Тип урока: Урок закрепления знаний
Форма урока: Урок-игра
Цели урока:
-
Образовательная: Обобщать и систематизировать знания, умения и навыки по изученной теме.
-
Развивающая: Развивать устную и письменную речь, расширять словарный запас учащихся.
-
Воспитывающая: Воспитывать интерес к предмету через нетрадиционную форму урока и разнообразные виды работы. Формировать ключевые компетентности.
Оборудование: Карточки для индивидуальной работы, пособия для проведения игры (рисунки трех поросят, рисунки домиков), пособие “Это интересно”, индивидуальные карточки для проведения перфокарты и “цветного диктанта”
Ход урока
-
Организационный момент
Прозвенел звонок веселый,
Он позвал нас на урок,
Все задания сегодня
Выполнить должны мы в срок.
- Прежде чем начать работу, мы должны настроиться. Положите голову на скрещенные на парте руки и закройте глаза. Повторяйте за мной слова:
- Я в школе на уроке.
- Сейчас я начну учиться.
- Я люблю учиться.
- Внимание моё растёт.
- Память моя крепка.
- У меня сегодня всё получится.
- Я начинаю учиться.
(Учащиеся кладут голову на скрещенные на партах руки и повторяют фразы, которые проговаривает учитель)
-
Сообщение темы и целей урока
- Ребята, любите ли вы сказки? (Да)
- Назовите свои любимые сказки. (Учащиеся называют свои любимые сказки).
- А я очень люблю сказку “Три поросёнка”, потому что в ней дружба и взаимопомощь братьев-поросят помогают победе добра над злом. Сегодня на уроке мы тоже будем учиться быть дружными, помогать друг другу, вспоминать изученный материал. А чтобы нам не было скучно три поросёнка пришли к нам в гости и урок пройдет в форме соревнования между тремя командами. За каждое правильно выполненное задание вы получите возможность начать, а затем и продолжить строительство домика для поросенка. Первый ряд помогает строить домик Ниф-нифу второй ряд – Нуф-нуфу, третий ряд – Наф-нафу. Только дружная и трудолюбивая команда быстрее и лучше других справиться с заданиями. Итак, начинаем работу.
-
Закрепление изученного материала
-
Индивидуальная работа по карточкам (2 человека)
Карточка 1. Образуйте от данных ниже слов новые слова с помощью приставок, оканчивающихся на согласную. Образец: История – предыстория.
-
Интересный, играть, искать, идти, известный, исход.
Какие приставки не влияют на написание буквы И в корне, приведите примеры.
Карточка 2. Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания, объясни выбор буквы и знака препинания.
-
Р…списываться в документе нужно четко.
-
Р…спись это живопись на стенах и потолках.
-
Орфографическая “пятиминутка”
- Посмотрите на слова. Какая орфограмма “спряталась” в этих словах? (Корни с чередующимися согласными А-О)
1 |
2 |
3 |
|
К_САТЕЛЬНАЯ |
а |
а |
о |
Р_СТЕНИЯ |
а |
а |
о |
КЛ_НЯТЬСЯ |
о |
а |
о |
Р_СТОК |
о |
о |
о |
ОТР_СЛЬ |
о |
а |
а |
ПРИК_СНОВЕНИЕ |
а |
о |
о |
- Назовите номер столбца, в котором варианты букв для каждого
слова указаны верно. (2).
- Докажите правильность своего мнения. (Учащиеся формулируют правила
написания гласных в корнях).
- Почему в слове “росток” пишется буква “О”? (Слово-исключение).
- Какую букву следует написать в слове “отрасль”? (А).
- Почему? (Слово-исключение).
- Сформулируйте орфограмму “Буквы А – О в корнях -КАС- - - КОС-”. (В
корнях -кас- - -кос-, если за корнем следует суффикс -А-, то в корне следует
писать букву А, если суффикса -А- нет, то в корне пишется О).
