Литературно-музыкальная композиция "Что может быть священнее имени матери"

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство


Пролог «Песнь матери»

(На экране «Сикстинская мадонна» Рафаэля. Звучит музыка)

Чтец 1. Небесная голубизна – светла, ясна. В прозрачности глубоких красок неизъяснимой чистоты, с глазами голубых мечтаний остановилась ты, подняв дитя, чтобы оно могло взглянуть на уходящий к роще путь в лучащемся тумане. А на лице твоем покой и благодать – две спутницы твои и каждой женщины, которая готова страдать и ждать, когда дитя – ей, первой ей, произнесет свое вот-вот родившееся слово. Как не гордиться ей, одной из матерей, начальным зернышком огромной жизни, которому она дала родиться – как каждая на свете мать, что миру дарит детство, пренебрегая мукою своей. Так солнце дарит миру на рассвете свой первый луч, младенца нового земного дня. И тот, кто может взвесить на руке песчинку, незаметную в песке, способен ощутить весь вес планеты. Так и мать, свое дитя подъемля, всю землю держит. И только потому ее святой позволено назвать.

Чтец 2. Мать. Их миллионы, и каждая несет в своем сердце подвиг – материнскую любовь.

Женщины всех рас, говорящие на разных языках – все они сестры в едином, беспокойном порыве чувств. Они одинаковы, когда подносят ребенка к груди: белой, желтой, черной, коричневой.

Сердце их говорит на едином языке мира. И каждый, если в нем есть хоть атом человечности, скажет: «Лучшая мать – моя мать!» Ибо нет предела ее нежности, кто бы она ни была, где бы жила, ни росла, какая бы кровь ни заставляла биться ее сердце.

Эпизод 1. Рождество Богородицы.

(На экране проекции Икон, фоном звучит музыка).

Чтец 3. Анне явился ангел Господень и сказал: «Анна, Анна! Услышана молитва твоя, воздыхания твои прошли сквозь облака и слезы твои дошли до господа. Ты зачнешь и родишь дщерь благословенную! Ради нее благословятся все роды земные. Ею дается спасение всему миру, и она наречется Мария.» Анна родила дочь, Пречистую и Преблагословенную Деву Марию, о рождении которой возрадовались земля и небо.

Чтец 4.

В простом углу моем, средь медленных трудов
Одной картины я желал быть вечно зритель.
Одной: чтоб на меня с холста как с облаков,
Пречистая и наш Божественный
Спаситель –
Она с величием. Он с разумом в очах –
Взирали, кроткие, во славе и в лучах…

Чтец 5.

Взгляни на этот лик – как он прекрасен!
Затепли перед ним ты две свечи.
И в тишине полночной и безгласной
Свои молитвы Деве прошепчи.
Ты знаешь как, молитва исцеляет
От раздраженья, суеты и зла.

Взор Богородицы как будто бы внушает
И мысли светлые, и добрые дела.
Пускай с тобой пребудет он отныне.
Так много может этот взгляд сказать –
И усмирить несносную гордыню,
И ниспослать святую благодать.

Чтец 6. В христианской культурной традиции особая роль отводится Богоматери Марии, родившей и воспитавшей Спасителя.

Чтец 7. Древнерусские мастера, в отличие от западноевропейских, создавали не картины, изображающие Богоматерь, а иконы, образы.

Чтец 8. Художник-искусствовед Игорь Грабарь писал: «В образе «Владимирской» запечатлена «несравненная, чудесная, извечная песнь материнства – нежной, беззаветной, трогательной любви матери к ребенку.

Чтец 1. Издревле Божия Мать считается покровительницей и заступницей земли русской. А День Рождества Богородицы (8 по старому, 21 сентября по новому стилю) – начало начал на Руси.

