Учреждения дополнительного образования представляют собой составную часть общего образования, позволяющее ребенку приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно. Многими исследователями дополнительное образование детей понимается как целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ.
Наше учреждение, Дзержинский Дворец детского и юношеского творчества города Нижнего Тагила, с 2006 года реализует проект психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса. Цель психолого-педагогического сопровождения – это, прежде всего, создание условий для гармоничного развития учащихся в процессе обучения. Под гармоничным развитием предполагается наличие у ребенка следующих динамических психических свойств:
-
наличие гармонии как внутри человека, так и между человеком и социумом;
-
возможность преодолевать жизненные трудности и использовать их для своего развития;
-
наличие предпосылок к последующему развитию в процессе жизнедеятельности;
-
сформированность основных возрастных новообразований;
-
возможность полноценного функционирования, то есть выполнения необходимых (в соответствии с возрастом) социальных функций.
Таким образом, динамическая совокупность психических свойств, обеспечивающих гармоничное развитие, составляет понятие “психологическое здоровье”. Мы рассматриваем работу с семьей, родителями, как одну из важнейших аспектов деятельности психолога учреждения, направленной на сохранение психологического здоровья детей.
Понятие “психологическое здоровье”, подробно описанное в работах Хухлаевой О.В., рассматривают как систему, состоящую из пяти компонентов:
-
аксиологического – осознание ценности “Я” самого человека и “Я” других людей;
-
инструментального, т.е. владение рефлексией как средством самопознания;
-
потребностно-мотивационного – наличие у человека потребности в саморазвитии;
-
развивающего - наличие динамики в умственном, личностном, социальном, физическом развитии, которое вписывается в границы нормы;
-
социально-культурного, который определяет возможность человека успешно функционировать в окружающих его социально-культурных условиях.
Основная цель нашей деятельности с семьей согласуется с точкой зрения Хухлаевой О.В. в том, что целью групповой работы с родителями является формирование общего воспитательного “поля” вокруг ребенка, обеспечивающего согласованность воздействий взрослых (психологов и родителей).
Основные направления воздействий родителей, согласно компонентам психологического здоровья, предполагают формирование следующих качеств в ребенке:
-
умения любить себя и другого человека,
-
личностной рефлексии,
-
потребности в саморазвитии,
-
возрастных новообразований,
-
основных социальных ролей.
В ДДДЮТ в рамках проекта психолого-педагогического сопровождения семьи организована “Родительская консультация”, деятельность которой реализуется через три основных направления работы:
I. Диагностико-консультативная деятельность по вопросам развития и воспитания детей:
Направления:
-
диагностика познавательной сферы ребенка;
-
диагностика эмоциональной сферы;
-
диагностика детско-родительских отношений;
-
диагностика семьи.
Цель: профилактика нарушений развития познавательной, эмоциональной сфер ребенка, нарушений в сфере семейных отношений, планирование коррекционной работы по преодолению выявленных проблем.
Для обеспечения полноценной деятельности по этому направлению в кабинете психолога был создан банк диагностических методик, позволяющих оценить не только психологическое развитие ребенка, начиная с младшего дошкольного возраста, но и провести диагностику детско-родительских отношений (АСВ, методика диагностики родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин), психодиагностическая методика “Подростки о родителях” ADOR, Задание-практикум "Интервью с родителями "Вы и ваш ребенок", диагностика семейного воспитания по методике "Рисунок семьи", тест “Кинетический рисунок семьи”, опросник “PARI” и др.), для составления рекомендаций родителям.
Любой родитель, чей ребенок занимается в нашем учреждении, может записаться в удобное для себя время на консультацию к психологу в журнале консультаций, который находится в свободном доступе у дежурного в фойе Дворца.
