Информатика в 3-м классе "Графический редактор Paint"

Разделы: Информатика


Тема урока. Графический редактор Paint. Понятие компьютерной графики. Панель инструментов и приемы работы с инструментами, палитра.

Практическая работа: Освоение режимов работы графического редактора. Рисование узора.

Цели:

Образовательные

  • Формирование информационной культуры школьника, под которой понимается целенаправленная работа с информацией и использование для этого возможностей компьютера.
  • Формирование коммуникативных способностей, используя для этого компьютерные технологии.
  • Помочь детям освоить особенности Хохломской росписи, как одного из видов декоративно прикладного искусства и возможности компьютера в декоративной графике.

Развивающие

  • Развивать интерес к уроку информатики.
  • Способствовать развитию логического мышления.
  • Развивать творческий и познавательный потенциал любого ребенка.
  • Изучение методов и приемов работы с графическим редактором.

Воспитательные

  • Воспитание самостоятельности, аккуратности, эстетического вкуса.

Задачи:

  • Обучение осмыслению всего, что происходит вокруг учащегося, в процессе анализа и исследования информационных объектов.
  • Создание условий для воспитания у учащихся чувства гордости за свой народ, свои традиции, чувство радости от сопричастности к красоте.
  • Формирование навыков самостоятельной работы.

Ход урока

I. Организационное начало урока.

Всем доброе утро! Я рада вас видеть. На уроке вы познакомитесь с одним из видов декоративно-прикладного искусства. Занятие наше сегодня несколько необычно. Его необычность в том, что оно, объединяет декоративно-прикладное искусство и компьютерную графику.

II. Повторение изученного материала.

Начнем мы наш урок с повторения основных устройств компьютера.

Игра “Компьютерные добавлялки”.

(Учащиеся по очереди читают стихи, остальные отгадывают)

Оглянись, дружок, вокруг!
Вот … - верный друг.
Он всегда тебе поможет:
Сложит, вычтет и умножит.
(Компьютер)

Рядышком с машиной всей
Размещается дисплей -
Словно смелый капитан!
А на нём горит . . . (экран).

Ну, а рядом- главный блок:
Там бежит электроток
К самым важным микросхемам.
Этот блок зовут … (системным)

Он читает, он считает,
Сотни слов запоминает!
Он мыслитель, хоть куда!
Только знаешь, в чём беда?
Выключаешь - всё забудет,
Ничего он знать не будет -
Прямо как Рассеянный
С улицы Бассейной.

Это вот … (клавиатура)
Вот где пальцам физкультура
И гимнастика нужны!
Пальцы прыгать там должны!

А вот это . . . (принтер), братцы,
Тут нам надо разобраться,
Для чего же этот ящик?
Он в себя бумагу втащит,
И сейчас же буквы, точки,
Запятые – строчка к строчке-
Напечатает в момент!
Очень нужный инструмент!

В зоопарке есть зайчишка,
У компьютера есть . . . (мышка).
Эта мышка не простая,
Эта мышка, вот какая:
Скромный серый колобок,
Длинный тонкий проводок,
Ну, а на коробке –
Две или три кнопки.
“Мышкой” можно указать,
“Мышкой” можно приказать –
И компьютер наш умело
Сразу примется за дело!

Вот теперь, дружок, немного
Ты с компьютером знаком.
Если дальняя дорога
Приведёт его в твой дом,
То скажи ты всем вокруг:
“Вот компьютер - лучший друг!”

III. Вместе с учителем в ходе беседы формулируют тему урока, ставят цели достижения учебной задачи.

Подумайте и скажите, что можно делать на компьютере? (С помощью компьютера дети могут считать, рисовать, играть, компьютер может использоваться при создании мультфильма, рекламного ролика, для управления автомобилем, для проведения обследования на приёме у врача).

Как вы думаете, может ли компьютер сам без участия человека, захотеть порисовать или поиграть? А почему? (Компьютер не может действовать самостоятельно, для управления его действиями человек составляет подробные задания – компьютерные программы).

Странно, нам пришла посылка, вы хотите узнать, что в ней? Давайте вместе посмотрим. Кто может рассказать нам об этом предмете? (В посылке какой-либо предмет с хохломской росписью).

Как вы думаете, чему мы с вами будем учиться на сегодняшнем уроке? ( Мы с вами будем учиться рисовать с помощью компьютера. На уроке Вы должны быть внимательны, собранны, сосредоточены).

IV. Изучение нового материала.

Вы узнаете сегодня об особенностях Хохломской росписи, о том какую роль и место занимает она в декоративном искусстве и о возможностях компьютера в декоративной графике. Я познакомлю вас с элементами хохломской росписи, научу их выполнять, а вы впервые без кисточки и красок, нарисуете их на компьютере.

Итак, я ещё раз хочу напомнить вам, что декоративно-прикладное искусство наиболее приближено к человеку. Оно тесно связано с его жизнедеятельностью. Мебель, одежда, посуда. Каждая вещь занимает определённое место не только в созданной человеком пространственной среде, но и в его духовном мире.

