>Цели:
- Создать условия для формирования представлений учащихся о водоёмах нашего края. Раскрыть значение водоёмов в природе и жизни человека, показать необходимость и способы охраны.
- Развивать познавательный интерес, умение рассуждать, анализировать. Закрепить умения и навыки работы с картой; совершенствовать навыки самостоятельной работы.
- Формировать экологическое сознание и бережное отношение учащихся к окружающей природе.
- Воспитывать уважение к товарищам, любовь к своему краю, Родине
Задача: Организовать обучение так, чтобы всем было интересно. Чтобы слабый ученик тянулся к уровню среднего. Средний ученик - к уровню сильного. А сильный ученик стремился к совершенствованию.
Оборудование: Компьютерная презентация, выставка книг, посвященная Алтайскому краю.
Подготовка к уроку: Класс разделен на разноуровневые группы, каждой группе дается задание и рекомендуется литература.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Эмоциональный настрой. СЛАЙД 1
Есть ли на свете такой уголок,
Где бы я ни был, - не знаю.
Только, пожалуй, найти я не мог
Лучше Алтайского края.
Волны пшеницы, как моря прибой,
Плещут от края до края...
Ясных озёр здесь простор голубой -
Будто бы небо Алтая.
- Как вы думаете, почему я начала урок с этого стихотворения? Какую дату отпраздновал край в этом году?
- Правильно. В сентябре наш край отпраздновал 70-летие. Мы продолжаем изучать наш край.
III. Проверка домашнего задания.
- Итак, проверим, что вы уже знаете о своём крае. СЛАЙД 2
- Как называется наш край? В какой природной зоне находится?
- Какой город является главным на территории нашего края? (Показать на карте)
- Кто наши соседи? (Показать на карте)
- Показать на карте посёлок, в котором мы живём
- Перечислите города края.
IV. Сообщение темы урока.
- Сегодня мы отправимся туда,
Где плещется вода.
Чтоб тему урока узнать,
Кроссворд нам надо разгадать. СЛАЙД 3.
- Тема нашего урока "Реки и озёра нашего края". СЛАЙД 4.
- Чтобы вам хотелось узнать на уроке? (Дети формулируют вопросы) СЛАЙД 5.
Самые крупные реки и озёра края.
Какое значение имеют водоёмы для растений, животных и жизни человека.
3. Меры по охране водоёмов.
- Чтобы рассмотреть эти вопросы, нужно дружно и активно работать и помнить о задачах, которые вы сами поставили на урок. Показать эти знания в практической работе, углубить знания и представления о крае.
V. Работа по теме урока.
1. Повторение.
- Как вы думаете, ребята, что относится к водоёмам? (Реки, моря, озёра.)
- Вы уже знаете, что водоёмы бывают естественные и искусственные. Сформулируйте, какие водоёмы называются естественными? (Те, что созданы природой.).
- Какие - искусственными? (Те, что созданы руками человека).
- Скажите, для чего создают люди искусственные водоёмы? (Водохранилища для гидроэлектростанций, пруд - для разведения рыбы, каналы - для судоходства, а в сельском хозяйстве для орошения полей).
СЛАЙД 6 - Назовите, какие водоёмы отнесёте к искусственным, а какие - к естественным?
Как называют место, где река берёт своё начало? (исток)
А место впадения реки в другую реку, озеро или море? (устье)
Что ещё имеет река? (приток)
Чем озеро отличается от реки? (Озеро не имеет ни истока, ни устья. Это природные углубления на поверхности суши, заполненные водой.)
2. Реки края, их использование человеком.
СЛАЙД 7
С горных круч и ущелий Алтая,
Пробиваясь издалека,
Катят волны Катунь голубая
И зелёная Бия - река.
И, сливаясь в пути, их потоки,
Берега, приподняв высоко,
Рукавов многоводной протоки
Разливаются в Обь широко.
СЛАЙД 8 - Перед вами таблица "Реки края". Используя эту таблицу, что вы можете сказать о реках нашего края?
- А что ещё вы знаете об этих реках? ( Рассказы детей о самых крупных водоёмах.)
