Сказкотерапия в работе с дошкольниками. Занятие по методике работы со сказкой из цикла "Зимние чудеса"

Разделы: Работа с дошкольниками


Сказкотерапия в работе с дошкольниками. Занятие по методике работы со сказкой из цикла «Зимние чудеса».

В настоящее время в психолого-педагогической литературе остается актуальным вопрос о значении восприятия и переживания сказки для психического развития ребенка, становления его как личности, раскрытия творческого потенциала. Связано это с открытием новых возможностей работы со сказкой, которая открывается для читателей и исследователей не только как культурологический феномен, но и как феномен психологический, как форма духовного опыта человечества.

Эти положения отразились в современном методологическом направлении работы со сказкой, получившем название сказкотерапия. Приложение

Сказка, ее восприятие, проживание ее нравственного урока является условием формирования гармоничной личности ребенка и, в то же время, она может выступать инструментом воздействия на эмоциональную сферу ребенка, напрямую связанную с воображением.

В старшем дошкольном возрасте проявляются две важнейшие функции и линии развития воображения. Первая связана с освоением знаково-символической деятельности и определяется ролью механизмов воображения в овладении ребенком произвольным вниманием, памятью, логическим мышлением. Вторая функция воображения, связанная с ориентировочно исследовательской эффективно-познавательной деятельностью, позволяет ребенку понять и прочувствовать смысл человеческой деятельности, поступков окружающих и собственных действий для себя и для других, мысленно проиграть различные варианты действий и пережить смысл их последствий. Это связано с формированием определенного осмысленного эмоционального отношения к окружающему, что составляет нравственную сферу ребенка.

Умственное развитие детей от трех до шести лет характеризуется формированием образного мышления, которое позволяет ребенку думать о предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит. Ребенок начинает формировать модели той действительности, с которой имеет дело, строить ее описание. Делает он это с помощью сказки. Четыре-пять лет - апогей сказочного мышления. Сказка - это такая знаковая система, с помощью которой ребенок интерпретирует окружающую действительность.

У каждой группы сказок есть своя возрастная аудитория. Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения.

Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами: Принцами, Царевнами, Солдатами и пр. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает мир. Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.

Основной принцип подбора сказок – это направленность проблемной ситуации, характерной для данного возраста, нравственный урок, который дает сказка, доступный для осмысления детям старшего дошкольного возраста. Например, направленность сказки «Белочка-припевочка» - боязнь самостоятельности, тревожность. Проблема, выраженная в метафоре, в образе доступна ребенку, он может обсудить ее и понять причины, переработать через собственный эмоциональный опыт.

Структура сказкотерапевтического занятия содержит обязательный ритуал «входа в сказку» (настрой), основную часть, где используются приемы работы со сказкой, приемы и упражнения для развития вербального воображения ребенка, и ритуал «выхода из сказки». Подобная структура занятия создает атмосферу «сказочного мира», настрой на работу с метафорой.

Сказкотерапевтический эффект на занятии достигается сочетанием трех составляющих образа сказки, сказочной атмосферы: музыкальный образ сказки, образ сказочного пространства (светотехнические эффекты), собственно рассказывание сказки и демонстрация персонажей сказки в настольном театре.

Таким образом, в сказке и через восприятие сказочного мира можно создать необходимые условия для развития эмоциональной сферы дошкольника, обогатить образами и представлениями, формирующими воображение.

Сказкотерапевтическое занятие из цикла «Зимние чудеса» (авторская разработка).

Цель занятия:

  • развитие вербального и невербального воображения,
  • включение ценностных уровней сказки в эмоциональный опыт ребенка.

Оборудование:

  • настольный театр по сказке про паучка,
  • перчаточная кукла Сова,
  • ленточки для образно-пластической игры «Зимушка-Зима»,
  • музыкальное сопровождение (сб-к «Волшебные голоса природы. В лесу».),
  • светотехническое оборудование.

Структура занятия:

  1. Ритуал- приветствие.
  2. Упражнения и игры со сказкой на уровне слова.
  3. Работа со сказкой на уровне художественного образа, сказка как система знаний о мире и о себе.
  4. Заключительная игра.

Ход занятия

1. Вводная игра – ритуал «Я – в образе». Модификация игры Фопеля «Я – кот Мур-Мур».

Дети встают в круг вместе с педагогом, каждый, начиная с педагога, представляет себя в каком-либо образе и сопровождает свое представление движением, передающим этот образ ( н-р, «ручеек» - волнообразные движения рук), остальные повторяют хором и согласованными движениями его приветствие.

Работа со сказкой на уровне слова.

2. Загадка на тему сказки (образное сравнение, эпитеты, понятийное мышление).

