Урок литературного чтения в 3-м классе "Красота спасет мир"

Разделы: Начальная школа


Цели: познакомить учащихся с содержанием раздела “Красота спасёт мир”. На основе произведения С.Г.Козлова “Как Ёжик с Медвежонком протирали звёзды” поднять проблему необходимости внимательного отношения к близким, к тому, что тебя окружает. Воспитательный момент - бережное отношение к окружающему миру, окружающим людям, учить детей видеть красоту вокруг себя, создавать эту красоту своими руками.

Оборудование: учебник “Литературное чтение” 3 класс. Автор Н.А.Чуракова; карточки со словами “Красота спасёт мир” иллюстрации, фотографии, детские работы, музыкальное сопровождение.

Ход урока

I. Организационный момент. Психологический настрой.

Учитель. Сегодня нам предстоит необычный урок, урок-погружение в проблему. Приготовьте свои ладошки, разогрейте их, закройте глаза, представьте что-то приятное для вас, повторяйте за мной.

Красота окружает нас повсюду: она в каждом цветке, в ярких солнечных бликах на воде, в спокойной мощи старых деревьев. Природа вызывает восторг в моей душе, она вливает в меня силы. Я обретаю успокоение, радость. Любуюсь природой, чувствую, что мне легко с любовью смотреть и на себя. Я – частица природы, следовательно, я тоже по-своему прекрасна. Куда бы я ни обратила взор, везде вижу красоту. Сегодня красота жизни находит отклик в моей душе.

II. Работа над названием главы.

У. Сегодня мы переходим к изучению новой главы. Откройте учебник на с.137 и давайте рассмотрим иллюстрацию. Что видите? Кого из героев узнали?

Д: шмуцтитул поделён на три части: художник так изобразил верхний, средний и нижний мир.

Верхний мир - это цветы - символ красоты. Звёздное небо – неизвестное, неизведанное, то, что наводит на раздумья. Бабочка – красивое насекомое. 12- магическое число.

У: Что ещё необычного увидел художник в окружающем мире?

Д: В самом центре Медвежонок и падающая звезда. Пока падает звезда можно загадать желание. А медвежонок – это герой произведений С.Козлова, значит, мы с ним встретимся ещё раз. Нижний мир – там расположены корни деревьев. Веник, мыло и вода это то, что необходимо, когда наводишь чистоту и порядок в доме.

У: Что хотел сказать художник своими рисунками? О чём могут быть произведения в данной главе?

Дети высказывают свои предположения.

Учитель: Какая исследовательская работа была вами проведена при подготовке к уроку?

Вероника и Наташа провели опрос учеников и работников нашей школы на тему: “Что такое красота?” Давайте им предоставим слово. При подготовке к уроку я посмотрела определение красоты в словаре С.И.Ожегова.

Красота – совокупность качеств, доставляющих наслаждение взору, слуху, всё красивое, прекрасное. А Женя собрала словарь высказываний о красоте. Она расскажет нам о результатах своей работы.

Дома учащиеся выполняли рисунки, подбирали иллюстрации, фотографии на тему “Красота”. Дети прикрепляют к доске свои работы, поясняют их.

Вами проделана большая работа. Собран словарь высказываний о красоте. Вы нашли много интересного материала. Оказывается, красота бывает разная. Сегодня мы начинаем знакомство с произведениями, помещёнными в главу “Красота спасёт мир”.

На доске появляется название главы.

III. Работа над эпиграфом к главе.

  • Красиво было так, что Ёжик время от времени вздрагивал: не снится ли ему всё это?

С. Козлов

У: Как вы думаете, почему Ёжик так себя ощущал? Из какой сказки Сергея Козлова эти строчки?

Сказка “Ёжик в тумане” учебник 2 класса.

У: Знакомый нам автор?

Какие произведения С.Козлова вы знаете? (Красота”, “Чёрный омут”, “Лисичка”.)

У: В каких произведениях С.Козлов помог нам увидеть красоту окружающего мира? (“Ёжик в тумане”, “Красота”, “ Лисичка”).

IV. Физминутка.

Релаксация под классическую музыку.

Сожмите кулачок.

Бабочка спит в твоём кулачке. Вот она начинает медленно просыпаться. Сначала затрепетало маленькое крылышко – Мизинец, потом другое – Безымянный пальчик. Наконец запорхало большое крылышко – Средний и указательный пальчики. Крылышки двигаются быстро, но бабочка ещё не взлетела. А сидит на ладошке другой руки. Подуй на неё! Вот видишь – летит! Но далеко не улетает, порхает вокруг. Вот она села на твоё плечо, затем на плечо твоего соседа, полетела вверх. Осторожно села на твою голову, потом перелетела на колено. Посади свою бабочку на ладошку. Загадай желание и отпусти бабочку, пусть летит…

V. Знакомство с произведением.

Чтение сказки с музыкальным сопровождением (читает учитель)

VI. Анализ произведения.

У: Хотите поделиться впечатлениями? Дети делятся первыми впечатлениями.

О чём эта сказка?

Д: Нужно внимательно относиться к тому, что тебя окружает. Ухаживать за окружающим миром. Бережно относиться к друзьям и знакомым, беречь их, заботиться о них.

У: Каким изображён Ёжик? Чем он привлекает наше внимание?

У: А зачем же Ёжик каждую ночь протирает звёзды ?

Д: Чтобы в лесу было светло. Чтобы на земле было чисто. Ёжик хотел и делал добро для других. Он понимал, что протирая звёзды, помогает другим освещать путь на Земле.

У: Расскажите, как это делает Ёжик? А как делает Медвежонок?

Они делают одно общее дело, но по-разному: Ёжик тщательно и осторожно, Медвежонок очень старается, но у него не получается. Найдите в тексте подтверждение этих слов.

У: Кажется ли вам занятие Медвежонка и Ёжика необычным?

Неважно, как они делают это, главное – зачем?

Главное, оба осознают необходимость этого!

У: Так зачем же надо протирать звёзды?

Д: чтобы стало светлее, чище, ярче. Можно не только протирать звёзды, но и убираться во дворе, наводить порядок в доме, помогать маме - это ведь тоже создавать красоту и чистоту вокруг себя.

У: Да, действительно неважно как ты это делаешь, как Медвежонок или как Ёжик. Важно то, что ты осознаёшь необходимость этого. Если каждый будет что-то делать не только для себя, но и для других, то всё у нас будет хорошо.

У: Возникло ли у вас желание прочитать сказку ещё раз?

У: Чему бы вы хотели поучиться у С.Г. Козлова?

Дети высказывают свои мысли.

VII. Рефлексия.

- С каким настроением вы уходите сегодня с урока?