Использование технологии развития критического мышления на уроках английского языка для формирования коммуникативной компетенции

Разделы: Иностранные языки


Я работаю 16 лет учителем английского языка в МОУ СОШ с. Пасегово Кирово-Чепецкого района. Кировской области.

Обучение иностранным языкам в современной школе предполагаем обновление форм, методов и содержания языкового образования на основе личностно-ориентированного подхода с максимальным учётом интересов учащихся и на основе использования современных технологий.

Вот уже несколько лет я применяю в своей практике технологию развития критического мышления при обучении учащихся среднего (начиная с 7 класса) и старшего звена при обучении чтению и при обобщении изученного материала. Данная технология позволяет сильным учащимся развивать свои талант, ученикам со средними способностями добиться новых положительных результатов, а ученикам с недостаточной мотивацией к обучению побывать в ситуации успеха.

Важно заметить, что при использовании технологии развития критического мышления овладение новыми знаниями начинается не со знакомства с известными способами решения определенной задачи или проблемы, а с создания условий, которые формируют потребность получить решение именно этой задачи. Отвечая на личностно значимые вопросы, которые возникают на пути к цели, человек быстрее и глубже может освоить новый материал.

Технология развития критического мышления включает несколько стадий.Начало формы

  • Первая стадия – вызов. Эта стадия позволяет актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме; вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности.
  • Вторая стадия – осмысление. Эта стадия позволяет ученику получить новую информацию, осмыслить ее, соотнести с уже имеющимися знаниями, проанализировать новую информацию и уже имеющиеся знания.
  • Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является: целостное осмысление, обобщение полученной информации, формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

Что принципиально нового несет технология критического мышления? Элементы новизны, помимо философских идей, содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. На каждой из стадий урока используются свои методические приемы.

Моя подготовка к уроку начинается с перемены. На доске наглядность по теме. Тема и цели урока записаны на доске заранее. Это даёт возможность тревожным ученикам и ученикам-флегматикам больше времени на раздумье и возможность на уроке быть успешными. Класс заранее разделён на группы. Так как мы часто работаем, используя технологию коллективного способа обучения, то группы в классе можно назвать устойчивыми и постоянными.

Задаю вопрос по теме. Стараюсь сформулировать его необычно, часто использую проблемные вопросы. Ребята работают несколько минут индивидуально, пишут, что они знают по заданному вопросу. Далее наступает время обсуждения вопроса в группе. Ребята выбирают самые интересные, необычные, пусть даже противоречивые факты по теме. Собранная информация зачитывается вслух представителями групп и записывается на доске.

Доска разделена на три части. Первая часть – это часть для записи всей собранной информации. Обычно мы её называем банком данных, банком идей. Запись произвольная, например, в виде кластера или таблицы. Если между группами возникает разногласие по достоверности и точности информации, то противоречивый материал записывается в банк вопросов, то есть на вторую часть доски. Весь собранный материал ещё раз зачитывается представителями групп.

Для получения новой информации и поддержания мотивации, обучающиеся получают карточки с заданиями. Задания на карточках могут быть разные, например: согласись или нет с предложенными фактами, найди лишнюю фразу, сформулируй вопросы, помогающие раскрыть тему урока. Карточка выдаётся каждому ученику. Обучающиеся снова работают в режиме: индивидуально-группа-класс. Полученная из карточек информация обсуждается, заносится в банк данных, а при появлении противоречий появляются новые вопросы в банке вопросов.

Следующий этап я считаю одним из сложных этапов. Это работа с текстом. Здесь используется приём пометки на полях. Тексты выдаются каждому ученику. Напоминаю обучающимся правила расстановки маркировочных знаков. Идет работа в режиме: индивидуально-группа-класс. Полученная из текстов информация обсуждается и снова заносится в банк данных. Если после прочтения текста видно, что в банке данных есть ошибочные факты, то эти факты корректируются. Если появляются несогласия с текстом, то пополняется банк вопросов. На третью часть доски записывается информация непонятная для учащихся, информация, требующая дополнительных сведений. Весь собранный материал ещё раз прочитывается и обобщается. Класс смотрит, нашёл ли он ответ на поставленный вопрос или достаточно ли хорошо раскрыл тему? В ходе урока ученики конспектируют запись с доски.

