествия. Возьмите путевой лист (Приложение 2). Прочитайте и дополните заметки. Проверим, у кого правильно, поставьте восклицательный знак.
Я не называла год, в котором произошло это сражение. Вы узнаете его сами, если правильно выберете ответы на вопросы, и впишете номера ответов.
Проверьте себя. У вас получился 1103 год. Встаньте те, у кого так.
Посмотрите на схему «Причины войн». Найдите причины, по которым половцы нападали на Русь. По какой причине сражались русские воины?
Какие вопросы вы задали бы Владимиру Мономаху? На многие вопросы он ответил в книге «Поучение». Прочитайте его совет на доске:

«Объединимся единым сердцем и будем свято блюсти землю Русскую».

VII. Итог урока

– Чем запомнилось наше путешествие? Что необходимо для победы над врагом?

Дома прочитайте ещё раз путевой лист и материал учебника на стр.131-132, расскажите, о чём узнали. Можете сделать рисунок.

Литература.

1. Яков Нерсесов «Владимир Мономах, или половецкие тучи над Русью». Москва, «Белый город», 2003.