Цель урока:
- обобщить знания учащихся по теме: “Россия в эпоху Петра I” и, предложив им дать характеристику этого исторического деятеля, сформировать у них представление о времени его правления, о неоднозначности и противоречивости оценок его деятельности;
- приобщать учащихся к творческой деятельности, учить применять конкретные знания в новой ситуации;
- развивать умственную деятельность учащихся - умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы и умозаключения;
- воспитывать любовь и уважение к истории родной страны;
- формировать толерантное мышление.
Опережающее задание. Класс заранее разделить на две команды - западников и славянофилов, определить группу экспертов. Учащиеся должны повторить весь материал по петровской эпохе, изучить дополнительную информацию о том, как оценивали Петра I деятели русской культуры и науки. Подготовить творческие задания по определённым вопросам. Принять участие в подготовке выставки книг о деятельности Петра I.
Оборудование урока: план диспута, портреты Петра I и его сподвижников, рисунки детей, раздаточный материал, карточки.
Ход урока
Вступительное слово учителя.
Личность Петра Великого является настолько яркой и выдающейся, что она как магнит привлекает, и будет привлекать исследователей, писателей, историков и т.д. Интерес к “делам” Петра не ослабевает, а, наоборот, усиливается, особенно, в сложные и переходные периоды истории России. Споры о Петре I велись раньше, ведутся сейчас и будут вестись всегда, пока живут люди, неравнодушные к истории нашей страны. Ведь суть этих споров одна – судьба России. Так кто он? Царь-преобразователь, великий реформатор, двинувший Россию на европейский путь или жестокий тиран, столкнувший её с традиционного пути развития, насадивший продажную бюрократию и укрепивший систему крепостничества? Истина, наверное, посредине. Но в чём она состоит? Каждый определяет её по-разному. И сегодня мы попытаемся выразить своё отношение к петровской эпохе и определить:
- Какова роль Петра I в судьбе России?
- Можно ли считать его великим реформатором и
почему?
Обсуждать эту проблему мы будем с точки зрения двух общественных философских течений – “западников” и “славянофилов”. Итак, кто у нас сегодня на позициях “славянофилов”? Охарактеризуйте кратко свою точку зрения на судьбу России.
Представитель команды “славянофилов”: Мы считаем Россию самобытной страной, которая всегда была сильна народным духом, нравственностью и православием. В этом плане Россия может служить примером для Запада. Реформы Петра I поставили Россию на путь ненужных заимствований, против чего восстали все образованные слои общества. Западноевропейский дух был чужд России – он потряс устои русского быта и нравственности.
Учитель: А теперь мы послушаем точку зрения “западников”.
Представитель команды “западников”: А мы считаем, что все государства развиваются по единому пути. Россия стала в 1-й четверти XVIII века цивилизованным государством именно благодаря реформам Петра I. До него в стране царил застой, отсутствие исторического движения, азиатское невежество и дикость.
Учитель: Итак, начинаем учёный спор о личности Петра и его роли в истории государства Российского.
План диспута.
- Был ли Пётр I жестоким человеком? Какой отпечаток наложили детство и юность Петра на личность императора?
- Был ли Пётр I нравственным человеком? Можно ли его считать примером для подданных?
- Нужны ли были его реформы России? Каковы последствия этих реформ?
- Был ли Пётр I гениальной личностью? Что можно отнести к его государственным ошибкам?
- Был ли Пётр I Великий и почему?
В ходе диспута, чтобы снять умственное напряжение, можно включить следующие игровые моменты.
Историческая викторина.
- Режим государственной власти, сменивший при Петре I сословно-представительную монархию /абсолютизм/.
- Имя второй жены Петра, будущей императрицы /Екатерина/.
- Город, в котором было начато строительство военно-морского флота России /Воронеж/.
- Исполнительный орган государственного управления, отвечающий за определённое направление работы /коллегия/.
- Высший законодательный, распорядительный и исполнительный орган при Петре I /сенат/.
- Собрания, на которые в эпоху Петра сходились для развлечения мужчины и женщины /ассамблеи/.
- Крепость на Дону, закрывающая русским выход в Азовское море /Азов/.
- Высший церковный орган при Петре I /Синод/.
- Крепость, у стен которой Пётр I потерпел поражение от Карла XII /Нарва/.
- Название Российского государства после 1721 года /империя/.
Аукцион дат и имён.
Аукцион дат. Продаётся оценка “5”. Каждый может купить её. Для этого нужно, подняв руку назвать любое событие, связанное с предложенной датой. /Например, 1711 г. – это и Прутский поход, и учреждение Сената, и денежная реформа и т.д. Побеждает тот, кто назовёт больше событий, связанных с этой датой, повторяться нельзя./
Аукцион имён. Продаётся оценка “5”. Каждый может купить её. Для этого нужно назвать как можно больше имён петровской эпохи. /Например, сподвижников Петра или выдающихся полководцев и т.д. Побеждает тот, за кем последнее имя, повторяться нельзя./
Затерявшаяся депеша.
Учитель: В моих руках архивные документы, и даже не документы, а какие-то обрывки. Помогите мне в них разобраться. Кому бы они могли принадлежать?
- “Шведы бьют нас. Погодите. Они научат нас бить их…” /Пётр I/.
- “Пускай сосед Пётр строит города, которые будут взяты шведами…” /Карл XII/.
- “Боже всесильный! Доколе, Господи, мрак невежества будет осенять страну мою?” /Петр I/.
