Реализация личностно ориентированного подхода на уроках географии

Разделы: География


Статья отнесена к разделу: преподавание географии.

Школьный учитель – очень необычная профессия. Объектом его работы является общество будущего. Не будущее общество, а именно общество будущего, о котором написано так много и противоречиво. Сейчас изменились цели общего среднего образования, разрабатываются новые учебные планы, новые подходы к отражению содержания. Создаются новые концепции образования, стандарты, в которых описано не только содержание, но и требования к результатам обучения, основанные на деятельном подходе. А качество знаний определяется тем, что умеет с ними делать обучаемый. Долгие годы в системе среднего образования господствовала модель традиционного обучения. В последние годы особое внимание было обращено на концепцию личностно – ориентированного обучения, относящегося к модели инновационного типа.

В основе личностно – ориентированного обучения лежит признание индивидуальности, самобытности каждого человека, его развитие не как “коллективного субъекта”, а, прежде всего, как индивида, наделенного своим неповторимым субъективным опытом. Хотелось бы обратить внимание на то, что, начав использовать в своей работе элементы личностно – ориентированного обучения на уроках географии, я в своей деятельности опираюсь на личность ребенка, его жизненный опыт, индивидуальность. Естественно, возникает проблема, как выявить индивидуальность и субъективный опыт каждого ребенка в образовательном процессе. Ведь личность ребёнка – главная ценность и основной объект заботы учителя. Эта педагогическая идея является основной в системе моей работы

Рассматривая основные требования к личностно – ориентированному уроку, И.С. Якиманская отмечает, что его цель – создание условий для проявления познавательной активности учеников. Эти цель и средства организации личностно – ориентированного урока мною конкретизируются в зависимости от назначения урока, его тематического содержания. И каждый ученик должен чувствовать себя на уроке комфортно. В это понятие я вкладываю следующий смысл:

  • не следует ругать за ошибки, нужно хвалить за правильные решения;
  • максимально, как только возможно, способствовать самостоятельному получению знаний учащимися;
  • создавать на уроке ситуацию успеха, так строить задания, чтобы каждый ученик мог добиться успеха и даже у совсем слабых учеников пропал “комплекс двоечника”;
  • организовать работу таким образом, чтобы дети получали навыки не только индивидуальной работы, но и работы в коллективе, учить их терпимости, взаимопониманию и взаимовыручке;
  • заниматься отдельно с учениками, которые хотят знать больше.

Организация исследовательской деятельности при работе над проектом по географии

Задачу личностно – ориентированного обучения может решить учитель, который не только учит, но и понимает, как ребенок учится. Решение проблем развития у учащихся самостоятельности, творческого отношения к делу, привычки к обучению, мною стали возлагаться на метод проектов. Мой опыт по внедрению метода проектов на своих уроках еще совсем не велик, но работая над ним и выполняя в совокупности все задания, описанные мной в работе, с уверенностью могу сказать, что этот метод способствует улучшению уровня и качества знаний. Один из основоположников метода проектов У.Килпатрик считал проектом любую деятельность, выполняемую “от всего сердца” с высокой степенью самостоятельности группой учащихся, объединенных в данный момент общим интересом. Проектное обучение носит исследовательский характер. Поэтому считаю его применение более, чем актуальным при изучении экономической и социальной географии мира. Темы проектов очень интересны. Ребята используют различные формы получения информации: интервью, опросы, наблюдения и т. д. При работе над проектом мною были выполнены следующие функции:

  • помощь ученикам в поиске источников, способных помочь им в работе над проектом;
  • координатор всего процесса;
  • поддержка в продвижении работы над проектом;
  • поощрение учеников;

Представление результатов исследования происходит на общешкольной научно – практической конференции “Я познаю мир” в форме презентации проектов. На этапе презентации важно научить учащихся кратко излагать свои мысли, логически связно выстраивать сообщение, изготавливать наглядность, вырабатывать стройную манеру изложения. На этом этапе роль учителя значительно возрастает. Необходимо правильно обобщить, резюмировать, дать оценку. Важно, чтобы учебный и воспитательный эффект были максимальными. И, конечно же, применение компьютера дало положительный эффект. Это же мечта многих школьников – научиться работать на машине. Особенно, если в результате получается красивое движущееся изображение, с которым можно дольше работать. Чтобы научить ребёнка программе презентации мне достаточно двух – трёх часов, столько же работы с фоторедактором. И вот уже мелькают на экране детские мысли об окружающей нас природе – на основе фотографий и видеосъёмок. В основе проектирования лежит освоение новой информации, но процесс нужно организовать, смоделировать. Таким образом, мною реализуется одна из задач личностно – ориентированного обучения. Использование исследовательских проектов в обучении расширяет возможности реализации образовательно – воспитательного потенциала географии.

