Цель работы: Научиться искусству, сочетать свой облик и стиль с костюмом и обстановкой.
Задачи:
- Изучить понятие «мода»
- Рассмотреть основной состав гардероба
- Научиться подбирать одежду в соответствии со своей внешностью.
Что включает в себя:
- Формирование эстетического вкуса, интелегентности
- Развитие индивидуального стиля с учетом особенностей фигуры
- Воспитание собственного достоинства
Кроме теоретической части работа содержит практическую часть, в которой разрабатывается модель костюма и описывается последовательность обработки изделия, оценка стоимости.
При написании работы использована дополнительная литература. Наиболее интересными и значимыми являются книги:
- «Великая тайна одеваться к лицу» под редакцией Забозлаевой Т.Б. В этой книге о таком «легкомысленном» предмете как мода, говорят известные писатели мировой литературы. Из этого издания мы узнали о людях, чьи имена вошли в лексикон моды (Галифе, Макинтош, Рашель, Реглан), нашли рецепты старинных косметических и лечебных средств (Приложение №3).
- «Родословная вещей» под редакцией Буровик К.А.. эта книга убедила нас в том, что история вещей по-своему интересна.
- Золотая коллекция «Шитьё» под редакцией Калининой Елены. Это своеобразный учебник, который помог нам усовершенствовать свое умение.
Цивилизованный человек – тот, который умеет так образовать и облагородить себя, что весь мир вокруг него наполняется поэзией, становится произведением искусства. Не в этом ли, собственно говоря, и состоит назначение человека на Земле – быть творцом? Не это ли завещали нам и наши далекие предки, умевшие найти образное начало в простейших предметах домашнего обихода? У нас в России мода не имеет исторического прошлого. В допетровские времена женщины жили в теремах, костюмы их были удобны, теплы и приспособлены к требованиям нравственности того времени, то есть были длинные, широкие, закрывали голову, шею, грудь и руки.
Мода конечно прелестна и соблазнительна именно потому, что она не долговечна. Мода, умение одеваться – это наука и искусство, и этому искусству надо учиться. Прежде всего, мы должны сказать, что не следует смешивать два понятия: «мода» и «туалет». Любой модельер должен найти компромисс между тем, что ему нравится создавать и тем, что он может продать. Но не только модельеру нужно думать об этом.
I. Мода и ее понимание.
I.1 Что такое мода?
Мода - французское слово, означающее господствующий в данное время и в данном месте стиль одежды и поведения, образ мыслей и чувств. В русской классической культуре понятие моды в таком значении не существует. Один из самых интересных, самых обаятельных героев Чехова говорил: «В человеке все должно быть прекрасно, и лицо, и одежда, и душа, и мысли».
В дальнейшем не обошел своим вниманием тему моды и великий русский просветитель Н.Н. Новиков.
В отличие от укоренившейся в наше время традиции издавать, журналы мод обособлено, вне связи с другими проблемами жизни, для Новикова понятия моды входило в общий процесс облагораживания соотечественников. Отечественная традиция, складывается столетиями, подменяла слово мода другим словом - прекрасное.
Мода, конечно, прелестна и соблазнительна именно потому, что она не долговечна.
I. 2. Классики о моде.
Очень много и интересно говорили классики о моде. По своей натуре и эстетическим убеждениям – это люди романтики.
Кроме всемирно известных романов и повестей им принадлежат и произведения иного жанра, которые отображают жизнь светских людей.
Многие из них считали, что каждый человек в мире – это резчик, скульптор, а жизнь человеческая – камень, кусок мрамора, который человек должен облагораживать ежесекундно.
И.А. Гончаров писал:
… Что такое франт? Франт уловил только одну, самую простую и пустую сторону уменья жить: мастерски, безукоризненно одеваться. По ограниченности взгляда на жизнь он, кроме этого, ничего не усвоил. Оттого в нем так заметно и пробивается и бросается другим в глаза основательно - порицаемая претензия блеснуть своей скудной частичкой уменья жить и доводить ее даже за пределы хорошего тона.
Человек хорошего тона в тесном, глубоком смысле слова (потому что и лев – хорошего тона, но только со стороны наружных манер) есть уже человек, обладающий, кроме наружных, и многими другими нравственными качествами уменья жить.