Домашнее задание даётся дифференцированно. Ученик с недостаточной мотивацией к обучению может просто пересказать собранную информацию, используя банк данных. Ученику со средними и хорошими способностями можно предложить ответить на вопросы из банка вопросов. Сильный и творческий ученик может попробовать найти информацию из банка для дополнительной информации и оформить его в форме эссе или презентации.

Ниже приведёны примеры разработанных уроков

  1. 9 класс – тема “Книги, произведения Шекспира” (УМК В.П.Кузовлев)
  2. 7 класс – домашнее чтение (УМК М.З. Биболетова)

9 класс – тема “Книги, произведения Шекспира” (УМК В.П.Кузовлев)

Цели урока:

  1. Практическая – формирование умений и навыков общения по теме “Книги, произведения Шекспира” через систему упражнений и создание ситуаций общения.
  2. Образовательная – создание условий для получения знаний о культуре и истории страны изучаемого языка через использование дополнительной литературы и групповую форму работы.
  3. Развивающая – развитие способности творчески использовать изученный материал при выполнении творческих заданий через обсуждение проблемных ситуаций.
  4. Воспитательная – формирование системы моральных ценностей через анализ литературного произведения и постановку проблемных вопросов.

Первая стадия – вызов

1.Задаю ученикам вопрос: “My question is who can be a real king? ” (Кто может быть настоящим королем?).

Все задания на уроке выполняются в следующем порядке: индивидуально – группа - класс, после каждого задания заполняется банк данных и банк вопросов, зачитывается вся информация из банка данных и банка вопросов.

2.Выдаю карточки с предложениями и прошу отметить среди них верные и неверные:

  1. King Lear was famous for his heavy character and strict decisions.
  2. King Lear was kind and loved his daughters greatly.
  3. Kings usually give their kingdoms sons or daughters, who love them more.
  4. Sometimes even kings are not happy.
  5. Love can be paid for money.
  6. King Lear was a literature hero.
  7. Children always love their parents.
  8. Castle is a large wooden building.
  9. During King Lear’s time there were no prisons.
  10. The end of King Lear’s life was sad and tragic.

3. Прошу составить из слов предложение.

he \now\ his\who\ best\ was\ to understand\daughter.

Вторая стадия – осмысление:

4.Внимательно прочитай этот текст*, отметь знаком “плюс” то, что ты уже знал, знаком “минус”, что ты не знал, знаком “восклицания” то, о чём бы ты хотел ещё узнать Заполняем банк данных.

знаю не знаю хочу узнать
     
     

*К данному уроку предлагался текст “Король Лир” В.Шекспира из книги “Избранные страницы английской литературы”, издательства “Лист” и “Каро”, М., 1996

Третья стадия - рефлексия:

5. Обобщение полученной информации. Выбор наиболее перспективных решений с точки зрения имеющихся на данный момент ресурсов. Домашнее задание берётся из банка вопросов.

Проведенная диагностическая работа по теме урока в 11 классе показала, что ученики, обучающиеся в режиме технологии критического мышления три года выполнили работу достаточно успешно (79% на “4” и “5”).

Использование технологии развития критического мышления при обучении чтению.

7 класс – домашнее чтение

(УМК Биболетова М.З.)

Цели урока:

  1. Практическая – формирование умений и навыков говорения по теме “Литературные герои”, используя коммуникативные упражнения и создание разговорных ситуаций.
  2. Образовательная – формирование у учащихся представления об истории англо-говорящих стран через изучение дополнительной литературы.
  3. Развивающая – развитие потребности в дальнейшем самообразовании и саморазвитие в иностранном языке через постановку проблемных вопросов.
  4. Воспитательная – воспитание взаимопонимания и толерантности, используя групповую форму работы.

Ход урока

1.Оргмомент

Первая стадия – вызов (введение в тему).

Речевая зарядка (на доске наглядный материал)(презентация)

 рис1

Can you describe these heroes?

Use a plan.

  1. What countries are they from?
  2. What time did they live?
  3. What were their main features?
  4. What did they do for people?
  5. Where can you find information about them?

3.Целеполагание и мотивация.

Пользуясь картинками, ученика заполняют кроссворд.

 

рис2

4. Актуализация знаний и умений.