Развитие личности учащихся в процессе изучения экономической и социальной географии мира

С уверенностью можно сказать, что курс экономической и социальной географии мира имеет большое значение в развитии личности старшеклассников. А реализовать эту сложную задачу мне позволяют различные виды деятельности: лекции, семинары, практикумы, творческие и самостоятельные работы, зачёты. Так тему “География населения мира” учащиеся изучают на основе работы с различными источниками информации: учебником, атласами, газетами, справочниками, энциклопедией. В течение двух часов – практикумов учащиеся в четырёх группах изучают особенности населения мира, используя при этом предложенные мной инструктивные карточки. В каждой карточке есть задание для устной работы (анализ карт, таблиц, диаграмм, пирамид, рисунков, текста ученика) и работы в тетрадях (построение графиков, заполнение таблиц). В течение 30 минут учащиеся самостоятельно работают в группах. После этого каждая группа выступает по своему вопросу у доски. Остальные в это время слушают выступления, могут задавать вопросы и обязательно делают записи в тетради. Оцениваю каждого ученика группы индивидуально. И так как одной из целей личностно – ориентированного обучения является развитие личности учащихся на основе личного опыта, то данная деятельность дает хороший результат.

На уроке мной не даются готовые ответы на вопросы. Очень важно, чтобы учащиеся искали ответы самостоятельно. Поэтому, кроме уроков – практикумов в 10 классе, провожу несколько уроков – семинаров. Даю список необходимой литературы. Составляю такие вопросы к семинару, которые могут вызвать желание выступить. Теоретические вопросы чередуются с работой по атласу и контурной карте, записями в тетради. Также в качестве итогового урока по теме “Зарубежная Европа”, провожу семинар. Такие уроки – семинары развивают личность учащихся, формируя умения самостоятельно работать, слушать, анализировать ответы одноклассников.

В курсе экономической и социальной географии мира предлагаю учащимся выполнять творческие работы различного характера. Такие работы являются источником, который способствует формированию познавательного интереса. А он является неотъемлемой частью личностно – ориентированного обучения. Учащиеся, выполняя творческие работы, активно оперируют приобретенными знаниями, умениями, навыками, совершают поисковую, активную деятельность и поднимаются на новый уровень познания и развития своей личности. Эта работа проводится только по желанию учащихся. Из моего опыта работы в 10 классе сделан вывод, что такие работы нравятся учащимся. Они с удовольствием их выполняют, развивая при этом творческие способности, активность и самостоятельность. К творческим работам я отношу и написание рефератов. Рефераты предлагаю подготовить к последним занятиям в учебном году. Защиту рефератов организую как итоговый контроль. Функции контроля самые разнообразные: обучающие, развивающие, воспитывающие. Перед защитой рефератов провожу консультации. Темы, над которыми учащиеся работают, охватывают практически весь курс экономической и социальной географии мира. Например: “США – великая держава”, “Земельные и лесные ресурсы мира”, “Энергическая проблема как глобальная проблема”.

При личностно – ориентированном обучении развитию познавательного интереса способствуют применяемые мной на уроках географии игровые технологии. Ведь игра – это такой вид деятельности на уроке, который направлен на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление в ученическом коллективе. Опыт показывает, что обыкновенная политическая карта мира зачастую не может служить эффективным инструментом для формирования знаний о местонахождении и взаимном расположении государств. Поверхностное изучение карты – проблема для многих учащихся 10 класса. В решении названной проблемы учащимся могут помочь “графы”. “Граф” - математическая модель, используемая для описания взаимного расположения объектов на политической карте мира. Кружками обозначаются страны, а линиями, соединяющими кружки – наличие общей границы между соответствующими государствами. Например, изучая тему “Страны Зарубежной Европы”, при использовании “графов” в вершинах можно указать названия лишь некоторых стран, чтобы учащиеся заполнили недостающие. При выполнении такого задания учащиеся выясняют не только множество подробностей политико – географической карты, но и получают навыки математического моделирования. “Граф”, конечно, не может заменить карту. Он является лишь производной, даёт возможность намного глубже проникнуть в карту, лучше рассмотреть и запомнить её. Содержание и методика проводимых мной занятий ставит своей целью сформировать личностно – ориентированное направление в обучении, а это значит нестандартное мышление, умение выбирать существенное в содержании, делать выводы и обобщения.