- “Будут вам зимние квартиры. И провиантом в нужном количестве будете обеспечены”. /Мазепа/
- “Всемилостивейший Государь!., помыслили мы… принесть своё прошение к Вам публично, дабы изволили принять от нас яко от верных своих подданных, во благодарение титул отца Отечествия, Императора Всероссийского…” /прошение сенаторов царю Петру о принятии им титула императора. 1721 г./
- “отрок должен быть весьма учтив и вежлив как в словах, так и в делах… на руку не дерзок и не драчлив…” /Юности честное зерцало”/
- “Люди бегут в леса, собираются там в шайки, нападают на усадьбы… И всё потому, что не под силу нам платить налоги.” /крестьяне/.
- “Подтверждаю, что по приказу царя я вместо воза товаров привёз целый воз булыжника для того, чтобы мостить камнем улицы града на Неве”. /Купец/
- “То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник…” /поэт А.С. Пушкин/
- “За здоровье учителей, за шведов!” /Пётр I/
Игра “Ассоциации”
Учитель: Какие ассоциации возникают у вас, когда я произношу имя Петра Великого? Называется множество. Порой самых неожиданных ассоциаций, в некоторых случаях следует попросить объяснить, почему возникла та или иная ассоциация. /Например, Дединово, Балтика, Ельцин, перестройка, Иван Грозный, модернизация, западники, смерть и т. д./
Учитель: /по ходу урока/ возвращает учащихся к вопросам диспута…
В заключительной части урока учитель даёт задание: Напишите письмо в прошлое. Адресата выбирайте сами – от Петра I и его сподвижников до простого человека. Выразите своё отношение к Петровской эпохе. На выполнение задания отводится 5 минут.
Вопросы учителя. Итак, сумел ли Пётр I вывести Россию в число великих держав, открыл ли перед ней будущее? Можно ли его считать выдающимся, Великим человеком?
Примерные высказывания учащихся.
- Пётр I был гениален и деятелен, но также был и
груб, деспотичен, - со своими подчинёнными
обращался как с рабами. А перед иностранцами
преклонялся чрезмерно. Многие реформы можно было
бы в последующем провести мирным путем, без столь
больших жертв и лишений.
- Я считаю, что Пётр I явился вовремя. Именно такой
преобразователь и нужен был России – молодой и
сильный, напористый и волевой.
- При всех пороках Петра I, считаю его человеком,
посланным России свыше. Именно благодаря его
огромной преобразовательной деятельности
Россия сумела встать в один ряд с ведущими
странами Западной Европы.
- Я не согласен с отношением Петра I к
собственному народу. Слишком высокая плата за
все его реформы, ведь он как государь должен был
заботиться о своих подданных.
- Мне кажется, что Пётр I чрезмерно подражал
Западу. Он хотел изменить Россию в слишком сжатые
сроки, а так не бывает.
- Пётр – “работник на троне”, неутомимый
труженик. Он служил примером для своих подданных.
И я одобряю все его преобразования.
- Пётр спас Россию, с нею стали считаться. В
противном случае, она могла бы превратиться в
колонию какого-либо европейского государства.
Выводы учителя. Подводя итоги уроку, следует отметить, что к эпохе Петра I, как впрочем, и к современной истории, нельзя подходить однозначно. Мы можем спорить о личности Петра I, восторгаться его поступками и делами, или же, наоборот, осуждать его. Но мы не можем не признать того, что Пётр I изменил ход развития России, определил его перспективы на долгие годы. И в этом его значение. В последующем историк Н.М.Карамзин так скажет о деяниях Петра: “Сильною рукою дано новое движение России, мы уже не возвратимся к старине”.
Учитель анализирует работу класса на уроке, комментирует оценки, даёт домашнее задание.
Задание на дом: Сделать сравнительный анализ роли Петра I и Ивана Грозного в истории России. Что общего? В чём отличие?
Эпоха Петра Великого в датах.
- 1672 – рождение Петра.
- 1682 – вступление на престол малолетних Ивана и Петра, восстание стрельцов.
- 1686 – учреждение “потешного войска”.
- 1689 – попытка захвата царевной Софьей власти, начало самостоятельного правления Петра.
- 1695-1696 – Азовские походы.
- 1697-1698 – “Великое посольство”.
- 1698 – учреждение ордена Андрея Первозванного.
- 1700-1721 – Северная война.
- 1700 – поражение под Нарвой, введение европейского календаря.
- 1701 – взятие Нотенбурга.
- 1703 – первая газета “Ведомости”, начало строительства Санкт-Петербурга, учреждение военного и морского флагов.
- 1704 – открытие общедоступного театра, взятие Нарвы и Дерпта.
- 1705 – указ о введении рекрутской повинности.
- 1705-1706 – Астраханское восстание.
- 1707 – указ о сыске беглых крестьян.
- 1708 – реформа местного управления, сражение под Лесной.
- 1707-1708 – восстание под предводительством К. Булавина.
- 1709 – Полтавская битва, губернская реформа.
- 1711 – учреждение Сената, указ о лишении дворян поместий за неявку на смотры и на службу, Прутский поход, денежная реформа.
- 1714 – первая морская победа при мысе Гангут, указ о единонаследии, учреждение ордена святой Екатерины, открытие Кунсткамеры.
- 1716 – учреждение звания генералиссимуса, указ Петра о посылке дворян за границу.
- 1716-1717 – поездка Петра за границу.
- 1717 – первое издание “Юности честное зерцало”.
- 1718 – начало поимённой переписи населения, учреждение ассамблей.
- 1720 – учреждение коллегий, морская победа при Гренгам.
- 1721 – Ништадтский мир, окончание Северной войны, создание Синода, указ о покупке к заводам деревень, прошение сенаторов царю Петру о принятии им титула императора, Россия становится империей.
- 1722 – Табель о рангах, учреждение должности генерал-прокурора.
- 1724 – введение подушной подати, указы об учреждении Академии наук и ордена Александра Невского.