Цели урока:
Обучающие:
- иметь представление о различных диаграммах, которые используются в Excel;
- знать алгоритм создания графиков;
- уметь строить графики различных математических функций;
Развивающие:
- развитие компьютерного кругозора, который позволит, смело открывать любое приложение среды и разбираться в нужных функциях;
- производить любые расчеты Excel;
- учащиеся должны знать запись формулы и ввод математических формул;
- представление формульной зависимости на графике;
- использовать оформление: выбирать шрифты, заливки и т.д.
Воспитывающие:
- создание простейших моделей объектов и процессов в виде чертежей, диаграмм, графи-ков;
- решать задачи в среде электронных таблиц;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повсе-дневной жизни;
Программно-дидактическое обеспечение: ПК, программа Microsoft Excel, презентация урока в программе Power Point, инструкции к работе, мультимедиапроектор, экран.
Ход урока
- Организационный момент.
- Проверка знаний: (проверка может быть в форме беседы, диктанта или в виде кроссворда, теста и т.д.)
Вопросы для проверки знаний:
I вариант
- Какое программное средство называют электронной таблицей?
- Чем отличается электронная таблица от текстового редактора?
- Основная рабочая единица …
- Какая ячейка называется активной?
- Как обозначаются заголовки столбцов и строк?
- Как определяется адрес ячейки?
- Какие типы данных могут храниться в ячейке?
- Что такое форматирование?
- Как называется документ, созданный в MICROSOFT EXCEL?
- Как изменить ширину столбца и высоту строки?
- Сколько столбцов и строк в одном рабочем листе?
- Какие типы данных могут храниться в ячейке?
- Как называется самая верхняя строка любой прикладной программы?
- Как выделить ячейку?
- Как выделить нужный столбец?
- В процессе автозаполнения указатель мыши принимает …
- Как изменить шрифт?
- К какому типу относятся следующие данные: “12365548” ; “С праздником” ; “1999г”.
- Как получить текст с содержанием дней недели?
- Какое выравнивание принимается к тексту?
II вариант
- Какие функции имеет ЭТ и для чего она используется?
- Основные элементы ЭТ …
- Какой лист называется активный?
- Назовите, знакомые вам по работе с редактором Word, элементы окна Excel.
- Как делается форматирование?
- Какое выравнивание применяется к числу?
- С чего начинается формула? И для чего она используется?
- Как выделить блок ячеек?
- В процессе выделения диапазон ячеек, указатель мыши принимает форму…
- Как размещать текст в ячейке в несколько строк?
- Что можно присвоить ячейке?
- Часть рабочей книги называется…
- Как выделить нужную строку?
- То, что, часто вешают на уши?
- Название кнопки, который все вместе плюсует …
- ### такой запись в ячейке указывает, что …
- Как получить ряд нечетных чисел?
- Как объединить ячейки?
- В MS Excel, сколько видов указателя мыши?
- Устройство для ввода информации.
- Объяснение нового материала
Построение графиков.
Для представления числовых данных используются такие средства графики, как диаграммы. Электронная таблица использует 14 стандартных типов диаграмм и 20 нестандартных. Различают гистограммы, линейчатые диаграммы, график, круговые, точечные и т. д. Типы диаграмм задаются в зависимости от обрабатываемых данных и или уровня наглядности представленных числовых данных.
Построение диаграммы осуществляется лишь при наличии числовых данных. После ввода данных, их необходимо выделить и задать функцию построения диаграммы, либо командой Вставка - Диаграмма, либо с помощью пиктограммы.
Основными элементами диаграммы являются: ряд данных; легенда; подписи данных; заголовки (название диаграммы, названия осей); оси координат. Каждый из элементов, кроме ряда данных, может существовать на диаграмме.
- Легенда – это подпись, определяющая категорию данных на диаграмме, с использованием различных узоров или цвета.
- Диаграмма - графический объект для наглядного представления данных.
- Тип диаграммы (ряда данных) – вариант представления данных: график, гистограмма, круговая диаграмма и т.д.
- Размещение диаграммы – на отдельном и существующем листах.
- Область диаграммы – вся область объекта ДИАГРАММА.
