Категории семей, находящихся в зоне социально-экономического и психолого-педагогического риска, и работа с ними
Категория семьи | Причины и признаки социального неблагополучия ребенка в семье | Направление и содержание деятельности социального педагога с семьей, с ребенком |
1. Семьи с детьми, оставшимися без попечения родителей | Эмоционально напряженная атмосфера: взаимонепонимание, отрицательная реакция на поступки, проявление нетерпимости | Социально-педагогический патронаж (контроль межличностных взаимоотношений в семье, контроль учебной успеваемости ребенка, его занятости во внеурочное и каникулярное время) |
2. Семьи с детьми, имеющими ограниченные возможности (детьми-инвалидами) | Низкая адаптация в среде
сверстников Семья испытывает финансовые затруднения, так как один или оба родителя вынуждены не работать, при этом имеют невысокое пособие на ребенка, но вместе с тем большие материальные затраты на лечение
|
Изучение
медико-психолого-педагогических условий,
влияющих на развитие ребенка Организация сотрудничества детей и взрослых, имеющих ограниченные физические возможности Защита интересов детей и их родителей во взаимоотношениях с различными структурами и инстанциями Вовлечение детей и их родителей в социально значимую деятельность: • клуб по интересам; • кружки
|
3. Семьи с родителями-инвалидами | ||
4. Неполные семьи | Семья испытывает финансовые
затруднения. В отсутствие второго родителя не всегда полноценно реализуются воспитательные и коммуникативные функции семьи у ребенка, возникают затруднения с половой идентификацией |
Родительские тренинги, направленные на
коррекцию детско-родительских взаимоотношений Лекторий для родителей: • “О возрастных особенностях ребенка и возрастных кризисах”; • “О типах и стилях семейного воспитания”; • “Осуществление социальными педагогами контроля занятости ребенка, организации социально значимой деятельности” |
5. Многодетные семьи | Низкое материальное состояние семьи Недостаточное обеспечение питанием, одеждой, жильем и т. п. Ограничены возможности получения детьми полноценного специального и высшего образования | Социально- педагогический
патронаж, контроль межличностных
взаимоотношений в семье, контроль учебной
успеваемости ребенка, его занятости во
внеурочное и каникулярное время. Оказание
юридической помощи: информация о правах и
льготах. Включение семьи во всероссийские,
региональные и муниципальные программы
дополнительного развития ребенка
|
6. Малообеспеченные семьи: • с низким уровнем дохода; • с безработными родителями |
Ребенок в такой семье зачастую имеет
плохие материально-жилищные условия В семье создается напряженная психоэмоциональная атмосфера |
Оказание юридической помощи: информация о правах и льготах. Организация досуга и летнего отдыха детей. Трудоустройство несовершеннолетних. Социально-педагогичен кии патронаж, контроль межличностных взаимоотношений к семье, контроль учебной успеваемости ребенка, его занятости во внеурочное и каникулярное время |
7. Неблагополучные семьи: • педагогически несостоятельные, семьи; • нравственно неблагополучные; • с зависимостями членов семьи от психоактивных веществ; • практикующие жестокое обращение с детьми |
Имеют место глубокие конфликты между
членами семьи, в которые втягивается ребенок Нарушаются права и интересы детей. Используются деструктивные методы воспитания Эмоциональная атмосфера в семье и используемые методы воспитания травмируют психику ребенка, отрицательно влияют на результаты его обучения, полноценное развитие |
Социально-педагогический патронаж,
контроль межличностных взаимоотношений в семье,
контроль учебной успеваемости ребенка, его
занятости во внеурочное и каникулярное время Психолого-педагогическая помощь и образование родителей (консультации, лекторий) |
8. Семьи беженцев | Отсутствие знаний о своих правах
и социальных льготах Эмоционально напряженная атмосфера в семье |
Социально-правовой патронаж |
9. Семьи участников военных действий |
Формы и методы работы, применяемые социальным педагогом в социально-психологическом сопровождении семей, находящихся в зоне социально-экономического и психолого-педагогического риска
Диагностика семейных проблем | Индивидуальная и групповая просветительская работа с семьей | Профилактические мероприятия | Социально-педагогическая защита прав ребенка |
Наблюдение специалистов (классный руководитель, социальный педагог, медик, психолог и т. д.) | Памятки для родителей | Родительский лекторий, индивидуальные консультации, плановые беседы | Выявление и поддержка детей, нуждающихся в социальной защите: опекаемых, инвалидов, малообеспеченных и т. д. |
Анкетирование детей и родителей с целью изучения морально-психологического фона семьи как воздействующего фактора на личность ребенка | Методические рекомендации для родителей | П профориентация и трудоустройство учащихся из семей зоны риска | Защита прав и интересов ребенка в различных инстанциях (суд, прокуратура, Комиссия по делам несовершеннолетних и т. д.) |
Тестирование | Консультации родителей по запросам | Трудоустройство учащихся в летний период | Индивидуальная помощь детям, подвергшимся психологическому и физическому насилию в семье |
Анализ документации (личных дел, журналов и т. п.) | Индивидуальные беседы | Оказание материальной помощи | Индивидуальный патронаж |
Анализ продуктов детского творчества | Родительский клуб | Создание памяток и методических рекомендаций | |
Составление социальных паспортов классов | Участие в родительских собраниях | Привлечение учащихся из семей зоны риска к участию в детском самоуправлении | |
Создание балка данных семей учащихся, находящихся в зоне социального риска |