Народное искусство во всём многообразии его проявлений - это великая память народа это “духовный мост” между днем сегодняшним и днём вчерашним, между прошлым и настоящим. Человек без памяти прошлого, лишенный исторических корней, не способен осмыслить себя, найти своё место в жизни.

Сегодня всё чаще можно услышать фразу “Возрождение России начинается с русской провинции”. Культуре российской провинции посвящаются научные статьи, конференции. Это не случайно. Старинные русские города, с которыми мы уже познакомились на уроках Окружающего мира - Тверь, Суздаль, Владимир, Новгород и многие другие являются центрами преображения России на основе восстановления памяти народной о многовековом опыте предков.

V. Презентация (устное сопровождение)

Презентация

Итак, мы сегодня поведём разговор об одном из самых ярких направлений в области декоративного народного творчества, о Хохломской росписи.

Возникла и развивалась она в Нижегородском Заволжье, где обработка древесины издавна достигла высокого художественного уровня. Хохлома - старинное русское село, затерявшееся в глуши дремучих заволжских лесов. Вместе с его историей уходит в далёкое прошлое зарождение там известного на весь мир искусства - хохломской росписи, родоначальниками которой были иконописцы и мастера рукописной книги. Это у них мы находим впервые элементы Хохломской росписи в оформлении окладов икон и книг.

Начало производства различных изделий заволжских крестьян уходит в далёкое прошлое. Ещё в XI-XII веке их предки умели ковать железо, ткать полотна, обрабатывать дерево к XVII-XVIII веку весь заволжский край занимался промысловой деятельностью. Не было здесь ни одной деревни, ни одного дома, где жители всей семьёй от мала до велика, не занимались бы каким либо ремеслом. Больше всего занимались обработкой дерева. Из дерева делали телеги, сани, вёдра. Но уже тогда, даже самая простая бытовая вещь радовала глаз своей формой и орнаментом.

Особенность хохломской росписи, заключается в том, что поверхность деревянных вещей после огневой закалки приобретает неповторимый золотистый цвет. Произведения Хохломы украшают выставки декоративно-прикладного искусства, они живут и в быту современных людей, принося в дом радость.

Называется хохломская роспись именем старинного торгового центра Нижегородской области. Деревянные предметы, выточенные на токарном станке, или вырезанная ножом из липы или березы вещь тщательно покрывается тончайшим слоем глины. Затем многократно покрывается олифой, красится серебрянкой (алюминиевый порошок), по которому затем наносится роспись масляными красками, главным образом чёрной и красной, как наиболее жаростойкими. Расписанную вещь вновь несколько раз олифят и сушат в печи, после чего серебро даёт золотистый оттенок, а красные узоры ещё больше пламенеют на золотом и чёрном фоне, поэтому Хохлому называют “золотой”.

Хохломская роспись представляет собой растительный орнамент, составленный из небольшого числа мотивов, называемых “травка”, “ягодка”, “листок”, “кудрина” и т. д.

Выделяется два главных вида росписи: “травка” и “кудрина”.

В основе “травки” лежит плавно изгибающийся стебель, от которого во все стороны отходят изогнутые стебельки, которые по всей длине усеяны большими и малыми завитками, напоминающими узкие листочки. Каждый из них имеет свою особую форму. Между завитками и волной расположились кустики - это целый букет листочков больших и маленьких, толстых и тонких. Движение всех стебельков подчинено плавному движению самого стебля.

Кудрина” - цветочно-лиственный узор с округлыми широкими листьями, крупными цветочными головками и завитками. Пышные декоративные элементы, как правило, золотого цвета, обводятся по контуру и украшаются лёгкой штриховкой. “Кудрина” обычно пишется по фону. Фоновое письмо отличается тем, что сначала рисуют концом кисти контуры волнообразного стебля и всех крупных элементов узора, а затем серебристый фон закрывают черной или красной краской, оставляя нарисованный узор не закрашенным. После сушки, частично сделанную роспись дополняют мелкими элементами, главным образом, мазками и завитками разных цветов, наносимых густой краской на чёрный или красный фон. Это было время, когда мастер работал при лучине, создавая уникальные произведения искусств, чем мы гордимся и в сегодняшнее время.

Современную хохломскую роспись представляют мастера Ковернинского района, живущие в деревнях Ново -Покровское, Сёмене, Куличино, а также мастера города Семёнова. Ковернинские мастера отдают предпочтение травной росписи. Семёновские же - “кудрине”, основы, которой составляют сказочные цветы, листья, образованные мелкими и крупными завитками.

Хохломские мастера выполняют роспись кистью от руки, без предварительного рисунка. При этом кисть обхватывается у самого основания тремя пальцами, собранными в щепотку, ставится перпендикулярно к рисуемой поверхности и концом с лёгким нажимом выполняется рисунок.

Каждый мастер создает уникальную композицию, такую, которую может сделать только он, но каждый из мастеров знает, что если он работает в стиле “травка”, в росписи должны присутствовать три основных элемента: волна, завиток, кустик.

VI. Работа с компьютером.

Но далеко не случайно мы на этом уроке оказались в компьютерном классе, и, перекинув мостик из того далёкого прошлого в сегодняшний день, посмотрим возможности техники. Чем сможет компьютер помочь нам в отработке рисования Хохломских узоров.