-«Ребята, наша гостья, мудрая Совушка-Сова, принесла для вас загадку: кто загадку отгадает - прямо в сказку попадает…»:

«Кто, угадай-ка, седая хозяйка?
Тряхнула перинки – над миром пушинки»
(Зимушка-зима)

3. Пальчиковая гимнастика «Снежный ком»: конструируется образ на основе воссоздающего воображения:

-«Представим, ребята, что мы с вами оказались в зимнем лесу на снежной поляне, набрали ладошками в рукавичках по горсти снега, чтобы построить чудесный дом из снега…»

Взяли дети белый ком,
Лепить буде
снежный дом,
Мы польем его водой,
домик будет ледяной,
Ком за комом мы кладем,
Вот и вылепили дом.

(на первые строчки - имитировать движения, изображающие лепку стежков; на третью, четвертую – «плескать» ладонями воду; на пятую, шестую – ставить кулачок на кулачок, затем нарисовать в воздухе ладонями домик).

Работа со сказкой на уровне художественного образа и системы знаний о мире и о себе.

4. Включение в игровую ситуацию сказки главного героя.

-« Мы построили снежный домик для маленького героя нашей сказки, с которым произошли настоящие зимние чудеса на волшебной сказочной поляне…»

Включение музыкального образа сказки (сб-к «Волшебные голоса природы. В лесу.»).

- « Послушаем, как звучит наша сказка (колокольчик), звонко, как в морозный ясный день зазвенят сосульки, если коснуться их палочкой, как звенят колокольчики на сказочных санях, везущих Деда Мороза на новогодние праздники…»

Создание образа « сказочной волшебной поляны» на основе светотехнических эффектов.

5.Этап слушания и восприятия сказки.

Вербальный образ сказки, создаваемый педагогом в технике рассказывания, сопровождается демонстрацией сказки в настольном театре.

Проблемное поле сказки: « я не умею делать значимые для меня функции».

Ключевые слова: не умею, учиться, научиться.

Действия, необходимые герою для овладения важных функций: ждать, слушать, делать.

Про Паучка, который не умел плести паутинку

Жил-был Паучок, который не умел плести паутинку.

- Как не умел? – спросите вы.

А так, не умел, и всё.

Целое лето пытался Паучок научиться этому ремеслу. Но всё тщетно!

Вот уже осталось позади бабье лето с его тёплыми деньками… Настала промозглая осень.

Паутина дождей затянула родной лес.

- Даже дожди умеют плести паутину, - грустил Паучок. – А я так и не научился.

Как-то весь вечер дул морозный ветер, срывая с деревьев последние листочки.

А наутро всё вокруг стало белым-бело.

- Какая красота! – воскликнул Паучок, выбегая из своего домика.

Все деревья были убраны в белоснежные ажурные шали.

Даже маленькая Ёлочка, у ствола которой приютился его домик, красовалась в дивной обнове.

- Ёлочка, а, Ёлочка! – обратился Паучок к Ёлочке. – Откуда у тебя такая красивая шаль?

- Рукодельница Зима подарила, – ответила Ёлочка.

- А где рукодельница Зима взяла такую ажурную шаль? – не успокаивался Паучок.

- Сама сплела, – ответила Ёлочка.

- Вот и Зима умеет плести кружевную паутину, а я так и не научился, - вздохнул Паучок, и чуть было не заплакал.

- Не горюй, малыш! - принялась успокаивать его Ёлочка. – У тебя ещё всё впереди. А хочешь, можешь рукодельницу Зиму попросить, она научит.

- А где найти эту рукодельницу? – оживился Паучок.

- Найти её непросто. – ответила Ёлочка. - Зима не сидит на месте. Уж слишком много у неё работы. Владения большие. Все ждут подарков. Кому шапку снеговую подарит, кому шаль ажурную, а кому плед белоснежный, чтоб в мороз не замёрз… А реки-то, реки! В хрусталь нарядит! Ночью серебром притрусит.

Короче, ждать ёё надо. Сама придёт. Ты сиди у окошка и жди. Как увидишь хоровод снежинок, как услышишь пение вьюги, значит, рукодельница Зима близко. Выбегай встречать.

Поблагодарил Паучок Ёлочку и пошёл в дом, рукодельницу Зиму поджидать.

6 этап. Проблемная ситуация: Как паучку научиться плести кружева?

«- А теперь, мои маленькие сказочники, помогите продолжить сказку, чтобы паучок смог научиться плести паутинку…»

На данном этапе в активную работу включаются дети: коллективное сочинение продолжения сказки по кругу. Подключение психологических ресурсов детей для разрешения проблемной ситуации.

Резюмирование по итогам творческой работы.

-« У вас получилась интересная сказка (перечислить основные моменты коллективного варианта окончания сказки), вы смогли помочь паучку научиться плести паутинку, а теперь послушайте продолжение моей сказки…»

7 этап. Работа с авторской концовкой сказки.

Смотрит Паучок в окошко, смотрит… А её всё нет и нет.

Не знаю, много ли, мало ли времени прождал Паучок, но только вдруг слышит он пение вьюги, а затем и хоровод снежинок появился.

- Видать, правду сказала Ёлочка, - подумал Паучок, выбегая из домика.