Фольклорный ансамбль (исполняет народную песню):

Уходило лето красно,
Приходила осень желта,
Осенины день Преславный,
Мать Пресвятая Заступница.
Я лучину задуваю старыя,
Я лучину зажигаю новыя,
В Рождество Твое Преславное,
Приснодево Марие.
Ныне горе мое луково.
Слезы горькыя, а сладкыя.
Не с беды льются, с радосте

В Рождество Твое Пречистое,
Приснодево Марие.
Нынче свадьбы с горок едути
И на горки подымаются,
В прошлом годе я невестилась,
А теперь, гляди, с дитятею.
А иду я в гости к Матушки,
А иду я в гости к батюшки,
А со мной и ты Заступница,
Богородица Пресвятая.

(Звучит «Аvе Maria» Шуберта, на экране проекции Мадонн Леонардо да Винчи, фоном звучит музыка).

Чтец 2.

В прохладных залах Эрмитажа
Среди героев и дриад,
На фоне мирного пейзажа
Она к ребенку клонит взгляд
Остановившегося кадра
Переливая нежный цвет,
Сияет - кистью Леонардо
Векам завещанный портрет.
Была ль та женщина земная
Простой моделью для него.
Иль, краски легкие втирая.
Он видел смертной божество,-
Не все ль равно? Она когда-то

Не с райских кущ к нему сошла
В лучах умбрийского заката
С чистейшей ясностью чела.
И вот, ничем не знаменита,
Ткача иль медника жена,
Живет теперь Мадонна Литта
В лазурной дымке полотна.
С ней столько душ вошло в единство,
Она пленила столько глаз,
И вечный светоч материнства,
Зажженный ею, не угас.

Чтец 3. Рождение новой жизни – одно из величайших таинств на земле, поэтому имя матери всегда окружено благоговением. Тема материнства – одна из древнейших тем в мировой культуре.

Чтец 4. К образу Девы Марии-Богоматери многократно обращались самые разные художники. Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти. Поэты посвящали им свои творения.

Эпизод 2. «С любовью к матери».

(Звучит Колыбельная песня).

Чтец 5. «Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал: ее не могу теперь вспомнить, но уверен, что если бы услыхал ее, она бы произвела прежнее впечатление. Ее певала мне покойная мать», вспоминает Михаил Юрьевич Лермонтов.

Чтец 6.

Я помню спальню и лампадку.
Игрушки, теплую кроватку.
И милый, кроткий голос твой:
«Ангел-хранитель над тобой!»
Бывало, раздевает няня
И полушепотом бранит,
А сладкий сон, глаза туманя,
К ее плечу меня клонит.
Ты перекрестишь, поцелуешь,

Напомнишь. Что он со мной,
И верой в счастье очаруешь,
Я помню, помню голос твой!
Я помню ночь, тепло кроватки,
Лампадку в сумраке угла
И тени от цепей лампадки.
Не ты ли ангелом была.
Иван Бунин.

Чтец 7. Мы обладаем нашей родной литературой, так много сказавшей миру о матери. Никакая другая литература не подняла материнство на такую высоту. Никто не выразил роль матери в жизни общества и отдельной личности поэтически сильнее и задушевнее, чем русские писатели – Некрасов, Толстой, Блок, Есенин… У кого же спрашивать совета, у кого учиться культуре отношений, как не у наших писателей!

Чтец 8. Книгу о матери можно писать, наверное, всю жизнь. «Вся гордость мира от матерей, - сказал М.Горький,- без солнца не цветут цветы, без любви нет счастья, без женщины нет любви, без матери нет ни поэта, ни героя!».

(Л.Толстой «Детство», отрывок).

Автор. Когда я стараюсь вспомнить матушку, мне представляются только ее карие глаза, выражающие всегда одинаковую доброту и любовь, родинка на шее, шитый белый воротничок, нежная сухая рука, которая так часто меня ласкала и которую я так часто целовал. Она сидит в гостиной и распивает чай. Моя сестрица Любочка разыгрывает этюды. Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Когда набегавшись, заберешься с ногами в кресло и уютно устроишься там.

Мать.Ты опять заснешь, Николенька.

Сын. Я не хочу спать, мамаша.

Мать. Вставай, моя душечка: пора идти спать. Вставай же, мой ангел.

