Творческий проект "Великая тайна одеваться к лицу"

Разделы: Технология


Цель работы: Научиться искусству, сочетать свой облик и стиль с костюмом и обстановкой.

Задачи:

  1. Изучить понятие «мода»
  2. Рассмотреть основной состав гардероба
  3. Научиться подбирать одежду в соответствии со своей внешностью.

Что включает в себя:

  1. Формирование эстетического вкуса, интелегентности
  2. Развитие индивидуального стиля с учетом особенностей  фигуры
  3. Воспитание собственного достоинства

Кроме теоретической части работа содержит практическую часть, в которой разрабатывается модель костюма и описывается последовательность обработки изделия, оценка стоимости.
При написании работы использована дополнительная литература. Наиболее интересными и значимыми являются книги:

  1. «Великая тайна одеваться к лицу» под редакцией Забозлаевой Т.Б. В этой книге о таком «легкомысленном» предмете как мода, говорят известные писатели мировой литературы. Из этого издания мы узнали о людях, чьи имена вошли в лексикон моды     (Галифе, Макинтош, Рашель, Реглан), нашли рецепты старинных косметических и лечебных средств (Приложение №3).
  2. «Родословная вещей» под редакцией Буровик К.А.. эта книга убедила нас в том, что история вещей по-своему интересна.
  3. Золотая коллекция «Шитьё» под редакцией Калининой Елены. Это своеобразный учебник, который помог нам усовершенствовать свое умение.

Цивилизованный человек – тот, который умеет так образовать и облагородить себя, что весь мир вокруг него наполняется поэзией, становится произведением искусства. Не в этом ли, собственно говоря, и состоит назначение человека на Земле – быть творцом? Не это ли завещали нам и наши далекие предки, умевшие найти образное начало в простейших предметах домашнего обихода? У нас в России мода не имеет исторического прошлого. В допетровские времена женщины жили в теремах, костюмы их были удобны, теплы и приспособлены к требованиям нравственности того времени, то есть были длинные, широкие, закрывали голову, шею, грудь и руки.

Мода конечно прелестна и соблазнительна именно потому, что она не долговечна. Мода, умение одеваться – это наука и искусство, и этому искусству надо учиться. Прежде всего, мы должны сказать, что не следует смешивать два понятия: «мода» и «туалет». Любой модельер должен найти компромисс между тем, что ему нравится создавать и тем, что он может продать. Но не только модельеру нужно думать об этом.

 I. Мода и ее понимание.

I.1 Что такое мода?
Мода - французское слово, означающее господствующий в данное время и в данном месте стиль одежды и поведения, образ мыслей и чувств. В русской классической культуре понятие моды в таком значении не существует. Один из самых интересных, самых обаятельных героев Чехова говорил: «В человеке все должно быть прекрасно, и лицо, и одежда, и душа, и мысли».
В дальнейшем не обошел своим вниманием тему моды и великий русский просветитель Н.Н. Новиков.
В отличие от укоренившейся в наше время традиции издавать, журналы мод обособлено, вне связи с другими проблемами жизни, для Новикова понятия моды входило в общий процесс облагораживания соотечественников. Отечественная традиция, складывается столетиями, подменяла слово мода другим словом - прекрасное.
Мода, конечно, прелестна и соблазнительна именно потому, что она не долговечна.

Таким образом, мода - часть общего понятия стиль, который должен быть изящен во всем и в слоге, и в манере одеваться.

I. 2.  Классики о моде.

Очень много и интересно говорили классики о моде. По своей натуре и эстетическим убеждениям – это люди романтики.
Кроме всемирно известных романов и повестей им принадлежат и произведения иного жанра, которые отображают жизнь светских людей.
Многие из них считали, что каждый человек в мире – это резчик, скульптор, а жизнь человеческая – камень, кусок мрамора, который человек должен облагораживать ежесекундно.

И.А. Гончаров писал:
… Что такое франт? Франт уловил только одну, самую простую и пустую сторону уменья жить: мастерски, безукоризненно одеваться. По ограниченности взгляда на жизнь он, кроме этого, ничего не усвоил. Оттого в нем так заметно и пробивается и бросается другим в глаза основательно - порицаемая претензия блеснуть своей скудной частичкой уменья жить и доводить ее даже за пределы хорошего тона.
Человек хорошего тона в тесном, глубоком смысле слова (потому что и лев – хорошего тона, но только со стороны наружных манер) есть уже человек, обладающий, кроме наружных, и многими другими нравственными качествами уменья жить.
Человек хорошего тона может дать знать по-гречески и по- латыни: за это не взыщу с него. Наружные условия уменья жить для него дело второстепенное. Он извлек другую, важную тайну из этого уменья. Он обладает тактом в деле общественных приличий, т. е. не одних наружных приличий, как кланяться, говорить, сидеть – это постиг и лев. Нет, приличий внутренних, нравственных: уменья быть, обращаться с людьми, держать себя в людях и с людьми, как должно, как следует.
Малейшее отступление от этого тона сейчас нарушит строгую гармонию приличий, как фальшивая нота в оркестре.

