Урок химии. Изучение нового материала по теме "Ацетилен: получение и свойства"

Разделы: Химия


Субъект-объектная характеристика:

а) характеристика объекта педагогической деятельности.

Класс 10-й, состоит из 25 учащихся: 11 девочек, 14 мальчиков. Активность средняя. Многие обладают хорошими знаниями предмета. Социальный состав класса неоднороден (50% рабочие, 40% служащие, 10% безработные). Материальное положение учащихся различное.

Школьный тест умственного развития (ШТУР), выявляющий общий объём знаний, имеющийся у учащихся, сформированность понятий общественно-политического, научно-культурного циклов и понятий, заключённых в школьных курсах химии, биологии, физики, математики, а также позволяющий оценить степень развития мыслительных операций – классификации обобщения, логики показывает:

  • общий средний показатель по классу составляет 95 баллов из 130 возможных
  • отмечается достаточно высокий уровень осведомлённости, умения обобщать.
  • вызывает затруднение умения переходить от частных признаков к общим, объединять.

Исследование ведущих учебных мотивов показывает, что наиболее предпочтительными являются:

  • мотив общения – 100%
  • социальный мотив – 75%
  • познавательный мотив – 70%

Сочетание этих мотивов оптимально для формирования мотивации учебной деятельности по всем изучаемым предметам. Высокий уровень интереса к урокам химии проявляет 40%учащихся; средний уровень – 35%; низкий уровень – 15%. Эмоциональное отношение к предмету «химия» изучалось с помощью цветового теста отношений Люшера; полное эмоциональное принятие предмета проявляют 70% учащихся; полное эмоциональное принятие педагога – 90%.

Изучение общей тревожности в учебном заведении, характеристика общего эмоционального состояния ребёнка, связанного с различными формами его включения в жизнь школы, показывает, что ребята чувствуют себя комфортно, без проявления тревожности. Большинство учащихся класса отличаются умением владеть собственным поведением в различных ситуациях, способностью самостоятельно управлять своими действиями; 70% ребят обладает высоким уровнем саморегуляции, их отличает самостоятельность, уверенность в себе.

б) характеристика субъекта педагогической деятельности.

Я, Сметова Галина Александровна, являюсь учителем химии. На своих уроках я способна к реализации поставленных целей. Используя для этого разные методы обучения: метод проектов, информационные технологии, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский. Для стимулирования и развития интереса к предмету включаю в содержания уроков игровые моменты, приём «найди ошибку», дискуссии. Использую разные формы обучения. К учащимся отношусь ровно, доброжелательно, стараюсь проводить уроки на высоком эмоциональном и профессиональном уровне. Постоянно повышаю уровень профессиональной подготовки за счёт самообразования, прохождения курсов повышения квалификации.

Название урока: «Ацетилен: получение и свойства».

Тема: «Непредельные углеводороды»

  • Урок 1. Алкины. Номенклатура, изомерия.
  • Урок 2. «Ацетилен: получение и свойства».

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели урока:

Образовательная.

В результате урока ученики узнают:

  • взаимосвязь между свойствами алкинов и их строением и составом;
  • какие свойства характерны для алкинов;

Развивающая.

  • ученики учатся обобщать и систематизировать знания, относящиеся к алкинам;
  • учатся выявлять сущность свойств алкинов;
  • развивают практические умения и навыки при проведении лабораторных опытов.

Воспитательная.

  • ученики продолжают развивать свои коммуникативные умения в процессе коллективной работы;
  • убеждаются в необходимости привлечения средств науки химии к пониманию и описанию процессов, идущих в окружающем мире;
  • в процессе лабораторного опыта осознают необходимость точного выполнения инструкций учителя для получения результата.

Методы: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.

Форма организации занятий: фронтальный опрос, самостоятельная работа, лабораторный опыт, групповая работа, представление проектов.

Средства обучения:

  • учебно-материальные: химические реактивы, материальные принадлежности для химических опытов, компьютер, проектор, книги, ТСО;
  • дидактико-методические: химический язык, химический эксперимент, дидактический материал;
  • психолого-педагогические: познавательные задания (вопросы, тесты, алгоритмы).

Форма организации работы в классе: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Хронометраж урока:

  1. Организационный этап – 1 мин
  2. Целеполагание и мотивация – 1 мин
  3. Подготовка к основному этапу усвоения учебного материала – 12 мин
  4. Усвоение новых знаний и способов действий – 23 мин
  5. Первичная проверка понимания – 3 мин
  6. Рефлексия – 1 мин
  7. Подведение итогов – 2 мин
  8. Домашнее задание – 2 мин

Для более высоких результатов на уроке я использую психолого-педагогическую характеристику класса, которая позволяет правильно спланировать работу на уроке. (Приложение № 1).

Всё содержание урока я записываю в специальную таблицу, которая включает в себя не только этапы хода урока, но и обоснование деятельности учителя, прогнозируемую деятельность учеников, а также содержит психолого-педагогический комментарий к данным действиям. (Приложение № 2).