- Молодцы, ребята, вы начинаете строительство своего домика.
-
Игра “Найди лишнее”
- Внимательно посмотрите на следующую запись. Необходимо вставить пропущенные буквы и найти лишнее слово.
НИ...ВЕРГАТЬСЯ НИ...КИЙ НИ...ПАДАТЬ
- Итак, какие буквы вставим в эти слова? (З, З, С).
- Какое слово, по вашему мнению, лишнее? (Низкий).
- Аргументируйте свой ответ. (В этом слове нет приставки).
- Сформулируйте орфограмму “Буквы З-С в приставках”. (Если корень слова
начинается со звонкого согласного, то в приставке пишется буква З, если корень
начинается с глухого согласного - С)
- Строительство домиков продолжается, на этот раз балл зарабатывает ___ряд.
- Итак, сегодня мы особое внимание уделим правописанию приставок. Продолжаем работу.
-
Индивидуальная работа по карточке. Осложненное списывание
Задание: Списать текст, раскрывая скобки и расставляя пропущенные знаки препинания.
(По) тонкой нитке ручейка
(С,з)бежал с пр(и,е)горка сне(г,к)
И на пр(и,е)горке вдруг цв(и,е)ток
Ра(с,з)крылся раньше всех.
(Учащийся работает у доски, списывает текст, раскрывая скобки, расставляя знаки препинания)
-
Работа с текстом. Комментированное письмо
- Все остальные работают в тетрадях. Записываем текст, комментирует…
Многие вещи наших предков _горели, и_тлели, _гнили, ра_сыпались в пыль. Человек бе_заботно выкидывал ра_битую тарелку, и_точенный нож. Но не все и_чезает бе_следно: ра_копки археологов напоминают об ушедших эпохах.
(Учащиеся записывают текст, комментируют правописание приставок)
- Кто такие археологи? Найдем значение этого слова в словаре. (Один из учащихся работает с толковым словарем и зачитывает понятие слова “археолог”)
-
Индивидуальная работа с толковым словарем
(Один из учащихся работает с толковым словарем и зачитывает понятие слова “археолог”)
-
Проверка индивидуальной работы по карточке
- Проверяем работу у доски. Какие орфограммы встретили в данном тексте?
(Ученик объясняет написание той или иной буквы, аргументирует свой выбор, учитель оценивает работу)
-
Работа над орфограммой “Буквы З-С в приставках”
- Вернемся к тексту об археологах. Послушаем, кто такие археологи. (Археолог – специалист по археологии. Археология – наука, изучающая быт и культуру древних народов по сохранившимся древним памятникам)
- Над какой орфограммой работали? Сформулируйте правило. (Ученики формулируют правила написания букв З-С в приставках)
- Однажды археологи нашли древние письмена с такой странной надписью: “ОТКОЛЕ СДЕ ОТРОКА ДВА?”
-
Отрок – это мальчик от 7 до 15 лет.
-
Отколе – устаревшее наречие “откуда”.
-
А что такое “сде”? Что мы знаем о написании этого слова в современном языке? (Это слово “здесь”, в нем пишется буква З)
-
Этимологическая страничка
- О каком времени года идет речь в стихотворении, записанном на
доске? (О весне.)
- А что происходит весной? (Учащиеся называют признаки весны.)
- С началом таяния снега начинается ПАВОДОК. В этом слове очень редкая
приставка ПА-, она обозначает “побочность”, “дополнительность”. В русском языке
это не единственная необыкновенная приставка. Обратите внимание на стенд
“Почемучка” и вы узнаете много интересного.
(На стенде учитель размещает слова с приставками ПА-, рисунки к ним, комментарии, ученики рассматривают стенд самостоятельно на перемене или другое внеурочное время.)
