Повторительно-обобщительный урок по теме "Роль Петра Великого в судьбе России" (10-й класс)

Разделы: История и обществознание

Класс: 10


Цель урока:

  • обобщить знания учащихся по теме: “Россия в эпоху Петра I” и, предложив им дать характеристику этого исторического деятеля, сформировать у них представление о времени его правления, о неоднозначности и противоречивости оценок его деятельности;
  • приобщать учащихся к творческой деятельности, учить применять конкретные знания в новой ситуации;
  • развивать умственную деятельность учащихся - умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы и умозаключения;
  • воспитывать любовь и уважение к истории родной страны;
  • формировать толерантное мышление.

Опережающее задание. Класс заранее разделить на две команды - западников и славянофилов, определить группу экспертов. Учащиеся должны повторить весь материал по петровской эпохе, изучить дополнительную информацию о том, как оценивали Петра I деятели русской культуры и науки. Подготовить творческие задания по определённым вопросам. Принять участие в подготовке выставки книг о деятельности Петра I.

Оборудование урока: план диспута, портреты Петра I и его сподвижников, рисунки детей, раздаточный материал, карточки.

Ход урока

Вступительное слово учителя.

Личность Петра Великого является настолько яркой и выдающейся, что она как магнит привлекает, и будет привлекать исследователей, писателей, историков и т.д. Интерес к “делам” Петра не ослабевает, а, наоборот, усиливается, особенно, в сложные и переходные периоды истории России. Споры о Петре I велись раньше, ведутся сейчас и будут вестись всегда, пока живут люди, неравнодушные к истории нашей страны. Ведь суть этих споров одна – судьба России. Так кто он? Царь-преобразователь, великий реформатор, двинувший Россию на европейский путь или жестокий тиран, столкнувший её с традиционного пути развития, насадивший продажную бюрократию и укрепивший систему крепостничества? Истина, наверное, посредине. Но в чём она состоит? Каждый определяет её по-разному. И сегодня мы попытаемся выразить своё отношение к петровской эпохе и определить:

- Какова роль Петра I в судьбе России?
- Можно ли считать его великим реформатором и почему?

Обсуждать эту проблему мы будем с точки зрения двух общественных философских течений – “западников” и “славянофилов”. Итак, кто у нас сегодня на позициях “славянофилов”? Охарактеризуйте кратко свою точку зрения на судьбу России.

Представитель команды “славянофилов”: Мы считаем Россию самобытной страной, которая всегда была сильна народным духом, нравственностью и православием. В этом плане Россия может служить примером для Запада. Реформы Петра I поставили Россию на путь ненужных заимствований, против чего восстали все образованные слои общества. Западноевропейский дух был чужд России – он потряс устои русского быта и нравственности.

Учитель: А теперь мы послушаем точку зрения “западников”.

Представитель команды “западников”: А мы считаем, что все государства развиваются по единому пути. Россия стала в 1-й четверти XVIII века цивилизованным государством именно благодаря реформам Петра I. До него в стране царил застой, отсутствие исторического движения, азиатское невежество и дикость.

Учитель: Итак, начинаем учёный спор о личности Петра и его роли в истории государства Российского.

План диспута.

  1. Был ли Пётр I жестоким человеком? Какой отпечаток наложили детство и юность Петра на личность императора?
  2. Был ли Пётр I нравственным человеком? Можно ли его считать примером для подданных?
  3. Нужны ли были его реформы России? Каковы последствия этих реформ?
  4. Был ли Пётр I гениальной личностью? Что можно отнести к его государственным ошибкам?
  5. Был ли Пётр I Великий и почему?

В ходе диспута, чтобы снять умственное напряжение, можно включить следующие игровые моменты.

Историческая викторина.

