Образовательные задачи:
- Познакомить учащихся с защитными свойствами организма;
- Раскрыть сущность иммунитета;
- Познакомить с видами иммунитета;
- Сформировать понятия "иммунитет", "антитела", "вакцина", "прививка", "лечебная сыворотка";
- Обосновать необходимость применения прививок и лечебных сывороток;
- Познакомить со значением анализа крови для определения состояния здоровья человека.
Оборудование:
- Таблица "Кровь"
- Портрет И.И.Мечникова
- Видеофильм "Кровь" (фрагмент "Лейкоциты")
- Раздаточные листы с "Планом военных действий"
- Учебник "Биология. Человек" Н.И. Сонина и М.Р. Сапина (издательство "Дрофа", 2003г.)
Содержание урока:
1 этап урока - организационный момент (приветствие учащихся, проверка готовности рабочего места, создание рабочей атмосферы).
2 этап урока - проверка знаний учащихся (проводится по ходу изучения нового материала).
3 этап урока - подготовка учащихся к активной УВД на основном этапе урока:
А) вступительное слово учителя (краткая историческая справка).
В Древнем Риме граждане должны были совершать воздаяния своему городу: денежные взносы, постройка храмов, а также несение воинской службы. Некоторых граждан по той или иной причине освобождали от такой повинности, которая носила название "мунис". В этом случае человек получал именную грамоту с приставкой "им" (не), а его самого называли "иммунисом" - освобождённым от какой - либо подати или повинности.
Б) Объявление темы урока и мотивация на изучение данной темы.
Вопрос 1. Что такое иммунитет? Что вы знаете об иммунитете? (мнения учащихся записываются на доске).
Сегодня мы станем свидетелями удивительных событий - военных действий двух армий, узнаем, каким оружием воюют "солдаты", кто победит в этой войне, получит награды и как полученный опыт поможет человечеству не допустить новой войны.
4 этап урока - изучение нового материала.
Наш организм - результат длительной эволюции, в ходе которой он приобрёл защитные приспособления (оборонительные рубежи).
Вопрос 2. Кто является врагом нашего организма и постоянно стремиться проникнуть в него разными путями - с водой или пищей, через воздух и порезы на коже? (выслушиваются мнения учащихся).
Вопрос 3. А кто же защитники нашего организма?
Задание для учащихся № 1: прочитайте в учебнике на стр.122 статью "Иммунитет" до слов "Ослабленные микробы:" и найдите первый защитный (оборонительный) рубеж нашего организма.
Вопрос 3. В чём выражаются его защитные свойства?
Учащимся раздаются листы с "Планом военных действий"
План военных действий:
1. "Начало войны - атака завоевателей на первом оборонительном рубеже
(кожа и слизистые оболочки)".
Вопрос 4. Абсолютна ли эта защита? (выслушиваются мнения учащихся).
2. "Прорыв врагов через первый оборонительный рубеж и поединок с солдатами - защитниками нашего организма".
Вопрос 5. Вспомните, какие защитники вам уже известны из предыдущих уроков? Дайте характеристику этим солдатам по следующему плану:
Характеристика солдат наших защитных войск:
- Название клеток.
- Род войск (к каким клеткам крови относятся?).
- Строение клеток.
- Способ уничтожения врагов - микробов (в помощь стр. 118 - последние два абзаца и стр.119 - первый абзац).
3. "Битва в разгаре - воспалительный процесс".
Этот учёный впервые описал данную битву в научной работе "О целебных силах организма" в 1883 году и он же один из первых русских учёных получил Нобелевскую премию в 1908 году.
Вопрос 6. О ком идёт речь? (демонстрация портрета И.И.Мечникова).
Вопрос 7. Как по анализу крови узнать, что в организме идёт воспалительный процесс и надо срочно помогать нашим защитникам?
(выслушиваются мнения учащихся).
4. "Химическая атака, или враг бежит (третий оборонительный рубеж - иммунная защита)".