Автор. Она берет меня за шею, и пальчики ее быстро шевелятся и щекочут меня. Я слышу ее запах и голос. Все это заставляет меня вскочить, обвить руками ее шею, прижать голову к ее груди. Ах, милая, милая мамаша, как я тебя люблю!

(Исполняется песня: сл.А.Поперечного, муз. А.Морозова «Домик окнами в сад»).

Чтец.

Повидайся со мною, родимая!
Появись легкой тенью на миг!
Всю ты жизнь прожила нелюбимая,
Всю ты жизнь прожила для других.
С головой, бурям жизни открытою,
Весь свой век под грозою сердитою
Простояла ты – грудью своей
Защищая любимых детей.
И гроза над тобой разразилася!
Ты не дрогнув, удар приняла,

За врагов, умирая, молилася,
На детей милость бога звала.
Я кручину мою многолетнюю
На родимую грудь изолью,
Я тебе мою песню последнюю,
Мою горькую песню спою.
О, прости! То не песнь утешения,
И заставлю страдать тебя вновь,
Но я гибну – и ради спасения
Я твою призываю любовь!

Чтец. О таких стихах говорят: «Писано кровью сердца». В минуты колебаний, сомнений, искушений Некрасов обращался к образу матери, к ее памяти как высшей совести. Именно ему принадлежит образ огромной обобщающей Силы – «Родина – мать», «Матушка – Русь». Своей чистой сыновней любовью к родине, всей своей жизнью и творчеством он навечно утвердил кровную связь двух великих слов.

(Исполняется песня: сл. В.Гина, муз. В.Мигули «Поговори со мною мама»).

Эпизод 3. «Ах, только б не было войны».

Чтец.

Чуть скрипнет дверь – приходит мама
В мои ромашковые сны,
Склонившись, шепчет все упрямо:
Ах, только б не было войны…
А я бегу, бегу по полю
Среди цветов и тишины.
Вслед слышу мамин голос с болью:
Ах, только б не было войны…

Спешат навстречу мне березы,
Заслышав звонкий гром весны,
А мама, вздрогнув, вытрет слезы:
Ах, только б не было войны…
Что так волнует тебя, мама?
Лицо какое у войны?
…Реснички сводят мне упрямо
Мои ромашковые сны.

Солдат. По настоящему земля открылась мне на войне. Я рыл землю и жил в ней, под сильным огнем прижимался к ней. Это была земля моей матери, родная земля. Один только раз земля не сберегла меня. Я очнулся в окопе и не почувствовал боли, меня мучила нечеловеческая жажда. Пить хотели губы, голова, грудь. Я сгорал от жажды. Это была жажда горящего дома.И вдруг я подумал, что единственный человек, который может меня спасти – мама. (Звучит колыбельная). Во мне пробудилось забытое детское чувство: когда плохо – рядом должна быть мама. И я стал звать ее, я звал ее, уповал на нее, как на бога, богоматерь, человекоматерь.

Мать. Сынок, сыночек, родненький!

Солдат. Я не мог открыть глаза. Но я видел мать. Я узнавал ее руку, голос. Я ожил от ее милосердия. Губы мои разжались и я прошептал: «Мама, мамочка!».

Моя мать лежала в братской могиле в осажденном Ленинграде. В незнакомом селе у колодца я принял чужую мать за свою. Видимо у всех матерей есть великое сходство, и если одна мать не может придти к раненному сыну, то у его изголовья становится другая. «Мама, мамочка!».

(Исполняется песня: сл. А.Дементьева, муз. Е Мартынова «Баллада о матери»).

(Звучит «Вокализ»).

Мать.

Заступница, дай мне большую душу,
Сердце доброе,
Око недремлющее,
Голос мягкий, отходчивый, ласковый,
Руки крепкие, незлобивые, -
очень трудно матерью быть!
Не власти прошу.
Не за деньги стою.
Вдохни, сердобольная, в грудь мою
Столько любви и силы,
Чтоб до могилы
На всю семью –

На мужа, на сына, на дочерь мою, -
На каждый характер хватило,
На все их сомнения
И смятения,
Не заблуждения
И остуды.
Только любовь раскрывает сердце,
Лишь перед ней отступает горе,
Мне нужно очень много любви.
Ты - мать,
Ты меня понимаешь.