Оноре де Бальзак:
Пустой человек украшается, только умный человек умеет одеваться.
Уменье одеваться составляет не только искусство, но и науку. Оно возбуждается сначала чувством собственного достоинства и потом обращается в необходимую привычку.
Что здесь важно изучению – живое доказательство те сорокапятилетние женщины, которые умеют казаться еще хорошенькими.
Конечно, искусство необходимо: оденьте гризетку в платье важной барышни – она будет смешна, потому что не умеет носить этого платья. Отсюда новое правило.

  1. Тайна  туалета заключается не в платье, в известной манере носить платье.
  2. Чтобы одеться к лицу, необходимо оценить значение каждой ленточки и каждого лоскутика материи.
  3. Туалет не должен никогда высказывать роскоши. Только одна роскошь может быть еще допущена – это роскошь простоты.
  4. Все, что метит на эффект, отзывается дурным тоном…
  5. Если ваш костюм обращает на себя внимание прохожих на улице – вы одеты дурно, то есть или вы одеты чересчур хорошо, или изыскано.

Следуя этому правилу, истинно светский человек должен проходить среди толпы так, чтобы его не замечали; торжество его заключается в том, чтобы быть  похожим на других и в то же время отличаться неуловимою печатью тона и приличия: пусть он будет не узнан толпою – его узнают и заметят свои.

Альфонс Жан Карр в своих фельетонах немалое место уделял образу жизни современников, людям и модным поветриям. Он писал: « Мы хорошо понимаем смешную сторону какой-нибудь старинной моды потому, что видим её только на картинках, что женщина, носившая когда-то такую-то юбку, умерла, что лицо, которое обрамляла когда-то шляпка, уже увяло и т.д. Но мы легко поддаёмся обману со стороны современной моды… Просматривая картинки прежних мод, вы разражаетесь самым искренним смехом и непременно несколько раз воскликнете:
- Неужели могли носить подобные костюмы!
И потом прибавите:
- Возможно, ли сравнить их с нынешними!

Теперь женщины одеваются гораздо лучше!

I.3.Мода в именах

В нашей повседневной жизни мы нередко пользуемся такими словами, как батист и макинтош, реглан и жаккардовая ткань, френч и галифе. Пользуемся, не задумываясь о том, что все эти слова не простые обозначения того или иного фасона одежды, вида материи, а имена собственные. За каждым из них стоит определенный человек, некогда живший на нашей земле, со своим характером, судьбой, чувствами и мыслями. Со своим именем, наконец. Итак, кто же стоит за некоторыми из выбранных нами имен?
Галифе
Слово галифе появилось в нашем языке сравнительно недавно. В русской Военной энциклопедии, издавшейся в 1910-х годах, галифе представлено ещё как некая диковинка, как «Рейтузы особого покроя».
Во Франции крой галифе появился раньше. Для французов это слово было не близко, более того – имело страшную историю.
Маркиз Гостон – Александр – Август де Галифе (1830 – 1909), генерал кавалерии. Прожил долгую жизнь.
Макинтош
Многие пожилые люди до сих пор плащи из водонепроницаемой ткани называют макинтошами. И хотя сегодня это слово воспринимается  нами как анахронизм, значение его понятно практически всем.
Менее известное другое. То, что Макинтош – это фамилия знаменитого шотландского химика и изобретателя. Распространение водонепроницаемой ткани, изобретенной Макинтошем, шло быстро, хотя и не без трудностей – по началу портные отказывались шить  из нее одежду. Однако со временем производство такой одежды стало массовым.
«Связь Макинтоша с производством каучука было почти случайно, все- таки он вошел в историю и известен, прежде всего, как ученый-теоретик, как химик». А мы добавим – как человек, подаривший свое имя европейскому дождевику.
Рашель
Этого слова нет ни в одном общеупотребительном словаре русского языка. Между тем трудно предположить, чтобы кто-то из читателей не знал, что оно означает. Под словом Рашель подразумевается особо изысканный,матовый тон пудры – мягкий румянец сквозь мягкий загар. Сегодня только пудра, а когда-то была ткань  креп-Рашель.
Рашель (настоящее имя Элиза Рашель Феликс) – знаменитая французская трагическая актриса. Это была большеглазая, длинноволосая, хрупкая женщина, сгоревшая в 37 лет от чахотки. Цвет кожи Рашель восхищал не только её современников,  даже в наши дни  театроведы упоминают о цвете её лица.

