Цель занятия: формирование потребности видеть прекрасное в окружающем мире и сопереживать увиденному.
Задачи:
- Учить выражать характер человека через цвет, ритм, декор;
- Помочь детям в выразительной передаче образа мужских сказочных героев;
- Активизировать и закреплять словарный запас детей; употреблять в речи глаголы и прилагательные;
- Развивать воображение, творчество детей;
- Побуждать детей выражать свои музыкальные впечатления в творческой деятельности;
- Воспитывать интерес к деятельности;
- Умение работать индивидуально.
Музыкальный ряд:
- П.И.Чайковский «Баба-Яга»
- М.Мусоргский «Гном»;
- Р.Шуман «Дед Мороз»;
- С. Майкапар «Облака плывут»;
- Л.Тимофеев «Ветерок».
Зрительный ряд:
- Репродукция картины В.Васнецова «Ковер-Самолет»;
- иллюстрации замка»;
- иллюстрации ковра-самолета.
Дидактический материал: дидактическая игра «Волшебные камешки».
Материал для работы:
- трафареты ковров для каждого ребенка;
- гуашь или акварель;
- кисти.
Ход занятия
Звучит музыка.
Дети берут подушки и садятся на коврик.
– Ребята, мы сегодня с вами побываем в сказочной стране. Но чтобы попасть туда, нужно на чем-то отправиться. На чем? (Перечисляют).
– Ребята. Раз мы хотим попасть в сказочную страну, то давайте и транспорт выберем сказочный.
Конечно, мы с вами полетим на ковре-самолете (звучит музыка). Полетели. Ковер-самолет поднимается высоко, держимся крепко! Прилетели!
– Посмотрите, ребята, что изображено на этой картине? (Ковер-самолет).
Часто в сказках герои передвигаются на волшебном летающем ковре-самолете.
Ребята, а в названии каких сказок встречается ковер-самолет? (…)
А кто на них летал, какие герои? (…)
Представим себе, что мы попали в сказочную страну и перед нами оказались два одинаковых ковра. (Показываю, расцветка одного темнее другого).
Но мы-то знаем, что один из них принадлежит доброму, а другой – злому волшебнику. Какие? Почему? (Дети определяют).
– Давайте сочиним сказку о том, почему ковры кажутся одинаковыми и как их можно различить. Вслушайтесь в музыку. Какой из музыкальных фрагментов больше подходит для ковра доброго волшебника, а какой – злого? (Звучит музыка).
– Почему первая музыка подходит для ковра доброго волшебника? (Веселая, радостная…)
А вторая музыка? (Громкая, грубая…)
Правильно, молодцы!
– Давайте сочиним сказку.
Жили-были два брата волшебника. Один из них был злой, а другой добрый.
Почему первый был злой? (…)
Почему второй – добрый? (…)
Да, первый был сердитый на весь окружающий мир и потому был злым, завидущим. А второй старался всем помочь.
– Злого волшебника звали Шерхен, а доброго – Милан. Почему их так звали? (…)
Обратите внимание на то, как имя может передать характер героя. Вслушайтесь, как и звучат имена (…)
– Шерхан и Милан поселились каждый в своей стране, выстроили себе по замку. Давайте пофантазируем, какими могут быть замки одного и другого сказочного героя. А поможет нам в этом музыка (…) (Затем вывешиваются иллюстрации).
– Ребята, посмотрите, какая крепость у Шерхана? (…) Где она стоит? (…) (Дети описывают или один ребенок.)
Замок с высокими стенами и остроконечными башнями, на которых развиваются флаги с устрашающими изображениями. А что вокруг замка? (…) Глубокий ров с мутной водой, через него перекинут узкий мост.
– А теперь посмотрите на замок Милана. Где он стоит? (…) На берегу красивого озера, он светлый, как бы сложенный из солнечных камней. А что вокруг замка растет? (…) Много зелени, цветов. А на крыше сидят сказочные птицы. На башнях развиваются красивые флаги и колышатся воздушные шары.
– И так, ребята, что можно сказать о замках? (…) Замок Шерхана мрачный, темный, страшный, а замок Милана светлый, красивый…
– К каждому замку пролегает тропинка, а какая именно – вы сами догадайтесь!
ФИЗМИНУТКА: (д/и «Волшебные камешки» )
Ребята, выложите к замкам Шерхана и Милана волшебные камешки.
Какие камешки подходят для замка Шерхана (мрачные, острые…)
А для замка Милана? (яркие, округлые…)
(Дети выкладывают).
Молодцы! (дети садятся за столы)
– Шерхан ужасно сердился на своего брата, что у того много друзей и сам он все время весел и все у него получается. И решил он однажды хитростью переманить друзей Милана. У братьев были волшебные ковры, которые могли летать – одинаковые по размеру и по рисунку, но сильно отличались цветом. Чьи это ковры? (Определяют).
– Ковер Милана всегда спасал от беды, уносил бедствующих в светлую страну, где все они становились счастливыми и добрыми. Ковер же Шерхана мог отнести лишь в темную страну, где люди постоянно злились и делали друг другу разные пакости. Шерхан достал какую-то зловещую смесь и обрызгал ею оба ковра. И от действия этой смеси ковры стали совершенно одинаковыми, их оказалось совершенно невозможно отличить. И теперь каждый мог ошибиться, сесть, например, на ковер Шерхана и улететь в его темную страну.
Но мы же этого не хотим? (…)
– Давайте попробуем помочь доброму Милану и его друзьям – раскрасим ковры так, чтобы никто не ошибся. (Дети раскрашивают.)
– Молодцы!
Дима, как ты раскрасил свой ковер? Чей? (…)
А Яна, твой ковер кому принадлежит? Почему? (…)
– Молодцы! Теперь никто не ошибется и не попадет в темную страну. Мы очень помогли Милану и его друзьям.
Занятие окончено, молодцы!
В конце занятия можно собрать два больших ковра, склеив детские работы.