Эпизод 4. «Пусть всегда будет мама».

Девочка.

Ну-ка, М,
Дай руку А.
Ну-ка, МА,
Дай руку МА.
МА и МА, а вместе МА - МА!
Это я пишу сама.
Надо знать,
Как писать
Букву М и букву А.
Испишу я всю тетрадь:
М и А,
МА и МА.
МАМА, МАМА, МАМА, МАМА,
Тихо перышком скриплю.
Посмотри скорее, мама,
Вот как я тебя люблю.

Мальчик.

Много мам на белом свете,
Всей душой их любят дети,
Только мама есть одна,
Всех дороже мне она.
Кто она?
Отвечу я:
- Это мамочка моя.

(Исполняется песня: муз. Э Колмановского, сл.С.Богомазова «Красивая мама»).

Группа детей:

- Ребята, а меня мама называет «сынуля».

- А меня – «котик».

- А меня – «маленькая доченька».

- А вы знаете, ребята, однажды в школе со мной произошел такой случай. Я получил «2». Когда я пришел домой, у мамы было хорошее настроение, и я по своей душевной доброте не стал огорчать ее.

- Когда я попадаю в беду, я всегда доверяю маме, папе я ничего не говорю, потому что он меня ругает.

- Если бы я мог, я бы купил маме душистые и духи и вкусные конфеты. Если бы я мог, но у меня нет денег.

- Если бы я была волшебницей и могла все, я сделала бы, чтобы моя мама жила долго. А для всех, чтобы не было войны.

(Все исполняют песню: муз. А Островского, сл.Л.Ошанина «Солнечный круг»).

Финал «Гимн матери».

(На экране проекции Богоматери, Мадонн, женщины с ребенком на руках, музыка фоном).

Чтец 1.

Наперекор изменчивой молве
Художники прославили в веках,
Не девушку с венком на голове,
А женщину с младенцем на руках.
Девичья красота незавершенна,
В ней нет еще душевной глубины.
Родив дитя, рождается мадонна,
В ее чертах миры отражены.

Чтец 2.

Мадонна – Божество Вселенной.
Живем тем, что она и есть основа мироздания.
Верим в то, что она – честь, достоинство и совесть рода человеческого.
Не перестаем восхищаться красотой и совершенством, величием духа и жертвенностью наших Земных Мадонн.
Женщины – Матери – Мадонны - и плачут, и грустят и печалятся, они чувствуют тревогу, несовершенство мира.
В их нежных и надежных руках вера, надежда и спасение человеческой цивилизации.

Чтец 4. Мы всматриваемся в лица мадонн и вспоминаем истории простых русских женщин. У нас на земле их великое множество. Придет время – люди воздадут им должное.

Чтец 5. Да, такое время придет. Исчезнут на земле войны, не будет убийств, грабежей, лжи, коварства. Так будет. И воздвигнут благодарные люди самый прекрасный, самый величественный монумент ей, женщине – труженице Земли.

Чтец 5. Соберут люди все золото мира, все драгоценные камни, все дары морей, океанов недр земных и, сотворенный гением новых неведомых творцов, засияет над Землей образ Матери человеческой, нашей веры, нашей надежды, вечной нашей любви.

В композиции использованы произведения:

  • Э. Межелайтиса,

  • Уеть-Минеи,

  • В.Рождественского,

  • А.Пушкина,

  • С.Тарусиной,

  • И.Бунина,

  • М.Лермонтова,

  • Р.Казаковой,

  • И.Бунина,

  • Л.Толстого,

  • В.Бокова,

  • Н.Некрасова,

  • В.Жилина,

  • Г.Серебряковой,

  • А.Яшина,

  • Г.Виеру,

  • Л.Татьяничевой,

  • А.Кузьмича,

  • В.Закруткина.