Тип урока:
- комбинированный.
Форма урока:
- урок – обобщение.
Цели урока:
- Обучающие: повторение и закрепление основного программного материала.
- Развивающие: развитие памяти, внимательности, умение правильно излагать мысли.
- Воспитывающие : развитие познавательного интереса, находчивости, умение работать в команде, взаимопомощь друг другу.
Оборудование:
- ПК;
- интерактивная доска SMART.
- Презентация (Приложение1)
- карточки с заданиями (Приложение2)
- рисунки-ребусы (Рисунок1, Рисунок2, Рисунок3, Рисунок4).
Рабиндранат Тагор«Первые шаги самые трудные»
Ход урока
1. Организационный момент (0,5 мин.).
2. Сообщение темы и целей урока.
- На протяжении всей истории развития человек изобретал приспособления, помогающие ему в быту и работе. Было изобретено много нужного, полезного, но самым замечательным изобретением человечества в XX веке стало изобретение компьютера. [2]
Наша тема сегодня - «Компьютер – техника XX века». Презентация <Приложение1>
1-й слайд «Компьютер – техника XX века».
- Компьютер прочно вошёл в нашу жизнь. Сейчас, мы можем его увидеть не только в школе, дома, но и в метро, магазине, аптеке, больнице. Компьютер – это инструмент, который помогает человеку в работе, быту. Мы с вами закончили изучение первого раздела учебника. А кто из вас помнит, с чего мы начали его изучение? (с техники безопасности).
- Правильно, ребята. Для того чтобы общение с компьютером было безопасным и удобным, нужно соблюдать технику безопасности. [4]
2-й слайд «Техника безопасности в компьютерном классе».
- Сейчас мы с вами попробуем вспомнить, какие есть правила техники безопасности.
К доске приглашаются 2 ученика. Задание для первого - в левую сторону перенести картинки, на которых мальчик работает правильно, второму - на правую сторону отправить те изображения, где мальчик работает неправильно.[3]
3-й слайд «Правильно-неправильно».
Одновременно с работой этих учащихся, класс делится на 4 группы, получая письменные задания. <Приложения2>
- Сейчас мы проверим, правильно ли выполнили задание ребята у доски (выслушиваем ответы и оцениваем).
- Одновременно с ребятами у доски, наши команды выполняли тоже задания, и мы сейчас вместе проверим, как они справились с заданием.
4-й слайд «Найди ошибки».
На интерактивной доске появляются аналогичные картины, на которых команды должны найти ошибки. Отвечает 1 человек от каждой группы.
- Вспомнили, какие есть правила техники безопасности, а теперь следующий вопрос для всех, а знаем ли мы компьютер?
5 -й слайд «Основные части компьютера?».
6 -й слайд «Подпиши правильно».
- На нашей доске следующая картина, на которой расположены устройства компьютера. Ваша задача - правильно расставить названия этих устройств. [1] (путем перетаскивания ответа в соответствующее место).
Вызвать к доске 1 ученика.
Пока ученик работает у доски, проводится фронтальный опрос (по итогам опроса можно поставить 1-2 оценки).
- Где появляется изображение после включения компьютера? (монитор)
- При помощи чего мы вводим текст? (клавиатура)
- С помощью чего можно рисовать, передвигать предметы на мониторе? (мышь)
- В чём храниться музыка, рисунки, тексты? (системный блок)
- Откуда будут слышны слова, звуки? (колонки)
- Сейчас мы проверим, как выполнил задание у доски ваш товарищ?
Оценить ответ.
3. Физминутка.
7 -й слайд «Физминутка».
- Мы сегодня много работали, пора и отдохнуть. Для этого мы проведём физминутку.
Один, два, три, четыре, пять,
Все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже:
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко – легко подышим.Все ребята дружно встали
И на месте зашагали.
На носочках потянулись
И друг к другу повернулись.
Как пружинки мы присели,
А потом тихонько сели.
- Мы знаем, что для работы компьютеру нужны не только мышь, клавиатура, системный блок, монитор, но и ещё какие – то программы.
8 -й слайд «Компьютерные программы?»
- Так какие бывают программы? (служебные и прикладные).
- А чем они отличаются? (служебные - для нормальной работы компьютера, а прикладные – для игр, развлечений, прослушивания и записи музыки). (Ответы скрыты за “шторкой, после ответов детей «открыть» шторку).
- В рабочем состоянии экран монитора является Рабочим столом, на котором расположены значки, папки, объекты.
9 -й слайд «Рабочий стол компьютера»
4. Практическая работа на компьютере.
- Сейчас каждая команда получает специальное задание. <Рисунок1>, <Рисунок2 >, <Рисунок3>, <Рисунок4>. На листах бумаги нарисован ребус. Вы отгадываете, какое устройство компьютера зашифровано в ребусе. После этого вы садитесь за компьютер и попробуете его нарисовать. Сохранить его нужно на Рабочем столе. (Дети, отгадавшие ребус, садятся за компьютер. Учитель визуально проверяет задание).
На доске следующий 10 -й слайд «Ребус».
Один человек от каждой команды вписывает своё устройство. Все команды проверяют правильность выполнения задания. [3]
5. Итоги урока. Отметить положительные и отрицательные стороны урока, объявить оценки за работу на уроке.
6. Домашнее задание. Придумать свой ребус на компьютерную тему и зарисовать его.
Используемая литература.
- Информатика и ИКТ-3 класс. Горячев А.В. Баллас. Москва, 2007
- Информатика Макарова Н.В. - 5-6 класс, Питер, 2002
- Сайт «Информатика, школьный курс».
- Компьютерная смекалка. Первин Ю.А.-2 класс, Фёдоров. Самара, 1997 г.