Урок по окружающему миру во 2-м классе на тему "Тела и вещества"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Дать учащимся представление о телах и веществах;
  2. Определить основное свойство веществ, находящихся в твердом, жидком, газообразном состояниях (при нагревании расширяются, при охлаждении сжимаются);
  3. Развивать наблюдательность, внимание, умение делать выводы, обобщения;

Оборудование: картон, пластилин, различные тела из различных веществ (резиновый мяч, деревянная ложка, стальная ложка, пластмассовый стакан, стеклянная и пластмассовая воронки), колбы с водой, карточки со словами: молоко, пар, камень, стекло вода дым, слайды, экран, компьютер, мультимедийный проектор.

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие гостей.

II. Изучение нового материала.

а) Вступительная беседа:

- При помощи чего мы изучаем окружающий мир? (книги, радио, телевидение, газеты, органы чувств)

- Когда изучаем окружающий мир, изучаем много объектов и предметов.

Все они разные. А что значит разные? (по форме, по цвету, где находятся, из чего сделаны)

б) Игра:

- Я называю слово, а вы говорите, что себе представили: вода. (ручей, море, дождь, река, вода из крана)
- Капля воды (маленькая, круглая)

Слад №1

Рисунок капли воды.

- Глина. (кирпич, кувшин, игрушка)
- Глиняный кувшин. (описывают предмет)

Слайд №2

Рисунок кувшина.

- Стекло. (окно, дверь со стекло)
- Стеклянный стакан. (описывают предмет)

Слайд №3

Рисунок стакана.

- Когда вы точно представляли предмет и его очертания, когда я говорила стекло, глина, вода или стакан, кувшин, капля воды? (о капле, кувшине, стакане).

Слайд №4

Три предмета вместе.

- Ученые называют предметы телами. Тела имеют форму, очертания.

Слайд №5

Три предмета вместе.

Слайд №6

Тема урока.

- Называйте тела, которые вас окружают.

III. Гимнастика для глаз. (посмотреть вниз, влево, вправо, вверх; вытянуть руки посмотреть на нос, потом на кончики пальцев)

IV. Работа в группах.

- Назовите тела, которые лежат у вас на столе. Исследуйте их. Расскажите, чем они отличаются?

1 группа (На столе две воронки – стеклянная и пластмассовая)

- Отличаются цветом, одна сделана из стекла другая из пластмасса.

Вывод: Эти тела изготовлены из разных веществ.

2 группа (На столе стеклянная воронка - и стакан)

Вывод: тела разные, изготовлены из одного и того же вещества.

3 группа: - Задание дано на карточке: найти в классе разные тела, которые сделаны из одного вещества.

(Кувшин и горшки с цветами – из глины, шкафы и стулья – из дерева.)

Вывод: каждое тело состоит из веществ. Разные тела могут состоять из одного и того же вещества.

4 группа (На столе ложка железная и деревянная, мяч резиновый)

- Из каких веществ они изготовлены?

Вывод: Тела могут состоять из разных веществ.

V. Физкультминутка.

Упражнения под музыку.

VI. Чтение текста с экрана.

Индивидуальный опрос.

Слайд №7

Тела и вещества.

Слайд №8

Работа с иллюстрациями.

VII. Задание для всех групп:

Слайд №9

Задание для групп

(Карточки со словами у каждой группы)

Слайд №10

Ответ на задание.

- По какому признаку вы так распределили? (жидкие, твердые, газообразные)

Вывод: Вещества могут быть в разных состояниях: твердом, жидком, газообразном.

Слайд №11

Схема трёх состояний веществ

VIII. Молекулы. Атомы.

- Вы теперь знаете, что тела состоят из веществ.
- А из чего состоят вещества?
- Вещества состоят из крошечных частиц – атомов.

Слайд №12

Слово – атом.

- Это слово придумали много веков назад в Греции. Оно означает неделимый. Атомы такие маленькие, что их не разглядеть даже в микроскоп. Чтобы они были видны, их нужно собрать вместе миллион штук.

- И образуется – что? Молекула.

Слайд №13

Слово – молекула.

- Как из букв образуются слова, так из атомов образуются молекулы.

В зависимости от того, как молекулы соединяются и на каком расстоянии друг от друга находятся, образуются разные вещества: твердые, жидкие, газообразные.

IX. Физкультминутка под музыку.

X.Опыты.

1. Возьмем карандаш, попробуем его сломать. Твердое тело сохраняет свою форму.

Вывод: В твердом веществе молекулы знают своё место и очень плотно присоединены друг к другу.

Слайд №14

Изображение молекул твердых веществ.

2. Перельем воду из колбы в стакан, возьмем воду рукой. Молекулы воды разъединились.

Вывод: в жидких веществах молекулы находятся на некотором расстоянии друг от друга и не подчиняются строгой дисциплине. Поэтому жидкость не сохраняет форму, а просто течет.

Слайд №15

Изображение молекул жидких веществ.

3.

- А где же у нас газообразное вещество? (Вокруг нас – воздух , состоящий из нескольких веществ)
- А как же располагаются молекулы в газообразных веществах? (Молекулы находятся далеко друг от друга. Между ними нет никакого сцепления.)

Слайд №16

Изображений молекул газообразных веществ.

- Молекулы при малейшей возможности разлетаются кто куда.

Физкультминутка:

- Молекула газа напоминает знаменитую сказочную кошку, которая гуляет сама по себе. Давайте, погоняем молекулы воздуха рукой. (дети встают и машут руками)

XI. Практическая работа.

- Вы хорошо запомнили, как расположены молекулы в разных веществах. Сейчас вы выполните такое задание: при помощи пластилина изобразите молекулы разных веществ.

1 группа: изобразить молекулы тела – камня.
2 группа: молекулы тела – молоко.
3 группа: молекулы тела – дым.
4 группа: по выбору.

Делаем выводы.Сравниваем молекулы разных веществ.

Слайд№17

Сравнение молекул веществ.

Гимнастика для глаз. Вытянули руки вперёд и медленно приближаем указательный палец, не отводя от него взгляд. Глазами нарисовали восьмёрку.

XII. Свойства жидких, твердых, газообразных веществ.

Физкультминутка.

- Как вы себя ведете, когда холодно? (съёживаются)
- А когда жарко? (потягиваются)

Точно так же ведут себя вещества. Когда холодно – они сжимаются, а когда жарко – расширяются.

Презентация свойств веществ.

Выводы: В твердых веществах при нагревании расстояние между молекулами увеличивается.

Слайд №18

Свойство твёрдых веществ.

Слайд №19

Вывод о свойстве веществ.

В жидких веществах при нагревании расстояние между молекулами увеличивается, так же и у газообразных.

Слайд №20

Свойство жидких веществ.

Слайд №21

Свойство газообразных веществ.

- А что происходит с веществами при охлаждении?
- Читаем вывод.

Слайд №22

Вывод о свойстве веществ.

XIII. Итог урока.

- Интересно было на уроке? С какими свойствами веществ познакомились? Кто может назвать тему нашего урока?
- Тела и вещества.
- Какие новые слова узнала?
- Тела, вещества, газообразные вещества, атомы, молекулы.

Литература:

  1. Программа для начальных классов. 2005г.
  2. Учебник “Мы и окружающий мир”. Издательство “Учебная литература”,2004г.
  3. Методические пояснения к курсу “Мы и окружающий мир”. Издательство “Учебная литература”,2005г.
  4. Котова “Дидактические материалы”. Издательство “Школьная Пресса”, 2004г.
  5. В.А. Бухвалов “Экознание”. Издательство “Центр, Эксперимент”,1996г.