Урок русского языка по теме "Работа словосочетания. Типы значения зависимого слова в словосочетании"

Разделы: Начальная школа


ЦЕЛЬ: выявить три типа работы зависимого слова в словосочетании;

ЗАДАЧИ:

  • систематизировать способ нахождения независимого и зависимого членов в сочетании и установка грамматических связей;
  • выявить работу каждого члена этого словосочетания;
  • развивать умение сопоставлять, анализировать, логически мыслить;
  • развивать орфографическую зоркость, коммуникативные навыки;
  • воспитывать положительную мотивацию.

ТИП УРОКА: Урок решение учебно-практических задач.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Здравствуйте ребята, садитесь. Урок русского языка. Какое сейчас время года?

Посмотрите в окно и скажите, какая на улице погода?

А теперь посмотрите на облака.

Какое из них вам больше всего нравится?

IMG_0001.jpg (5450 bytes)

IMG_0002.jpg (6159 bytes)

IMG_0003.jpg (5676 bytes)

Я рада, что у большинства из вас хорошее настроение. Надеюсь, что к концу урока хорошее настроение будет у всех.

Грамматика – страна открыла двери
Пора, друзья, урок нам начинать
Быть может, кто-то удивится, не поверит –
Сегодня знания мы будем получать

II. Актуализация опорных знаний.

Над чем мы работаем? (над словосочетанием)

А что такое словосочетание? (синтаксическая единица)

Приведите примеры синтаксических единиц (число, классная работа)

А что вы еще знаете о синтаксических единицах? (синтаксическая единица имеет три типа грамматических связей)

Какие? (подчинительная, сочинительная, взаимная)

О какой грамматической связи идет речь: грамматически не зависят друг от друга, но выполняют одинаковую работу и чаще всего соединены союзами.

А какую называют подчинительной? Взаимной?

Хорошо, раз мы это умеем делать, выполним такое задание:

1 задание (индивидуальная работа). Я предлагаю синтаксическую единицу, а вы определите тип грамматической связи:

Морозный день, с Петей и Колей, ребята катаются, катаются на коньках, холодный и снежный, ветки в снегу, красный от мороза.

Могу ли я утверждать, что вы определяли типы грамматической связи у словосочетаний?

Почему? Какая связь у словосочетаний? (подчинительная)

А что еще нам известно про словосочетания?

Как вы считаете, мы умеем их определять?

А вам хочется убедиться в правильности составленной схемы?

III. Отработка полученных знаний

2 задание (работа в парах). Составьте из слов словосочетания и запишите.

Укажите независимые и зависимые члены

лесного дети рассказывает
сбежать поляна гора

(Первые три пары у доски)

Вы согласны с ними? (обсуждение)

А кто смог образовать другие словосочетания?

Что помогло нам образовать словосочетания?

Какими должны были быть наши действия, чтобы правильно выполнить это задание?

(Независимое слово – называет предмет, признак и действие)

(Зависимое слово – уточняет)

Оцените себя, насколько хорошо вы смогли использовать эти знания

(Линейка оценки).

ФИЗМИНУТКА

Дети по лесу гуляли (шагаем)
За природой наблюдали (руки в трубу с поворотом)
Вверх на солнце посмотрели (голову вверх)
Облака в дали виднели.
Птички тут летали
Крыльями махали (взмахи)
Дружно топаем
Руками хлопаем
Хорошо все погуляли (вдох – выдох)
И немножечко устали (сели)

IV. Постановка учебной задачи.

Ребята, а что помогает нам установить подчинительную связь и найти зависимое слово? (вопросы)

Замечательно, а вы умеете ими пользоваться?

Вчера на прогулке были наши друзья Алеша, Маша и Петя. Им необходимо было написать сочинение на тему “Зима”.

Вот что написал Петя:

Зима.
Подул ветер.
Выпал снег.
И наступила зима.
Петя вышел.

Вам нравится это сочинение? (Нет)

Почему?

Как вы думаете, Петя усвоил знания о словосочетании? Откуда это видно?

А вы хотели бы помочь Пете?

Как вы считаете, ваших знаний будет достаточно, чтобы помочь Пете?

Что поможет нам составить более интересное сочинение?

А что для этого нужно?

Хорошо! Я предлагаю вам Петин текст и вопросы, которые нам помогут.

3 задание: (работа в группах) Составьте рассказ, используя вопросы.

Выделите словосочетания, определите зависимое слово.

Подумайте, для чего нужны зависимые слова?

1 группа 2 группа 3 группа
С чем? Где? Какой?
На что? Когда? Какая?
Для кого? Как? Какое?
С кем? Куда? Чей?

(Представление на доску)

Нравятся вам они? Интересные? Нам все понятно?

А что помогло сделать высказывания более интересными?

А почему тексты оказались разными? (разные группы вопросов)

Какие? (косвенные вопросы падежей, смысловые вопросы, вопросы прилагательных)

А для чего нам стали необходимы зависимые слова?

(Дополняют предмет и действие)

(Указывают на место и время)

(Обозначают признак предмета)

Что же получается, что зависимые слова выполняют разную работу.

Сколько таких работ? (3)

Давайте назовем эти работы.

А в русском языке эти понятия называют вот так: определение, дополнение, обстоятельство. Это научные понятия, мы должны разговаривать научным языком. Ведь русский язык – это наука.

А как на письме нам их различить? (предложения детей)

Вывод: дополнение подчёркиваем пунктиром, определение – волнистой линией, обстоятельство – пунктир с точкой.

Давайте дополним Петино сочинение нашими зависимыми словами.

Какой же текст на ваш взгляд более интересный?

Что помогло нам сделать его таким?

ФИЗМИНУТКА

Встаньте
Мы немножко отдохнем
И дальше закреплять начнем.
Что и как писать,
Как работу слов распознавать
Руки в стороны, вперед,
Вверх, назад, прогнулись, к солнцу дружно потянулись,
На носочки встали, лучики достали,
На корточки присели, вокруг глазами посмотрели.
На месте мы попрыгаем, теперь на парты ляжем
И все, что мы узнали
Соседям мы расскажем.

V. Закрепление.

А сейчас я предлагаю закрепить полученные знания, выполнив упражнение в учебнике. После выполнения делаем взаимопроверку и оцениваем себя и соседа.

Учебник стр. 83, упр.209.

Фронтальная проверка.

VI. Домашнее задание

1 вариант

Спиши текст. Из третьего высказывания выпиши словосочетания. Определи, какую работу в каждом словосочетании выполняет зависимое слово.

2 вариант

Спиши текст. Выпиши из текста словосочетания: сначала те, в которых уточняется название действия, а затем те, в которых уточняется название предмета.

Сделай разбор

Недалеко от лесной опушки рос старый дуб. Однажды, подходя к дубу, мы услышали странные звуки. Из густой листвы доносился писк иволги. Через минуту мы были возле дуба. На ветке сидел кот и орал. Он нашел гнездо и решил полакомиться птенчиками. Мы прогнали хищника.

VII. ОЦЕНИВАНИЕ.

VIII. ИТОГ УРОКА

Как вы считаете, продуктивен ли был наш урок?

Все ли теперь мы знаем о словосочетании?

Посмотрите на наше облако, оно улыбается. Оно радо за вас.

Если только рассмеяться
То настанут чудеса.
От улыбок прояснятся
И глаза, и небеса.
Ну-ка, дети, веселей,
Улыбнитесь поскорей
Чтобы стало в классе нашем
И светлее и теплее.