Одним из важных моментов урока является его самоанализ. Необходимо владеть несколькими способами проведения самоанализа уроков, чтобы данная операция была наиболее успешной. Я предлагаю вашему вниманию примеры данного процесса:

Самоанализ урока (по С.В. Кульневич.)

Данный самоанализ урока включает в себя 4 составляющих части и является наиболее детальным и всеобъемлющим. Рассмотрим их более подробно:

  1. Педагогический аспект.

Урок является составной частью темы «Алкины», которая завершается контрольной работой. Для урока задана триединая цель, составные части которой логически взаимосвязаны между собой. Тип урока - урок изучения нового материала. В структуре урока выделяется восемь этапов, которые логически взаимосвязаны между собой и являются способами достижения заданной на урок цели. Формы организации урока различны, что обеспечивает не только развитие познавательного интереса, но и возможность проявления учащимися всех своих возможностей и навыков. Рационально распределено время на каждый этап урока, что является условием оптимальной работы учащихся и не допускает их перегрузки.. В содержании материала соблюдается принцип оптимального соотношения научности и доступности, а также связи изучаемого материала с ранее изученным. Разнообразные средства обучения являются современными и доступными для учащихся, обеспечивающими отличие предмета химии от других наук. Система оценки знаний построена на самооценке учащимися своих достижений. На уроке наблюдается педагогически грамотная речь учителя, стиль отношений можно охарактеризовать словами «я такой же как и вы», «мы равны с вами». Учащиеся на уроке активны, чувствуется их заинтересованность не только к данному уроку в частности, но и к предмету в целом. Вместе с тем отмечается дисциплинированность учеников, их адекватное поведение на данном уроке.

  1. Методологический аспект.

Отмечается правильность, педагогическая точность и правомерность постановки цели урока в блоке уроков данной темы. На каждом этапе поставлена своя цель, достижение которых констатируется в течении урока. Целесообразно проведена проверка домашнего задания, носящая характер проверочной работы. Цели и задачи на урок учащиеся ставят самостоятельно, на различных этапах урока происходит мотивация учащихся к деятельности на уроке. Объект восприятия - новые знания и умения- преподносятся не только учителем, но и добываются учащимися самостоятельно. В ходе урока происходит постоянное развитие и совершенствование умений и навыков учащихся. Присутствуют различные виды оценочной деятельности учащихся, в том числе самооценка. Целесообразно организуется домашняя работа учащихся, являющаяся дифференцированной. Отмечается использование различных средств обучения: заданий различного характера, образцов, алгоритмов. Присутствует использование различных методических приёмов, где отмечается их адекватность и обоснованность места их применения, их эффективность. Использование различных организационных форм при обучении активизирует познавательную деятельность учащихся. Информационная ценность для данного класса достаточна. Содержание урока и его отдельных частей логически взаимосвязаны между собой.

  1. Психологический аспект.

Отмечается постоянное развитие интереса к уроку с помощью различных средств: компьютерные презентации, речь учителя и т. д. Использование ТСО увеличивает внимание учащихся к предмету и к уроку в частности. Изложение материала логически грамотно, ярко построенное. Формирование цели урока происходит самими учащимися. Использование дифференцированных заданий, такта учителя отвечает индивидуальным особенностям каждого школьника. Использование ранее накопленного опыта и знаний повышают самооценку учащихся и интерес к уроку. Присутствие установки на запоминание и организация материала на заучивание является положительным моментом динамики урока. Повторение материала и его первичное контролирование происходит в виде компьютерного теста и является базой для формирования и закрепления приёмов мыслительной деятельности. Чувствуется эмоциональное сопереживание учащихся за урок и свои достижения. Использование коллективной работы , работы по аналогии повышают уровень самооценки достижений учащихся на уроке и являются базой для развития чувства соперничества и сопереживание за успехи товарищей.

  1. Физиолого-гигиенический аспект.

Все требования, предъявляемые позиций психо- и физио-гигиены соблюдены. Учтена возможность мобилизации учащихся данного возраста на восприятие мотивационно-целевой направленности урока и их переход в состояние установки. Также учтены особенности концентрации, распределения внимания и чередования различных видов деятельности. В данном классе существуют некоторые рекомендации медиков по отношению к отдельным учащимся, которые полностью соблюдаются ( сидеть за первой партой и т.д.) При составлении заданий и их видовом разнообразии учитываются возрастные особенности детей, что является профилактикой дезадаптации учащихся на уроке. Отмечается развитый самоконтроль учащихся за своим состоянием, поведением и умением осуществлять элементарную коррекцию. Помещение класса оптимально освещено, проветривается систематически. Для предупреждения перегрузки школьников уроки распределены по разным дням недели и чередуются с более легкими предметами, что и является основой психогигиенических требований при определении места урока в расписании. В ходе урока неоднократно проверяется психологическое самочувствие учащихся, их удовлетворенность собой и происходящим на уроке.

