Цели:
- Образовательная:Закрепление навыков дифференциации звуков [Б ] – [ П ] в слогах, словах, предложениях.
- Коррекционные:
- развитие подвижности органов артикуляционного аппарата;
- совершенствование фонематических процессов;
- развитие навыков звуко - буквенного анализа и синтеза;
- развитие внимания, памяти, логического мышления;
- уточнение и обогащение активного словарного запаса учащихся;
- развитие связной речи в ходе составления предложений и полных ответов на вопросы;
- развитие зрительно – пространственной ориентации, общей и мелкой моторики в ходе выполнения физкультминуток и пальчиковой гимнастики.
- Воспитательные:
- воспитывать уважение друг к другу, чувства эмпатии (сопереживания), товарищества (желание оказать помощь, поддержать в беде), быть щедрыми, вежливыми;
- формировать положительную учебную мотивацию.
- Здоровьесберегающая: содействовать сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Оборудование: картинки (баран, попугай, пони, кабан, павлин, цапля, бык, собака, Колобок; компас, помидоры, барабан, ботинки, шапка, сапоги, бананы, арбуз), рыбки (из картона на магнитах) со словами, где отсутствует одна из изучаемых букв; бумажные чешуйки (на магнитах) с буквами Б и П, образцы правописания букв Б и П, слоговая таблица, буквы на магнитах (для темы урока), зеркала для индивидуальной работы.
Ход занятия
Орг. момент.
Л.: - Давайте улыбнемся и весь урок будем работать с хорошим настроением. А вы ребята, помогайте друг другу, если что-то не будет получаться. Договорились?
Артикуляционная гимнастика.
Знакомство с темой урока, постановка цели урока. Запись темы урока на доске.
Загадки:
Что за зверь такой рогатый? Завитком его рога.
Ох, бывает он упрямым! Потому что он… . (баран)***
Разноцветная красивая птица
За людьми повторять слова
- большая мастерица! (попугай)
Л.: Назовите первый звук в словах баран и попугай.
- Ребята, догадались какие звуки вы будете сегодня повторять? Правильно, сегодня на уроке вы будете учиться различать звуки [Б ] – [ П ] в слогах, словах и предложениях.
(На доску прикрепить буквы Б – П (на магнитах) и картинки барашка и попугая).
Характеристика звуков (сходство и различие звуков, уточнение артикуляции).
Работа со слогами:
- «Поймай звук [Б ] в ладошку». Слоги: ба, па, пы, бы, бо, по, пу, бу.
«Поймай звук [ П ] в ладошку». Слоги: па, ба, пу, бу, бы, пы, бо, по. - Л.: Попугай очень любит говорить, а вы ребята можете так же быстро повторить слоги и не ошибиться: па – ба - па, бу – пу - бу, бо – по - по, бы – бы - пы и т.д.
- Игра «Наоборот». Послушай и произнеси слоги наоборот, например: ПА - БА → БА - ПА, БУ - ПУ → ПУ - БУ и т.д. (каждому ученику по 1-2).
Работа с картинками у доски.
Л.: - Барашек и попугай захотели погулять по парку (значение слова «прогулка», «парк», определение звука «П», его место в слове).
- Что возьмет в дорогу баран? А что попугай? (распределение картинок в два столбика в зависимости от звука, определение наличия звука, его места в слове).
Отработка значения данных слов.
Л.: - Назовите слова только со звуком «Б»; только со звуком «П».
Динамическая пауза.
- Нарисуйте в воздухе квадрат, круг, треугольник, букву Б, букву П.
- Найдите буквы Б и П среди других (на доске различные буквы (на магнитах) в различных положениях; ученик выбирает, произносит звук, называет букву).
Чтение слоговой таблицы:
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (Проводится стоя, речь сопровождается имитирующими движениями).
Барашки спокойно пасутся у речки. (повернулись вокруг своей оси)
Надели они свои теплые шубки, (показывают, как надевают верхнюю одежду)
Красивые шубки, все в завитушках; (В воздухе – круговые движения руками)
Копытца начистили, вот как блестят все! (Руки на пояс, одну ногу вперед на пятку, потом другую)
Топнут копытцем – раз,
Топнут копытцем – два,
И подпрыгнут, и присядут, и побегают слегка,
Ах, какая красота!
Но, барашки, не забудьте, (Погрозить пальцем)
Где-то серый волк сидит. (Руку поднести ко лбу, посмотреть налево - направо)
Если солнышко садится, (Все приседают)
Нужно вам домой спешить! (Подбегают к партам)
Работа в тетради.
- Запись числа, темы урока, подчеркивание букв (Б – зеленым карандашом, П - синим).
Л.: - На прогулке Баран и попугай встретили Колобка (показать картинку с Колобком). Как вы думаете, где был Колобок?
Дети: - На рыбалке.
Л.: - Как вы догадались?
Дети: - Он несет удочку и рыбу.
Л.: - Правильно. Какой звук встретился в словах «рыба, рыбалка»? Где находится звук «Б» в этих словах?
Л.: - Колобок возвращался домой и заблудился, совсем расстроился. Что ему может помочь найти дорогу домой?
Дети: - Компас.
Л.: - Барашек и попугай подарили Колобку компас, рассказали, как им пользоваться и в какую сторону пойти, чтобы поскорее добраться до дома.
Пальчиковая гимнастика:
Это – правая рука.
Это – левая рука.
Справа - шумная дорога, (показали правую руку и закрыли правое ушко)
слева - быстрая река. (показали левую руку - волнообразные движения)
По тропинке ты пойдешь, (пальчики шагают по парте)
Путь домой быстрей найдешь. (похлопать в ладоши)
Л.: - Ребята, правильно поступили друзья? Как вы думаете, почему?
Итог: «Всегда нужно помогать другим; быть добрыми, отзывчивыми, тогда и к вам всегда придут на помощь».
Л.: - Колобок очень обрадовался подарку и угостил барашка и попугая рыбой.
Принесли они рыбу домой и решили сварить уху.
А на уху позвали своих друзей. Давайте узнаем, кто же придет на обед?
А чтобы отгадать, нужно вставить в данное слово пропущенную букву.
Работа у доски.
На доске кастрюля из картона с прорезью, где лежат рыбки. На обратной стороне рыбок слова с пропущенной буквой. Отдельно на доске чешуйки с буквой Б или П (на магнитах с обратной стороны).
Дети вынимают рыбку, называют нужную букву, подставляют чешуйку с буквой, читают слово, определяют место звука в слове. Выбирают картинку с животным или птицей, показывают остальным детям, делают краткое описание, подставляют к слову.
Л.: - Назовите слова, в которых встретилась буква Б; буква П.
- Назовите только животных, только птиц.
Запись слов в тетрадь, подчеркнуть буквы Б и П. Назвать слова только со звуком «Б», только со звуком «П».
Составление 2- 3 предложений с данными словами (работа устно).
Подведение итога занятия.
Л.: - Какие звуки вы сегодня учились различать?
Характеристика звуков.
Припоминание слов со звуками [Б ] – [ П ].
Как вы работали на уроке?
Какие оценки вы поставите друг другу?