Работа над групповыми и индивидуальными проектами как условие формирования готовности обучающихся к социальному взаимодействию

Разделы: Технология


Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно – ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения. Обновляющейся школе требуются такие методы обучения, которые:

  1. Формируют активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
  2. Развивают в первую очередь исследовательские, рефлексивные, самооценочные умения и навыки;
  3. Формируют не просто умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряжённые с опытом их применения в практической деятельности;
  4. Приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;
  5. Реализуют принцип связи обучения с жизнью.

Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов.

По методу проектов работаю пять лет. Он помогает мне реализовать следующие задачи:

  1. Развивать личностные интересы и склонности учащихся;
  2. Научить мыслить, находить рациональные пути решения проблем;
  3. Воспитывать потребность в саморазвитии;
  4. Развивать уверенность в себе;
  5. Развивать позитивное отношение к миру и принятие других.

Полученные на уроке знания и практические навыки развиваются во внеурочное время. Во время выполнения индивидуальных и групповых проектов дети стараются привлекать родителей, родственников, обращаются к учителям, которые, выступая консультантами,  помогают детям найти правильное направление исследования, лучшую идею, реализовать проект и оценить изготовленное изделие.

Мною проектируются как индивидуальные, так и групповые проекты.

Преимуществом индивидуальных проектов является то, что

  1. План работы над проектом строится и отслеживается с максимальной чёткостью.
  2. У учащихся полноценно формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта зависит только от него самого.
  3. Учащиеся приобретают опыт деятельности на всех без исключения этапах выполнения проекта – от рождения замысла до итоговой рефлексии.
  4. Формируются важнейшие общеучебные умения и навыки (исследовательские, презентационные, оценочные).

Примером индивидуального проекта может служить изготовление изделий по одной теме, но с индивидуальным творческим решением поставленной задачи. Так, например, в 5 классе девочки шьют фартуки, в 6 классе юбки, в 7 классе халаты. Каждая из них выбирает фасон, вид отделки, материал, вид обработки ткани и обосновывает свой выбор в зависимости от назначения изделия. При этом детям необходимо выстроить взаимоотношения как с педагогом (консультация, общее руководство), с родителями (решение материальных вопросов, совет), другими учащимися (защита проекта, его оценка).

Преимуществом групповых проектов является то, что

  1. У участников проектной группы формируются навыки сотрудничества.
  2. Проект выполняется глубоко и разносторонне.
  3. Каждый этап работы над проектом, как правило, имеет своего лидера, и наоборот, каждый учащийся, в зависимости от своих сильных сторон, наиболее активно включён в определённый этап работы.

Примером может служить разработка в парах или группах проектов «Работа кафе» (7 человек),  «Лоскутное одеяло» (2 человека), «Дизайн-проект «Оформление кабинета домоводства» и др.

Особенностью данных проектов является их социальная направленность. Во-первых, продукт востребован социумом; во-вторых при его изготовлении решаются задачи межличностных отношений; в-третьих, совершенствуются организационные умения и навыки, развивается инициатива и творчество обучающихся.

Результатом моей деятельности является то, что работы детей представлены на выставках районного музея, областном конкурсе «Веснянки», НОУ «Поиск».  

Приложение