Урок информатики на тему "Построение графиков математических функций"

Разделы: Информатика


Цели урока:

Обучающие:

  • иметь представление о различных диаграммах, которые используются в Excel;
  • знать алгоритм создания графиков;
  • уметь строить графики различных математических функций;

Развивающие:

  • развитие компьютерного кругозора, который позволит, смело открывать любое приложение среды и разбираться в нужных функциях;
  • производить любые расчеты Excel;
  • учащиеся должны знать запись формулы и ввод математических формул;
  • представление формульной зависимости на графике;
  • использовать оформление: выбирать шрифты, заливки и т.д.

Воспитывающие:

  • создание простейших моделей объектов и процессов в виде чертежей, диаграмм, графи-ков;
  • решать задачи в среде электронных таблиц;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повсе-дневной жизни;

Программно-дидактическое обеспечение: ПК, программа Microsoft Excel, презентация урока в программе Power Point, инструкции к работе, мультимедиапроектор, экран.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Проверка знаний: (проверка может быть в форме беседы, диктанта или в виде кроссворда, теста и т.д.)

Вопросы для проверки знаний:

I вариант

  1. Какое программное средство называют электронной таблицей?
  2. Чем отличается электронная таблица от текстового редактора?
  3. Основная рабочая единица …
  4. Какая ячейка называется активной?
  5. Как обозначаются заголовки столбцов и строк?
  6. Как определяется адрес ячейки?
  7. Какие типы данных могут храниться в ячейке?
  8. Что такое форматирование?
  9. Как называется документ, созданный в MICROSOFT EXCEL?
  10. Как изменить ширину столбца и высоту строки?
  11. Сколько столбцов и строк в одном рабочем листе?
  12. Какие типы данных могут храниться в ячейке?
  13. Как называется самая верхняя строка любой прикладной программы?
  14. Как выделить ячейку?
  15. Как выделить нужный столбец?
  16. В процессе автозаполнения указатель мыши принимает …
  17. Как изменить шрифт?
  18. К какому типу относятся следующие данные: “12365548” ; “С праздником” ; “1999г”.
  19. Как получить текст с содержанием дней недели?
  20. Какое выравнивание принимается к тексту?

II вариант

  1. Какие функции имеет ЭТ и для чего она используется?
  2. Основные элементы ЭТ …
  3. Какой лист называется активный?
  4. Назовите, знакомые вам по работе с редактором Word, элементы окна Excel.
  5. Как делается форматирование?
  6. Какое выравнивание применяется к числу?
  7. С чего начинается формула? И для чего она используется?
  8. Как выделить блок ячеек?
  9. В процессе выделения диапазон ячеек, указатель мыши принимает форму…
  10. Как размещать текст в ячейке в несколько строк?
  11. Что можно присвоить ячейке?
  12. Часть рабочей книги называется…
  13. Как выделить нужную строку?
  14. То, что, часто вешают на уши?
  15. Название кнопки, который все вместе плюсует …
  16. ### такой запись в ячейке указывает, что …
  17. Как получить ряд нечетных чисел?
  18. Как объединить ячейки?
  19. В MS Excel, сколько видов указателя мыши?
  20. Устройство для ввода информации.
  1. Объяснение нового материала

Построение графиков.

Для представления числовых данных используются такие средства графики, как диаграммы. Электронная таблица использует 14 стандартных типов диаграмм и 20 нестандартных. Различают гистограммы, линейчатые диаграммы, график, круговые, точечные и т. д. Типы диаграмм задаются в зависимости от обрабатываемых данных и или уровня наглядности представленных числовых данных.

Построение диаграммы осуществляется лишь при наличии числовых данных. После ввода данных, их необходимо выделить и задать функцию построения диаграммы, либо командой Вставка - Диаграмма, либо с помощью пиктограммы.

Основными элементами диаграммы являются: ряд данных; легенда; подписи данных; заголовки (название диаграммы, названия осей); оси координат. Каждый из элементов, кроме ряда данных, может существовать на диаграмме.

