Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно – ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения. Обновляющейся школе требуются такие методы обучения, которые:
- Формируют активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
- Развивают в первую очередь исследовательские, рефлексивные, самооценочные умения и навыки;
- Формируют не просто умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряжённые с опытом их применения в практической деятельности;
- Приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;
- Реализуют принцип связи обучения с жизнью.
Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов.
По методу проектов работаю пять лет. Он помогает мне реализовать следующие задачи:
- Развивать личностные интересы и склонности учащихся;
- Научить мыслить, находить рациональные пути решения проблем;
- Воспитывать потребность в саморазвитии;
- Развивать уверенность в себе;
- Развивать позитивное отношение к миру и принятие других.
Полученные на уроке знания и практические навыки развиваются во внеурочное время. Во время выполнения индивидуальных и групповых проектов дети стараются привлекать родителей, родственников, обращаются к учителям, которые, выступая консультантами, помогают детям найти правильное направление исследования, лучшую идею, реализовать проект и оценить изготовленное изделие.
Мною проектируются как индивидуальные, так и групповые проекты.
Преимуществом индивидуальных проектов является то, что
- План работы над проектом строится и отслеживается с максимальной чёткостью.
- У учащихся полноценно формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта зависит только от него самого.
- Учащиеся приобретают опыт деятельности на всех без исключения этапах выполнения проекта – от рождения замысла до итоговой рефлексии.
- Формируются важнейшие общеучебные умения и навыки (исследовательские, презентационные, оценочные).
Примером индивидуального проекта может служить изготовление изделий по одной теме, но с индивидуальным творческим решением поставленной задачи. Так, например, в 5 классе девочки шьют фартуки, в 6 классе юбки, в 7 классе халаты. Каждая из них выбирает фасон, вид отделки, материал, вид обработки ткани и обосновывает свой выбор в зависимости от назначения изделия. При этом детям необходимо выстроить взаимоотношения как с педагогом (консультация, общее руководство), с родителями (решение материальных вопросов, совет), другими учащимися (защита проекта, его оценка).
Преимуществом групповых проектов является то, что
- У участников проектной группы формируются навыки сотрудничества.
- Проект выполняется глубоко и разносторонне.
- Каждый этап работы над проектом, как правило, имеет своего лидера, и наоборот, каждый учащийся, в зависимости от своих сильных сторон, наиболее активно включён в определённый этап работы.
Примером может служить разработка в парах или группах проектов «Работа кафе» (7 человек), «Лоскутное одеяло» (2 человека), «Дизайн-проект «Оформление кабинета домоводства» и др.
Особенностью данных проектов является их социальная направленность. Во-первых, продукт востребован социумом; во-вторых при его изготовлении решаются задачи межличностных отношений; в-третьих, совершенствуются организационные умения и навыки, развивается инициатива и творчество обучающихся.
Результатом моей деятельности является то, что работы детей представлены на выставках районного музея, областном конкурсе «Веснянки», НОУ «Поиск».