Как сделать переход ребёнка от дошкольной жизни к школьной безопасным, полезным и приятным для ребёнка, педагога и семьи?
Во-первых, сохранить душевное здоровье и эмоциональное благополучие для каждого ребёнка.
Во-вторых, помочь реализовать свой творческий потенциал, раскрыть свою индивидуальность.
В-третьих, начальное воспитание навыков общения и сотрудничества.
Сфера общения едва ли не главный источник эмоционального благополучия детей. Если мы всерьёз, а не на словах решаем задачу психического здоровья, мы не можем обойтись без большого вложения времени и сил в организацию сферы общения. Не обучая детей общению и сотрудничеству, мы не научим детей учиться.
Итак, эмоциональное благополучие, умение учиться, навыки сотрудничества – наши приоритетные ценности. Теперь нужно найти способы, как ввести детей в школьную жизнь.
Нормы сотрудничества.
- Правильную, здоровую посадку, как и все прочие элементы школьного поведения, не стоит назначать, а лучше «выращивать»
- Норма слушать входит не только в школьные формы, но и в общечеловеческий кодекс вежливости. Искусством слушанья необходимо заняться с первой минуты, ведь это процесс длительный. Уметь слушать надо любого говорящего, а не только учителя. Строительство «коммуникативных каналов» надо планировать с расчётом на многие годы.
- Возможность общения следует обеспечить чисто физически, организовав пространство общения.
- Регуляция уровня шума будет положительной, если использовать серию игр и упражнений, введение жестов.
- Нормы школьных взаимоотношений должны носить общий характер и регулировать отношения «ребёнок – взрослый» и «ребёнок – ребёнок»
Чтобы решить главную задачу сохранения душевного здоровья и эмоционального благополучия ребёнка нужно помнить о могучих средствах:
- принятие чувств ребёнка,
- предоставление детям возможно большего числа личных выборов,
- отношения семьи и школы.
Содержание
День первый «Разрешите с вами познакомиться»
Целью первого дня пребывания ребёнка в школе является знакомство детей с учителем и детей друг с другом.
1. Учитель рассказывает детям о себе, предлагает задавать вопросы.
2. Знакомство детей друг с другом. Дети сидят кружком в группах.
Телеграмму, телеграмму
Рано утром принесли.
Разбудили, разбудили,
Разбудили и ушли.
Удивились, удивились
Удивились мы потом:
Телеграмма, телеграмма
В этот новый школьный дом.
Учитель зачитывает телеграмму с поздравлениями от администрации школы, учителей и детей школы.
Затем дети в группах составляют цветок своей группы из лепестков с именами. Далее составы групп меняются. В итоге получается цветочная поляна. Дети находят на ней себя и детей, которых запомнили.
3. Экскурсия по школе.
4. Итоги дня, прощание.
День второй «Мы – одноклассники».
Цель второго дня – продолжение знакомства детей друг с другом. В основном это происходит в игровой форме.
1. «Растущие цепочки»
Дети садятся в круг. Один из играющих называет своё имя, сосед повторяет его имя и называет своё. Каждый следующий повторяет образовавшуюся цепочку имён и добавляет новое звено – своё имя.
2. «Встречи на перекрёстке»
Учитель стоит в центре круга и вызывает одного из играющих, бросает мяч и спрашивает, как зовут играющего. Сидящие в кругу дети помогают друг другу.
3. «С ветки на ветку»
Вы все воробьи и сидите на ветках. Воробей Петя подлетел ко мне, и не видит, что же делается на дереве. Петя посмотри внимательно и скажи, какие два воробья поменялись местами. Называй, пожалуйста, вежливо по именам.
4. Итоги дня, прощание.
День третий «Моя семья»
Целью этого дня является более глубокое знакомство детей друг с другом и школьными правилами.
1. Дети рисуют рисунок «Моя семья» и пожеланию рассказывают о своей семье.
2. «Что слышно в тишине?» - игра.
Когда я скажу «Раз!» - все закрывают глаза, приставляют ладони к ушам и стараются услышать как можно больше звуков. Когда я скажу «Два!» - все открывают глаза, прижимают к губам указательный палец и ждут, когда я попрошу кого-нибудь рассказать о звуках. Можно помогать друг другу, но с разрешения одноклассников.
3. «Проводник» - игра.
На полу расставлены стулья, другие предметы. Это вехи на болоте. Проводник показывает путь, и все, по одному, пытаются пройти за ним след в след.