Работа с компьютерной графикой - одно из самых популярных направлений использования персональных компьютеров, причем занимаются этой работой не только профессиональные художники и дизайнеры, но и множество любителей, таких, как мы с вами.

Без компьютерной графики не обходится ни одна современная мультимедийная программа. Работа над графикой занимает до 90% рабочего времени программистских коллективов выпускающих программы массового применения.

Широкое применение компьютерная графика нашла в оформлении открыток, приглашений, буклетов, а также репродукций картин известных художников. Для этих целей можно обойтись собственными силами и доступными программными средствами.

Ну а теперь я предлагаю вам пересесть за компьютеры и попробовать нарисовать эти элементы с помощью компьютера.

Сегодня на занятии мы с вами научимся работать в графическом редакторе Paint, это один из самых простейших графических редакторов, он есть практически на любом компьютере. Он предназначен для создания изображения в растровой графике. Созданные рисунки можно распечатывать на принтере или вставлять в другие документы в качестве графических объектов.

Графический редактор - это программа создания, редактирования и просмотра графических изображений.

Программа запускается командой ПУСК—> ПРОГРАММЫ—>СТАНДАРТНЫЕ—>ГРАФИЧЕСКИЙ РЕДАКТОР Paint.

Запуск программы Paint

Окно графического редактора

В открывшемся окне программы в верхней части имеются заголовок окна, под заголовком располагается строка меню, в центре расположена рабочая область, в виде белого листа бумаги, слева имеется панель инструментов и внизу располагается палитра красок.

Для работы нам понадобится и панель инструментов, если подводить указатель мыши к кнопкам, то можно увидеть всплывающие подсказки с названиями инструментов.

Например:

Для этого надо подвести указатель мыши к кнопке и щёлкнуть по нему левой кнопкой мыши.

VII. Практическая работа в графическом редакторе.

Для Хохломской росписи определены не только этапы рисования, но очень важно и то, что цвет её позволяет называть это чудо “золотым”. А это сочетание желтого, красного и чёрного. По желанию автора может быть введён и зелёный цвет. Один из трёх основных цветов всегда является фоном.

Сейчас вы выполните эту работу при помощи графического редактора Paint.

Для получения нужного цвета фона на экране необходимо вначале ограничить область закраски линией. После этого на панели инструментов выбирается инструмент ''заливка" и в палитре устанавливается необходимый цвет заливки. Курсор мыши в виде чернильницы подгоняется в область заливки и нажимается левая клавиша мыши. После этого область, ограниченная линиями, окажется закрашена одним выбранным цветом. При выполнении этих работ необходимо учитывать, что если в линиях ограничивающих область заливки будет хотя бы небольшой разрыв, тогда заливка цветом перейдёт и на основную область рисунка, которая не должна была бы заливаться.

Изначально необходимо выбрать на панели инструментов инструмент “кисть” и установить для неё необходимую толщину. Затем выбрать в палитре красок нужный цвет.

Для изображения волны используется черный цвет. После этого курсор мыши устанавливается у левого края рабочей области, фиксируется левая клавиша мыши, перемещая курсор к правому краю рабочей области, плавно рисуется волна, в конце линии необходимо клавишу отпустить.

Завиток помещается на каждом этапе волны, заворачиваясь вправо и влево поочередно, он рисуется аналогичным образом, т. е. также как и волна, но только курсор мыши устанавливается не в начале рабочей области, а в начале изгиба каждой волны.

Кустик состоит из отдельных травинок разных по размеру и по конфигурации, и располагается он между волной и завитком. Кустик рисуется между каждой волной и завитком у этой волны. Рекомендуется на панели инструментов установить тоньше толщину кисти, но цвет не изменять. В исходном месте устанавливают курсор мыши, нажимается левая клавиша, и мышь аккуратно перемещается по коврику, при этом вырисовываются нужные элементы рисунка.

 Физминутка для глаз.

Если я назову названия предметов, относящиеся к компьютеру, вы часто поморгаете глазками и покачаете головой. Если предметы не будут относиться к компьютеру, вы должны присесть. Итак, начнём:

Монитор, телефон, мышь, клавиатура, магнитофон, системный блок, пишущая машинка, телевизор, процессор, колонки, настольная лампа, принтер, холодильник, грузовик, клавиша, ручка, графический редактор, стол, самолёт, конструктор.

Перед вами результат сегодняшнего урока <Рисунок>. Вы не просто познакомились с историей Хохломской росписи и узнали, как выполняются её элементы. Вы не просто узнали возможности компьютерной графики, но и сделали всё это своими руками.

VIII. Подведение итогов.

Вы рисовали “мышкой”. Вы соприкоснулись с тайной древнего искусства и “перекинув” мостик в сегодняшний день, осуществили такую же работу при помощи компьютерной техники. Понравилось ли вам рисовать при помощи компьютера?

Что запомнилось из сегодняшнего урока? Что удивило и что поразило?
Какая информация помогла вам испытать чувство гордости за свой народ?
Пригодятся ли вам эти знания в жизни?

Презентация