-
Лингвистическая физминутка
- А сейчас немного отдохнем. Проведем физминутку, но не обычную, а лингвистическую, иначе говоря, языковую. Итак, я произношу слова с орфограммой “Буквы Ы-И после приставок, оканчивающихся на согласный”, если в слове нужно написать Ы, вы делаете прыжок, если И – приседание.
СЫГРАТЬ, РОЗЫГРЫШ, МЕЖИНСТИТУТСКИЙ, ПОДЫГРАТЬ, ПРЕДЫСТОРИЯ, СВЕРХИНТЕРЕСНЫЙ, ПОДЫТОЖИТЬ, РАЗЫСКАТЬ.
(Учащиеся выполняют физические упражнения в соответствии с поставленными учителем условии.)
- Прошу занять свои места.Сформулируйте орфограмму “Буквы Ы-И после приставок, оканчивающихся на согласный”. (Ребята формулируют правило.)
11. “ Цветной диктант”
- Повторим правописание приставок пре- и при- . Для этого проведем “цветной диктант”. Посмотрите на бланки, где изображен разделенный на пронумерованные секторы прямоугольник и цветные карандаши. Итак, если в приставке пишется И, то закрашивайте сектор красным цветом, если Е - то зеленым.
- Приземлиться
- Прекрасный
- Преградить
- Приуралье
- Приостановить
- Преинтересная
- Прервать
- Пристроить.
- Проверим нашу работу. Посмотрите на мой рисунок. Если наши рисунки совпадают, вы выполнили задание верно (Учитель демонстрирует готовый рисунок, ребята сравнивают свои изображения с образцом)
-
Работа в группах
(Ребята заранее разделены на группы по степени подготовленности: более сильные – 1группа, остальные – 2гпуппа)
1 группа. Творческий диктант
- Первая группа работает в тетрадях. Вы получаете карточки с текстом, выполняете работу, соответствующую заданию на карточках.
Задание: Списать текст, вставить приставки при-, пре-.
У нас появился …забавный щенок. Сначала он немного …уныл, но его …веселый характер помог ему …способиться к новой жизни. Скоро щенок …вратился в члена семьи, все к нему очень …вязались.
(Ученики списывают текст в тетради, употребляя подходящие по смыслу приставки ПРЕ-ПРИ.)
2 группа. Перфокарта
- Вторая группа выполняет перфокарту. Приготовьте листочки, начинаем работу.
№ |
з |
с |
1 |
+ |
|
2 |
+ |
|
3 |
+ |
|
4 |
+ |
|
5 |
+ |
|
6 |
+ |
|
7 |
+ |
|
8 |
+ |
- Издавать звуки
- Восстановить текст
- Ручей иссох
- Иззябнуть на холоде
- Беззвучный смех
- К бескрайнему морю
- Вскарабкаться на гору
- Водопад низвергается
(Ребята работают на специальных листочках, учитель заранее готовит и раздает их. Напротив соответствующей правильному ответу буквы и цифры ученики ставят любой знак.)
- Листочки сдали, за них вы получите оценки. А сейчас сформулируйте орфограмму “Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-”
(Несколько человек повторяют правило.)
-
Проверка работы 1 группы
- Проверим работу 1группы. Зачитайте получившиеся предложения, объясните выбор приставки. (Учащиеся читают предложения и объясняют правописание приставок.)
-
Итог урока.
- Итак, над какими орфограммами работали на уроке? Вспомним их
еще раз. (Ребята проговаривают правила написания приставок.)
- Что нового узнали на уроке?
- С какими интересными фактами познакомились?(Ответы учащихся.)
- За активную работу на уроке получают оценки следующие ученики…. Также получают оценки ребята, работавшие по индивидуальным карточкам и словарю. Оценки за перфокарты будут выставлены на следующем уроке.
-
Домашнее задание.
Индивидуальные карточки на правописание приставок.
Прозвенел наш дружок,
Голосистый наш звонок,
Перемены ждут ребята,
Поиграть, попрыгать надо.