Консультирование родителей предполагает изменения в детско-родительских отношениях, которые могут происходить на трех уровнях:
-
чувства в отношении того или иного аспекта развития ребенка, ситуации (н-р, чувства вины);
-
мысли в отношении того или иного аспекта развития ребенка, ситуации (понимание причины поведения ребенка);
-
действия или желания действовать (предоставить ребенку больше самостоятельности в определенных ситуациях);
II. Информационная деятельность.
Реализуется через программу “Родительская школа”, где занятия проходят в форме проблемных лекций и бесед-практикумов, состоящих из теоретического обзора проблемных вопросов и практических заданий, направленных на рефлексию родительского опыта.
Состоит из двух блоков:
“Мой ребенок”: цель – познакомить родителей с возрастными, личностными, психологическими особенностями детей дошкольного возраста.
Темы бесед-практикумов для родительских занятий:
Реализуется через программу “Родительская школа”, где занятия проходят в форме проблемных лекций и бесед-практикумов, состоящих из теоретического обзора проблемных вопросов и практических заданий, направленных на рефлексию родительского опыта.
Состоит из двух блоков:
“Мой ребенок”: цель – познакомить родителей с возрастными, личностными, психологическими особенностями детей дошкольного возраста.
Темы бесед-практикумов для родительских занятий:
|
Темы бесед-практикумов и проблемных лекций для родительских занятий:
|
Приложением к программе являются информационные материалы, представленные в методических сборниках:
В фойе оформлен информационный стенд “Для Вас, родители!”, с материалами по воспитанию и развитию детей разных возрастных групп. Темы популярных рубрик:
|
Информационное направление деятельности психолога позволяет придти к согласованию воспитательных воздействий родителей на уровне ценностей (Хухлаева О.В.):
-
согласование ценностных основ воспитания ребенка, то есть определение того, какие приоритетные ценности хотят видеть в ребенке взрослые;
-
согласование проблемных и ресурсных областей в развитии детей, то есть определение того, какие проявления считать проблемными и к каким следует стремиться, “прорисовывание” желаемого образа ребенка;
-
согласование поведенческих воздействий в отношении ребенка, то есть определение зон ответственности родителей и педагогов, чтобы добиваться желаемых в нем изменений.
Таким образом, формируется культура детско-родительских отношений, семейных ценностей и традиций.
III. Тренинговая работа: занятия, ориентированные на совместную деятельность родителей с детьми.
Цель: конструктивное взаимодействие родителей с детьми в процессе совместной деятельности.
Темы занятий:
“Мое семейное дерево” - цель – в процессе творческой работы по составлению генеалогического древа семьи дать наглядное представление о семейных связях, их значении, о понятии “семейственность”, семья. |
“Моя семья в ладошках” - цель – в процессе создания творческого проекта “семьи в ладошках” обучение конструктивному взаимодействию с детьми, оптимизация детско-родительских отношений. |
“В тесном семейном кругу: играем всей семьёй” Цель – формирование положительного эмоционального фона внутрисемейных отношений, оптимизация детско-родительских отношений. |
Структурная организация “Родительской консультации” состоит из дополняющих друг друга направлений деятельности и формирует общее воспитательное “поле” поддержки ребенка через взаимодействие с семьей.
Таким образом, представленная модель сопровождения семьи реализуется через направления деятельности и формы работы, где в качестве результатов мы рассматриваем критерии, относящиеся к понятию “психологическое здоровье”:
-
позитивное самоощущение (позитивный основной эмоциональный фон настроения); позитивное восприятие мира;
-
высокий уровень развития рефлексии;
-
стремление улучшать качество основных видов деятельности;
-
успешное прохождение возрастных кризисов;
- адаптированность к социуму (в семье и в образовательном учреждении);
Литература по данной теме:
-
Марковская И.М. Тренинг взаимодействия с детьми. – СПб.: Речь, 2005.
-
Монахова А.Ю. Психолог и семья: активные методы взаимодействия.- Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004.
-
Хухлаева О. В.Основы психологического консультирования и психологической коррекции: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр “Академия”, 2001.
-
Хухлаева О.В. Работа психолога с родителями: концепция и технологии. Лекции. - М.: Педагогический университет “Первое сентября”, 2006.
-
Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов. Изд.3-е- СПб.: Речь, 2007.