Я работаю 16 лет учителем английского языка в МОУ СОШ с. Пасегово Кирово-Чепецкого района. Кировской области.
Обучение иностранным языкам в современной школе предполагаем обновление форм, методов и содержания языкового образования на основе личностно-ориентированного подхода с максимальным учётом интересов учащихся и на основе использования современных технологий.
Вот уже несколько лет я применяю в своей практике технологию развития критического мышления при обучении учащихся среднего (начиная с 7 класса) и старшего звена при обучении чтению и при обобщении изученного материала. Данная технология позволяет сильным учащимся развивать свои талант, ученикам со средними способностями добиться новых положительных результатов, а ученикам с недостаточной мотивацией к обучению побывать в ситуации успеха.
Важно заметить, что при использовании технологии развития критического мышления овладение новыми знаниями начинается не со знакомства с известными способами решения определенной задачи или проблемы, а с создания условий, которые формируют потребность получить решение именно этой задачи. Отвечая на личностно значимые вопросы, которые возникают на пути к цели, человек быстрее и глубже может освоить новый материал.
Технология развития критического мышления включает несколько стадий.Начало формы
- Первая стадия – вызов. Эта стадия позволяет актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме; вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности.
- Вторая стадия – осмысление. Эта стадия позволяет ученику получить новую информацию, осмыслить ее, соотнести с уже имеющимися знаниями, проанализировать новую информацию и уже имеющиеся знания.
- Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является: целостное осмысление, обобщение полученной информации, формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.
Что принципиально нового несет технология критического мышления? Элементы новизны, помимо философских идей, содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. На каждой из стадий урока используются свои методические приемы.
Моя подготовка к уроку начинается с перемены. На доске наглядность по теме. Тема и цели урока записаны на доске заранее. Это даёт возможность тревожным ученикам и ученикам-флегматикам больше времени на раздумье и возможность на уроке быть успешными. Класс заранее разделён на группы. Так как мы часто работаем, используя технологию коллективного способа обучения, то группы в классе можно назвать устойчивыми и постоянными.
Задаю вопрос по теме. Стараюсь сформулировать его необычно, часто использую проблемные вопросы. Ребята работают несколько минут индивидуально, пишут, что они знают по заданному вопросу. Далее наступает время обсуждения вопроса в группе. Ребята выбирают самые интересные, необычные, пусть даже противоречивые факты по теме. Собранная информация зачитывается вслух представителями групп и записывается на доске.
Доска разделена на три части. Первая часть – это часть для записи всей собранной информации. Обычно мы её называем банком данных, банком идей. Запись произвольная, например, в виде кластера или таблицы. Если между группами возникает разногласие по достоверности и точности информации, то противоречивый материал записывается в банк вопросов, то есть на вторую часть доски. Весь собранный материал ещё раз зачитывается представителями групп.
Для получения новой информации и поддержания мотивации, обучающиеся получают карточки с заданиями. Задания на карточках могут быть разные, например: согласись или нет с предложенными фактами, найди лишнюю фразу, сформулируй вопросы, помогающие раскрыть тему урока. Карточка выдаётся каждому ученику. Обучающиеся снова работают в режиме: индивидуально-группа-класс. Полученная из карточек информация обсуждается, заносится в банк данных, а при появлении противоречий появляются новые вопросы в банке вопросов.
Следующий этап я считаю одним из сложных этапов. Это работа с текстом. Здесь используется приём пометки на полях. Тексты выдаются каждому ученику. Напоминаю обучающимся правила расстановки маркировочных знаков. Идет работа в режиме: индивидуально-группа-класс. Полученная из текстов информация обсуждается и снова заносится в банк данных. Если после прочтения текста видно, что в банке данных есть ошибочные факты, то эти факты корректируются. Если появляются несогласия с текстом, то пополняется банк вопросов. На третью часть доски записывается информация непонятная для учащихся, информация, требующая дополнительных сведений. Весь собранный материал ещё раз прочитывается и обобщается. Класс смотрит, нашёл ли он ответ на поставленный вопрос или достаточно ли хорошо раскрыл тему? В ходе урока ученики конспектируют запись с доски.
