Урок по окружающему миру в 4-м классе по теме "Рукотворная жизнь"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • познакомить детей с понятием “сорт” и “порода”, с наукой
  • селекция ; развить кругозор по понятию “одомашнивание”;
  • воспитывать любовь к животным.

Оборудование:

  • таблица культурных растений,
  • породы собак,
  • портрет
  • Н.И.Вавилова,
  • сообщения учеников,
  • опорные слова,
  • карточки для индивидуальной работы у доски ;
  • “Учебник – тетрадь для 4 класса: Человек и природа”Часть 2 /Автор – А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутиан.

Ход урока.

1. Организационный момент.

  • Ребята, сегодня мы проведем урок в виде исследовательской конференции, где вы будете выполнять роль ученых – исследователей. Чтобы нам было удобно работать разделимся на две группы:
  • исследователи животных
  • исследователи растений

(дети сидят напротив друг друга полукругом)

  • - У вас на партах для работы есть : предметные картинки ( капуста, морковь, пшеница, разные породы собак); цветные карандаши; учебник“ Окружающий мир” Вахрушев – 4 класс.

2. Тема нашего урока “ Рукотворная жизнь”.

- Прочитайте цитату на доске

( ученик читает цитату)

“Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил” А.Экзюпери

- Как вы думаете, о чем пойдет речь?

- А если уточнить смысл цитаты?

( выслушиваются мнения детей)

Итог: нельзя допустить того, чтобы животное оказалось на улице.

Но ведь домашнее животное тоже когда – то было диким.- В какую историческую эпоху человек приручил животных?- Что вы скажите об одомашнивании?

- С чего все начиналось? ( беседа с детьми )

- Приручить животных – не значит одомашнить. Одомашненным животное считается тогда, когда оно приносит потомство. Эксперименты в области одомашнивания животных продолжаются до сих пор. Людей, которые выводят новые виды животных, называют селекционерами, а наука – селекция.

Большая заслуга в развитии этой науки принадлежит НИКОЛАЮ ИВАНОВИЧУ ВАВИЛОВУ( на доску вывешиваются опорные слова, портрет ,ученик читает сообщение о Н.И.Вавилове)

СЕЛЕКЦИЯ СЕЛЕКЦИОНЕР

Н.И.Вавилов

3. Работа с учебником с.1 - №1.

- Для чего еще человек выращивает культурные растения и домашних животных? (ответы детей с опорой на учебник)

- Собери пословицу ( Не хлебом единым жив человек – ученики объясняют смысл)

Итог: С какой целью человек одомашнивал животных и растения?

4.- Как же еще человек использует домашних животных?

- Послушайте стихотворение - загадку ( читает ученик)

Кто во дворе так заливисто лает?
Тонущих кто из беды выручает?
Трудную службу несет на границе?
С врагом, если надо , не дрогнув ,сразиться?
В трудный поход ее брать с собой можно,
Друга вернее найти невозможно. (Собака)

(беседа о собаках из знаний детей)

Работа с учебником с.2 - №2.

- Вы видите разные виды собак. Назовите одним словом такое разнообразие собак ( порода).

- Сейчас мы проведем брейн – ринг для исследователей животных ( исследователи растений задают вопросы по готовым карточкам)

  1. самая распространенная порода служебных собак (овчарка)
  2. одна из разновидностей овчарок с длинной шерстью ( колли)
  3. одна из любимых пород собак у Мальвины из сказки Л. Толстого

“ Золотой ключик” ( пудель)

4) отгадай ребус МАЙКА М=Л (лайка)

- Каждой породе собак соответствует ее группа ( дети поочередно показывают названия групп и записывают названия в учебнике)

  • ОВЧАРКА – ОХРАННЫЕ
  • КОЛЛИ – ПАСТУШЕСКАЯ
  • ПУДЕЛЬ – ДЕКОРАТИВНАЯ
  • ЛАЙКА – ОХОТНИЧЬЯ

Итог: - С какой целью выведена каждая порода собак?

5.В области растениеводства человек достиг больших результатов.

- Послушайте отрывок из сказки. Назовите автора и название сказки.

( звучит аудиокассета)

“Нужен мне работник:
Повар, конюх и плотник.
А где найти мне такого
Служителя не слишком дорогого?”
“Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелка тебе по лбу,
Есть же мне давай варенную полбу”

(А.С. Пушкин “ Сказка о попе и о работнике его Балде”)

- Что такое “полба”? ( полба – это низкий вид пшеницы)

- Как по другому назвать большое разнообразие растений, которое вы видите перед собой? (сорт). На доске опорные слова.

СЕЛЕКЦИЯ – СОРТ - ПОРОДА

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

- Покажите пословицу пантомимикой (дети читают пословицу)

“ Что посеешь – то и пожнешь”

6.- Сейчас мы проведем брейн - ринг для исследователей растений

( исследователи животных читают загадки по готовым карточкам )

  1. В поле тычинка
    Золотая вершинка ( пшеница)
  2. Был ребенок - не знал пеленок,
    Стал стариком – сто пеленок на нем (капуста)
  3. Красна , да не девица
    Зелена, да не дубрава
    С хвостом , да не мышь (морковь)

- Сейчас мы займемся исследовательской деятельностью

( 2 ученика заранее готовили сообщения о животных: тарпан , дромадер, тур, муфлон)

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА: распредели по столбикам домашних животных и их предков (работают ученики, которые готовили сообщения)

1 ученик: волк – собака

тарпан – лошадь

тур - корова

2 ученик: дромадер – верблюд

кабан – свинья

муфлон - овца

ГРУППОВАЯ РАБОТА: с. 4 - №4 в учебнике (найти нужные признаки с изображением породы собак)

РАБОТА В ПАРАХ: с. 4 - №5 в учебнике ( выбери свойства для своего растения пшеница, капуста или морковь, которые улучшат их сортовые качества)

Проверка всех видов работ, слушание сообщений по темам: “Тарпан”,

“Тур”, “Дромадер”, “Муфлон”.

Итог: благодаря одомашниванию, науке селекции и ученым –

селекционерам, дикие животные полностью не исчезли из

природных сообществ.

Сообщение ученика о ПримНИИСХ

ПРИМОРСКИЙ НАУЧНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

Институт в поселке Тимирязевский организован 12 февраля 1976г. приказом Министерства сельского хозяйства.

В институте проводят селекционную и семеноводческую работу по зерновым (ячмень, пшеница, овес), зернобобовым ( соя), крупяным (гречиха, рис), овощным, кормовым культурам, кукурузе и картофелю; уделяют внимание развитию крупного рогатого скота.

При институте имеется совет по защите докторскихи кандидатских диссертаций по растениеводству, селекции, семеноводству.

Создание новых сортов с/х культур, высокоурожайных и устойчивых к комплексу разных заболеваний - это одно из основных направлений деятельности института.

Всего за весь период работы выведено 125 сортов основных с/х культур.

7.Итог урока: - Ребята, что вам больше всего понравилось на нашей конференции?

- Что вы запомнили о селекционере, о науке селекция, о породе, сорте?(высказывания детей)

Домашнее задание: с. 1 – 6, вопросы к параграфу, принести картинки с породами любимых собак.