Разработка урока музыки в 5-м классе. Тема: "Музыка — главный герой сказки"

Разделы: Музыка


Цель урока: Выявить роль музыки в литературе.

Задачи:
Образовательные- познакомить со сказкой «Музыкант-чародей», песней «Сказки гуляют по свету» муз. Е. Птичкина,
сл. М. Пляцковского.
Развивающие- развитие механизмов творческого мышления: объем и надежность памяти, механизм сближения понятий, воображение, фантазия, цельность восприятия, способность к открытию. А также развитие музыкальных способностей: чувство ритма, ладового слуха.
Развитие эмоциональной отзывчивости на произведения искусства.
Воспитательные- формирование устойчивого интереса к искусства вообще, к музыки в частности. Воспитание интереса к процессу творчества.

Тип урока: введение в новую тему.

Виды деятельности:
- беседа;
-слушание музыки;
-вокальная работа;
-выполнение творческих заданий;
-игра;
-разминка;
-пение;
-игра на детских муз. инструментах.

Методы обучения:
- обобщение;
-наглядно-слуховой;
-игровой метод;
-метод забегания вперед и возвращение назад;
-стимулирование творческой деятельности, через  создание проблемной ситуации;
-проблемно-поисковый метод был основным, и идет
лейтмотивом через весь урок.     

Ход урока:

I Организующий момент:

-( презентация, слайд №1 )
-вход под музыку;
-музыкальное приветствие.

II Разминка:
-дыхательные упражнения;
-упражнения на артикуляцию;
-упражнения на внимание и музыкальный слух;
-упражнения на развитие мимических мышц и фантазии:
а) нахмурится как: - король;
-ребенок, у которого отняли игрушку.
б) улыбнуться как: - мать младенцу;
-кот на солнце;
-вежливый японец.

III Повторение пройденного материала:
Учитель: Давайте вспомним, о чем мы говорили в первом семестре.
(  презентация, слайд №2 )
Посмотрите на доску, вы увидите несколько слов- это слова-подсказки, по ним вы должны угадать одно слово, которое я загадала.

  1. Музыкант – песня – композитор - музыкальный инструмент = ? (музыка)
  2. стихи – поэт – песня - книга =? (литература)

Учитель:   найдите в этих загадках общее слово?
- конечно, слово песня повторяется, а почему?
Дети:   потому, что песня не сможет существовать ни без музыки, ни без литературы.
Учитель:   а что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Какие муз. жанры не появились бы?
                                   
(ответы учащихся)
Учитель:   действительно, музыка и литература два разных вида искусства, которые прекрасно существуют вместе, дополняя, и обогащая друг друга.
А представьте на секунду, если бы на свете не было музыки?!....
Что стало бы с литературой?

IV Объяснение новой темы:
( презентация, слайд №4 )
Учитель:   Перед вами отрывок из стихотворения С. Есенина, прочитайте и выделите музыкальные слова:

«Поет зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает,
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою,
Плывут в стану далекую,
Седые облака.»
Учитель:   Попробуйте заменить эти слова. Что же стало с этим стихотворением без музыкальных слов?
Дети:   Стихи теряют свою красоту.
Учитель:   Сегодня на уроке мы с вами должны выяснить, сможет ли литература обойтись без музыки?!  ( презентация, слайд №5 )  А поможет нам в этом - сказка!
Вы любите сказки?

