Жан Жак Руссо писал: «Почти во всех делах самое трудное – начало».
Начальная школа всегда была и останется началом всех начал. Именно начальная школа формирует портрет будущего подростка, юноши, молодого человека, закладывает в нем нравственные ориентиры, зажигает маяки ближайших и далеких целей. Именно начальная школа имеет уникальную возможность раскрыть, увидеть, распознать первый, еще еле заметный росточек творческого начала. Но именно начальная школа не имеет права на ошибку: то есть пройти мимо и не заметить творческой искорки в маленьком человеке, а еще хуже затушить ее своей некомпетентностью или просто нежеланием замечать что-либо.
Сколько бы мы сегодня не предлагали умных педагогических рецептов, вновь и вновь не изобретали «педагогический велосипед», как бы терминологически не перегружали академический язык педагогики, как бы не говорили (и совершенно справедливо), что воспитание одаренных детей – это программа-максимум общества, которое стремится к прогрессу, в центре успеха всегда стоит учитель, именно от того, как педагог способен объективно проводить педагогический анализ, видеть за обычным необычное, замечать невидимое, а за маленькими шалостями своих воспитанников видеть будущих мудрецов, во многом зависит будущая судьба малыша.
«Легко следовать правильно за тем, кто правильно идет впереди», - писал Ян Амос Коменский, и он же продолжал: «Только то в человеке прочно и надежно, что всосалось в природу его в первую пору жизни».
Но даже самый мудрый учитель не застрахован от ошибок, точно так же, как выполнение всех педагогических рекомендаций не гарантирует стопроцентного успеха. Но общее средство «Макропулоса», по-моему мнению, все же существует или та дорога, которая ведет к вечному успеху, это любовь к своему делу, любовь к другому человеку, к ребенку, ибо самое верное средство завоевать любовь других – подарить им свою любовь.
Очень часто в разговоре с родителями учителя употребляют распространенные и истрепанные суждения: «ребенком надо заниматься и как можно с самого раннего возраста…, у ребенка не должно быть свободного времени и тогда не останется времени на глупости и т.д. и т.д.» Несмотря на избитость и привычность этих высказываний, уподобленных таблице умножения, в них я вижу рецепт и секрет успеха, вижу еще одно подтверждение тому, что «педагогический велосипед» давно изобретен, до со временем совершенствуется его конструкция, дизайн, но колеса крутятся в том же, давно определенном, направлении.
Великий Ян Амос Коменский писал: «Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, что бы всегда у них было что делать».
Для учителя неимоверно важно организовать коллективное управление учебно-воспитательным процессом, помочь детям занять наиболее благоприятную позицию «руководителя», который считает себя ответственным за свою деятельность. Совместное управление способствует формированию вместе с детьми модели урока, включению детей-помощников учителя, консультантов по предметам, в проведение устного счета, словарной работы, объяснения; порождает у детей эффект причастности, соавторства. Дети не могут существовать в вакууме, им нужно творчески ориентированное окружение. Формирование познавательного интереса, развитие творческих способностей всех детей – приоритетная цель работы любого учителя.
Для осуществления дифференцированного и индивидуального подхода к каждому ребенку составляются самостоятельные работы разноуровневой сложности: от базовой к широкому спектру творческих заданий. Творческие задания для третьей группы: придумай слова на правило, напиши мини-сочинение, запиши словосочетание одним словом, выпиши слова в порядке следования схем состава слова, составь рассказ из данных слов, найди лишнее слово и выпиши родственные, придумай аналогичный пример, продолжи ряд чисел, придумай задачу по данному решению, схеме. Деление детей на группы условное и стимулирует переход из одной группы в другую. Вся система заданий предполагает развитие мыслительных операций, умения рассуждать по аналогии, сопоставлять, сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать. На каждом этапе учебного процесса все дети получают задания, соответствующие уровню их учебных возможностей; высокая оценка не должная быть легкодоступной, но и никого нельзя закрывать от возможностей ее получения.
Для включения учащихся в творческий процесс просто необходимо проведение нестандартных уроков. Типы уроков могут быть самыми разнообразными:
- урок-конкурс;
- урок-путешествие;
- урок-экскурсия,
- урок-игра;
- урок-викторина;
- урок-спектакль.
Но роль учителя в развитии творческих способностей детей в начальной школе, впрочем как и в средней, и в старшей не ограничивается временными рамками урока. Если учителю удалось настроить музыкальные струны ребенка на правильный лад, то последний уже вне кубатуры классного кабинета, а дома, в библиотеке, театре, центре творчества и т.д. сам будет изучать нотную грамоту, а учителю будет оставаться просто дирижировать общим оркестром класса в сочетании с индивидуальными занятиями на музыкальных инструментах, причем очень разных и непохожих друг на друга.
Современный методический инструментарий сегодня, которым вооружен думающий, творческий учитель, позволяет решать многие сложные педагогические и творческие задачи. Примеров творческого подхода в реализации темы озаглавленной статьи можно привести множество, так как нет придела и границ творческому поиску и всевозможным инновациям.
Главное – отдаваться любимому делу до конца, руководствуясь высказыванием К.С.Станиславского: «Наигрывать в искусстве нельзя, наигрывать можно только на балалайке», то есть как в педагогике.
Сегодня в моем четвертом классе, где я работаю, дети с огромным удовольствием идут на уроки, но с еще большим удовольствием бегут домой и не из-за того, что рады окончанию занятий, а потому, что у каждого из них есть свое творческое дело, задание, которое они уже завтра представят на обсуждение своим «собратьям по перу» в классе.
Не первый год в нашем классе выпускается литературный журнал «Хочу все знать». Первая страница начинается со слов: «Мы сами сочиняли стихи и делали иллюстрации, придумывали кроссворды, интересные сказки». Кто-то из детей пишет стихи, кто-то составляет кроссворды или придумывает иллюстрации, а кто-то редактирует сам журнал, другие составляют математические ребусы и т.д.
Уже много лет на Юго-Западе ежегодно проводится Ярмарка идей. И каждый год этот интеллектуальный марафон дарит нам своих окружных лауреатов, но главное даже не в этом. В Округе более 240 школ, а в каждой школе десятки классов, а в каждом классе свои лауреаты, авторы многочисленных творческих проектов.
Проектная деятельность – замечательный инструментарий для любого педагога, стремящегося развивать творческие способности детей, в том числе и в начальной школе. К примеру, если в старшей школе ученик готовит проект «Если бы я был главой Управы», то в начальной школе, в том числе и в моем классе ребенок готовит проект «Если бы я был волшебником» и т.д. и т.д.
Ученик сам ставит и реализует творческие задачи, относящиеся к разным областям человеческих знаний, а педагог, в данном случае, выступает в роли научного руководителя индивидуальной программы обучения, консультантом и помощником, внимательным наблюдателем, осуществляет индивидуальную образовательную траекторию для каждого учащегося. Как писал русский педагог Вентцель К.Н. : «… на ребенка надо смотреть, как на маленького искателя истины».
Таким образом, для развития творческих способностей необходимо создание условий для сознательного и активного участия детей в творческой деятельности. Важен поиск творческих приемов, формирования и совершенствования базовых знаний, умений и навыков, вариативное их использование на уроке и во внеурочное время. Создание общей атмосферы творчества и радости. Совершенствование механизмов психики, лежащих в основе творческого развития.
Приложение2
Приложение3