Цель: Дать понятия «спор, конфликт, конфликтная ситуация». Выяснить когда спор перерастает в конфликт и способы выхода из конфликтной ситуации. Развивать речь, внимание, умение сотрудничать. Воспитывать дружелюбие, внимание к окружающим, терпимость к чужим недостаткам.
Участники: учащиеся и их родители.
Ход занятия
1. Организационный момент.
2. Формулировка темы и цели занятия.
Учитель: Недавно я наблюдала за двумя подружками. Они сидели за одной партой, что-то разглядывали в тетрадках, улыбались друг другу и о чём-то спорили. Вдруг они нахмурились, стали громче говорить, потом кричать и, наверное, всё кончилось бы дракой, если бы я не вмешалась. А ведь всё начиналось с обыкновенного спора.
- Всегда ли общение приносит нам радость, удовольствие?
(Предлагается детям определить тему занятия).
3. Введение понятий.
- Что же такое спор? Конфликт?
Спор- это словесное состязание, обсуждение чего-нибудь, в котором каждый отстаивает своё мнение.
Конфликт - это процесс резкого обострения противоречия и борьба двух или более сторон в решении проблемы, имеющей личную значимость для каждого из участников.
- Всегда ли спор пе5реходит в конфликт? Когда нет?
4. Интерактивная игра «Да - нет».
- В парах стоя лицом, друг к другу вы проведёте словесный спор «да – нет».
Вы можете начинать тихо, затем громче пока я не скажу «стоп».
- Что вы чувствовали?
- Было ли ощущение что ещё немного, и вы готовы обидеть?
- Трудно ли справиться с этим чувством?
(Ответы участников).
- Для возникновения конфликта необходимо ряд факторов:
- Наличие проблемы
- Конфликтная ситуация- это ситуация скрытого или явного противоборства сторон.
- Предлагаются конфликтные ситуации, которые необходимо в группах разобрать и найти благоприятный выход для всех сторон.
Ситуация №1
Петя и Коля решали одно и то же математическое выражение. У них получились разные ответы.
- У меня правильный ответ!- сказал Петя.
- Нет, правильный ответ у меня. Ты всегда решаешь неверно! – ответил Коля.
Петя соскочил со своего места и ударил одноклассника.
Как можно было избежать конфликта между одноклассниками?
Ситуация №2
Придя, домой со школы, Максим позвонил маме на работу и спросил:
- Можно погулять с ребятами?
Мама сказала:
- Сначала сделай уроки.
- Хорошо! - ответил сын.
Но тут за Максимом зашли друзья, и он, забыв своё обещание, убежал на улицу.
Вечером мама спросила:
- Ты сделал уроки?
- Нет, - ответил Максим.
- Теперь ты наказан и целую неделю не будешь гулять, рассердилась мама.
Как можно было избежать конфликта между мамой и сыном?
Ситуация №3
На перемене Вася бежал по коридору и нечаянно толкнул Женю. Женя догнал Васю и сильно ударил его. Между мальчиками завязалась драка.
Как можно было избежать конфликта между мальчиками?
Ситуация №4
На уроке Семён не слушал учителя, а играл в игры на сотовом телефоне. Учитель несколько раз делала замечания, а потом забрала телефон и сказала: «Отдам твоим родителям!». Ученик, оскорбив учителя и класс, выскочил из кабинета, хлопнув дверью. Урок был сорван.
Как можно было избежать конфликта между учеником и учителем?
(Обсуждение ситуаций).
5. Интерактивная игра «Музей скульптур».
- Необходимо на одном листе картона втроём или вчетвером создать скульптуру. Можно держаться друг за друга, но никто не должен выходить за пределы картона.
Нужно дать название своей скульптуре и пояснить её смысловую направленность.
- Получилась ли у вас скульптура, легко ли вам было сотрудничать?
6. Итог занятия.
Участникам занятия предлагается составить правила спора, что бы он не переходил в конфликт.
(Работа проходит в группах. Каждая группа представляет свои правила и создаются приемлемые для всех.)
Правила:
- Чаще улыбайтесь
- Не забывайте о чувстве юмора
- Критикуйте поступки, но не человека
- Не унижайте, не оскорбляйте собеседника
- Будьте хорошим слушателем
- Будьте справедливы и терпимы к людям
- Реализуйте себя в творчестве, а не в конфликтах
- Проявляйте выдержку
- Не перебивай собеседника, дай ему высказаться
- Не повышайте голоса.