4. Итоги дня, прощание.
День четвёртый «Сюрприз на день рождения».
Сегодня у нас необычный день - у всех вас будет день рождения. Это всегда радостный день, в который дарят подарки. Вот и мы будем сегодня дарить подарки друг другу.
1. Когда отмечают день рождения, приглашают гостей ( Детям раздаются рисунки, на которых изображены круглый стол и стулья.) Нарисуй себя, где бы ты сел и нарисуй тех, кого ты хотел бы видеть за праздничным столом. Расскажи, как ты будешь приглашать гостей.
2. Нарисуй подарок, который ты подарил бы однокласснику. Напиши кому.
(Дарим подарки с пожеланиями).
3. Расскажи о своём последнем дне рождения.
4. Итоги дня, прощание.
День пятый «Театр для себя»
Цель игры «Театр» помочь детям открыть новые области жизни, которые могут стать содержанием общения, а так же учиться общению между собой.
1. «Мальчик в наушниках»
Ведущий стоит в наушниках: «Я слышу только музыку, но всех вас вижу и могу ответить на вопросы»
Дети задают вопросы по очереди. Ведущий понимая вопрос, умышленно отвечает неверно. Это вызывает смех.
2. «Грамотные телята»
Часть детей выбирают известный стих-диалог. (Например, «Телефон» К.Чуковского). Читают мычанием, остальные по ритму и интонациям должны узнать.
3. «Клоун на острове плакс».
Ведущий жестами рассказывает весёлую историю, чтобы рассмешить плакс. В роли плакс все ученики класса. Они стараются не рассмеяться.
4. Этюды:
- кошка, которая нюхает кактус,
- сосулька, которая тает,
- кисель, который разлился по скатерти,
- и другое…
5. Итоги дня, прощание.
Подведя итоги первой недели первоклассников в школе, учитель даёт задание детям подготовить устный дневник и изо-дневник.
В этих дневниках ученик делится своими переживаниями, испытанными в школе и/или дома. В устном дневнике ребёнок выступает главным персонажем своего рассказа. Важно, чтобы, учась осознавать себя с помощью слов, ребёнок осознавал себя и выражал с помощью невербальных средств (например, рисунки). Нарисуй свой воскресный день, о чем мечтаешь, что огорчило и т.д.
Вторая неделя полностью посвящена теме «Что читаем – тем играем».
В игровой форме идёт работа с потешками, скороговорками, загадками, перевёртышами, стихами, сказками. Например, загадка – это игра в прятки, всех скороговорок не переговоришь и другое.
Задания, способствующие переживанию материала:
- вылепи героя сказки,
- разыграй разговор двух героев,
- сделай рисунок к прочитанному произведению,
- и другое
Игры на ассоциации, вызванные прочитанным и игры с формой, например, деловые игры. В основном идёт работа в группах.
Выполняются задания, игры такого характера, чтобы дети могли слышать и слушать учителя, друг друга; преодолевать трудности в общении; иметь положительное эмоциональное состояние; учиться определённым нормам поведения и общения на уроке, в столовой и т.д.
Помогают диагностические методики:
1. «Прогулка за городом»
Детям предлагается рисунок: поляна, цветы, деревья. Задание: размести на этом рисунке себя и ещё несколько человек.
2. «Подарки»
Детям предлагается рисунок: дети, подарки, взрослые. Задание: раздай подарки (провести линии со стрелками от подарков к людям). Кому ты подаришь лучший подарок?
3. «Страна Х»
Коллективный рисунок детей
4. «Слушаем себя»
Садимся удобнее, закрываем глаза и внимательно прислушиваемся к своим ощущениям…
5. «Дневник настроений»
Ведётся детьми, как в школе, так и дома. Усиливает внимание к своим эмоциям, настроению, даёт осознание своего эмоционального состояния. Помогает учителю держать ситуацию под контролем
6. Беседа «Способы повышения настроения»
Учитель предлагает свои варианты, дети свои. Например: улыбнись в зеркало, попробуй рассмеяться, вспомни о чём-нибудь хорошем и т.д.
7. «Кто я?».
Стараются сказать как можно больше ответов о себе
8. «Лесная школа»
Инсценирование, как животные ведут себя на уроке. Обсуждение.
9. «Рисуем себя»
Нарисовать цветными карандашами себя сейчас и 10 дней назад.
10. Беседа «Как стать самим собой»
В последний день второй недели готовится выставка, приглашаются родители, дети.