- Область построения – область, ограниченная ОСЯМИ, включая имена категорий, подписи делений и названия осей.
- Ось категории Х – одна из осей, как правило, горизонтальная и отображающая точки рядов данных. Соответствует столбцу или строке таблицы. Отсутствует в некоторых видах диаграмм, например, круговой.
- Ось категории Y(Z) – одна из осей, как правило, вертикальная и отображающая значения данных. Ряд данных – группа связанных элементов данных. Соответствует столбцу или строке исходной таблицы, набору столбцов гистограммы, линии графика, третьей оси объемной диаграммы. На диаграммах, кроме круговой, может быть несколько рядов данных. В объемных диаграммах отображаются по оси рядов данных Y.
- Маркер данных – элемент диаграммы, соответствующий элементу данных таблицы.
- График – это диаграмма, а изображающая функциональную зависимость переменных данных в виде кривой или ломаной линии.
- Диаграммы могут располагаться как на листе с данными, по которым она строится, так и на отдельных листах.
- Создание диаграмм и графиков происходит по шагам при помощи Мастера диаграмм.
- Практическое задание.
Воспользовавшись Мастером функции составить таблицу значений функции у=х2 в интервале [-3;3] шагом 1.
- Для заполнения ряда абсцисс примените маркер заполнения. Подберите ширину столбцов.
- Введите формулу и вычислите значения функции.
- Выделить диапазон данных все вместе.
- Запускать Мастер диаграмм и выбирать тип Нестандартные Гладкий график Далее Ряд (щелкаем в поле для Подписи по оси Х и проводим мышью по ячейкам, в которых имеются значения х) Далее (в поле для Названия диаграммы – можно вводить имя диаграммы или имя графика ) Далее Готово.
Чтобы привести порядок диаграмму: можно изменить размеры внутренних элементов.
Оси координат. Щелчок по ним прав. клав.(мышка) Формат оси Шкала Пересечение с осью (значений) в категории номер (надо поставить число, под каким номером может пересе-каться ось Х с ось У – короче начало координат) ОК.
Очень важно во время работы с диаграммами, чтоб не ошибиться, указать мышью именно на тот элемент изображения, который требуется изменить, внимательно приглядываться к всплывающим подсказкам.
Составление графиков объясняю с помощью презентации.
Презентация “Форматирование графиков” в Приложение1.
- Закрепление нового материала.
Учащиеся должны построить различные графики, легенды можно убрать. Инструкция для учащихся:
Практические задания для заполнения таблицу значений:
При вводе в формулу функций удобно использовать Мастер функций. Например, пусть нам необходимо составить таблицу значений функции:
- y=x2 на отрезке [-3;3] с шагом 1.
- Подготовить таблицу, ввести значения аргумента. Выделить ячейку, в которую нужно поставить первое значение функции.
- Ввести команду [Вставка Функция…].
- На диалоговой панели Мастер функции: шаг 1 из 2 в списке Категория: выбрать вариант Математические , а в списке Функция : выбрать вариант Степень. Щелкнуть по кнопке ОК.
На появившейся панели Аргументы функции ввести значения числа и показателя степени.Для ввода имени ячейки, где хранится число, щелкнуть по кнопкесо стрелочкой в поле Число и в электронных таблицах выделить ячейку В2.
Ввести в поле Степень число 2.
Выделить ячейку В3 , в которой теперь хранится формула = Степень(В2;3) и заполнить ряд значений функций с помощью команды [ Правка – Заполнить - Вправо].
- С использованием Мастера функций получить таблицу значения функции у=(х-5)2 на отрезке [-5;5] с шагом 1 и построить график.
Физкультминутка обязательна!!!
- Итоги урока.
Оценить работу класса и назвать отличившиеся учеников.
- Домашнее задание
- Знать этапы построения графиков и уметь как использовать формулы для вычисления значения функции;
- У кого дома компьютер попробовать построить график данной функции у= -1/2*х2 +5. С использованием Мастера функций получить таблицу значения функции у= -1/2*х2 +5 на отрезке на отрезке [-5;5] с шагом 0,5 и построить график.