СЛАЙД 9 - Катунь берёт начало из ледника Геблера горы Белухи. Длина реки - 688км. После выхода из гор Катунь широко разливается по равнине, течение становится медленнее, приобретает равнинный характер, разливаясь на протоки, и течёт на север до слияния с Бией. Вода в Катуни холодная, температура её летом редко поднимается выше 15 градусов. Летом, когда в горах тают ледники, вода в реке мутная от примесей мельчайших частиц размытых горных пород. В остальное время года вода зеленоватая или голубая.
СЛАЙД 10 - Бия - вторая по величине река Алтая. Длина её 301км. Вытекает река из Телецкого озера. В русле реки много порогов, преодоление которых на лодках требует большой сноровки и смелости. Очень красиво выглядит место слияния Бии и Катуни. Две реки, одновременно мощные, несут свои воды, сходясь в ещё более мощную струю - реку Обь. Обе реки имеют разный цвет. Катунь зеленоватый (бирюзовый), а Бия - белый (грязно-серый). Некоторое время реки несут свои воды, почти не смешиваясь, образуя "полосатую" бело-зелёную струю.
- Послушайте легенду о реках Катунь и Бия.
СЛАЙД 11 - Обь является главной рекой Алтайского края. На расстоянии 500км широкая лента Оби пересекает край, образуя два гигантских изгиба. По своей длине она уступает в России только Лене и Амуру, а по площади бассейна Обь - самая крупная река нашей страны.
СЛАЙД 12 - На реке Оби расположена столица Алтайского края - город Барнаул.
СЛАЙД 13 - Одной из крупных рек Алтая является река Чарыш. Своё начало Чарыш берёт в республике Алтай. Река используется туристами для сплавов, имеется несколько порогов. Долина реки исключительно живописна. Вода прозрачна и сквозь неё видно, как мелькают камни и дно. По берегам реки много удобных мест для стоянок.
СЛАЙД 14 - Неслучайно именно на реку Чарыш пал выбор президента России В.Путина для совершения первого в жизни водного путешествия. С тех пор этот маршрут называют "президентским".
- А какая река протекает по нашему району?
СЛАЙД 15 - Река Кулунда маловодна и питается главным образом за счёт снеговых вод. В жаркие летние сезоны нередко пересыхает.
- Как используются реки края?
СЛАЙДЫ 16-17
- Реки Алтая имеют хозяйственное значение: судоходство развито на Оби, Бие, Чарыше, Катуни. Для сплава леса используется Обь и Бия. Велико значение рек для водоснабжения сёл и городов, орошение полей и пастбищ. Все реки пригодны для спортивного рыболовства. По берегам рек располагаются турбазы, дома отдыха.
3. Рассказ учителя об озёрах края.
СЛАЙД 18 - Живописны алтайские озера. В крае их насчитывается тысячи, и расположены они по всей территории. Большая часть озер находится в Кулундинской низменности. Недаром Алтай называют краем голубых озер. Небольшие по размеру горные и степные озера придают своеобразное очарование и неповторимость. 60% озёр - пресные, остальные - солёные и горько-солёные. Пользуясь данной таблицей, (СЛАЙД19) скажите, какое озеро самое глубокое, а какое самое большое по площади?
СЛАЙД 20 - Самое большое озеро в Алтайском крае горько-соленое озеро Кулундинское. Оно мелководное, питается водами реки Кулунды и подземными водами. В жаркое лето, а климат здесь сухой, с поверхности озера, хорошо прогреваемой солнцем, испаряется много воды. Испарение - это единственный путь, через который вода уходит из озера, так как из него не вытекает ни одна река. Озеро не пересыхает даже в самые засушливые годы. Значительное количество воды озеру приносят реки Кулунда, Суетка и небольшие ручьи. На песчаных пляжах можно приятно отдохнуть и позагорать. Мелководье определяет высокую, до 26 градусов температуру воды. Вода в озере слабосолёная. На схеме показано озеро Кулундинское и реки, впадающие в него. Пунктирной линией обозначен заказник (СЛАЙД 21), который расположен здесь. (Слайд 22.) Весной и осенью во время массового перелёта птиц большие стаи останавливаются на озере для отдыха. А многие из них остаются на летние гнездовья. Поэтому здесь организован заказник с целью защиты и сохранения уникального разнообразия водоплавающих птиц.