Домашнее задание даётся дифференцированно. Ученик с недостаточной мотивацией к обучению может просто пересказать собранную информацию, используя банк данных. Ученику со средними и хорошими способностями можно предложить ответить на вопросы из банка вопросов. Сильный и творческий ученик может попробовать найти информацию из банка для дополнительной информации и оформить его в форме эссе или презентации.
Ниже приведёны примеры разработанных уроков
- 9 класс – тема “Книги, произведения Шекспира” (УМК В.П.Кузовлев)
- 7 класс – домашнее чтение (УМК М.З. Биболетова)
Цели урока:
- Практическая – формирование умений и навыков общения по теме “Книги, произведения Шекспира” через систему упражнений и создание ситуаций общения.
- Образовательная – создание условий для получения знаний о культуре и истории страны изучаемого языка через использование дополнительной литературы и групповую форму работы.
- Развивающая – развитие способности творчески использовать изученный материал при выполнении творческих заданий через обсуждение проблемных ситуаций.
- Воспитательная – формирование системы моральных ценностей через анализ литературного произведения и постановку проблемных вопросов.
Первая стадия – вызов
1.Задаю ученикам вопрос: “My question is who can be a real king? ” (Кто может быть настоящим королем?).
Все задания на уроке выполняются в следующем порядке: индивидуально – группа - класс, после каждого задания заполняется банк данных и банк вопросов, зачитывается вся информация из банка данных и банка вопросов.
2.Выдаю карточки с предложениями и прошу отметить среди них верные и неверные:
- King Lear was famous for his heavy character and strict decisions.
- King Lear was kind and loved his daughters greatly.
- Kings usually give their kingdoms sons or daughters, who love them more.
- Sometimes even kings are not happy.
- Love can be paid for money.
- King Lear was a literature hero.
- Children always love their parents.
- Castle is a large wooden building.
- During King Lear’s time there were no prisons.
- The end of King Lear’s life was sad and tragic.
3. Прошу составить из слов предложение.
he \now\ his\who\ best\ was\ to understand\daughter.
Вторая стадия – осмысление:
4.Внимательно прочитай этот текст*, отметь знаком “плюс” то, что ты уже знал, знаком “минус”, что ты не знал, знаком “восклицания” то, о чём бы ты хотел ещё узнать Заполняем банк данных.
знаю | не знаю | хочу узнать |
*К данному уроку предлагался текст “Король Лир” В.Шекспира из книги “Избранные страницы английской литературы”, издательства “Лист” и “Каро”, М., 1996
Третья стадия - рефлексия:
5. Обобщение полученной информации. Выбор наиболее перспективных решений с точки зрения имеющихся на данный момент ресурсов. Домашнее задание берётся из банка вопросов.
Проведенная диагностическая работа по теме урока в 11 классе показала, что ученики, обучающиеся в режиме технологии критического мышления три года выполнили работу достаточно успешно (79% на “4” и “5”).
Использование технологии развития критического мышления при обучении чтению.7 класс – домашнее чтение
(УМК Биболетова М.З.)
Цели урока:
- Практическая – формирование умений и навыков говорения по теме “Литературные герои”, используя коммуникативные упражнения и создание разговорных ситуаций.
- Образовательная – формирование у учащихся представления об истории англо-говорящих стран через изучение дополнительной литературы.
- Развивающая – развитие потребности в дальнейшем самообразовании и саморазвитие в иностранном языке через постановку проблемных вопросов.
- Воспитательная – воспитание взаимопонимания и толерантности, используя групповую форму работы.
Ход урока
1.Оргмомент
Первая стадия – вызов (введение в тему).
Речевая зарядка (на доске наглядный материал)(презентация)
рис1
Can you describe these heroes?
Use a plan.
- What countries are they from?
- What time did they live?
- What were their main features?
- What did they do for people?
- Where can you find information about them?
3.Целеполагание и мотивация.
Пользуясь картинками, ученика заполняют кроссворд.
рис2
4. Актуализация знаний и умений.
- Расскажи, кто был такой Робин Гуд?