Человек хорошего тона может дать знать по-гречески и по- латыни: за это не взыщу с него. Наружные условия уменья жить для него дело второстепенное. Он извлек другую, важную тайну из этого уменья. Он обладает тактом в деле общественных приличий, т. е. не одних наружных приличий, как кланяться, говорить, сидеть – это постиг и лев. Нет, приличий внутренних, нравственных: уменья быть, обращаться с людьми, держать себя в людях и с людьми, как должно, как следует.
Малейшее отступление от этого тона сейчас нарушит строгую гармонию приличий, как фальшивая нота в оркестре.
Оноре де Бальзак:
Пустой человек украшается, только умный человек умеет одеваться.
Уменье одеваться составляет не только искусство, но и науку. Оно возбуждается сначала чувством собственного достоинства и потом обращается в необходимую привычку.
Что здесь важно изучению – живое доказательство те сорокапятилетние женщины, которые умеют казаться еще хорошенькими.
Конечно, искусство необходимо: оденьте гризетку в платье важной барышни – она будет смешна, потому что не умеет носить этого платья. Отсюда новое правило.
- Тайна туалета заключается не в платье, в известной манере носить платье.
- Чтобы одеться к лицу, необходимо оценить значение каждой ленточки и каждого лоскутика материи.
- Туалет не должен никогда высказывать роскоши. Только одна роскошь может быть еще допущена – это роскошь простоты.
- Все, что метит на эффект, отзывается дурным тоном…
- Если ваш костюм обращает на себя внимание прохожих на улице – вы одеты дурно, то есть или вы одеты чересчур хорошо, или изыскано.
Следуя этому правилу, истинно светский человек должен проходить среди толпы так, чтобы его не замечали; торжество его заключается в том, чтобы быть похожим на других и в то же время отличаться неуловимою печатью тона и приличия: пусть он будет не узнан толпою – его узнают и заметят свои.
Альфонс Жан Карр в своих фельетонах немалое место уделял образу жизни современников, людям и модным поветриям. Он писал: « Мы хорошо понимаем смешную сторону какой-нибудь старинной моды потому, что видим её только на картинках, что женщина, носившая когда-то такую-то юбку, умерла, что лицо, которое обрамляла когда-то шляпка, уже увяло и т.д. Но мы легко поддаёмся обману со стороны современной моды… Просматривая картинки прежних мод, вы разражаетесь самым искренним смехом и непременно несколько раз воскликнете:
- Неужели могли носить подобные костюмы!
И потом прибавите:
- Возможно, ли сравнить их с нынешними!
Теперь женщины одеваются гораздо лучше!
I.3.Мода в именах
В нашей повседневной жизни мы нередко пользуемся такими словами, как батист и макинтош, реглан и жаккардовая ткань, френч и галифе. Пользуемся, не задумываясь о том, что все эти слова не простые обозначения того или иного фасона одежды, вида материи, а имена собственные. За каждым из них стоит определенный человек, некогда живший на нашей земле, со своим характером, судьбой, чувствами и мыслями. Со своим именем, наконец. Итак, кто же стоит за некоторыми из выбранных нами имен?
Галифе
Слово галифе появилось в нашем языке сравнительно недавно. В русской Военной энциклопедии, издавшейся в 1910-х годах, галифе представлено ещё как некая диковинка, как «Рейтузы особого покроя».
Во Франции крой галифе появился раньше. Для французов это слово было не близко, более того – имело страшную историю.
Маркиз Гостон – Александр – Август де Галифе (1830 – 1909), генерал кавалерии. Прожил долгую жизнь.
Макинтош
Многие пожилые люди до сих пор плащи из водонепроницаемой ткани называют макинтошами. И хотя сегодня это слово воспринимается нами как анахронизм, значение его понятно практически всем.
Менее известное другое. То, что Макинтош – это фамилия знаменитого шотландского химика и изобретателя. Распространение водонепроницаемой ткани, изобретенной Макинтошем, шло быстро, хотя и не без трудностей – по началу портные отказывались шить из нее одежду. Однако со временем производство такой одежды стало массовым.
«Связь Макинтоша с производством каучука было почти случайно, все- таки он вошел в историю и известен, прежде всего, как ученый-теоретик, как химик». А мы добавим – как человек, подаривший свое имя европейскому дождевику.
Рашель
Этого слова нет ни в одном общеупотребительном словаре русского языка. Между тем трудно предположить, чтобы кто-то из читателей не знал, что оно означает. Под словом Рашель подразумевается особо изысканный,матовый тон пудры – мягкий румянец сквозь мягкий загар. Сегодня только пудра, а когда-то была ткань креп-Рашель.