Реглан.
С 1808 г. Раглан принадлежал к ближайшему окружению великого английского полководца герцога Веллингтона, того самого, кто в битве при Ватерлоо в 1815г. Принял на свои плечи основную тяжесть в разгроме войск Наполеона. Раглан не знал в жизни поражений. Его путь – неуклонное восхождение по лестнице славы. Но в июне 1855г. Он пережил стресс, сник душевно, заболел и умер. Раглан был захоронен в Англии в Бадминтоне, в городе где он родился.
А на память потомкам о славном фельдмаршале лорде Раглане остался специфический крой рукава, при котором рукав составляет с плечом одно целое, - такую одежду сшил когда-то безрукому офицеру его портной.
Прошли годы. И наши предки, более привычные к французскому языку, несколько смягчили слово, ударение передвинулось на последний слог – так появилось современное слово – «РЕГЛАН».

II. Гардероб модницы

А что составляет гардероб девушки? Наверное, ты скажешь, что гардероб модницы – это обилие всяких модных вещичек, но не стоит забывать, что не всем подходит та или иная вещь, даже если она и модная, к примеру, возьмем  джинсы.
Джинсы уже давно считаются символом свободы и приключений, но та «рабочая» одежда, которая царит сегодня на подиумах, имеет мало общего со своим прототипом.
Каким только изменениям за время своего существования не подвергались джинсовые вещи: их варили, разрезали, распускали до бахромы, украшали аппликациями, бисером и стразами… эксперименты продолжаются и сегодня.
Самая модная фишка, которая находится на пике популярности вот уже второй сезон подряд – джинса с эффектом потертости. Это могут быть как ненавязчивые вертикальные полосы вдоль штанин, так и задорные «помятости» в области складок. Рваная и линялая, выцветшая и обтрепанная (благодаря современным технологиям отделки)джинса выглядит как памятная деталь гардероба, которая прошла вместе со своим хозяином огонь и воду. Искусственно состаренная она приобретает особый шарм.
Украшениям на джинсовой одежде отводится минимум внимания. Похоже, мы снова приходим к минимализму, где важно не «сколько», а «как». То есть украшения как таковые имеют право отсутствовать, зато привычные карманы, пояс или строчка могут быть решены самым необычным образом.
Что касается цвета, то здесь тоже особых изысков не наблюдается. В фаворе сине-голубая палитра.
Юбки и джинсы сегодня носят на бедрах. При этом длина юбок – чуть ниже колен. Разрезы спереди, сзади или сбоку. Впрочем, их может не быть вовсе, если мы имеем дело с тканью стрейч, которая благодаря своему свойству прекрасно растягиваться не создает проблем при ходьбе.
Джинсы обязаны обладать «изюминкой». Пусть это будет модель с пристроченным или, напротив, небрежно болтающемся поверх хлястиков поясом – замшевым, в типичном ковбойском стиле. Или – супермодная шнуровка вместо привычной молнии. В общем, выбрать есть из чего. Так что не теряйся!
Шляпа  - это «серьезный» аксессуар. Будучи в ней за автобусом не побежишь и Сидорова лишний раз учебником не стукнешь. Она обязывает.
Немного истории.
Модным атрибутом дамского гардероба шляпки стали только в середине XIX века. Им предшествовали налобные повязки, сетки, шлемы и сарацинские тюрбаны. Последние, кстати, строго осуждались католической церковью, но желание дам иметь изысканную «штучку» было настолько велико, что они продолжали щеголять в заморском аксессуаре, несмотря ни на какие запреты.
С годами любовь к ней то пропадала ,то возникала с ещё большей силой. Примечательно, что в 60-е годы население СССР настолько удалось приучить к этому аксессуару, что даже на дорожном знаке «Осторожно, пешеход!», нарисованном в 1965 году пешеход был изображен в шляпе. До этого он был в кепке. Окончание «шляпного» периода символизировал тот же знак – в 1978 году пешеход остался вовсе без головного убора.
А что сейчас?
Сегодня головные уборы снова в моде. Кепки, панамки, косынки  и , конечно же, шляпки. Фантазии модельеров пляшут вокруг тульи и полей. Чем их только не отделывают – перья, ленты, цветы. Просто глаза разбегаются! Соломенные, фетровые, вязаные модели – есть из чего выбрать. Если руки приучены  к вязанию, можно соорудить себе такую шляпку самостоятельно, тем более что вещи ручной вязки сегодня актуальны как никогда. Хочешь сразить всех наповал – доставай крючок, нитки и за работу! Или отправляйся в магазин в поисках какого-нибудь редкого экземплярчика. Только будь осторожна: слишком экстравагантный головной убор может надолго зачислить тебя в список безвкусных барышень. Так что мода модой, а кое-какие хитрости при покупке шляпы придется учитывать.

