Размышления о сохранении психологического здоровья младших школьников

Разделы: Начальная школа


Уважаемые коллеги, хочу поделиться с вами мыслями по поводу сохранения психологического здоровья своих учеников, ибо убедилась, не испытывая радости, пребывая в постоянном унынии, страхе, не о какой успешности думать не приходится.

Говоря о критериях развития здоровой личности, мы с вами хорошо знаем, когда в наших учениках закладывались нормы и ценности здоровой личности. И изменить многое не в наших силах, но менять надо. И сегодня, как никогда раньше.

Сложная наша работа, а работа учителя начальных классов (не сочтите за нескромность) одна из основных и самых многотрудных. Научить надо не только основам грамматики, счёта, чтения, природоведческим азам, самое главное - научить малышей жить в коллективе, научить общаться с людьми по - человечески. Дело не в том, в чём человек ходит, а в том, что в себе носит. Главным направлением моей деятельности является  воспитание нравственно-этических норм у моих учащихся  и умение следовать им в любых жизненных ситуациях. Ведь не красота, а доброта может спасти мир.

Откроем Пояснительную записку из Программы общеобразовательных учреждений, рекомендованной Министерством образования Российской Федерации. Читаем самую первую строку: «Главное назначение начальной школы – воспитательное. Оно состоит в целенаправленной, гармонично развивающейся личности младшего школьника. Начальная школа обязана средствами каждого учебного предмета воспитывать лучшие нравственные качества».

Я глубоко убеждена, а с годами утверждаюсь всё боле и более, что для успешного  овладения знаниями в человеке должны быть заложены, а если нет, то воспитаны внутренние духовные качества. Возможно, это философские рассуждения, но ещё В.А.Сухомлинский сказал: « Учение- частица духовной жизни». Человеку нравственному не надо объяснять, как важно учиться, это для него очевидно.

Ещё в студенческие годы у меня появилось пристрастие к мудрости отцов: пословицам, поговоркам, афоризмам народов Средней Азии, словам из  Библии. На каждом уроке, в какой-то ситуации на перемене звучат те или  иные слова.  

Я давно поняла, что нравоучения, назидания малоэффективны, если не сказать - бесполезны. Увещевания «Как не стыдно!?», «Так нельзя!» для сегодняшних детей ничего не значащие фразы. Вот и ищу  слова, заставляющие моих малышей думать и самим делать выбор. «Мудрец - языком, глупец - кулаком - вот и решайте, кто вы в данный момент»,- говорю я дерущимся детям.

Или:     
«Избирают путь войны
Только те, что неумны»,

«Не отвечай глупому по глупости его, чтобы и тебе не сделаться подобным ему». Я не призываю моих учеников жить мирно, дружно, я им предлагаю самим выбирать образ жизни, но предварительно сообщаю, что: 

«На неуспех обречено

 

 

«Рождает зверя зверь,

  И начинание благое,

 

 

Рождает птицу  птица.

  Когда один твердит одно,

 

 

От доброго добро,

  Когда другой твердит другое»,

 

 

От злого зло родится».

 «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними»,

«Не делай зла, не то на зло нарвёшься,
Не рой другому яму – сам споткнёшься»,

Изучать, например, тему по русскому языку: «Правописание парных согласных на конце слова» мы начинаем с поговорки:

«Что может хуже быть незрячих глаз?
Слепое сердце хуже во сто раз».

Сначала мы работаем над содержанием, а затем находим нужные орфограммы и разбираем их, а придёт время изучать правописание непроизносимых согласных, и вновь зазвучат эти слова или: «Людское слово как заряд, не возвращается назад».

Ещё в первом классе, читая в азбуке Горецкого маленький рассказ Толстого о мальчике, смеявшемся над дедушкой, с трудом забирающимся на печь, мы рассуждаем над словами: «Не пренебрегай человека в старости его, ибо и мы стареем»,

«Беспомощным бывает два раза человек,
Когда он начинает и завершает век».

Изучаем правописание гласных после шипящих, и звучат слова:

«Немой иль молчаливый
Достойнее, чем лживый».

К словам данной тематики я возвращаюсь вновь и вновь: и когда изучаем части речи, при изучении предлогов, местоимений, определяем склонение существительных, спряжение глаголов, и постоянно на таких примерах.