Рашель (настоящее имя Элиза Рашель Феликс) – знаменитая французская трагическая актриса. Это была большеглазая, длинноволосая, хрупкая женщина, сгоревшая в 37 лет от чахотки. Цвет кожи Рашель восхищал не только её современников, даже в наши дни театроведы упоминают о цвете её лица.
Реглан.
С 1808 г. Раглан принадлежал к ближайшему окружению великого английского полководца герцога Веллингтона, того самого, кто в битве при Ватерлоо в 1815г. Принял на свои плечи основную тяжесть в разгроме войск Наполеона. Раглан не знал в жизни поражений. Его путь – неуклонное восхождение по лестнице славы. Но в июне 1855г. Он пережил стресс, сник душевно, заболел и умер. Раглан был захоронен в Англии в Бадминтоне, в городе где он родился.
А на память потомкам о славном фельдмаршале лорде Раглане остался специфический крой рукава, при котором рукав составляет с плечом одно целое, - такую одежду сшил когда-то безрукому офицеру его портной.
Прошли годы. И наши предки, более привычные к французскому языку, несколько смягчили слово, ударение передвинулось на последний слог – так появилось современное слово – «РЕГЛАН».
II. Гардероб модницы
А что составляет гардероб девушки? Наверное, ты скажешь, что гардероб модницы – это обилие всяких модных вещичек, но не стоит забывать, что не всем подходит та или иная вещь, даже если она и модная, к примеру, возьмем джинсы.
Джинсы уже давно считаются символом свободы и приключений, но та «рабочая» одежда, которая царит сегодня на подиумах, имеет мало общего со своим прототипом.
Каким только изменениям за время своего существования не подвергались джинсовые вещи: их варили, разрезали, распускали до бахромы, украшали аппликациями, бисером и стразами… эксперименты продолжаются и сегодня.
Самая модная фишка, которая находится на пике популярности вот уже второй сезон подряд – джинса с эффектом потертости. Это могут быть как ненавязчивые вертикальные полосы вдоль штанин, так и задорные «помятости» в области складок. Рваная и линялая, выцветшая и обтрепанная (благодаря современным технологиям отделки)джинса выглядит как памятная деталь гардероба, которая прошла вместе со своим хозяином огонь и воду. Искусственно состаренная она приобретает особый шарм.
Украшениям на джинсовой одежде отводится минимум внимания. Похоже, мы снова приходим к минимализму, где важно не «сколько», а «как». То есть украшения как таковые имеют право отсутствовать, зато привычные карманы, пояс или строчка могут быть решены самым необычным образом.
Что касается цвета, то здесь тоже особых изысков не наблюдается. В фаворе сине-голубая палитра.
Юбки и джинсы сегодня носят на бедрах. При этом длина юбок – чуть ниже колен. Разрезы спереди, сзади или сбоку. Впрочем, их может не быть вовсе, если мы имеем дело с тканью стрейч, которая благодаря своему свойству прекрасно растягиваться не создает проблем при ходьбе.
Джинсы обязаны обладать «изюминкой». Пусть это будет модель с пристроченным или, напротив, небрежно болтающемся поверх хлястиков поясом – замшевым, в типичном ковбойском стиле. Или – супермодная шнуровка вместо привычной молнии. В общем, выбрать есть из чего. Так что не теряйся!
Шляпа - это «серьезный» аксессуар. Будучи в ней за автобусом не побежишь и Сидорова лишний раз учебником не стукнешь. Она обязывает.
Немного истории.
Модным атрибутом дамского гардероба шляпки стали только в середине XIX века. Им предшествовали налобные повязки, сетки, шлемы и сарацинские тюрбаны. Последние, кстати, строго осуждались католической церковью, но желание дам иметь изысканную «штучку» было настолько велико, что они продолжали щеголять в заморском аксессуаре, несмотря ни на какие запреты.
С годами любовь к ней то пропадала ,то возникала с ещё большей силой. Примечательно, что в 60-е годы население СССР настолько удалось приучить к этому аксессуару, что даже на дорожном знаке «Осторожно, пешеход!», нарисованном в 1965 году пешеход был изображен в шляпе. До этого он был в кепке. Окончание «шляпного» периода символизировал тот же знак – в 1978 году пешеход остался вовсе без головного убора.
А что сейчас?