  • Расскажи, кто был такой Робин Гуд?
  • Is Robin Hood a hero or a robber?
  • Why did Robin Hood live so?

(Все задания на уроке выполняются в следующем порядке:
индивидуально-группа-класс,
после каждого задания заполняется банк данных и банк вопросов (таблица на доске), зачитывается вся информация из банка данных и банка вопросов)

We know We don’t know about it We want to know about it
     

5.Первичное усвоение, осознание и осмысление учебного материала.

Вторая стадия – осмысление (изучению нового материала)

Внимательно прочитай этот текст, отметь знаком “плюс” то, что ты уже знал, знаком “минус”, что ты не знал, знаком “восклицания” то, о чём бы ты хотел ещё узнать (смотри текст, приложение 1).

Текст не дочитывается до конца, учащимся, предлагается такое задание:

  • Как ты думаешь закончится эта история?
  • Попробуй придумать своё собственное окончание.
  • Как бы можно было закончить эту историю с точки зрения Робин Гуда, а с точки зрения Шерифа?

6. Систематизация знаний и умений.

Третья стадия (закрепление материала).

Для получения новой информации и поддержания мотивации, обучающиеся получают карточки с разнообразными заданиями. Таких карточек может быть один, два или более комплектов Карточка выдаётся каждому ученику. Обучающиеся снова работают в режиме: индивидуально, группа, класс. Полученная из карточек информация обсуждается, заносится в банк данных, а при появлении противоречий появляются новые вопросы в банке вопросов. Весь собранный материал прочитывается.

  Карточка № 1

- Сравните двух героев и заполните таблицу

                   

Robin Hood The sheriff of Nottingham
lived in the forest
had a lot of friends
had a lot of soldiers
had dinner with butchers
was rich and had a lot of money
was brave and kind
rode a horse well
had no family
dreamt to be richer
was a hero for English people

Карточка № 2

- Заполните кроссворд

10              
 
 
  9
  4  
  8    
7           3 6
             
      5 2    
  1          
           
         
     
   
         
  1. A place, where Robin Hood lives.
  2. Robin is a real …to poor people.
  3. He took … of rich people.
  4. The … wanted to kill Robin Hood.
  5. Robin’s favourite animal is a ….
  6. The sheriff wanted to put Robin Hood into a ….
  7. Rich people thought, that Robin Hood was a….
  8. Robin Hood had got a … and blew it well.
  9. There were a lot of … in Sherwood Forest.
  10. The sheriff sent his … to Sherwood Forest many times to catch Robin Hood, but they could not catch him.

6. Применение знаний и умений.

Карточка № 3

- What was happened in the Sherwood Forest?

img6.jpg (69012 bytes)

Карточка № 4

- Robin Hood and the sheriff (a play) (смотри приложение 2).

7. Проверка уровня усвоения знаний и умений.

Карточка № 5

Внимательно прочитай карточку, согласись или нет с данными предложениями

(+ или -)

  1. Robin Hood was a literature hero.
  2. He lived in a castle with his family.
  3. Robin lived in a forest with his friend.
  4. He was tall, strong and handsome.
  5. “Hood” means “храбрый”.
  6. Robin Hood took money of rich people and gave them everybody.
  7. The sheriff of Nottingham was his best friend.
  8. Everybody knows Robin Hood.
  9. Robin Hood had some “wild” cattle.
  10. He had got a horn to gather his friends.

Карточка № 6

- Put pictures in a right order and try to describe them

 img7.jpg (8552 bytes)

8. Информация о домашнем задании.

Домашнее задание даётся дифференцированно. Слабые ученики просто пересказывают собранную информацию, используя банк данных. Ученики со средними и хорошими способностями могут ответить на вопросы из банка вопросов. Сильные учащиеся могут попробовать найти информацию из банка для дополнительной информации и оформить его в форме эссе или презентации

9. Рефлексия

Карточка № 7

Let us sing a song.

img8.jpg (4968 bytes)

The dusky night rides down the sky,
And ushers in the morn;
The hounds all join in glorious cry,
The hounds all join in glorious cry,
The huntsman winds his horn,
The huntsman winds his horn.
Then a-hunting we will go,
A-hunting we will go,
A-hunting we will go,
A-hunting we will go.