Цель: познакомить с особенностями строения и образом жизни пресмыкающихся и их приспособлением к жизни на суше.
Ход урока
I. Организационный момент
Долгожданный дан звонок -
Начинается урок.
II. Актуализация знаний и постановка проблемной ситуации
Учитель. По набору свойств определите, где здесь растение, а где – животные. Слайд 1 (Приложение 1)
1. Выделение кислорода 2. Создание органических веществ 3. Рост 4. Размножение |
1. Поглощение кислорода 2. Заглатывание пищи 3. Рост 4. Размножение 5. Чувствительность 6. Движение |
Дети. В первом столбике написаны свойства растений, а во втором – животных.
У. Сегодня продолжим изучение животных.
Прочитайте характеристику и определите, о какой группе животных идет речь.
Слайд 2. (Приложение 1)
У. Сухопутные членистоногие с шестью ногами и крыльями.
Д. Это насекомые.
У. Почему насекомым время от времени приходится “менять одежду”?
Слайд 3. (Приложение 1)
У. Животные, обитающие в воде и на суше. Покрыты голой кожей. Дышат легкими. Откладывают икру.
Д. Это земноводные.
У. Что мешает земноводным удаляться от водоемов?
Слайд 4. (Приложение 1)
У. Рассмотрите изображения животных. Найдите только земноводных, объясните свой выбор.
- Назовите оставшихся животных.
К какой группе их можно отнести?
Д. Это пресмыкающиеся.
У. Приходилось ли вам трогать ящериц?
Почему кожа пресмыкающихся кажется холодной?
Дети высказывают свои предположения.
III. Совместное открытие знаний
Слайд 5 (Приложение 1)
У. Рассмотрите фотографии. Каких пресмыкающихся вы знаете?
У. Почему эти животные получили такое название?
Д. Они извиваются всем телом – пресмыкаются, так как их лапы расположены по бокам тела, а не под брюхом.
Слайд 6. (Приложение 1)
У. Пресмыкающиеся – первые по-настоящему сухопутные позвоночные животные.
Чем покрыты земноводные?
Д. Всегда имеют голую кожу.
У. А пресмыкающиеся? (Дети пользуются учебником и фотографиями животных)
Д. Кожа покрыта чешуей.
У. По покрову очень легко отличить земноводное от пресмыкающихся.
У. Как дышат земноводные?
Д. На воздухе легкими. Это особые мешки с тонкими стенками, через них кислород из воздуха легко поступает в кровь. Дышат через кожу, которая покрыта защитной слизью и потому всегда влажная.
У. Как же дышат пресмыкающиеся?
Д. Только легкими, а кожа – сухая.
У. Кожа пресмыкающихся покрыта щитками. Они защищают организм от лишнего испарения воды. Твердые щитки не растут вместе с телом.
- Что же приходится делать пресмыкающимся?
Д. Пресмыкающиеся, как и насекомые, линяют, т. е. меняют кожу по мере роста.
У. Как размножаются пресмыкающиеся?
Д. Откладывают яйца на суше.
У. Можно ли поздней осенью, зимой встретить пресмыкающееся в природе?
Д. Нет.
У. Почему?
Д. Они прячутся, засыпают.
У. Температура тела пресмыкающихся не постоянная, она зависит от температуры на улице.
Пресмыкающиеся – животные холоднокровные. При похолодании они засыпают, пока тепло их не разбудит снова.
- Где будут чаще встречаться пресмыкающиеся?
Д. В жарких странах, там тепло круглый год, и пресмыкающиеся не теряют своей активности.
Задание. Цирк переезжал в другой город, и питон ехал до вокзала в грузовой машине, вместе с другими животными. Какой стала температура тела питона, когда приехали на вокзал, если на улице было +10?
Выберите ответ: +5, +10, +36.
Д. +10.
Слайд 7. (Приложение 1)
У. На какие группы можно разделить всех пресмыкающихся?
Д. Ящерицы, змеи, крокодилы, черепахи.
IV. Первичное закрепление (обучение способам самостоятельного применения знаний)
Ученики делают свои сообщения об интересных пресмыкающихся. По ходу рассказов заполняется таблица.
Черепахи | Ящерицы | Змеи | Крокодилы | |
Чем питаются | ||||
Роль в экосистеме |
У. Ребята, как вы будете себя вести, столкнувшись со змеей в природе?
Дети дают свои ответы.
У. Далеко не все змеи ядовиты, к неядовитым змеям средней полосы нашей страны относится уж. Главное правило в общении со змеями – не трогать их.
Лишь очень опытные люди могут наверняка различить ужа и гадюку и вести себя с ними по- разному.
V. Итог работы
Слайд 8. (Приложение 1)
У. Можно ли назвать пресмыкающихся настоящими сухопутными животными?
Литература
- “Окружающий мир”. Учебник для 3 класса (1-4) “Обитатели Земли”. Часть 2. (Авт. коллектив: А.А. Вахрушев, руководитель; О.В. Бурский, А.С.Раутиан).
- Вахрушев А.А., Алтухов С.М., Раутиан А.С. Обитатели Земли. 3 класс. Методические рекомендации для учителя.