  • Легенда – это подпись, определяющая категорию данных на диаграмме, с использованием различных узоров или цвета.
  • Диаграмма - графический объект для наглядного представления данных.
  • Тип диаграммы (ряда данных) – вариант представления данных: график, гистограмма, круговая диаграмма и т.д.
  • Размещение диаграммы – на отдельном и существующем листах.
  • Область диаграммы – вся область объекта ДИАГРАММА.
  • Область построения – область, ограниченная ОСЯМИ, включая имена категорий, подписи делений и названия осей.
  • Ось категории Х – одна из осей, как правило, горизонтальная и отображающая точки рядов данных. Соответствует столбцу или строке таблицы. Отсутствует в некоторых видах диаграмм, например, круговой.
  • Ось категории Y(Z) – одна из осей, как правило, вертикальная и отображающая значения данных. Ряд данных – группа связанных элементов данных. Соответствует столбцу или строке исходной таблицы, набору столбцов гистограммы, линии графика, третьей оси объемной диаграммы. На диаграммах, кроме круговой, может быть несколько рядов данных. В объемных диаграммах отображаются по оси рядов данных Y.
  • Маркер данных – элемент диаграммы, соответствующий элементу данных таблицы.
  • График – это диаграмма, а изображающая функциональную зависимость переменных данных в виде кривой или ломаной линии.
  • Диаграммы могут располагаться как на листе с данными, по которым она строится, так и на отдельных листах.
  • Создание диаграмм и графиков происходит по шагам при помощи Мастера диаграмм.
  1. Практическое задание.

Воспользовавшись Мастером функции составить таблицу значений функции у=х2 в интервале [-3;3] шагом 1.

  1. Для заполнения ряда абсцисс примените маркер заполнения. Подберите ширину столбцов.
  2. Введите формулу и вычислите значения функции.
  3. Выделить диапазон данных все вместе.
  4. Запускать Мастер диаграмм и выбирать тип Нестандартные Гладкий график Далее Ряд (щелкаем в поле для Подписи по оси Х и проводим мышью по ячейкам, в которых имеются значения х) Далее (в поле для Названия диаграммы – можно вводить имя диаграммы или имя графика ) Далее Готово.

Чтобы привести порядок диаграмму: можно изменить размеры внутренних элементов.

Оси координат. Щелчок по ним прав. клав.(мышка) Формат оси Шкала Пересечение с осью (значений) в категории номер (надо поставить число, под каким номером может пересе-каться ось Х с ось У – короче начало координат) ОК.

Очень важно во время работы с диаграммами, чтоб не ошибиться, указать мышью именно на тот элемент изображения, который требуется изменить, внимательно приглядываться к всплывающим подсказкам.

Составление графиков объясняю с помощью презентации.

Презентация “Форматирование графиков” в Приложение1.

  1. Закрепление нового материала.

Учащиеся должны построить различные графики, легенды можно убрать. Инструкция для учащихся:

Практические задания для заполнения таблицу значений:

При вводе в формулу функций удобно использовать Мастер функций. Например, пусть нам необходимо составить таблицу значений функции:

  • y=x2 на отрезке [-3;3] с шагом 1.
  1. Подготовить таблицу, ввести значения аргумента. Выделить ячейку, в которую нужно поставить первое значение функции.

  1. Ввести команду [Вставка Функция…].
  2. На диалоговой панели Мастер функции: шаг 1 из 2 в списке Категория: выбрать вариант Математические , а в списке Функция : выбрать вариант Степень. Щелкнуть по кнопке ОК.

На появившейся панели Аргументы функции ввести значения числа и показателя степени.Для ввода имени ячейки, где хранится число, щелкнуть по кнопкесо стрелочкой в поле Число и в электронных таблицах выделить ячейку В2.

Ввести в поле Степень число 2.

Выделить ячейку В3 , в которой теперь хранится формула = Степень(В2;3) и заполнить ряд значений функций с помощью команды [ Правка – Заполнить - Вправо].

  • С использованием Мастера функций получить таблицу значения функции у=(х-5)2 на отрезке [-5;5] с шагом 1 и построить график.

Физкультминутка обязательна!!!

  1. Итоги урока.

Оценить работу класса и назвать отличившиеся учеников.

  1. Домашнее задание
  1. Знать этапы построения графиков и уметь как использовать формулы для вычисления значения функции;
  2. У кого дома компьютер попробовать построить график данной функции у= -1/2*х2 +5. С использованием Мастера функций получить таблицу значения функции у= -1/2*х2 +5 на отрезке на отрезке [-5;5] с шагом 0,5 и построить график.