Сегодня головные уборы снова в моде. Кепки, панамки, косынки и , конечно же, шляпки. Фантазии модельеров пляшут вокруг тульи и полей. Чем их только не отделывают – перья, ленты, цветы. Просто глаза разбегаются! Соломенные, фетровые, вязаные модели – есть из чего выбрать. Если руки приучены к вязанию, можно соорудить себе такую шляпку самостоятельно, тем более что вещи ручной вязки сегодня актуальны как никогда. Хочешь сразить всех наповал – доставай крючок, нитки и за работу! Или отправляйся в магазин в поисках какого-нибудь редкого экземплярчика. Только будь осторожна: слишком экстравагантный головной убор может надолго зачислить тебя в список безвкусных барышень. Так что мода модой, а кое-какие хитрости при покупке шляпы придется учитывать.
Выбираем, примеряем…
- Шляпку стоит приобретать в одиночестве. Хозяйка одного известного магазина говаривала: «Я сорок лет продаю шляпки. Не было случая, чтобы женщина пришла без подруги. И не было случая, чтобы подруга дала верный совет». Так зачем испытывать судьбу?
- Примерка – очень интимный процесс. Ориентироваться нужно на собственные ощущения. Посмотри в зеркало. Нравишься ли ты себе? Комфортно ли тебе в этой шляпке?
- Не забывай о гармонии. Правила здесь таковы:
- тулья – продолжение лица и призвана его, уравновешивать. Для широкого лица подойдет высокая тулья, а вытянутое узкое лицо она сделает ещё длиннее;
- высокий лоб скроет глубокая шляпка. Её можно сильно натянуть или приспустить на один бок;
- широкополые шляпки идут всем без исключения;
- чем больше на шляпке аксессуаров, тем вернее она отвлекает внимание от лица или от недостатков головного убора. Не стоит бояться всяческих прибамбасов: цветов, лент, бантов. Они преобразуют стандартные недорогие изделия в пикантный эксклюзив, созданный своими руками.
- Не ограничивайся своим отражением в маленьком зеркале. Ведь головной убор венчает весь образ. Поэтому нужно видеть себя в полный рост. Модельеры прошлого утверждали, что красивая шляпа может изменить жизнь. Если это действительно так, остается только определить, какой именно шляпки тебе не хватает для счастья.
III. Что тебе к лицу
Цвет
… Мы вкратце сопоставляем цвета выгодные и неблагоприятные, а также гармоничные сочетания цветов при коже различного рода.
Под светлыми волосами мы разумеем: белокурые, светлые пепельно- белокурые, светло-рыжие и светло-русые;
Под темными: темно-русые, темно-рыжие до красновато-русых и каштановые.
Разумеется, что мы обозначим цвета только для главной массы туалета. Таким образом, весьма может быть, что цвет, обозначенный неблагоприятным для главной массы туалета, годится для отделки.
Нежно-белый цвет малокровной кожи
Избегать применения пестрых материй, потому что нежность кожи не допускает богатых сочетаний цветов.
Нежно-белая розовая кожа
Вообще светлые тени благоприятных цветов заслуживают предпочтения перед темными; материи густых цветов невыгодны.
Сильный румяный цвет кожи
Для этого цвета кожи годятся более густые цвета и сочетания ярких цветов.
Тускло-желтый цвет малокровной кожи
Необходимо по возможности избегать очень сильных цветов и богатых их сочетаний.
Матово-желтая румяная кожа
При ней применимы богатые сочетания цветов и чистые яркие цвета.
Темно-желтая кожа
Годны все цвета, кроме желтого, если они взяты темных теней; редко выгодно применять богатые сочетания цветов.
Коричнево-желтый живой цвет кожи
Характер этого цвета кожи допускает применение более пестрых и ярких цветов.
Прически
Лучшее природное украшение женщины составляют волосы. Они имеют влияние на красоту не только лица, но даже всей фигуры. Поэтому мы должны обратить внимание на их расположение, а также цвета и формы предметов, с которыми они сопоставляются.
Лучше выбрать прическу, которая соответствовала бы природному расположению волос.
Дамы не должны также скрывать неизбежное влияние лет – седину в волосах, – какими бы то ни было способами, ни их выдергиванием, ни окрашиванием.
Вы видите, что нелегко сделать себе прическу так, чтобы она соответствовала всей внешности; между тем от нее зависит очень многое, потому что гармонию общего нередко разрушает неудачно выбранная прическа, тогда как грация и элегантность фигуры и туалета выигрывают от верно задуманной и удачно исполненной уборки волос.
Полная версия статьи