- Is Robin Hood a hero or a robber?
- Why did Robin Hood live so?
(Все задания на уроке выполняются в следующем
порядке:
индивидуально-группа-класс, после
каждого задания заполняется банк данных и банк
вопросов (таблица на доске), зачитывается вся
информация из банка данных и банка вопросов)
We know | We don’t know about it | We want to know about it |
5.Первичное усвоение, осознание и осмысление учебного материала.
Вторая стадия – осмысление (изучению нового материала)
Внимательно прочитай этот текст, отметь знаком “плюс” то, что ты уже знал, знаком “минус”, что ты не знал, знаком “восклицания” то, о чём бы ты хотел ещё узнать (смотри текст, приложение 1).
Текст не дочитывается до конца, учащимся, предлагается такое задание:
- Как ты думаешь закончится эта история?
- Попробуй придумать своё собственное окончание.
- Как бы можно было закончить эту историю с точки зрения Робин Гуда, а с точки зрения Шерифа?
6. Систематизация знаний и умений.
Третья стадия (закрепление материала).
Для получения новой информации и поддержания мотивации, обучающиеся получают карточки с разнообразными заданиями. Таких карточек может быть один, два или более комплектов Карточка выдаётся каждому ученику. Обучающиеся снова работают в режиме: индивидуально, группа, класс. Полученная из карточек информация обсуждается, заносится в банк данных, а при появлении противоречий появляются новые вопросы в банке вопросов. Весь собранный материал прочитывается.
Карточка № 1
- Сравните двух героев и заполните таблицу
Robin Hood | The sheriff of Nottingham |
lived in the forest | |
had a lot of friends | |
had a lot of soldiers | |
had dinner with butchers | |
was rich and had a lot of money | |
was brave and kind | |
rode a horse well | |
had no family | |
dreamt to be richer | |
was a hero for English people |
Карточка № 2
- Заполните кроссворд
10 | |||||||||
9 | |||||||||
4 | |||||||||
8 | |||||||||
7 | 3 | 6 | |||||||
5 | 2 | ||||||||
1 | |||||||||
- A place, where Robin Hood lives.
- Robin is a real …to poor people.
- He took … of rich people.
- The … wanted to kill Robin Hood.
- Robin’s favourite animal is a ….
- The sheriff wanted to put Robin Hood into a ….
- Rich people thought, that Robin Hood was a….
- Robin Hood had got a … and blew it well.
- There were a lot of … in Sherwood Forest.
- The sheriff sent his … to Sherwood Forest many times to catch Robin Hood, but they could not catch him.
6. Применение знаний и умений.
Карточка № 3
- What was happened in the Sherwood Forest?
Карточка № 4
- Robin Hood and the sheriff (a play) (смотри приложение 2).
7. Проверка уровня усвоения знаний и умений.
Карточка № 5
Внимательно прочитай карточку, согласись или нет с данными предложениями
(+ или -)
- Robin Hood was a literature hero.
- He lived in a castle with his family.
- Robin lived in a forest with his friend.
- He was tall, strong and handsome.
- “Hood” means “храбрый”.
- Robin Hood took money of rich people and gave them everybody.
- The sheriff of Nottingham was his best friend.
- Everybody knows Robin Hood.
- Robin Hood had some “wild” cattle.
- He had got a horn to gather his friends.
Карточка № 6
- Put pictures in a right order and try to describe them
8. Информация о домашнем задании.
Домашнее задание даётся дифференцированно. Слабые ученики просто пересказывают собранную информацию, используя банк данных. Ученики со средними и хорошими способностями могут ответить на вопросы из банка вопросов. Сильные учащиеся могут попробовать найти информацию из банка для дополнительной информации и оформить его в форме эссе или презентации
9. Рефлексия
Карточка № 7
Let us sing a song.
The dusky night rides down the sky,
And ushers in the morn;
The hounds all join in glorious cry,
The hounds all join in glorious cry,
The huntsman winds his horn,
The huntsman winds his horn.
Then a-hunting we will go,
A-hunting we will go,
A-hunting we will go,
A-hunting we will go.