В курсе географии 10 класса продолжаю формировать экономико – географические понятия. Исходя из основной цели курса – завершение формирования знаний о географической картине мира, выбрала, на мой взгляд, самый оптимальный путь работы над понятиями. Это дедуктивной: от ознакомления с формулировкой определения понятия к варьирующим признакам, отражению их в конкретном учебном материале. Например, на уроке “Международные экономические отношения” рассматриваю дедуктивный приём формирования понятий. Учащиеся самостоятельно знакомятся с материалом по тексту учебника. Составляют схему – конспект “Формы международных экономических отношений”. В определениях понятий находят признаки, характеризующие их, и закрепляют на конкретных примерах по заранее заготовленным карточкам. Учащиеся зачитывают содержание карточки и устанавливают форму экономических связей, называют признаки, по которым они определили это понятие. Кроме закрепления основных понятий, содержание карточки способствует получению дополнительной географической информации и расширению знаний учащихся о странах мира. Выполняя такие задания, по моему мнению, мною создаются условия для проявления познавательной активности учащихся, воспитания и развития индивидуальных особенностей. А это важный пункт в личностно – ориентированном обучении. Применяя данные приёмы обучения, я прихожу к выводу, что учащиеся получают не только определённый уровень знаний по предмету, но и развивают свои творческие способности, ставя себя на место того или иного природного объекта. Хочу сказать, что при такой организации работы учащиеся самостоятельно выбирают для себя задание. Если ученик стеснителен и устный ответ даётся ему с трудом, то он может выбрать карточки для работы с контурной картой или письменного ответа. У него есть возможность показать свои истинные знания и получить более высокую оценку, а не просто сидеть на уроке и думать: “Только бы меня не спросили”. Кроме того, разные серии карточек воспитывают у учащихся навыки и приёмы передачи полученных знаний письменно, графически, на контурной карте. И ещё, задания каждой серии неодинаковы по сложности и объёму материала, поэтому при раздаче карточек нетрудно соблюдать принцип учёта индивидуальных способностей учащихся. Личностно – ориентированный урок позволяет ярче проявить себя не только ученику, но и учителю. Например, проводя урок по теме “Население мира”, выступаю в отношении сотрудничества с учащимися. На протяжении всего урока идёт сочетание диалогического обучения и самостоятельной работы. Стараюсь выступать в роли собеседника, помогающего направить сознание подростка в верное русло, тем самым, проявляя эмоциональную поддержку. Понять, на что сориентирована личность каждого ребёнка, мне помогает использование на уроках приёма рефлексии. По – моему мнению, он должен являться одной из составных частей личностно – ориентированного обучения при изучении экономической и социальной географии мира, так как позволяет при анализе результата, понять насколько был успешен урок.

Таким образом, в такой работе главная цель направлена не только на усвоение знаний и формирование умений, но и на воспитание личности, способной к творческой и самостоятельной деятельности.

Значение личностно – ориентированного подходов в обучении предмета географии

Современный учитель географии должен обладать большими и разнообразными знаниями. В настоящее время я большое внимание уделяю совершенствованию своего педагогического мастерства, применяя инновационные технологии. Как мне кажется, география является центральным школьным предметом. Она способна активизировать класс и выявить у учащихся качество и способности, о которых никто никогда не подозревал, потому что географические исследования позволяют найти связь между жизнью ребёнка и жизнью целого мира. За время обучения в школе ребёнок познаёт человеческую жизнь в её различных проявлениях. Так возникает единство всех изучаемых предметов и целостная картина мира. Любая из дисциплин неизбежно содержит ссылки на географию, а география занимается вопросами, которые более углублённо изучают другие науки (биология, история, физика и др.). Как учитель использует эти взаимосвязи, зависит целиком от его фантазии и жизненного опыта. Думается, мои знания и опыт жизни помогают мне находить связи с другими науками. Стремлюсь слышать, видеть и понимать каждого ученика, показываю свою личную заинтересованность в успешных результатах работы. Приведённые примеры дают основания утверждать, что личностно – ориентированное обучение способствует более успешному усвоению учащимися нового материала, повышению учебной мотивации, росту личности ребёнка, объективности самооценки, формированию навыков поведения в коллективе.

Основную задачу школы я вижу не только в том, чтобы каждый ребенок, окончив ее, имел целостную картину мира и получил набор конкретных знаний и умений. Важно привить ребенку вкус к самостоятельному добыванию знаний. Руководствуясь в своей жизни принципом “Немедленно отправляйся в путь туда, где тебя обещали научить чему – либо полезному”, я стараюсь передать этот жизненный принцип детям. А вообще, я считаю, что главная моя цель – привить детям любовь к нашей науке, сделать так, чтобы они хотели узнать больше о нашей планете, чтобы они полюбили весь мир, чтобы Россия была для них не абстрактным словом, а их родным домом, чтобы они понимали, что жизнь в этом доме зависит и от них тоже. А добиться это можно, только используя технологию личностно – ориентированного обучения.

Список используемой литературы

  • Баранчиков Е.В. Справочные материалы по экономической географии России и мира. – М: Федеральное государственное учреждение “Федеральный центр тестирования”, 2005.
  • Глушкова В.Г., Симагин Ю.А. Тесты и задания по экономической и социальной географии мира. – М.: ВЛАДОС, 2000.
  • Душина И.В., Таможняя Е.А. Методика и технология обучения географии в школе. – М: АСТ.Астрель,2002.
  • Ерофеева Н.Ю., Иваньченко Е.Н. Педсовет: идеи, методики, формы. – М.: 2004.
  • Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. – М.: Издательский центр “Академия”, 2003.