СЛАЙД 23 - К югу от Кулундинского находится второе по величине озеро - Кучукское и река Кучук. В восточной и южной его части имеются незапесоченные целебные грязи. До Великой Отечественной войны здесь был расположен курорт. Потом его закрыли. Озеро раньше соединялось протокой с Кулундинским озером. Озеро Кучукское хорошо изучено. СЛАЙД 24 - Его глауберовая соль (мирабелит) является сырьём для работы ОАО "Кучуксульфат". Эти два озера нанесены на всех картах мира. В их рапе и донных отложениях большие запасы солей и различных элементов. Вот как выглядят эти озёра из космоса. СЛАЙД 25
СЛАЙД 26 - Озеро Яровое имеет высокоминерализованную воду и месторождение лечебных грязей. В озере добывают поваренную соль. Глубина озера - до 7-8м. берега крутые, обрывистые, высотой от 2 до 25м. По берегам много родников, с температурой 28-29 градусов. На соленом Большом Яровом озере много лет существует лечебно-оздоровительный комплекс. Соленая вода, обилие степного солнца всё это создаёт неповторимые условия для отдыха. Озеро является гидрогеологическим памятником федерального значения.
СЛАЙД 27 - В окрестностях Змеиногорска находится небольшая деревня с ласковым названием Савушки, рядом с которой расположено живописное Колыванское озеро. Вдоль берегов красивого, спокойного и чистого озера стоят гранитные скалы причудливых форм. Есть хорошие места для купания. О чистоте озера свидетельствует тот факт, что здесь водится редкий водяной орех (чилим), (СЛАЙД 28) занесённый в Красную книгу. Это реликтовое растение, сохранившееся с доледникового периода.
СЛАЙД 29 - Кто узнал это озеро? Что вы знаете о нём? (Об озере рассказывают дети, которые приготовили сообщение дома.)
4. Закрепление знаний. Работа с картой.
- На прошлом уроке вы отмечали столицу нашего края, район и посёлок, в котором живём. СЛАЙД 30. А теперь на карте найдите и закрасьте озёра Кулундинское и Кучукское, реки Бия, Катунь и Обь.
Самопроверка СЛАЙД 31
5. Значение водоёмов и их охрана.
- Какое значение имеет вода для растений, животных, человека? СЛАЙД 32
- Водоёмы - это хранилища воды.
- Дом для растений и животных.
- Место отдыха людей.
- Служат для перевозки грузов.
- Люди используют в быту и на производстве
- Что нужно делать, чтобы водоёмы были чистыми? СЛАЙД 33
- Правильно хранить и использовать удобрения и ядохимикаты.
- Сообщать в общество охраны природы об оставленных без присмотра ядовитых веществах.
- Оберегать животных и растения.
- Нельзя мыть в водоёмах машины и другие транспортные средства, так как в воду попадёт бензин или машинное масло.
- Не выбрасывать мусор в водоёмы и не оставлять его на берегу.
- Следить за чистотой воды, расчищать родники и ручьи.
- Учёные подсчитали, что каждый год во всём мире в водоёмы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тысяч товарных поездов. Даже в чистых водах Арктики нашли следы стирального порошка. В реках Волга, Дунай, Рейн купаться вообще нельзя. Волга загрязнена настолько, что в ней впору заняться добычей полезных ископаемых. В сибирских реках из-за затонувшего леса появились микроорганизмы очень вредные для здоровья человека и животных. Байкал теряет способность самоочищаться. Омуль - рыба, которая обитает только в чистой воде, - еле шевелится. В реке Амур столько минеральных удобрений, что дети после купания покрываются сыпью. В Бразилии тысячи семей покупают минеральную воду в бутылках, чтобы приготовить пищу или умыться, так как вода в водопроводах загрязнена отходами промышленных предприятий. Как бы такое не случилось и у нас! Тогда известная сказка Пушкина будет выглядеть вот так.
Разыгрывается сценка.
СЛАЙД 33
- Пройдёт немного времени - и владелец воды станет властелином мира. Полцарства будут давать не за коня, как раньше, а за глоток воды.
СЛАЙД 34.
VI . Домашнее задание.
Назовите озёра края, которые хранят в себе большие запасы поваренной соли, природной соды.
Сколько рек протекает на территории края, а сколько находится озёр?
Назовите ценные породы рыб, которые водятся в реках и озёрах края.
VII. Итог урока.
СЛАЙД 35.
- Подводя итог нашего урока, скажите, что нового и интересного вы узнали на уроке?
- Давайте споём песню-гимн о воде. СЛАЙД 36-38.