  1. Режим государственной власти, сменивший при Петре I сословно-представительную монархию /абсолютизм/.
  2. Имя второй жены Петра, будущей императрицы /Екатерина/.
  3. Город, в котором было начато строительство военно-морского флота России /Воронеж/.
  4. Исполнительный орган государственного управления, отвечающий за определённое направление работы /коллегия/.
  5. Высший законодательный, распорядительный и исполнительный орган при Петре I /сенат/.
  6. Собрания, на которые в эпоху Петра сходились для развлечения мужчины и женщины /ассамблеи/.
  7. Крепость на Дону, закрывающая русским выход в Азовское море /Азов/.
  8. Высший церковный орган при Петре I /Синод/.
  9. Крепость, у стен которой Пётр I потерпел поражение от Карла XII /Нарва/.
  10. Название Российского государства после 1721 года /империя/.

Аукцион дат и имён.

Аукцион дат. Продаётся оценка “5”. Каждый может купить её. Для этого нужно, подняв руку назвать любое событие, связанное с предложенной датой. /Например, 1711 г. – это и Прутский поход, и учреждение Сената, и денежная реформа и т.д. Побеждает тот, кто назовёт больше событий, связанных с этой датой, повторяться нельзя./

Аукцион имён. Продаётся оценка “5”. Каждый может купить её. Для этого нужно назвать как можно больше имён петровской эпохи. /Например, сподвижников Петра или выдающихся полководцев и т.д. Побеждает тот, за кем последнее имя, повторяться нельзя./

Затерявшаяся депеша.

Учитель: В моих руках архивные документы, и даже не документы, а какие-то обрывки. Помогите мне в них разобраться. Кому бы они могли принадлежать?

  • “Шведы бьют нас. Погодите. Они научат нас бить их…” /Пётр I/.
  • “Пускай сосед Пётр строит города, которые будут взяты шведами…” /Карл XII/.
  • “Боже всесильный! Доколе, Господи, мрак невежества будет осенять страну мою?” /Петр I/.
  • “Будут вам зимние квартиры. И провиантом в нужном количестве будете обеспечены”. /Мазепа/
  • “Всемилостивейший Государь!., помыслили мы… принесть своё прошение к Вам публично, дабы изволили принять от нас яко от верных своих подданных, во благодарение титул отца Отечествия, Императора Всероссийского…” /прошение сенаторов царю Петру о принятии им титула императора. 1721 г./
  • “отрок должен быть весьма учтив и вежлив как в словах, так и в делах… на руку не дерзок и не драчлив…” /Юности честное зерцало”/
  • “Люди бегут в леса, собираются там в шайки, нападают на усадьбы… И всё потому, что не под силу нам платить налоги.” /крестьяне/.
  • “Подтверждаю, что по приказу царя я вместо воза товаров привёз целый воз булыжника для того, чтобы мостить камнем улицы града на Неве”. /Купец/
  • “То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник…” /поэт А.С. Пушкин/
  • “За здоровье учителей, за шведов!” /Пётр I/

Игра “Ассоциации”

Учитель: Какие ассоциации возникают у вас, когда я произношу имя Петра Великого? Называется множество. Порой самых неожиданных ассоциаций, в некоторых случаях следует попросить объяснить, почему возникла та или иная ассоциация. /Например, Дединово, Балтика, Ельцин, перестройка, Иван Грозный, модернизация, западники, смерть и т. д./

Учитель: /по ходу урока/ возвращает учащихся к вопросам диспута…

В заключительной части урока учитель даёт задание: Напишите письмо в прошлое. Адресата выбирайте сами – от Петра I и его сподвижников до простого человека. Выразите своё отношение к Петровской эпохе. На выполнение задания отводится 5 минут.

Вопросы учителя. Итак, сумел ли Пётр I вывести Россию в число великих держав, открыл ли перед ней будущее? Можно ли его считать выдающимся, Великим человеком?

Примерные высказывания учащихся.