Выбираем, примеряем

  1. Шляпку стоит приобретать в одиночестве. Хозяйка одного известного магазина говаривала: «Я сорок лет продаю шляпки. Не было случая, чтобы женщина пришла без подруги. И не было случая, чтобы подруга дала верный совет». Так зачем испытывать судьбу?
  2. Примерка – очень интимный процесс. Ориентироваться нужно на собственные ощущения. Посмотри в зеркало. Нравишься ли ты себе? Комфортно ли тебе в этой шляпке?
  3. Не забывай о гармонии. Правила здесь таковы:
    • тулья – продолжение лица и призвана его, уравновешивать. Для широкого лица подойдет высокая тулья, а вытянутое узкое лицо она сделает ещё длиннее;
    • высокий лоб скроет глубокая шляпка. Её можно сильно натянуть или приспустить на один бок;
    • широкополые шляпки идут всем без исключения;
    • чем больше на шляпке аксессуаров, тем вернее она отвлекает внимание от лица или от недостатков головного убора. Не стоит бояться всяческих прибамбасов: цветов, лент, бантов. Они преобразуют стандартные недорогие изделия в пикантный эксклюзив, созданный своими руками.
  4. Не ограничивайся своим отражением в маленьком зеркале. Ведь головной убор венчает весь образ. Поэтому нужно видеть себя в полный рост. Модельеры прошлого утверждали, что красивая шляпа может изменить жизнь. Если это действительно так, остается только определить, какой именно шляпки тебе не хватает для счастья.
Для того чтобы знать, что составляет гардероб модницы надо хорошо изучить свои достоинства и недостатки. Для этого мы предлагаем провести тест «Жертва моды или стильная девчонка» (Приложение №2)

III. Что тебе к лицу

Цвет
… Мы вкратце сопоставляем цвета выгодные и неблагоприятные, а также гармоничные сочетания цветов при коже различного рода.
Под светлыми волосами мы разумеем: белокурые, светлые пепельно- белокурые, светло-рыжие и светло-русые;
Под темными: темно-русые, темно-рыжие до красновато-русых и каштановые.
Разумеется, что мы обозначим цвета только для главной массы туалета. Таким образом, весьма может быть, что цвет, обозначенный неблагоприятным для главной массы туалета, годится для отделки.

Нежно-белый цвет малокровной кожи

Избегать применения пестрых материй, потому что нежность кожи не допускает богатых сочетаний цветов.
Нежно-белая розовая кожа
Вообще светлые тени благоприятных цветов заслуживают предпочтения перед темными; материи густых цветов невыгодны.

Сильный румяный цвет кожи
Для этого цвета кожи годятся более густые цвета и сочетания ярких цветов.
Тускло-желтый цвет малокровной кожи
Необходимо по возможности избегать очень сильных цветов и богатых их сочетаний.
Матово-желтая румяная кожа
При ней применимы богатые сочетания цветов и чистые яркие цвета.

Темно-желтая кожа
Годны все цвета, кроме желтого, если они взяты темных теней; редко выгодно применять богатые сочетания цветов.
Коричнево-желтый живой цвет кожи
Характер этого цвета кожи допускает применение более пестрых и ярких цветов.

Прически
Лучшее природное украшение женщины составляют волосы. Они имеют влияние на красоту не только лица, но даже всей фигуры. Поэтому мы должны обратить внимание на их расположение, а также цвета и формы предметов, с которыми они сопоставляются.
Лучше выбрать прическу, которая соответствовала бы природному расположению волос.
Дамы не должны также скрывать неизбежное влияние лет – седину в волосах, – какими бы то ни было способами, ни их выдергиванием, ни окрашиванием.

Вы видите, что нелегко сделать себе прическу так, чтобы она соответствовала всей внешности; между тем от нее зависит очень многое, потому что гармонию общего нередко разрушает неудачно выбранная прическа, тогда как грация и элегантность фигуры и туалета выигрывают от верно задуманной и удачно исполненной уборки волос.

Полная версия статьи