Урок в 1-м классе по теме «Понятия "длиннее", "короче", "одинаковые по длине"»

Разделы: Начальная школа


Цель:

  1. Уточнить и сформировать отношения "длиннее", "короче", "одинаковые по длине".
  2. Развивать вычислительные навыки, логическое мышление, мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения;
  3. Воспитывать аккуратность, умение дружить.

Оборудование:

  • герои: Бараш, Нюша, Крош, слон, поросёнок, котёнок, мышь;
  • индивидуальный раздаточный материал: полоски бумаги разного цвета и разной длины, домики с составом чисел 2, 3,4.

Ход урока

1. Организация начала урока.

Улыбнитесь друг другу. Подарите и мне свои улыбки. Спасибо. Ваши улыбки располагают к приятному общению, создают хорошее настроение.

Начинаем наш урок
Повторять мы будем счёт
И примеры порешаем,
Кто внимательней узнаем.

2. Устный счёт.

  1. Счёт от 1 до 10 в прямом и обратном порядке.
  2. Назовите числа чётные и нечётные;
  3. Назови соседей числа 5;
  4. Назови число, следующее за числом 6;
  5. Назови число предыдущее 4;
  6. Назови четвёртый день недели;
  7. Назови третий день года.

Логическая задача.

Если синий карандаш длиннее красного, но короче зелёного, то какой карандаш самый длинный? Самый короткий?

(После ответов детей, моделируем ситуацию с помощью отрезков).

img6.gif (553 bytes)

3. Индивидуальная работа.

(работают два ученика за закрытой доской)

Состав чисел: 2, 3, 4.

Рисунок № 1

4. Повторение.

Сегодня нам на уроке будут помогать мультипликационные герои, отгадайте кто это?

Загадка:

Длинное ухо
Комочек пуха.
Прыгает ловко
Грызёт морковку. (кролик)

Это Крош.

Рисунок № 2

Помогите Крошу решить примеры.

Прочитайте выражения разными способами.

1+1 = 4 -1=
2+1= 3 -1 =
3+1= 2 -1 =

Крош пришёл не один, кто же пришёл с ним?

Загадка:

Заплелись густые травы,
Закудрявились луга,
Да и сам я весь кудрявый,
Даже завитком рога. (баран)

Это Бараш

Рисунок № 3

Вместе с Барашем составьте задачу по иллюстрации и решите её.

(учащиеся выполняют задание с помощью магнитных цифр)

Молодцы, ребята и с этим заданием вы справились.

5. Физминутка.

Мы сидели, мы считали,
Мышцы тела все устали,
Потянулись и зевнули,
Спинки дружно все прогнули,
Повернулись вправо, влево,
Стало гибким наше тело.
А теперь попляшут ножки,
Побежали по дорожке
Быстро, быстро: топ-топ-топ,
И в ладоши хлоп-хлоп-хлоп
Подбородком дотянулись
И друг другу улыбнулись.

6. Изучение нового материала.

Что же за мультипликационный герой спешит к нам на помощь?

Вместо хвостика - крючок,
Вместо носа пятачок.
Пятачок дырявый,
А крючок вертлявый. (Поросёнок)

Учитель:- Это Нюша.

Рисунок № 4

Она очень любит прыгать на скакалках. Но посмотрите, какой беспорядок!

(все скакалки разных цветов)

Давайте поможем Нюше навести порядок, и сравним скакалки.

Которая из скакалок длиннее? Как не ошибиться в ответе на этот вопрос ?

(Нужно приложить одну скакалку к другой. Дети выполняют это действие)

Какая скакалка самая длинная, самая короткая?

Итак, мы помогли Нюше навести порядок в её игрушках. О чём должен помнить каждый ученик? (Все вещи держи в порядке.)

Практическая работа: (на партах раздаточный материал: полоски бумаги разной длины и разных цветов).

Сравните полоски бумаги по длине. Что для этого надо сделать?

(Положить полоски друг под другом, так чтобы начало каждой совпадало. (Один ученик выполняет у доски.)

Какая из полосок длиннее остальных? Короче остальных?

Покажите полоску, которая короче жёлтой, но длиннее голубой.

Покажите полоски одинаковые по длине.

Логическое упражнение.

К Нюше пришли гости поиграть. (Слон, медвежонок, лисёнок, зайчонок, , мышонок)

Выбери для каждого гостя подходящую скакалку.

Рисунок №5

Чтобы игра проходила весело и доставляла удовольствие какие правила надо соблюдать ?

7. Физминутка.

Чтоб глаза твои зорче были,
Чтоб в очках тебе не ходить
Эти лёгкие движенья
Предлагаю повторить:
Вдаль посмотрим и под ноги,
Вправо, влево побыстрей,
Удивимся, что такое
и закроем их скорей,
А теперь по кругу быстро,
словно стрелочки часов
проведём глазами дружно,
ну, а дальше, будь здоров.

8. Закрепление.

Работа по учебнику: стр. 30-31.

Рассмотрите рисунок.

  • Какой поводок длиннее, а какой короче? Чей хвост длиннее? Чьи уши короче?
  • Какой ремень короче? Какой ремень длиннее? Какой ремень шире? Какой ремень уже?
  • Рассмотрите рисунок на странице 31.
  • Герои какого мультфильма измеряют длину удава? ("Тридцать три попугая")
  • Почему удав, говорит, что он в попугаях гораздо длиннее? (Шаги обезьянки длиннее, а попугая короче?).

Вывод: чтобы измерения были правильными, надо измерять одинаковыми шагами, мерками длины.

9. Физминутка.

звучит песня из мультфильма "Тридцать три попугая". (Дети рисуют разными частями тела цифру 4: указательным пальцем, кулаком, локтем, плечом, коленом).

10. Работа в тетради. Стр 8.

А) Соедини картинку и соответствующую цифру.

Б) Раскрась самую короткую полоску.

В) Письмо цифры 4.

(анализ цифры, на что похожа, показ написания учителем, прописывание в воздухе, письмо цифры учениками, индивидуальная помощь учителя).

Выберите самую красивую цифру, которую вы написали, подчеркните её.

11. Итог урока.

Что нового узнали на уроке?

Повторим правила дружбы.

  • Не ссорься с друзьями; старайся работать и играть с ними дружно, не спорь по пустякам; не зазнавайся, если у тебя что-то хорошо получается; не завидуй товарищам - надо радоваться их успехам;
  • Если поступил плохо, не стесняйся в этом признаться и исправиться.
  • Умей принять помощь, советы и замечания от других ребят.