Правописание безударных окончаний существительных в родительном и дательном падежах

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Обобщить знания об окончаниях существительных в Д. п. и Р. п.
  2. Формировать навык правописания окончаний в Р. п. и Д. п.
  3. Развивать умение сравнивать.
  4. Воспитывать уважительное отношение к родной школе.

Оборудование: портрет А. С. Пушкина, карточки со словосочетаниями для работы в парах.

Ход урока

1. Орг. момент

“О сколько нам открытий чудных

Готовит просвещенья дух….”

А. С. Пушкин

– Как вы понимаете слово “просвещение”? (сообщение, распространение знаний)

– Как вы думаете, почему я начала урок с этих слов? (предположения детей о том, что каждый урок – открытие, узнаем, что – то новое для себя)

– И сегодня я желаю вам сделать для себя какое то новое открытие.

2. Словарная работа.

П . нал, кла . . , б . бл . отека, т . традь, уч . ник, к . р . ндаш, р . бята, ру . . кий.

– Прочитайте слова.

– Какие это слова?

– Что мы знаем о словарных словах? (орфограммы надо запомнить)

– Спишите, дописывая нужную орфограмму и ставя ударение ( один ученик работает на доске)

– Кто не согласен с выполненным заданием?

– Почему не согласны? (объяснение ошибок)

– Какие слова вы назвали бы лишними?

класс, русский – удвоенная СС, в остальных словах безударная гласная

ученик, ребята – одушевленные существительные

русский – прилагательное

– Слово русский разберите по составу ( один ученик работает на доске)

– Кто не согласен? Почему?

3. Тема урока

– На какую общую тему эти слова? (школа)

– Прочитайте пословицы на доске, объясните их смысл.

Грамот ... учиться – вперёд пригодится.

Кто любит науки, тот не знает скук … .

– Какая орфограмма пропущена в этих словах? (безударные окончания имен существительных)

– Что нужно сделать, чтобы правильно написать безударные окончания имен существительных?

Памятка

1. Определить падеж имени существительного.

2. Определить склонение существительного.

    а) поставить сущ. в И. п.
    б) определить род сущ.
    в) определить окончание сущ.

3. Вспомнить и написать окончание существительного этого склонения в нужном падеже.

– Рассуждая по памятке, объясним какое окончание нужно написать. ( Ученики объясняют у доски)

Грамоте – сущ. в Д. п., грамота – 1 склонение, окончание – Е.

Скуки – сущ в Р.п., скука – 1 склонение, окончание – И.

– Скажите, какая тема урока? (безударные окончания существительных в Р. п. и Д. п.)

– Составим таблицу признаков этих падежей.

  1. На какие вопросы отвечают?
  2. С какими предлогами употребляются?
  3. Перечислите окончания существительных в этих падежах 1, 2, 3 склонений .
  4. Какими членами предложений являются существительные в Р.п. и Д. п.

– Чем различаются эти падежи? (вопросами, предлогами, окончаниями)

– Чем они схожи? (окончания сущ. 3 склонения – И)

3. Физ. минутка.

Учитель называет сущ., если в Р. п. – руки вперед, пальцы сжимают и разжимают

Если сущ. в Д.п. – встают на носочки, руки вверх, пальцы сжимают и разжимают

К другу, без дождя, до телефона, к зиме, по дорожке, около школы, про двойку (“ловушка” -В.п.)

4. Закрепление

(Один листочек на парте, работа в парах)

Радуемся оценк . , вернулся из поездк . , нет тетрад . , идут по алле . , книги для библиотек . , рассказать учительниц . .

– Прочитайте словосочетания, допишите окончания, определив падеж и склонение существительного

– Проверяем с объяснением.

– 1 вариант пишет в тетради словосочетания с сущ. в Р.п., 2 вариант – с сущ. в Д. п.

– Ребята, чему посвящен ноябрь месяц в нашей школе?

– В 1946 году, 60 лет назад, была образована наша школа. Тогда в ней было 13 педагогов, а сейчас 42 педагога обучают около 600 учащихся.

Многие из ваших родителей учились в ней. Подымите руку у кого?

Нас каждый год встречает дорожка из рябин.
И ласково кивают соцветья георгин .
И поезд рядом мчится, колесами стуча.
А мы идем учиться, и каблучки стучат.
Это наша Знаменская школа.
Это наш оазис небольшой.
Мы всегда тобой гордимся школа.
Ты согрела нас своей душой .
Проходит детство наше и юность в дверь стучит.
На выходе из школы получим мы ключи.
Ключи ко всем наукам и в добрый путь пора
“Спасибо – скажем школе
– Ты много нам дала”.

– А как вы относитесь к нашей школе?

– Составьте предложения о школе, используя словосочетания на листочках.

Лучшее предложение записывается, разбирается, составляется схема предложения на доске и тетрадях.

5. Итог.

– Чему мы учились на уроке?

– Я буду диктовать слова, а вы через запятую записываете только окончания существительных.

От деревни, к речке, от веточки, к веточке, на макушке, по тропинке, к беседке, около грядки, без помощи, по глупости.

Поменяйтесь тетрадями. Проверяем по записи на доске. Простым карандашом ставите оценку на полях.

– Кто не сделал ни одной ошибки? Молодцы.

6. Домашнее задание. Оценки за урок.