Предлагаю методику проведения письменной контрольной работы, в процессе которой студенты проявляют не только знания, но и эрудицию, логическое мышление, способность к анализу изучаемого материала .
Контрольная работа проводится на 2 или 3 варианта. Вначале урока диктуется (или даётся в виде таблицы) общее для всех вариантов условие, которое включает любые по сложности понятия из темы, пронумерованные по цифрам. Например, по предмету гигиена к теме «Гигиена жилища» я составил 16 понятий :
1-СК,2-приточная, и.т.д…,15-накаливания ,16- угол затемнения
На контрольной работе из общего условия даю вопросы в цифрах как простые, так и сложные.
Примеры
- 1 вопрос: дать определение цифрам 1 (1 вариант ), 8 (2 вариант).
- 2 вопрос: дан логический ряд: 2,10,? (1 вариант); 4,9,? (2 вариант ). Вместо знака «вопрос» указать недостающий термин и объяснить принцип построение ряда.
- 3 вопрос: дан логический ряд : 4,6,11 (1 вариант ); 7,10,13 (2 вариант). Какое понятие в ряду лишнее и почему?
По указанному принципу задаются и последующие вопросы контрольной работы.
Студенты дают ответы в любом порядке за определенное время.
Отмечу, что при проверке такой работы преподаватель не только оценивает знания, но и получает определённое психологическое удовлетворение от возможности видеть степень логического усвоения темы своими подопечными.