В своей деятельности последние десять лет стала серьёзное внимание уделять речевой культуре. Это ведь уму непостижимо, как разговаривает русский человек!

Мы теперь чаще употребляем иноязычные слова, а фразеологизмы свои, родные, не понимаем. «Спустя рукава», «Баклуши бить» и другие, не то что дети, взрослые объяснить не могут. А эти высказывания: «евоная  сестра», «ихняя  машина», «нету курей», ремень, звонит, жалюзи, кремов, пеня,  торты, шарфы, банты! Поэтому на каждом уроке литературного чтения и русского языка я работаю над речевой культурой своих учеников. Для этого мы ведём тетради, где составляем словарик из слов, в которых чаще всего делают неверное ударение. (Эту мысль я взяла, у автора рабочей тетради по литературе «Таинственный сундук» В.Левина.)  Для лучшего запоминания мы пытаемся  рифмовать трудные слова и придумывать с ними  двустишия.

Закрываем ворота на запор
К нам пришла дремота во двор.       
Я прошу тебя, привези в наш большой магазин жалюзи.
За квартиру Вене начислили пеню.
Тётя Фёкла любит свёклу.
По большой реке Амур
Плыл весёлый Трубадур.
Он сегодня в перекур
Больше всех съел жирных кур.

Конечно, ребятам дома помогают родители, что меня очень радует, ведь неправильное произношение выходит из семьи, так что и многим родителям на пользу  такие рифмовки.

Как-то мне дали почитать небольшой отрывок из трудов врача-психолога, профессора Никиты Смирнова о факторах воздействия учителя на психологическое состояние и здоровье учащихся, где он выделил особо значимые характеристики учителя, оказывающие как положительное, так и негативное влияние на учеников.

Отрицательное воздействие оказывают такие качества, как авторитарность, категоричность, несдержанность, вспыльчивость, раздражительность, всё это повышает уровень тревожности школьников. Психологи советуют, если подобные проявления  становятся частыми и явно выраженными - это сигнал о необходимости обратиться к психотерапевту и серьёзно задуматься о смене  работы, так как такие проявления наносят невосполнимый ущерб здоровью и самого учителя и его учеников. Равнодушие, безразличие, эмоциональная холодность, недоброжелательность, злость, это, утверждают врачи – психологи, неизбежно сочетается с завистливостью, расчётливостью, что осложняет жизнь как самому человеку, так и окружающим его людям.

Такие качества учителя, как способность к сочувствию, сопереживанию, умение владеть своими эмоциями, умение слушать способствуют снижению стрессовой атмосферы.  Читая  обо всём этом, я вспомнила студенческие годы, когда мне посчастливилось бывать на различных встречах с интересными людьми: Давидом Кугультиновым, Расулом Гамзатовым, Махмудом  Эссамбаевым, Сергеем Михалковым и другими, а одна встреча всплыла особенно чётко в памяти. Это была встреча со Степаном Гайковичем Айрапетовым, заслуженным врачом Российской Федерации, в конце 70-х он работал главным врачом Пятигорского базового санатория «Ласточка». Айрапетов - автор ряда печатных работ по актуальным  вопросам здравоохранения. Одну из его работ мне удалось достать «Здоровье. Эмоции. Красота », так была названа небольшая книга Айрапетова. На встрече, а затем и из книги я узнала, что истинный возраст человека определяет не паспорт, а состояние его кровеносных сосудов. Их в организме очень много: ими можно опоясать земной шар 2,5 раза. Эти реки жизни пронизывают всё наше тело. Если сосуды расширены - человеку «износа» нет, а если сосуды сужены - шансов  на долголетие мало.

Какие же у человека враги, которые резко сужают сосуды и тем сокращают сроки жизни?

Первый враг-это табак. Второй- алкоголь. Если первые два врага сужают сосуды постепенно, то враг третий делает это с чудовищной быстротой. Что же это за страшный враг, который губит людей куда беспощаднее, чем рак, туберкулёз и гипертония вместе взятые? Этот третий враг - так называемые стрессовые состояния, в том числе мрачное, надломленное настроение, тяжкая обида, злобная зависть, гнев, ревность, страх, сосуды сужаются даже от простого недовольства, от разочарования.