Самоанализ урока (традиционный)

Урок призван решить триединую задачу: образовательную, воспитательную, развивающую. Необходимо отметить, что данные задачи урока спланированы с учётом психолого-педагогической характеристики класса.

При всей кажущейся несложности этой темы она требует тщательной проработки, т.к. элементы этой темы используются при дальнейшем изучении химии в большинстве тем курса органической химии.

Из приведённой характеристики класса следует, что уровень развития и сформированности учебных умений и навыков достаточно высок. Это позволяет применить на уроке элементы самостоятельного добывания знаний на основе созданных учителем условий для осуществления этого процесса. Весь урок опирается на диагностику общеучебных и специальных умений.

Проект данного урока адекватен поставленным задачам, т.е. структура, содержание, методы и формы организации работы всецело направлены на решение поставленных задач. Выбранная структура урока рациональна. Рационально выделено время для разбора домашнего задания, опроса изученного материала, закрепление. Существует логическая связь между различными этапами урока.

Главный акцент урока делается на содержании. Выделен объект прочного усвоения, т. е. из всего рассказанного выделяется главное ясно и чётко, чтобы дети не потерялись в объёме второстепенного.

Решение проблемной ситуации, самостоятельное формулирование выводов занимает гораздо больше времени, чем сообщение всех этих фактов в готовом виде, но развивает исследовательский подход, заставляет мыслить и самостоятельно делать выводы. Информативность урока для данного класса достаточна. Урок носит развивающий характер. Используются дифференцированные задания, где предметом дифференциации являются объём и содержание знаний. Постоянно поддерживается активность и самостоятельность мышления учащихся через систему вопросов, создание проблемных ситуаций, индивидуальной и групповой формы работы.

Наиболее ценным является на уроке то, что учащиеся не только сами составляли проекты для данной темы, но и провели их презентации.

На уроке организован контроль знаний учащихся (самопроверка, взаимопроверка). Высокая работоспособность обеспечивается сменой видов деятельности и высоким познавательным интересом. На уроке организуется исследовательская работа.

Замечания учителя носят характер, регулирующий ход урока, логичны и корректны по отношению к учащимся. Уделяется внимание развитию речи учащихся. На уроке прослеживается логичная последовательность изложения материала. Учащиеся оценивали, сравнивали, анализировали, делали выводы.

Необходимо помнить, что урок проводится не ради урока, а ради ученика. На уроке не следует принуждать, наказывать за невыполнение, а так организовать деятельность учащихся, чтобы требования учителя стали внутренними побуждениями учащихся. На данном уроке учитель должен добиться не только описательного уровня понимания, но и перейти к оценочному, обобщающему, проблемному уровню.

Использование творческих приёмов (объяснение темы и цели работы, обучение систематизации материала, обработка результатов и т. д.) приводят к формированию устойчивого и действенного интереса к учебному предмету и учению в целом. На данном уроке реализуются поставленные цели и задачи.

Самоанализ урока (по П.И.Третьякову)

Учитель Учащиеся
  1. Постановка целей

Цели урока заданы грамотно и соответствуют содержанию урока и его местоположению в теме в целом

  1. Постановка целей

Учащиеся умеют самостоятельно поставить перед собой цели на предстоящий урок.

  1. Планирование деятельности

Учащиеся не только воспринимают учебный материал, но и активно перерабатывают информацию. Умеют работать с компьютерами и наглядным материалом, а также лабораторным оборудованием и учебниками. Правильно планируют свою деятельность в соответствие с заданными целями и содержанием урока, при необходимости могут провести коррекцию своей работы

  1. Планирование деятельности

Учащиеся не только воспринимают учебный материал, но и активно перерабатывают информацию. Умеют работать с компьютерами и наглядным материалом, а также лабораторным оборудованием и учебниками. Правильно планируют свою деятельность в соответствие с заданными целями и содержанием урока, при необходимости могут провести коррекцию своей работы

  1. Организация деятельности.

Эффективно организована деятельность во времени (хронометраж урока ) и в соответствие с заданными целями и задачами. Рабочее место педагога и учащихся соответствует нормативам. В ходе урока учитель проводит самоанализ и самооценку своей деятельности и при необходимости делает корректировку действий. Анализ деятельности учащихся проводится в течении всего урока, что является основой для постоянной диагностики деятельности учащихся и при необходимости её коррекции.

  1. Организация деятельности.

Учащиеся могут распределить время и организовать свою деятельность во времени в соответствие с заданными целями. Рабочее место учащихся находится в нормальном рабочем состоянии. Проводимые в течение урока самоанализ и самооценка своей деятельности являются основой более глубокого понимания материала. Постоянно происходит контроль и оценка деятельности других учащихся, что является показателем развитой познавательной самостоятельности на уроках.

Урок проводится с применением компьютерных технологий, что несомненно является положительным моментом урока (Приложение № 3).

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7