Цели и задачи
1. Образовательная: учить детей определять род у глаголов в форме прошедшего времени единственного числа, повторить знания о глаголе, как части речи; повторить словарные слова, продолжить работу над орфографической зоркостью.
2. Развивающая: развивать устную речь учащихся, умение работать самостоятельно, любознательность, кругозор и интеллект учащихся.
3. Воспитательная: воспитывать прилежание, аккуратность, любовь к родному языку и природе, эстетические чувства.
Технологии
- ИКТ
- Технология деятельностного метода.
- Технология личностно-ориентированнгого обучения.
- Технология проблемного обучения.
- Здоровьесберегающая технология.
Методы и приёмы
1. Словесный - закрепление теоретических знаний.
2. Наглядный – развивать наблюдательность, внимание, интерес.
3. Практический – развитие практических умений.
4. Разноуровневой работы – развитие самостоятельности, создание ситуации успеха.
Оборудование
А) Экран, компьютер, проектор
Б) У детей:
- Учебник
- Индивидуальные листочки
Ход урока
I. Самоопределение к деятельности.
- Прежде чем начать урок, давайте составим его девиз.
На хорошему не ум учись пойдёт плохое ⇒ Учись хорошему - плохое на ум не пойдёт.
II. Актуализация знаний.
- Как вы понимаете смысл этой пословицы?
- Чтобы оставить свой след на земле человек должен посадить дерево, построить дом и вырастить сына. Дерево мы уже с вами сажали. (Древо добра и дерево в теме «Однокоренные слова»). – Это нам помогло?
- Растить детей пока рановато, а вот построить дом в стране грамматике мы с вами в состоянии уже сейчас. И мы с вами построим дом для его величества Глагола.
Файл №1/1-8/
/ По мере заполнения учениками таблицы «Глагол» в индивидуальных листочках, на проекторе появляется замок Глагола/
III. Постановка учебной задачи.
- Из таблицы видно, что в прошедшем времени у нас остались свободные графы. И башенка глаголов прошедшего времени лишь белая. Как вы думаете почему? О чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке?
IV. Построение проекта выхода из затруднения.
1)
- Хороший у нас получился дом – целый дворец. Но какой-то он пустой. Давайте, исправим это. Что украшает мир вокруг нас? (Природа)
Файл №1/9/
- Нравится? А что надо делать, чтобы вокруг нашего чудесного замка, вокруг нас всегда было так же красиво?
- Очень понравилось лебедю и уточке это чистое озеро, улетели они рассказать своим сородичам. Файл №1/10
-Уплыло и лёгкое облачко. Файл №1/11/
- Давайте с вами запишем, что только что произошло.
2) Комментированное письмо.
Файл №2/1/Лебедь плыл.
Утка плыла.
Облако плыло.
-В каком предложении глагол употребляется в переносном значении? (Облако плыло)
3) Построение проекта
Ед. ч.
- Что объединяет глаголы во всех предложениях? (Глаголы стоят в форме п.в.,в ед. ч.)
Файл №2/2/
- Почему вы так решили? (Суффикс Л) Файл №2/3/
- Сравните окончания у им. существительного и глагола в первом предложении, во 2, в 3. Что заметили? (Окончания одинаковые) Файл №2/4-6/
- Кто догадался почему? (Имя существительное и глагол стоят в одном и том же роде)
- Укажите род имени существительного и глагола в 1 предложении, во 2, в 3.
Мн. Ч. Файл №2/7-9/
- Назовите одним словом лебедя и утку. (Птицы)
Подумаете, как из двух первых предложений сделать одно нераспространённое предложение. Время глагола не меняйте. (Птицы улетели) Файл №2/10/
Чем отличается глагол «улетели» от ранее написанных глаголов? (Стоит во множественном числе) Файл №2/11-12/
7. Определите род.
Сделайте вывод. Файл №2/13/
Вывод: Глаголы в прошедшем времени в единственном числе изменяются по родом. Род глагола зависит от имени существительного, с которым оно связано.
4)Определение темы урока.
Изменение глаголов в прошедшем времени в единственном числе по родам.
Файл №3/1-2/
V. Первичное закрепление во внешней речи.
1) Правило с. 95
2) Таблица «Глагол» - дописать
VI. Физкультминутка
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Файл №2/3-4/
Число | Род | Вопрос | Окончание | Примеры |
м.р. | ||||
Что делала? | ||||
- о - |
Проверка. Файл №3/5/
- Как вы думаете, написанные нами слова случайны на сегодняшнем уроке?
(См. девиз урока)
VIII. Включение в систему знаний и повторение.
- Разноуровневая работа.
III уровень (репродуктивный)
Запиши глаголы в три столбика:
Горел, светило, молчал, делала, цвела, таял, плавала, плыло, остыло
м.р.
горел
молчал
таял
ж.р.
делала
цвела
плавала
ср.р.
светило
плыло
остыло
II уровень (конструктивный)
- От данных имён существительных образуй однокоренные слова – глаголы в прошедшем времени.
- Придумай и запиши предложение с одним из глаголов.
Письмо - ______________(м.р.)
Смех - ________________ (ж.р.)
Плаванье - ____________ (ср.р.)
I уровень(креативный)
Данные фразеологические обороты замени глаголами–синонимами. Составь и запиши с этими глаголами текст.
Зарубить на носу - _____________________ (м.р.)
Клевать носом - _____________________ (ср.р.)
Бить челом - _____________________ (ж.р.)
Проверка.
- Вы молодцы! Справились со всеми заданиями. Я думаю, что можно вернуться к построенному нами замку и раскрасить башенку прошедшего времени глагола.Файл №4/1-3/
2) Словарные слова.
- А вот и сам Глагол. Он вас благодарит за прекрасный замок. И решил вас отблагодарить. Как вы думаете, проявлять свою благодарность за помощь это хорошо?
- Подданные Глагола доложили Его величеству, что ребята 3-г класса МОУ СОШ №83 очень любят разгадывать кроссворды. Это правда? Тогда кроссворд от самого Его величества Глагола.
Файл №5/1-10/
- Откуда мы начинали с вами строить дом? (Снизу)
- И кроссворд мы тоже будем отгадывать снизу.