- Пётр I был гениален и деятелен, но также был и груб, деспотичен, - со своими подчинёнными обращался как с рабами. А перед иностранцами преклонялся чрезмерно. Многие реформы можно было бы в последующем провести мирным путем, без столь больших жертв и лишений.
- Я считаю, что Пётр I явился вовремя. Именно такой преобразователь и нужен был России – молодой и сильный, напористый и волевой.
- При всех пороках Петра I, считаю его человеком, посланным России свыше. Именно благодаря его огромной преобразовательной деятельности Россия сумела встать в один ряд с ведущими странами Западной Европы.
- Я не согласен с отношением Петра I к собственному народу. Слишком высокая плата за все его реформы, ведь он как государь должен был заботиться о своих подданных.
- Мне кажется, что Пётр I чрезмерно подражал Западу. Он хотел изменить Россию в слишком сжатые сроки, а так не бывает.
- Пётр – “работник на троне”, неутомимый труженик. Он служил примером для своих подданных. И я одобряю все его преобразования.
- Пётр спас Россию, с нею стали считаться. В противном случае, она могла бы превратиться в колонию какого-либо европейского государства.

Выводы учителя. Подводя итоги уроку, следует отметить, что к эпохе Петра I, как впрочем, и к современной истории, нельзя подходить однозначно. Мы можем спорить о личности Петра I, восторгаться его поступками и делами, или же, наоборот, осуждать его. Но мы не можем не признать того, что Пётр I изменил ход развития России, определил его перспективы на долгие годы. И в этом его значение. В последующем историк Н.М.Карамзин так скажет о деяниях Петра: “Сильною рукою дано новое движение России, мы уже не возвратимся к старине”.

Учитель анализирует работу класса на уроке, комментирует оценки, даёт домашнее задание.

Задание на дом: Сделать сравнительный анализ роли Петра I и Ивана Грозного в истории России. Что общего? В чём отличие?

Эпоха Петра Великого в датах.

  • 1672 – рождение Петра.
  • 1682 – вступление на престол малолетних Ивана и Петра, восстание стрельцов.
  • 1686 – учреждение “потешного войска”.
  • 1689 – попытка захвата царевной Софьей власти, начало самостоятельного правления Петра.
  • 1695-1696 – Азовские походы.
  • 1697-1698 – “Великое посольство”.
  • 1698 – учреждение ордена Андрея Первозванного.
  • 1700-1721 – Северная война.
  • 1700 – поражение под Нарвой, введение европейского календаря.
  • 1701 – взятие Нотенбурга.
  • 1703 – первая газета “Ведомости”, начало строительства Санкт-Петербурга, учреждение военного и морского флагов.
  • 1704 – открытие общедоступного театра, взятие Нарвы и Дерпта.
  • 1705 – указ о введении рекрутской повинности.
  • 1705-1706 – Астраханское восстание.
  • 1707 – указ о сыске беглых крестьян.
  • 1708 – реформа местного управления, сражение под Лесной.
  • 1707-1708 – восстание под предводительством К. Булавина.
  • 1709 – Полтавская битва, губернская реформа.
  • 1711 – учреждение Сената, указ о лишении дворян поместий за неявку на смотры и на службу, Прутский поход, денежная реформа.
  • 1714 – первая морская победа при мысе Гангут, указ о единонаследии, учреждение ордена святой Екатерины, открытие Кунсткамеры.
  • 1716 – учреждение звания генералиссимуса, указ Петра о посылке дворян за границу.
  • 1716-1717 – поездка Петра за границу.
  • 1717 – первое издание “Юности честное зерцало”.
  • 1718 – начало поимённой переписи населения, учреждение ассамблей.
  • 1720 – учреждение коллегий, морская победа при Гренгам.
  • 1721 – Ништадтский мир, окончание Северной войны, создание Синода, указ о покупке к заводам деревень, прошение сенаторов царю Петру о принятии им титула императора, Россия становится империей.
  • 1722 – Табель о рангах, учреждение должности генерал-прокурора.
  • 1724 – введение подушной подати, указы об учреждении Академии наук и ордена Александра Невского.