ЦЕЛЬ: выявить три типа работы зависимого слова в словосочетании;
ЗАДАЧИ:
- систематизировать способ нахождения независимого и зависимого членов в сочетании и установка грамматических связей;
- выявить работу каждого члена этого словосочетания;
- развивать умение сопоставлять, анализировать, логически мыслить;
- развивать орфографическую зоркость, коммуникативные навыки;
- воспитывать положительную мотивацию.
ТИП УРОКА: Урок решение учебно-практических задач.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Здравствуйте ребята, садитесь. Урок русского языка. Какое сейчас время года?
Посмотрите в окно и скажите, какая на улице погода?
А теперь посмотрите на облака.
Какое из них вам больше всего нравится?
Я рада, что у большинства из вас хорошее настроение. Надеюсь, что к концу урока хорошее настроение будет у всех.
Грамматика – страна открыла двери
Пора, друзья, урок нам начинать
Быть может, кто-то удивится, не поверит –
Сегодня знания мы будем получать
II. Актуализация опорных знаний.
Над чем мы работаем? (над словосочетанием)
А что такое словосочетание? (синтаксическая единица)
Приведите примеры синтаксических единиц (число, классная работа)
А что вы еще знаете о синтаксических единицах? (синтаксическая единица имеет три типа грамматических связей)
Какие? (подчинительная, сочинительная, взаимная)
О какой грамматической связи идет речь: грамматически не зависят друг от друга, но выполняют одинаковую работу и чаще всего соединены союзами.
А какую называют подчинительной? Взаимной?
Хорошо, раз мы это умеем делать, выполним такое задание:
1 задание (индивидуальная работа). Я предлагаю синтаксическую единицу, а вы определите тип грамматической связи:
Морозный день, с Петей и Колей, ребята катаются, катаются на коньках, холодный и снежный, ветки в снегу, красный от мороза.
Могу ли я утверждать, что вы определяли типы грамматической связи у словосочетаний?
Почему? Какая связь у словосочетаний? (подчинительная)
А что еще нам известно про словосочетания?
Как вы считаете, мы умеем их определять?
А вам хочется убедиться в правильности составленной схемы?
III. Отработка полученных знаний
2 задание (работа в парах). Составьте из слов словосочетания и запишите.
Укажите независимые и зависимые члены
лесного | дети | рассказывает |
сбежать | поляна | гора |
(Первые три пары у доски)
Вы согласны с ними? (обсуждение)
А кто смог образовать другие словосочетания?
Что помогло нам образовать словосочетания?
Какими должны были быть наши действия, чтобы правильно выполнить это задание?
(Независимое слово – называет предмет, признак и действие)
(Зависимое слово – уточняет)
Оцените себя, насколько хорошо вы смогли использовать эти знания
(Линейка оценки).
ФИЗМИНУТКА
Дети по лесу гуляли (шагаем)
За природой наблюдали (руки в трубу с поворотом)
Вверх на солнце посмотрели (голову вверх)
Облака в дали виднели.
Птички тут летали
Крыльями махали (взмахи)
Дружно топаем
Руками хлопаем
Хорошо все погуляли (вдох – выдох)
И немножечко устали (сели)
IV. Постановка учебной задачи.
Ребята, а что помогает нам установить подчинительную связь и найти зависимое слово? (вопросы)
Замечательно, а вы умеете ими пользоваться?
Вчера на прогулке были наши друзья Алеша, Маша и Петя. Им необходимо было написать сочинение на тему “Зима”.
Вот что написал Петя:
Зима.
Подул ветер.
Выпал снег.
И наступила зима.
Петя вышел.
Вам нравится это сочинение? (Нет)
Почему?
Как вы думаете, Петя усвоил знания о словосочетании? Откуда это видно?
А вы хотели бы помочь Пете?
Как вы считаете, ваших знаний будет достаточно, чтобы помочь Пете?
Что поможет нам составить более интересное сочинение?
А что для этого нужно?
Хорошо! Я предлагаю вам Петин текст и вопросы, которые нам помогут.
3 задание: (работа в группах) Составьте рассказ, используя вопросы.
Выделите словосочетания, определите зависимое слово.
Подумайте, для чего нужны зависимые слова?
1 группа | 2 группа | 3 группа |
С чем? | Где? | Какой? |
На что? | Когда? | Какая? |
Для кого? | Как? | Какое? |
С кем? | Куда? | Чей? |
(Представление на доску)
Нравятся вам они? Интересные? Нам все понятно?
А что помогло сделать высказывания более интересными?
А почему тексты оказались разными? (разные группы вопросов)
Какие? (косвенные вопросы падежей, смысловые вопросы, вопросы прилагательных)
А для чего нам стали необходимы зависимые слова?
(Дополняют предмет и действие)
(Указывают на место и время)
(Обозначают признак предмета)
Что же получается, что зависимые слова выполняют разную работу.
Сколько таких работ? (3)
Давайте назовем эти работы.
А в русском языке эти понятия называют вот так: определение, дополнение, обстоятельство. Это научные понятия, мы должны разговаривать научным языком. Ведь русский язык – это наука.
А как на письме нам их различить? (предложения детей)
Вывод: дополнение подчёркиваем пунктиром, определение – волнистой линией, обстоятельство – пунктир с точкой.
Давайте дополним Петино сочинение нашими зависимыми словами.
Какой же текст на ваш взгляд более интересный?
Что помогло нам сделать его таким?
ФИЗМИНУТКА
Встаньте
Мы немножко отдохнем
И дальше закреплять начнем.
Что и как писать,
Как работу слов распознавать
Руки в стороны, вперед,
Вверх, назад, прогнулись, к солнцу дружно потянулись,
На носочки встали, лучики достали,
На корточки присели, вокруг глазами посмотрели.
На месте мы попрыгаем, теперь на парты ляжем
И все, что мы узнали
Соседям мы расскажем.
V. Закрепление.
А сейчас я предлагаю закрепить полученные знания, выполнив упражнение в учебнике. После выполнения делаем взаимопроверку и оцениваем себя и соседа.
Учебник стр. 83, упр.209.
Фронтальная проверка.
VI. Домашнее задание
1 вариант
Спиши текст. Из третьего высказывания выпиши словосочетания. Определи, какую работу в каждом словосочетании выполняет зависимое слово.
2 вариант
Спиши текст. Выпиши из текста словосочетания: сначала те, в которых уточняется название действия, а затем те, в которых уточняется название предмета.
Сделай разбор
Недалеко от лесной опушки рос старый дуб. Однажды, подходя к дубу, мы услышали странные звуки. Из густой листвы доносился писк иволги. Через минуту мы были возле дуба. На ветке сидел кот и орал. Он нашел гнездо и решил полакомиться птенчиками. Мы прогнали хищника.
VII. ОЦЕНИВАНИЕ.
VIII. ИТОГ УРОКА
Как вы считаете, продуктивен ли был наш урок?
Все ли теперь мы знаем о словосочетании?
Посмотрите на наше облако, оно улыбается. Оно радо за вас.
Если только рассмеяться
То настанут чудеса.
От улыбок прояснятся
И глаза, и небеса.
Ну-ка, дети, веселей,
Улыбнитесь поскорей
Чтобы стало в классе нашем
И светлее и теплее.