Цели:
- Обобщить знания об окончаниях существительных в Д. п. и Р. п.
- Формировать навык правописания окончаний в Р. п. и Д. п.
- Развивать умение сравнивать.
- Воспитывать уважительное отношение к родной школе.
Оборудование: портрет А. С. Пушкина, карточки со словосочетаниями для работы в парах.
Ход урока
1. Орг. момент
“О сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух….”
А. С. Пушкин
– Как вы понимаете слово “просвещение”? (сообщение, распространение знаний)
– Как вы думаете, почему я начала урок с этих слов? (предположения детей о том, что каждый урок – открытие, узнаем, что – то новое для себя)
– И сегодня я желаю вам сделать для себя какое то новое открытие.
2. Словарная работа.
П . нал, кла . . , б . бл . отека, т . традь, уч . ник, к . р . ндаш, р . бята, ру . . кий.
– Прочитайте слова.
– Какие это слова?
– Что мы знаем о словарных словах? (орфограммы надо запомнить)
– Спишите, дописывая нужную орфограмму и ставя ударение ( один ученик работает на доске)
– Кто не согласен с выполненным заданием?
– Почему не согласны? (объяснение ошибок)
– Какие слова вы назвали бы лишними?
класс, русский – удвоенная СС, в остальных словах безударная гласная
ученик, ребята – одушевленные существительные
русский – прилагательное
– Слово русский разберите по составу ( один ученик работает на доске)
– Кто не согласен? Почему?
3. Тема урока
– На какую общую тему эти слова? (школа)
– Прочитайте пословицы на доске, объясните их смысл.
Грамот ... учиться – вперёд пригодится.
Кто любит науки, тот не знает скук … .
– Какая орфограмма пропущена в этих словах? (безударные окончания имен существительных)
– Что нужно сделать, чтобы правильно написать безударные окончания имен существительных?
Памятка
1. Определить падеж имени существительного.
2. Определить склонение существительного.
а) поставить сущ. в И. п.
б) определить род сущ.
в) определить окончание сущ.
3. Вспомнить и написать окончание существительного этого склонения в нужном падеже.
– Рассуждая по памятке, объясним какое окончание нужно написать. ( Ученики объясняют у доски)
Грамоте – сущ. в Д. п., грамота – 1 склонение, окончание – Е.
Скуки – сущ в Р.п., скука – 1 склонение, окончание – И.
– Скажите, какая тема урока? (безударные окончания существительных в Р. п. и Д. п.)
– Составим таблицу признаков этих падежей.
- На какие вопросы отвечают?
- С какими предлогами употребляются?
- Перечислите окончания существительных в этих падежах 1, 2, 3 склонений .
- Какими членами предложений являются существительные в Р.п. и Д. п.
– Чем различаются эти падежи? (вопросами, предлогами, окончаниями)
– Чем они схожи? (окончания сущ. 3 склонения – И)
3. Физ. минутка.
Учитель называет сущ., если в Р. п. – руки вперед, пальцы сжимают и разжимают
Если сущ. в Д.п. – встают на носочки, руки вверх, пальцы сжимают и разжимают
К другу, без дождя, до телефона, к зиме, по дорожке, около школы, про двойку (“ловушка” -В.п.)
4. Закрепление
(Один листочек на парте, работа в парах)
Радуемся оценк . , вернулся из поездк . , нет тетрад . , идут по алле . , книги для библиотек . , рассказать учительниц . .
– Прочитайте словосочетания, допишите окончания, определив падеж и склонение существительного
– Проверяем с объяснением.
– 1 вариант пишет в тетради словосочетания с сущ. в Р.п., 2 вариант – с сущ. в Д. п.
– Ребята, чему посвящен ноябрь месяц в нашей школе?
– В 1946 году, 60 лет назад, была образована наша школа. Тогда в ней было 13 педагогов, а сейчас 42 педагога обучают около 600 учащихся.
Многие из ваших родителей учились в ней. Подымите руку у кого?
Нас каждый год встречает дорожка из рябин.
И ласково кивают соцветья георгин .
И поезд рядом мчится, колесами стуча.
А мы идем учиться, и каблучки стучат.
Это наша Знаменская школа.
Это наш оазис небольшой.
Мы всегда тобой гордимся школа.
Ты согрела нас своей душой .
Проходит детство наше и юность в дверь стучит.
На выходе из школы получим мы ключи.
Ключи ко всем наукам и в добрый путь пора
“Спасибо – скажем школе
– Ты много нам дала”.
– А как вы относитесь к нашей школе?
– Составьте предложения о школе, используя словосочетания на листочках.
Лучшее предложение записывается, разбирается, составляется схема предложения на доске и тетрадях.
5. Итог.
– Чему мы учились на уроке?
– Я буду диктовать слова, а вы через запятую записываете только окончания существительных.
От деревни, к речке, от веточки, к веточке, на макушке, по тропинке, к беседке, около грядки, без помощи, по глупости.
– Поменяйтесь тетрадями. Проверяем по записи на доске. Простым карандашом ставите оценку на полях.
– Кто не сделал ни одной ошибки? Молодцы.