Цели:
- познакомить детей с понятием “сорт” и “порода”, с наукой
- селекция ; развить кругозор по понятию “одомашнивание”;
- воспитывать любовь к животным.
Оборудование:
- таблица культурных растений,
- породы собак,
- портрет
- Н.И.Вавилова,
- сообщения учеников,
- опорные слова,
- карточки для индивидуальной работы у доски ;
- “Учебник – тетрадь для 4 класса: Человек и природа”Часть 2 /Автор – А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутиан.
Ход урока.
1. Организационный момент.
- Ребята, сегодня мы проведем урок в виде исследовательской конференции, где вы будете выполнять роль ученых – исследователей. Чтобы нам было удобно работать разделимся на две группы:
- исследователи животных
- исследователи растений
(дети сидят напротив друг друга полукругом)
- - У вас на партах для работы есть : предметные картинки ( капуста, морковь, пшеница, разные породы собак); цветные карандаши; учебник“ Окружающий мир” Вахрушев – 4 класс.
2. Тема нашего урока “ Рукотворная жизнь”.
- Прочитайте цитату на доске
( ученик читает цитату)
“Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил” А.Экзюпери
- Как вы думаете, о чем пойдет речь?
- А если уточнить смысл цитаты?
( выслушиваются мнения детей)
Итог: нельзя допустить того, чтобы животное оказалось на улице.
Но ведь домашнее животное тоже когда – то было диким.- В какую историческую эпоху человек приручил животных?- Что вы скажите об одомашнивании?
- С чего все начиналось? ( беседа с детьми )
- Приручить животных – не значит одомашнить. Одомашненным животное считается тогда, когда оно приносит потомство. Эксперименты в области одомашнивания животных продолжаются до сих пор. Людей, которые выводят новые виды животных, называют селекционерами, а наука – селекция.
Большая заслуга в развитии этой науки принадлежит НИКОЛАЮ ИВАНОВИЧУ ВАВИЛОВУ( на доску вывешиваются опорные слова, портрет ,ученик читает сообщение о Н.И.Вавилове)
СЕЛЕКЦИЯ СЕЛЕКЦИОНЕР Н.И.Вавилов |
3. Работа с учебником с.1 - №1.
- Для чего еще человек выращивает культурные растения и домашних животных? (ответы детей с опорой на учебник)
- Собери пословицу ( Не хлебом единым жив человек – ученики объясняют смысл)
Итог: С какой целью человек одомашнивал животных и растения?
4.- Как же еще человек использует домашних животных?
- Послушайте стихотворение - загадку ( читает ученик)
Кто во дворе так заливисто лает?
Тонущих кто из беды выручает?
Трудную службу несет на границе?
С врагом, если надо , не дрогнув ,сразиться?
В трудный поход ее брать с собой можно,
Друга вернее найти невозможно. (Собака)
(беседа о собаках из знаний детей)
Работа с учебником с.2 - №2.
- Вы видите разные виды собак. Назовите одним словом такое разнообразие собак ( порода).
- Сейчас мы проведем брейн – ринг для исследователей животных ( исследователи растений задают вопросы по готовым карточкам)
- самая распространенная порода служебных собак (овчарка)
- одна из разновидностей овчарок с длинной шерстью ( колли)
- одна из любимых пород собак у Мальвины из сказки Л. Толстого
“ Золотой ключик” ( пудель)
4) отгадай ребус МАЙКА М=Л (лайка)
- Каждой породе собак соответствует ее группа ( дети поочередно показывают названия групп и записывают названия в учебнике)
- ОВЧАРКА – ОХРАННЫЕ
- КОЛЛИ – ПАСТУШЕСКАЯ
- ПУДЕЛЬ – ДЕКОРАТИВНАЯ
- ЛАЙКА – ОХОТНИЧЬЯ
Итог: - С какой целью выведена каждая порода собак?
5.В области растениеводства человек достиг больших результатов.
- Послушайте отрывок из сказки. Назовите автора и название сказки.
( звучит аудиокассета)
“Нужен мне работник:
Повар, конюх и плотник.
А где найти мне такого
Служителя не слишком дорогого?”
“Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелка тебе по лбу,
Есть же мне давай варенную полбу”
(А.С. Пушкин “ Сказка о попе и о работнике его Балде”)
- Что такое “полба”? ( полба – это низкий вид пшеницы)
- Как по другому назвать большое разнообразие растений, которое вы видите перед собой? (сорт). На доске опорные слова.
СЕЛЕКЦИЯ – СОРТ - ПОРОДА |
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
- Покажите пословицу пантомимикой (дети читают пословицу)
“ Что посеешь – то и пожнешь”
6.- Сейчас мы проведем брейн - ринг для исследователей растений
( исследователи животных читают загадки по готовым карточкам )
- В поле тычинка
Золотая вершинка ( пшеница) - Был ребенок - не знал пеленок,
Стал стариком – сто пеленок на нем (капуста) - Красна , да не девица
Зелена, да не дубрава
С хвостом , да не мышь (морковь)
- Сейчас мы займемся исследовательской деятельностью
( 2 ученика заранее готовили сообщения о животных: тарпан , дромадер, тур, муфлон)
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА: распредели по столбикам домашних животных и их предков (работают ученики, которые готовили сообщения)
1 ученик: волк – собака тарпан – лошадь тур - корова |
2 ученик: дромадер – верблюд кабан – свинья муфлон - овца |
ГРУППОВАЯ РАБОТА: с. 4 - №4 в учебнике (найти нужные признаки с изображением породы собак)
РАБОТА В ПАРАХ: с. 4 - №5 в учебнике ( выбери свойства для своего растения пшеница, капуста или морковь, которые улучшат их сортовые качества)
Проверка всех видов работ, слушание сообщений по темам: “Тарпан”,
“Тур”, “Дромадер”, “Муфлон”.
Итог: благодаря одомашниванию, науке селекции и ученым –
селекционерам, дикие животные полностью не исчезли из
природных сообществ.
Сообщение ученика о ПримНИИСХ
ПРИМОРСКИЙ НАУЧНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
Институт в поселке Тимирязевский организован 12 февраля 1976г. приказом Министерства сельского хозяйства.
В институте проводят селекционную и семеноводческую работу по зерновым (ячмень, пшеница, овес), зернобобовым ( соя), крупяным (гречиха, рис), овощным, кормовым культурам, кукурузе и картофелю; уделяют внимание развитию крупного рогатого скота.
При институте имеется совет по защите докторскихи кандидатских диссертаций по растениеводству, селекции, семеноводству.
Создание новых сортов с/х культур, высокоурожайных и устойчивых к комплексу разных заболеваний - это одно из основных направлений деятельности института.
Всего за весь период работы выведено 125 сортов основных с/х культур.
7.Итог урока: - Ребята, что вам больше всего понравилось на нашей конференции?
- Что вы запомнили о селекционере, о науке селекция, о породе, сорте?(высказывания детей)
Домашнее задание: с. 1 – 6, вопросы к параграфу, принести картинки с породами любимых собак.