Цели урока:
- Дать учащимся представление о телах и веществах;
- Определить основное свойство веществ, находящихся в твердом, жидком, газообразном состояниях (при нагревании расширяются, при охлаждении сжимаются);
- Развивать наблюдательность, внимание, умение делать выводы, обобщения;
Оборудование: картон, пластилин, различные тела из различных веществ (резиновый мяч, деревянная ложка, стальная ложка, пластмассовый стакан, стеклянная и пластмассовая воронки), колбы с водой, карточки со словами: молоко, пар, камень, стекло вода дым, слайды, экран, компьютер, мультимедийный проектор.
Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие гостей.II. Изучение нового материала.
а) Вступительная беседа:
- При помощи чего мы изучаем окружающий мир? (книги, радио, телевидение, газеты, органы чувств)
- Когда изучаем окружающий мир, изучаем много объектов и предметов.
Все они разные. А что значит разные? (по форме, по цвету, где находятся, из чего сделаны)
б) Игра:
- Я называю слово, а вы говорите, что себе
представили: вода. (ручей, море, дождь, река,
вода из крана)
- Капля воды (маленькая, круглая)
Рисунок капли воды.
- Глина. (кирпич, кувшин, игрушка)
- Глиняный кувшин. (описывают предмет)
Рисунок кувшина.
- Стекло. (окно, дверь со стекло)
- Стеклянный стакан. (описывают предмет)
Рисунок стакана.
- Когда вы точно представляли предмет и его очертания, когда я говорила стекло, глина, вода или стакан, кувшин, капля воды? (о капле, кувшине, стакане).
Три предмета вместе.
- Ученые называют предметы телами. Тела имеют форму, очертания.
Три предмета вместе.
Тема урока.
- Называйте тела, которые вас окружают.
III. Гимнастика для глаз. (посмотреть вниз, влево, вправо, вверх; вытянуть руки посмотреть на нос, потом на кончики пальцев)
IV. Работа в группах.
- Назовите тела, которые лежат у вас на столе. Исследуйте их. Расскажите, чем они отличаются?
1 группа (На столе две воронки – стеклянная и пластмассовая)
- Отличаются цветом, одна сделана из стекла другая из пластмасса.
Вывод: Эти тела изготовлены из разных веществ.
2 группа (На столе стеклянная воронка - и стакан)
Вывод: тела разные, изготовлены из одного и того же вещества.
3 группа: - Задание дано на карточке: найти в классе разные тела, которые сделаны из одного вещества.
(Кувшин и горшки с цветами – из глины, шкафы и стулья – из дерева.)
Вывод: каждое тело состоит из веществ. Разные тела могут состоять из одного и того же вещества.
4 группа (На столе ложка железная и деревянная, мяч резиновый)
- Из каких веществ они изготовлены?
Вывод: Тела могут состоять из разных веществ.
V. Физкультминутка.
Упражнения под музыку.
VI. Чтение текста с экрана.
Индивидуальный опрос.
Тела и вещества.
Работа с иллюстрациями.
VII. Задание для всех групп:
Задание для групп
(Карточки со словами у каждой группы)
Ответ на задание.
- По какому признаку вы так распределили? (жидкие, твердые, газообразные)
Вывод: Вещества могут быть в разных состояниях: твердом, жидком, газообразном.
Схема трёх состояний веществ
VIII. Молекулы. Атомы.
- Вы теперь знаете, что тела состоят из веществ.
- А из чего состоят вещества?
- Вещества состоят из крошечных частиц – атомов.
Слово – атом.
- Это слово придумали много веков назад в Греции. Оно означает неделимый. Атомы такие маленькие, что их не разглядеть даже в микроскоп. Чтобы они были видны, их нужно собрать вместе миллион штук.
- И образуется – что? Молекула.
Слово – молекула.
- Как из букв образуются слова, так из атомов образуются молекулы.
В зависимости от того, как молекулы соединяются и на каком расстоянии друг от друга находятся, образуются разные вещества: твердые, жидкие, газообразные.
IX. Физкультминутка под музыку.
X.Опыты.
1. Возьмем карандаш, попробуем его сломать. Твердое тело сохраняет свою форму.
Вывод: В твердом веществе молекулы знают своё место и очень плотно присоединены друг к другу.
Изображение молекул твердых веществ.
2. Перельем воду из колбы в стакан, возьмем воду рукой. Молекулы воды разъединились.
Вывод: в жидких веществах молекулы находятся на некотором расстоянии друг от друга и не подчиняются строгой дисциплине. Поэтому жидкость не сохраняет форму, а просто течет.
Изображение молекул жидких веществ.
3.
- А где же у нас газообразное вещество? (Вокруг
нас – воздух , состоящий из нескольких веществ)
- А как же располагаются молекулы в газообразных
веществах? (Молекулы находятся далеко друг от
друга. Между ними нет никакого сцепления.)
Изображений молекул газообразных веществ.
- Молекулы при малейшей возможности разлетаются кто куда.
Физкультминутка:
- Молекула газа напоминает знаменитую сказочную кошку, которая гуляет сама по себе. Давайте, погоняем молекулы воздуха рукой. (дети встают и машут руками)
XI. Практическая работа.
- Вы хорошо запомнили, как расположены молекулы в разных веществах. Сейчас вы выполните такое задание: при помощи пластилина изобразите молекулы разных веществ.
1 группа: изобразить молекулы тела –
камня.
2 группа: молекулы тела – молоко.
3 группа: молекулы тела – дым.
4 группа: по выбору.
Делаем выводы.Сравниваем молекулы разных веществ.
Сравнение молекул веществ.
Гимнастика для глаз. Вытянули руки вперёд и медленно приближаем указательный палец, не отводя от него взгляд. Глазами нарисовали восьмёрку.
XII. Свойства жидких, твердых, газообразных веществ.
Физкультминутка.
- Как вы себя ведете, когда холодно?
(съёживаются)
- А когда жарко? (потягиваются)
Точно так же ведут себя вещества. Когда холодно – они сжимаются, а когда жарко – расширяются.
Презентация свойств веществ.
Выводы: В твердых веществах при нагревании расстояние между молекулами увеличивается.
Свойство твёрдых веществ.
Вывод о свойстве веществ.
В жидких веществах при нагревании расстояние между молекулами увеличивается, так же и у газообразных.
Свойство жидких веществ.
Свойство газообразных веществ.
- А что происходит с веществами при охлаждении?
- Читаем вывод.
Вывод о свойстве веществ.
XIII. Итог урока.
- Интересно было на уроке? С какими свойствами
веществ познакомились? Кто может назвать тему
нашего урока?
- Тела и вещества.
- Какие новые слова узнала?
- Тела, вещества, газообразные вещества, атомы,
молекулы.
Литература:
- Программа для начальных классов. 2005г.
- Учебник “Мы и окружающий мир”. Издательство “Учебная литература”,2004г.
- Методические пояснения к курсу “Мы и окружающий мир”. Издательство “Учебная литература”,2005г.
- Котова “Дидактические материалы”. Издательство “Школьная Пресса”, 2004г.
- В.А. Бухвалов “Экознание”. Издательство “Центр, Эксперимент”,1996г.