Вот с тех пор я для себя уяснила раз и навсегда тезис из учебника педагогики: «Всё в учителе оказывает то или иное воздействие на класс». Эти слова в полной мере относятся к влиянию учителя на психологическое состояние его учеников.

Говорят, что жизнь состоит из мелочей. Наверное. Но в работе учителя, считаю, их не бывает.. Я в тетрадях своих малышей крайне редко ставлю отрицательные отметки, чаще пишу: «Неудачная работа», «Сожалею, работа не получилась», «Как грустно видеть такую работу!».

Каждое утро начинаю со слов: «Здравствуйте! Я рада встрече с вами». После звонка на первый урок я отмечаю, что мне как женщине, приятно видеть элегантно выглядящих мальчиков, отмечу красиво заплетённые косы у кого-либо из девочек.

Зимой бывают удивительные рассветы. Случается, я   выключаю свет и приглашаю своих ребят подойти к окну, и мы в потрясающей тишине любуемся рождающимся за окном днём. Осенью мы часто при открытых окнах  слушаем шум дождя, а весной, с улыбками на лице, чириканье воробьёв, посвистывание синичек. Я не считаю потерянным время, когда мои ученики следят глазами за влетевшим шмелем или пчелой, нет, они не гоняются за насекомым и не кричат, а, затаив дыхание, и не от страха, а с любопытством наблюдают, я делаю тоже.

Никогда, каким бы делом мы не были заняты, я не проигнорирую ученика, делящегося своей радостью, если я одёрну его, он всё равно расскажет, распирающую его душу весть, товарищу по парте, а затем, повернётся  назад и другому сообщит. А так, кивок моей головы с улыбкой на лице, и счастливый ребёнок продолжает спокойно работать.

Не предполагала, что обыкновенные мешочки, наполненные камешками, фасолью, бобами, смогут доставить такое удовольствие детям, а ведь радуются искренне, когда я «возвращаю» их в лето, и мы шагаем, представляя и рисуя в голове, кому какие нравятся картины. Дело в том, что у очень многих детей в последнее время наблюдается плоскостопие, и я решила хоть как-то помочь ребятам, вот мы разуваемся и во время физ. минуток «путешествуем».      

Коллектив класса является моей творческой лабораторией. В ней я апробирую свои педагогические и методические находки. Одной из таких находок и является синквейн. Это методический приём, используемый для развития творческого мышления учащихся, но вы знаете, я нахожу, что это куда более мощный инструмент для анализа, синтеза и обобщения понятия и информации. Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах - важное умение. Оно требует от ученика вдумчивости и богатого понятийного запаса.

Синквейн учит осмысленно использовать понятия и определять своё отношение к рассматриваемой проблеме, используя всего пять строк. Синквейн создаётся тут же на уроке, классном часе по любой тематике, во время похода или поездки, прямо в автобусе, в лесу - где угодно. Синквейны  детей - это не только развитие творческих способностей – это, прежде всего чувства, которые рождаются в данный момент в их душах, я считаю - это важнее. Самое главное, на мой взгляд, что каждый ребёнок не обсуждает предлагаемые учителем  строки, а сам изрекает мудрость, только свои личные мысли и чувства, то, что душу его волнует, он переносит на бумагу.

Я не лукавлю, но ещё не приходилось мне раньше видеть такой радости от предлагаемой работы и желания выполнять её.

Синквейны, написанные о своих одноклассниках - это краткие характеристики детей и настолько точные, что диву даёшься. На некоторых ребят они оказывают просто волшебное влияние.

Я всегда стараюсь помнить и учу этому своих учеников, слова Толстого, который на вопрос: «Как жить?»,- ответил: «Расширяйте свой остров Добра. В меру своих сил. Глядишь, твой остров сольется с другим островом, там третий, четвертый присоединятся. Так и составится целый материк. И будет в этой жизни место, куда нога ступает без опаски».

Эта каждодневная работа, в конце концов, дает свои положительные результаты: дети становятся к выпуску из начальной школы доброжелательными, более внимательными, уважительными, а главное, в сердцах и умах многих из них пробуждено интеллектуальное чувство радости познания.