Но то, что он увидел, зачаровало его. Перед ним стояла сама рукодельница Зима, в дорогом, украшенном алмазами кокошнике, парчовом, расшитом бисером сарафане, серебряных, с хрустальными пряжками, сапожках...

Паучок не только не мог глаз отвести, но и рот открыть, чтобы слово вымолвить.

А Зима к нему первая заговорила:

- Знаю, знаю, малыш, твою нужду. Научу я тебя кружева плести. Да такие, что всяк подивится. А теперь садись ко мне на ладошку, покажу тебе свою мастерскую.

Сел Паучок на ладошку рукодельницы Зимы, а она у неё не холодная, а тёплая… Согрелся Паучок и задремал. Очнулся уже в мастерской.

День за днём учила Зима Паучка премудростям своего ремесла. Открывала ему свои секреты, давала нужные советы.

Понравилось Паучку у Зимы, да и хорошим учеником малыш оказался.

А как пришло время расставаться, дала рукодельница Зима Паучку несколько моточков серебряных нитей, мешочек бисера, паутинку украшать. Но самое главное... подарила ему чудо коклюшки, кружева плести.

Поблагодарил Паучок Зиму. И вдруг слышит…

Кап, кап, кап… Открыл пошире глазки, смотрит - за окном весенняя капель. На подоконнике лежат чудо коклюшки, клубочки серебряных нитей, стоит мешочек с бисером.

Ну, а потом была пора жаркая, летняя…

И, как и обещала рукодельница Зима, всяк восхищался паутинкой Паучка, ибо краше её не было во всём лесу.

Автор Тамара Маршалова

Беседа по наводящим вопросам по осмыслению нравственного урока сказки и осознанию проблемной ситуации:

  1. Почему грустил наш Паучок?

  2. Кто был другом Паучка?

  3. Какой совет дала Елочка Паучку?

  4. Кем была Зимушка–Зима для Паучка? (Она учила Паучка «премудростям своего ремесла», значит, была для нашего Паучка Учителем).

  5. Что нужно было делать Паучку, чтобы овладеть навыками рукоделия?

  6. Что подарила Зимушка-Зима Паучку?

  7. Почему Зимушка-Зима подарила Паучку коклюшки (инструмент, с помощью которого можно сделать паутинку), а не готовую паутинку? (для того, чтобы Паучок сам мог плести паутинки).

Включение через проговаривание разрешения проблемной ситуации, заключенной в сказке, в «копилку опыта жизни» ребенка.

Резюмирование на основе народной мудрости, заключенной в пословицах и поговорках:

  • Не учась, и лаптя не сплетешь.
  • Мудрым ни кто не родился, а научился.
  • Звезды явятся – небо украсят, знания появятся – ум украсят.

8 этап. Образно-пластическое творчество по сказке.

Игра «Зимушка-зима и волшебная метель».

Под музыкальное сопровождение создаем образ «метели»: водящий в центре круга показывает движения – остальные, как зеркала, повторяют образ в движениях.

Заключительная игра «Звезда» (Фопель «С головы до пят».), символизирующая ритуал выхода из сказки:

Участники игры встают в круг, вытягивают левую руку и кладут ладошку на ладонь педагога, правую руку вытягивают в сторону, образуя, таким образом, фигуру «звезды». Не расцепляя ладоней, надо покружиться общей фигурой, передать свои «лучики любви» через правую ручку окружающему миру.

Как итог, позволяющий закрепить эффект сказкотерапевтического занятия, детям дается домашнее задание по сказке: рассказать свою версию сказки маме, записать (маме) с обратной стороны картинки - иллюстрации по сказке (дети рисуют на занятии) печатными буквами текст сказки, рассказанный ребенком. На этом этапе работы важна совместная деятельность ребенка и родителя, позволяющая родителю узнать особенности мировосприятия ребенка, создать отношения эмоционального контакта с ребенком.

Работа со сказкой на уровнях слова, художественного образа и системы знаний о мире и о себе, позволяет формировать у дошкольника активный речевой запас, развивать вербальное (сочинение сказки) и невербальное воображение (иллюстрация к сказке), которое является основой творческих способностей, умение выделять проблему, актуализированную в сказке, интегрировать сказочный урок в свою «копилку жизненных ситуаций», понимать эмоциональные состояния окружающих и создавать собственные метафоры, основанные на синтезе сказочного материала и эмоционального опыта ребенка.

Литература по данной теме:

  1. Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества.- М.: Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005.

  2. Ильина М.В. Развитие вербального воображения.- М.: Прометей; Книголюб, 2003.

  3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии.- СПб.: Речь, 2006.

  4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.Формы и методы работы со сказками.- СПб.: Речь, 2006.

  5. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2002.

  6. Карелина И.О.Эмоциональное развитие детей 5-10 лет./Ярославль: Академия развития,2006.

  7. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми. – СПб.: Речь, 2006.