О музыке рассказывается во многих сказках, о ее волшебной силе, о чудесах, которые она творит. И сегодня я вам расскажу одну из таких сказок,- называется она « Музыкант-чародей».
А вы усаживайтесь  удобнее, слушайте, смотрите и мне помогайте:
( презентация, слайд №6 )

« Жил-был на свете музыкант. Начал он играть еще с малых лет.  Пасет бывало коров на лужайке, сделает себе дудочку и как заиграет… (звучит « У ручья» Х. Заимов); ( дети изображаю игру на флейте ) Так коровы перестанут жевать травку- навострят уши и слушают. Птички в лесу притихнут, даже лягушки по болотам не квакают. Когда играл маленький музыкант, каждому казалось, будто сладость какая-то пролилась ему на сердце, какая-то неведомая сила подхватила его и несет все выше и выше- в чистое синее небо, к ясным звездам. И хочется сидеть вот так всю жизнь и слушать игру музыканта. Играл он весело – все веселились.  Играл печально – на всех тоска  нападала.  Вот такой был музыкант – чародей, что захочет, то с сердцем и сделает.
( презентация, слайд №7 )
Подрос музыкант, смастерил себе скрипочку ( дети изображают игру на скрипке)  и пошел ходить по свету. Простые, добрые люди любили его и его музыку. А были и злые, те кто завидовал таланту музыканта. И решили злые люди погубить нашего музыканта – чародея.  Сговорились, заманили в лес и натравили 20 голодных волков.
( презентация, слайд №8 )
Загородили волки музыканту дорогу, зубами щелкают, рычат ( дети изображают)
А у музыканта в руках, кроме скрипочки ничего нет. « Эх, погибать так с
музыкой» - подумал музыкант, достал скрипку, прислонился к дереву и провел смычком по струнам.  Как живая заговорила скрипочка…. (звучит «Ноктюрн» ми-бемоль мажор Ф. Шуберт )   Замерли  кусты и деревья, а волки как стояли разинув пасти, так и застыли. Слушают во все уши и о голоде своем забыли.
( презентация, слайд №9 )
Перестал музыкант играть, а волки, как сонные  в лес потянулись. Вот какой был музыкант- чародей »

Учитель:- Понравилась вам сказка?
-Назовите героев сказки? А еще?
-Почему волки отступили от музыканта?
-Если у музыканта бы не было денег, волки бы отступили от
него?
-Итак, кто же главный герой сказки?

Дети: Музыка- является главным героем этой сказки.  
Учитель: Ребята, кто из вас уже догадался, как же называется тема нашего урока?
Дети:  Музыка- главный герой сказки.  
( презентация, слайд №10 )

Учитель: А сейчас, я спою вам песню, а вы скажите, имеет ли она отношение к нашей теме урока?
( презентация, слайд №11 )

Звучит песня «Сказки гуляют по свету» музыка Е. Птичкина, слова М. Пляцковского.

Учитель: Я предлагаю вам поиграть в игру « Пойми меня», победит в ней тот, кто внимательней всех слушал песню.
Итак, вы должны разделиться на четыре команды и каждой команде будет дано слово, которое вы должны будете изобразить, объяснить
Только движениями, мимикой. А мы попробуем отгадать.
( детям раздаются карточки со славами: «Золушка», «змей-Горыныч»,
«Кощей», «Белоснежка».)

Вокально-хоровая работа:
- распевка;
- разучивание I куплета;
( презентация, слайд №12 )
- прохлопываем ритм;
- поем и аккомпанируем себе на детских музыкальных инструментах.

V Выводы:

  1. О чем мы говорили сегодня на уроке?
  2. С какой сказкой познакомились?
  3.  Кто в нашей сказке был главным героем?
  4.  Почему?
  5. Появилась бы сказка «Музыкант-чародей» если бы не было музыки?
  6.  Почему?
  7. Последний, но самый важный вопрос: может ли литература обойтись без музыки?

Дети: Нет, без музыки многие стихи не стали бы песнями; без музыкальных слов, многие стихи небыли бы такими красивыми; не появились бы многие музыкальные жанры, а также литературные произведения и сказки, где главным героем является музыка!
( презентация, слайд №15 )

VI Оценивание:
отмечаются и награждаются наиболее активные ученики.

VII Домашнее задание: 
Учитель: Представьте что, вы художники-декораторы, и вам нужно дома нарисовать декорации к сказке «Музыкант-чародей».

( презентация, слайд №14 )

На этом наш урок закончен, до встречи!