В боевые действия включаются новые свежие войска лейкоцитов, которые находятся не в крови, а в лимфе - л и м ф о ц и т ы
Лимфоциты
В - клетки | Т - клетки |
"Стреляют" особыми химическими веществами - антителами (белками), которые убивают оставшиеся микробы и остаются в крови на определённое время. | "Запоминают" врагов - микробов в лицо и подают сигнал при новом их появлении В - лимфоцитам. |
5. "Организм спасён - враг уничтожен (victoria)".
Вопрос 8. Что же такое иммунитет?
Задание для учащихся №1. Найдите ответ на стр.122 в последнем абзаце (первом предложении) и сравните с вашими первоначальными предположениями (посмотрите записи на доске к вопросу № 1).
6. "Награждение победителей в войне с микробами"
Как полагается, по окончании войны героям вручают награды:
----------------------- Награды --------------------- |
|
! | ! |
организму | врачам |
(за личный вклад - естественный приобретённый иммунитет) | (за тактику боевых действий - искусственный иммунитет) |
Вопрос 9. О каких наградах идёт речь? Это мы узнаем, изучив стр. 122 учебника.
Задание для учащихся № 2: Прочитайте по учебнику 1-й столбец (последний абзац) и 2-й столбец (до статьи "Переливание крови") и ответьте на следующие вопросы (их можно заранее написать на доске и закрыть таблицами или раздать на парты).
Вопрос 10. Какие бывают виды иммунитета? Какой иммунитет называется естественным врождённым?
А ещё существует естественный приобретённый иммунитет. Он возникает тогда, когда человек переболевает инфекционным заболеванием и в его организме возникают антитела на данный вид возбудителя болезни.
Вопрос 11. Какой иммунитет называется искусственным активным?
(Ответ: Этот иммунитет возникает на введение в организм человека вакцины).
Вопрос 12. А что такое вакцина?
Вопрос 13. Кто впервые использовал вакцину коровьей оспы для прививки человеку?
Вопрос 14. Какой иммунитет называется искусственным пассивным?
(Ответ: Этот иммунитет возникает на введение в организм человека лечебной сыворотки).
Вопрос 15. А что такое сыворотка?
Учитель заслушивает ответы учащихся на поставленные вопросы.
5 этап урока - первичная проверка усвоения знаний.
Рефлексия (размышление) - работа со схемой "Иммунитет" на стр. 124 учебника и объяснение причин возникновения разных видов иммунитета.
6 этап урока - первичное закрепление знаний (просмотр видеофрагмента "Лейкоциты").
7 этап урока - контроль и самопроверка знаний учащихся:
Самопроверка по тестовым заданиям "Какие утверждения верны?" на стр. 124 и "Выберите правильный ответ" (№№ 1- 4) на стр.125.
8 этап урока - подведение итогов урока (даётся общая оценка работы класса на уроке и выставление оценок наиболее активным учащимся).
9 этап урока - информация о домашнем задании:
А) выучить статью "Иммунитет" на стр. 122;
Б) перечертить схему "Иммунитет" со стр. 124 в тетрадь;
В) для учащихся с повышенной мотивацией предлагается нарисовать карту военных действий, используя план - конспект урока.
Учитель биологии и экологии гимназии № 1554
Абдрахманова Каримя Анвяровна г. Москва 2008г.
Приложение 1 ( раздаточный материал для учащихся)
План военных действий:
- "Начало войны - атака завоевателей на первом оборонительном рубеже (кожа и слизистые оболочки".
- "Прорыв врагов через первый оборонительный рубеж и поединок с солдатами - защитниками нашего организма".
- "Битва в разгаре - воспалительный процесс".
- "Химическая атака, или враг бежит (третий оборонительный рубеж - иммунная защита)".
- "Организм спасён - враг уничтожен (Victoria)".
- "Награждение победителей в войне с микробами".